Известия ТРТУ
Тематический выпуск
тетически основными критериями социального здоровья можно назвать: социальнопсихологическая адаптированность; самоактуализация; позитивная Я-концепция; лидерские качества; смысложизненные ориентации, не противоречащие общечеловеческим ценностям; социальная направленность, креативность.
Бородулин В.Н. (Таганрог)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
Здоровье - сущностная экзистенциальная характеристика человека, изучая которую, можно раскрыть смысл большинства гуманитарных проблем. Длительная история развития философской антропологии - от Сократа до Мартина Бубера -оставила несколько традиций трактовки сущности человека, в полной мере претендующих на статус гуманитарных парадигм и выступивших методологическим основанием современной психологии. В широком понимании здоровье конкретного человека можно определить как процесс сохранения его социально-природных функций (био-физиологических, психологических, нравственно-витальных), обеспечивающих высокий уровень социальной активности личности при максимальной продолжительности жизненного цикла. Социально-философское понимание проблемы здоровья основывается: 1) на его рассмотрении как одной из главных социальных ценностей; 2) на его деятельностной функциональной направленности; 3) целостном понимании; 4) комплексном подходе к изучению и оценке.
Согласно современной гуманистической психологии, здоровье относится к разряду основных витальных ценностей (наряду с жизнью человека, его телесной целостностью и неприкосновенностью). Деятельностный аспект феномена здоровья в психологии функционально связывает его с высшим смыслом жизни - самоактуализацией и самореализацией личности в обществе. В процессе социальной жизнедеятельности личность творчески и гармонично реализовывает все свои способности и силы с гуманистическими и прогрессивными целями. Для достижения этой цели личность должна обладать совокупностью параметров здоровья - физическим, психическим, нравственно-духовным. Соответственно, в задачи гуманитарных наук входит комплексное изучение факторов, влияющих на сохранение и приумножение здоровья личности, что достигается, например, посредством валеологических исследований.
Валеология на данном этапе развития гуманитарных наук является базисным знанием, отражающим в себе мировоззренческие и методологические принципы изучения любого аспекта проблемы здоровья. В мировоззренческом плане валеологическая теория и практика означает поиск путей достижения личностью полноты жизни. В методологическом - она выполняет интегративную функцию, т.е. объединяет медицинские, психологические, социологические, педагогические и пр. знания о сущности здоровья, позволяющие сформировать целостный взгляд на самого человека. История развития частных наук показала, что разрозненные знания, полученные в условиях дисциплинарно независимых исследований, оказываются недостаточными, и только междисциплинарные связи способны преодолеть «концептуальный хаос» наук. Поэтому валеология стремится методологически полно и концептуально точно описать, объяснить, понять различные подходы к достижению и сохранению здоровья личности.
К сожалению, до сих пор информация о здоровье человека дифференцируется на основе эмпирико-аналитических данных о болезни. Медицина полностью ушла в патологию, в результате чего сведений о самом здоровье, его структуре, со-
Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека
держании, форме и методах оказывается явно недостаточно. Теоретики патологии в широте своих обобщений тяготеют к фундаментализму биологического знания, не особенно считаясь с клинической медициной и не смущаясь, что понятие «здоровье» и «болезнь» не входят в понятийный аппарат теоретической (эволюционной) биологии. Методологи же медицины в порядке «обобщения данных естествознания», санкционируют изначально некорректную постановку проблемы здоровья, поскольку они априорно воспринимают медицину сквозь призму биологии. Очевиден тот факт, что усилиями одних только медиков, ориентированных на лечение, не удастся справиться с обвалом патологий, которые обрушились на нынешнее поколение. Необходимо привлечение других, принципиально новых подходов.
Современные программы медицинского просвещения населения не учитывают в должной степени комплекса других гуманитарных аспектов здоровья личности: психолого-педагогические основания развития человека, его индивидуальные, типологические, возрастные и половые особенности. Не берется во внимание и уровень духовности человека. В системе естественнонаучного знания здоровье, в лучшем случае, определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Однако недостатком этого определения является отсутствие в нем упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающему миру и месту человека в нем. Хотя именно мировоззрение, усвоенные ценности, идеалы и нормы культуры изначально определяют поведение человека, а также его активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его развития.
Таким образом, современная наука, прежде всего, психология и философия осмысляют феномен здоровья человека как значимый компонент благополучия всего общества. Здоровье приобретает значение глобального фактора выживания человечества, следовательно, нужно говорить и об отдельных психологических практиках оздоровления, и о необходимости формирования политики оздоровления населения в целом.
Волкова А.И. (Таганрог)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
Общественные преобразования в России настолько сильны, что актуализируют исследования коммуникативных процессов жизнедеятельности человека 21 века в культурно-исторической и информационной связи времен и поколений.
В современном социуме резко меняется отношение к коммуникации и коммуникативным процессам. Парадигма императивного восприятия информации уходит в прошлое. На смену ей приходит более прогрессивная парадигма информационного сотрудничества. Суть которой заключается в рассмотрении коммуникативных процессов как обмена сигналами различных уровней энергий и осознание этих сигналов. Человек хочет быть услышанным и поэтому аккумулирует вокруг себя разноуровневые информационные сигналы в процессе жизнедеятельности. Что дает ему возможность не только более четкой интерпретации коммуникативной сферы, но и жизнедеятельности в целом. То есть в ключе парадигмы информационного сотрудничества возможно претворять мир вокруг себя и себя в мире во всех направлениях. Но далеко не каждый человек может реализовать свой потенциал и са-мораскрыть себя в социуме с помощью разноуровневых сигналов. Основная причи-