УДК 338.5 УДК 65.0 ББК 65.495
Оловянишникова И.В.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Olovyanishnikova I.V.
METHODOLOGICAL ASPECTS OF PAID MEDICAL SERVICE
Ключевые слова: исследование, платные медицинские услуги, цена, рынок,
себестоимость, пациенты, клиенты.
Key words: study, paid medical services, price, market, cost price, patients, clients.
Аннотация
В статье рассматриваются особенности структуры российского рынка платных медицинских услуг. Приводятся прогнозные показатели в области оказания платных медицинских услуг. Особое внимание уделено ценообразованию и расчету стоимости платных медицинских услуг.
Annotation
The article deals with the structure features of the Russian market of the paid medical service. The author gives the prognostic indicators of rendering of the paid medical services. Special attention is paid to pricing and cost calculation of the paid medical services.
Социально-экономические преобразования в обществе, недостаточное финансирование бюджетных медицинских учреждений, повлекшее за собой сложность получения многих видов услуг на бесплатной основе, бурный прогресс в сфере медицинских технологий и другие факторы привели к появлению и развитию рынка платных медицинских услуг, который требует детального изучения.
Условием адекватного развития рынка платных медицинских услуг является признание того факта, что учреждения здравоохранения являются производителями специфического товара в форме медицинских услуг. Для их успешного продвижения необходимо осуществить исследование рынка и создать эффективную модель реализации соответствующего продукта на рынке. Вместе с тем, услуги здравоохранения отличаются не только от обычного товара, но и большинства услуг, производство и потребление которых определяется, в первую очередь, соотношением платежеспособного спроса и предложения. Спецификой обладает и процесс продвижения платных медицинских услуг, требующий специального исследования. [2]
Рынок медицинских услуг представляет собой сегмент рынка нематериальных услуг, воплощающий систему экономических отношений между людьми, включающую в себя такие процессы, как процесс производства, распределения, обмена и потребления медицинских услуг.
Сущность платных услуг состоит в том, что услуга выступает товаром, сторона, оказавшая услугу, получает коммерческую выгоду за ее предоставление.
На развитие рынка платных медицинских услуг в России влияет общая экономическая ситуация в стране, - с каждым годом растет благосостояние населения. Однако, по мнению экспертов, главной причиной роста рынка платных медицинских услуг является ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи.
По мнению участников рынка частной медицины, развитие рынка платных медицинских услуг тормозится государственными учреждениями здравоохранения, которые предлагают клиентам платные услуги по демпинговым ценам. Проблемой развития отрасли платных медицинских услуг является высокий уровень первоначальных
инвестиций в открытие клиники платной медицины. Игроки рынка платных медицинских услуг часто сталкиваются с проблемами нахождения и удержания профессиональных врачей.
Общими тенденциями рынка частной медицины являются укрупнение формата и расширение профиля частных клиник, а также формирование сетей медицинских учреждений. Вместо одиночных медицинских кабинетов во многих российских городах появляются пять-шесть крупных многопрофильных медицинских центров. При этом их главной задачей становится формирование бренда клиники. Одной из последних тенденций отрасли является развитие государственно-частного партнерства.
Наиболее часто в России рынок платных медицинских услуг подразделяют на следующие сегменты: коммерческая медицина (или кассовые платежи за медицинские услуги); рынок добровольного медицинского страхования; теневой сектор.
Высокий объем рынка теневой медицины в России объясняется во многом тем, что в России клиенты часто идут лечиться не в частную или государственную клинику, а по рекомендациям знакомых, к определенному врачу. В таких случаях оплата оказанной медицинской услуги нередко производится непосредственно в руки специалисту, минуя любое оформление и налоги. По мнению специалистов, наибольшая доля теневого рынка сосредоточена в государственных медицинских учреждениях.
Следует отметить, что теневые платные услуги в государственных учреждениях связаны более всего с такими видами услуг, как диагностика, хирургические вмешательства и др.
В отличие от многих рынков товаров и услуг, где потребителями могут являться юридические лица, услуги медицинской отрасли оказываются только конкретным физическим лицам. Так, число принятых пациентов и число оказанных процедур является ключевыми параметрами для оценки натурального объема медицинского рынка.
В Самарской области потенциально каждый житель является клиентом коммерческой медицины, однако на практике лишь около 40% жителей пользуется платной медицинской помощью. В Европе данный показатель достигает 80%. В таблице 1 приведен прогноз численности пациентов медицинских услуг в городе Самара на 2011 -2014 годы.
Таблица 1 - Прогноз численности пациентов медицинских услуг в г. Самара
(Источник: BusinesStat)
Показатели Годы
2011 2012 2013 2014
Численность жителей Самары, включая граждан и иностранцев (тыс. чел) 1131,6 1130,0 1128,3 1126,7
Численность пациентов коммерческой медицины (тыс. чел) 476,0 482,8 489,6 498,7
Доля пациентов коммерческой медицины от населения Самары (%) 42,0 42,6 43,2 44,0
Анализ и прогноз численности пациентов медицинских услуг показывает, что доля пользователей коммерческих услуг ежегодно возрастает. Рост связан не только с повышением доходов населения, а прежде всего с развитием инфраструктуры медицинских услуг и коммерциализацией государственной медицины.
Услуги здравоохранения являются незаменимыми, в отличие от других менее необходимых потребностей. Количество медицинских платных услуг на одного пациента также имеет тенденции к увеличению (таблица 2).
Таблица 2 - Прогноз среднего числа медицинских услуг на одного пациента в г.
Самара (Источник: BusinesStat)
Показатели Годы
2011 2012 2013 2014
Численность пациентов коммерческой медицины (тыс. чел.) 476,0 482,8 489,6 498,7
Численность услуг, оказанных пациентам (млн. услуг) 7,01 7,15 7,33 7,52
Среднее число услуг на пациента в год (шт.) 14,7 14,8 15,0 15,1
Необходимо учитывать, что услугой является не только разовое обращение к специалисту, но и каждая диагностическая или терапевтическая процедура. При направлении на диагностику пациент может сделать одновременно диагностику на десятки заболеваний, при этом диагностика по каждому диагнозу может иметь в прайс-листе клиники отдельную цену. В итоге половина пациентов действительно совершают лишь несколько визитов в год, но другая половина, проходя комплексную диагностику, медицинские комиссии либо курсы процедур, получают сразу много услуг.
По оценке экспертов DISCOVERY Research Group, крупнейшим сегментом рынка частной медицины в России является стоматология. Доля рынка этого направления оценивается экспертами в 60%. На втором месте находится гинекология - 20%, на третьем - диагностика - 10%. На российском рынке платной медицины в последнее время активно развивается косметология, доля которой оценивается в 6% (рисунок 1).
□ Стоматология
□ Гинекология
□ Диагностика
□ Косметология
□ другие
6%
10%
Рисунок 1 - Структура российского рынка платных медицинских услуг по отраслям
При рассмотрении рынка платных медицинских услуг особое внимание следует уделять порядку и методике расчета стоимости услуг, выполняемых учреждением здравоохранения.
В современных условиях цены на медицинские услуги, которые уже давно предлагаются на рынке, устанавливаются в тесной связи с постоянным совершенствованием качества, увеличением ассортимента услуг и объема их реализации. Все эти изменения должны производиться с учетом требований потребителей и в соответствии с запросами и предпочтениями целевых групп пациентов.
Разработка новых видов и совершенствование уже существующих медицинских услуг требует правильной выработки метода ценообразования медицинским учреждением. От того, какой подход выбран, зависят уровень прибыльности медицинской организации, возможность конкурировать с другими фирмами, а также постоянно привлекать к себе пациентов.
Существуют несколько основных видов цен, которые можно устанавливать на существующие медицинские услуги (таблица 3).
Таблица 3 - Виды цен на платные медицинские услуги
Вид цены Характеристика
Скользящая падающая цена вследствие «экономии на За счет увеличения объема выпуска медицинских услуг постепенно уменьшаются издержки их производства, что вызывает снижение цен и может привлечь больше пациентов. Часто это определяется новым оборудованием и технологией. Главным фактором при выборе такого
масштабе» подхода является соотношение спроса и предложения. Данный вариант цены рассчитан на массовый спрос, на большую группу пациентов и должен характеризоваться эластичностью спроса к изменению цен.
Цена сегмента рынка Разные группы пациентов могут платить за одну и ту же услугу разную цену. Учитывая эти факторы, можно менять цены на услуги в зависимости от того, кому данные услуги предназначены. Необходимо выбрать четко определенный круг пациентов, с которыми организация будет работать и которые готовы платить за получаемые услуги.
Гибкая цена Устанавливается в зависимости от конъюнктуры рынка медицинских услуг, т.е. экономической ситуации, складывающейся на рынке, характеризуемой определенными уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж. Гибкая цена основана на ценах, которые быстро реагируют на изменения соотношения спроса и предложения на рынке. Применение такого вида цен оправдано, если имеют место колебания спроса и предложения, в относительно короткие сроки, например, при продаже некоторых продуктов питания (свежей рыбы, цветов), ряда медикаментов и т.п. Установление такой цены будет эффективно при небольшом количестве уровней управления в фирме, а также при делегировании полномочий самому нижнему уровню управления.
Преимущественная цена Может использоваться при установление цен на изделия медицинской техники, выпуск которых прекращен. В этом случае цены устанавливаются значительно выше, чем на обычные товары и ориентированы на строго определенный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах. Данный метод установления цены на расходные материалы, запасные части и комплектующие, применяют некоторые иностранные фирмы, которые поставляют в Россию медицинскую технику, снятую с производства. Такой вид цены может предлагаться потребителю и при оказании медицинских услуг со скидкой (например, для членов его семьи), здесь создается преимущество для конкретных лиц.
Расчет стоимости платных услуг производится на основе определения фактических финансовых затрат на единицу указанных услуг по калькуляционным статьям расходов.
К калькуляционным статьям затрат относятся: основная и дополнительная
заработная плата; страховые взносы; материальные затраты; амортизация зданий, сооружений и оборудования; накладные расходы; прочие расходы.
Расчет расходов на оплату труда по отдельной услуге производится по каждой категории персонала. При оплате труда значение имеют факторы использования жизненных ресурсов (умственных, физических, эмоциональных), характеризующиеся технической сложностью манипуляции, степенью риска, безопасностью, надежностью и степенью ответственности. Все эти факторы могут быть учтены при использовании коэффициентов сложности предоставления медицинских услуг, определяемых учреждением самостоятельно. Следовательно, встает вопрос о введении договорного тарифа заработной платы, базирующегося на нормативном объеме труда, с учетом коэффициента сложности.
В материальные затраты включаются стоимость лекарственных препаратов, материалов и предметов медицинского назначения. Определяется как произведение стоимости материалов на их объемы, расходуемые на единицу услуги в соответствии с утвержденными нормативами, а при их отсутствии - методом прямой выборки расходов, производимой на каждый вид услуг.
Амортизация зданий, сооружений распределяется между отделениями пропорционально занимаемой площади.
Накладные расходы представляют собой затраты, необходимые для обеспечения нормальных условий оказания услуг, но в связи со своей спецификой они не могут быть прямо отнесены к конкретному виду услуг.
Накладные расходы включают в себя: заработную плату административно-
управленческого и обслуживающего персонала; начисления на заработную плату указанного персонала; стоимость расходных материалов общехозяйственного назначения; стоимость малоценных быстроизнашивающихся предметов и их амортизация; коммунальные расходы и аренда; почтово-телеграфные расходы; командировочные расходы; прочие транспортные расходы; ремонт и содержание оборудования; текущий ремонт и содержание зданий и сооружений; амортизацию общепроизводственного оборудования, зданий и сооружений, в том числе амортизацию автотранспорта.
Сумма накладных расходов по учреждению в целом определяется как сумма запланированных расходов по отдельным направлениям, и следует учитывать не только фактически сложившиеся, но и потенциально возможные расходы, которые отражаются в смете расходов как исчисленные учреждением.
В сумму затрат по прочим расходам могут быть включены расходы на вневедомственную охрану, информационно-вычислительные услуги, услуги банка, мероприятия по охране труда, в том числе приобретение спецодежды, пошлины, налоги и сборы, повышение квалификации, представительские расходы и др.
Также необходимо учитывать не только фактически сложившиеся, но и потенциально возможные расходы, которые отражаются в смете расходов как исчисленные учреждением и могут быть выражены в процентном отношении к себестоимости услуги. Для определения величины себестоимости на единицу платной услуги, расходы суммируются и умножаются на время, затраченное на выполнение конкретных услуг.
При расчете затрат на модернизацию оборудования могут быть использованы технические параметры оборудования, позволяющие определить его производительность. В этом случае амортизация рассчитывается не по трудоемкости, а на одно исследование (манипуляцию) и включается в себестоимость услуги прямо.
Общая себестоимость платной услуги (I) рассчитывается по следующей формуле (1):
I = ((ОТ + НЗ + НК + АЗ +АО+ РМ + РИ )*Т / КИ + МЗ) + ЗПР, (1)
где I - общая сумма себестоимости платной услуги;
ОТ - расходы на оплату труда по отдельной услуге;
НЗ - начисления на заработную плату;
НК - накладные расходы на оказание платной услуги;
АЗ - амортизация зданий, сооружений;
АО - амортизация оборудования;
РМ - расходы на мягкий инвентарь;
РИ - расходы на медицинский инструментарий;
Т - время, затраченное на выполнение услуги;
КИ - коэффициент использования рабочего времени;
МЗ - материальные затраты;
ЗПР - сумма прочих расходов, исчисленная в соответствии с принятым процентом.
В целях упрощения расчетов цен на услуги, объем которых может быть определен в условных единицах (стоматология, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура и т.д.), величина себестоимости может быть определена на одну условную единицу, койко-день. Расходы суммируются по статьям калькуляции за определенный период и делятся на плановое количество условных единиц. Для определения стоимости конкретной услуги необходимо себестоимость условной единицы умножить на количество условных единиц, определяющих рассчитываемый вид услуги (согласно соответствующим приказам).
Таким образом, рынок платных медицинских услуг представляет собой сложную систему экономических отношений, складывающихся между потребителем и производителем данного вида услуг. Подходы к ценообразованию и виды цен следует использовать для повышения конкурентоспособности медицинского учреждения. Важно одновременно с выбором одного из подходов к ценообразованию предпринять и другие меры по продвижению медицинских услуг на рынок для того, чтобы была обеспечена обратная связь, позволяющая руководству учреждения вносить изменения в ценовую стратегию.
Библиографический список
1. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет [Текст] : учеб. для экон. спец. вузов / М.А. Вахрушина. - М. : Омега-Л, 2009. - 571 с.
2. Кадырова, Э.Ф. Коммерческая эффективность инвестиций в продвижение медицинских услуг : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук : спец. 08.00.05. -Экономика и упр. нар. хоз-вом: экономика, орг. и упр. предприятиями, отраслями и комплексами (сфера услуг) / Э.Ф. Кадырова. - Санкт-Петербург, 2009. - 25 с.
3. Лопатенков, Г.Я. Медицинское страхование и платные услуги [Текст] / Г.Я. Лопатенков. - СПб. : БХВ-Петербург, 2005. - 159 с.
4. Никулина, Н.Л. Формирование и развитие рынка услуг: региональный аспект (на примере Самарской области) [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук : спец. 08.00.05. - Экономика и упр. нар. хоз-вом: экономика, орг. и упр. предприятиями, отраслями и комплексами (сфера услуг) / Н.Л. Никулина : [Самар. гос. экон. ун-т, Каф. "Менеджмент", Омский гос. ин-т сервиса ; науч. рук.: Быкова Н.И.]. - Самара, 2006. - 24 с.
5. Сукиасян, Э.Р. Давайте разберемся с платными услугами [Текст] / Э.Р. Сукиасян // Унив. книга. - 2011. - № 4. - С. 60-62.
6. Сфера услуг в Самарской области [Текст] : стат. сб. : Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Самар. обл. ; [отв. за вып. сб. В.Ф. Логанова, И.С. Яковлева]. - Самара : [б. и.], 2009. - 75 с.