Научная статья на тему 'Методологические аспекты налогового стимулирования экономики России'

Методологические аспекты налогового стимулирования экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1815
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / ФУНКЦИИ НАЛОГА / СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГА / МЕХАНИЗМ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / TAX / TAX FUNCTIONS / FUNCTION OF TAX INCENTIVE / THE MECHANISM OF TAX INCENTIVE / TAX EXEMPTION / ELEMENT OF TAX INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окунь А. С., Стешенко Ю. А.

В работе обобщаются теоретические подходы к сущности функций налога. Проведена систематизация существующих концепций к пониманию стимулирующей функции налога. Цель работы заключается в изучении теоретико-методологических основ функций налога и выделении стимулирующей функции, как самостоятельной функции налогообложения. Предложена авторская классификация элементов налогового стимулирования для оценки эффективности. Проанализирован механизм налогового стимулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article generalizes theoretical approaches to essence of functions of tax. We systematize existing concepts to understanding an incentive function of tax. Purpose of article is study of theoretical methodology basis of tax function and emphasize of incentive function as an independent function of tax. Offered an author classification elements of tax incentive for valuation of efficiency. The mechanism of tax incentives is analyzed.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты налогового стимулирования экономики России»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ Окунь А.С.,

к.э.н., доцент кафедры «Экономический анализ, статистика и финансы» Кубанского государственного университета (КубГУ) E-mail: n121ha@rambler.ru Стешенко Ю.А.,

магистрант кафедры «Экономический анализ, статистика и финансы» Кубанского государственного университета (КубГУ) E-mail: julia11st@mail. ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ А СПЕКТЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В работе обобщаются теоретические подходы к сущности функций налога. Проведена систематизация существующих концепций к пониманию стимулирующей функции налога. Цель работы заключается в изучении теоретико-методологических основ функций налога и выделении стимулирующей функции как самостоятельной функции налогообложения. Предложена авторская классификация элементов налогового стимулирования для оценки эффективности. Проанализирован механизм налогового стимулирования.

Ключевые слова: налог, функции налога, стимулирующая функция налога, механизм налогового стимулирования, налоговая льгота, элемент налогового стимулирования.

Okun A.S., Steshenko J.A.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF

THE TAX STIMULATE OF RUSSIAN ECONOMY

The article generalizes theoretical approaches to essence of functions of tax. We systematize existing concepts to under-

standing an incentive function of tax. Purpose of article is study of theoretical methodology basis of tax function and emphasize of incentive function as an independent function of tax. Offered an author classification elements of tax incentive for valuation of efficiency. The mechanism of tax incentives is analyzed.

Keywords: tax, tax functions, function of tax incentive, the mechanism of tax incentive, tax exemption, element of tax incentives.

Приоритетными направлениями налоговой политики России в современных кризисных условиях экономического развития выступает стабильная налоговая система с одновременным применением мер налогового стимулирования. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы страны, являясь основной задачей налоговой политики, обеспечивается посредством эффективного налогового администрирования, с одной стороны, и стабильной налоговой нагрузкой, кроме сырьевого сектора, с другой стороны. В связи с этим стимулирование субъектов предпринимательской деятельности посредством налогообложения приобретает особую актуальность. В ежегодном Правительственном документе «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» обозначены приоритетные направления налоговой политики РФ. Основным приоритетом на трехлетний период выступает недопущение увеличения налоговой нагрузки на экономику с целью стабилизации налоговой системы и роста инвестиционной привлекательности. Применение антикризисных мер, мер налогового стимулирования инвестиционной деятельности и повышение эффективности налогового администрирования остаются важнейшими задачами Правительства РФ.

Методология познания и реализации функций налоговой системы пред-

ставляет собой единство теоретических положений о трансформациях сущностных свойств налоговых категорий в совокупности ее взаимосвязанных функциональных форм, не только выражающих продуктивный потенциал и подлинно общественное предназначение, но и свидетельствующих о стратегии и тактике налоговой политики [1]. Функции налогообложения, сформированные в результате познания, способствуют пониманию налогового механизма, его концептуальных основ. Сформированные на данном этапе общепринятые функции налогообложения пересматриваются в связи с развитием экономической мысли и налоговых реалий. Налоговые функции выступают одним из элементов налоговой системы, и рассматривать их необходимо как часть финансовой политики государства. Для исследования методологии экономической функции налога следует рассмотреть концептуальные основы всех функций налогообложения, анализа исторических основ и существующих подходов к их определению. В современной экономической теории не существует определенного мнения по поводу количества и содержания функций налогов.

Существенный вклад в изучение функций налогов внес А.В. Брызгалин. По его мнению, в современной системе налогообложения налоги выполняют такие основные функции, как: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную. При этом регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных экономических процессов. Автор выделяет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции. Стимулирующая подфункция направлена на развитие тех или иных экономических процессов и реализуется через систему налоговых льгот и освобождений. Де-стимулирующая подфункция направле-

на на установление налоговых препятствий для развития экономических процессов. Назначение воспроизводственной подфункции заключается в аккумулировании средств для восстановления используемых ресурсов [2].

По мнению Е.Г. Ефимовой и Е.Б. Поспеловой, регулирующая функция налогов заключается в воздействии государства на общественное воспроизводство, его структуру, динамику, занятость и цены, темпы экономического роста. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, и развитие тех или иных отраслей, повышать конкурентоспособность национальных предприятий на мировом рынке. Данные авторы выделяют четыре функции налогов: фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную [3]. И.А. Майбуров также выделяет эти функции как основные. Под регулирующей функцией понимается комплекс мер, направленных на увеличение роли государственного вмешательства в экономические процессы. Также автор выделяет три подфункции: стимулирующую, де-стимулирующую и воспроизводственную [4]. Е.Ю. Жидкова выделяет и рассматривает шесть функций налогов. Под стимулирующей функцией понимается система налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов и налоговых преференций. По мнению автора, с помощью этих инструментов государство вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству. Е.Ю. Жидкова разделяет стимулирующую и регулирующие функции, но подчеркивает их тесную взаимосвязь при влиянии государства на развитие экономики и отдельных ее отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства. В научных трудах автор констатирует, что в мировой экономической мысли выделяются две основные функции налогов: фискальная и экономическая

(регулирующая). Сущность регулирующей функции заключается в воздействии налогов на структуру народного хозяйства, развитие производственных сил. Действие функции проявляется в долгосрочном периоде, в отличие от фискальной [5]. В.Г. Пансков выделяет фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции налога. По мнению автора, распределительная функция наиболее тесно связана с фискальной и заключается в перераспределении финансовых ресурсов различных бюджетов и внебюджетных фондов в капиталоемкие и фондоемкие производства с целью стимулирования инвестирования. Также автор отмечает, что через данную функцию осуществляется государственное регулирование экономики. По мнению В.Г. Панскова, регулирующая функция также отвечает за перераспределение финансовых ресурсов по территории страны и между различными слоями населения, чем обеспечивается социальная стабильность в обществе. Стимулирующая функция заключается в активном влиянии налоговой системы на процесс производства, уровень и структуру потребительского спроса. Практическая реализация осуществляется через инструменты налогового регулирования. Автор отмечает, что регулирующая функция чаще всего реализуется на макроэкономическом уровне, а стимулирующая в большей мере ориентирована на микроэкономические процессы [6]. Посредством налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения, в этом проявляется взаимосвязь функций.

По мнению И.А. Митрофановой, стимулирующая функция налогов является наиболее труднореализуемой поскольку непосредственно связана с экономическими интересами хозяйствую-

щих субъектов. Она проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, реализующиеся через систему налоговых льгот и преференций [7]. П. Сокул считает, что стимулирующая функция обеспечивает использование налоговых инструментов для оказания влияния на условия деятельности хозяйствующих субъектов [8].

По мнению О.И. Мамруковой, налогам присущи распределительная (фискальная), контрольная, регулирующая функции. Используя регулирующую функцию, государство напрямую воздействует на процессы производства и обращения. В налоговом регулировании, по мнению автора, можно выделить две подфункции - стимулирующую и воспроизводственного назначения. Первая проявляется через систему льготирования, преференций, налоговых ставок. Вторая несет в себе платежи за пользование природными ресурсами, транспортный налог и другие налоги, имеющие четкую отраслевую принадлежность [9].

Е.Н. Евстигнеев выделяет четыре функции налогов: социальную, регулирующую, контрольную и основную -фискальную. По мнению автора, регулирующая функция выполняет задачи налоговой политики посредством налогового механизма, суть которого состоит в налогообложении ресурсов, направленных на потребление, и освобождении от налогообложения ресурсов, направленных на накопление. У регулирующей функции автор выделяет три подфункции: стимулирующую, реализуемую через систему льгот и преференций; дестимулирующую, суть которой состоит в ограничении развития игорного бизнеса, повышении таможенных пошлин; воспроизводственную, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов [10].

По мнению Л.Г. Ходова, налоговой системе присущи три функции налога: фискальная, социальная и регулирующая.

Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставлении налоговых льгот. Автор отметает, что налоговое регулирование экономики осуществляется при помощи автоматических либо встроенных стабилизирующих механизмов [11].

М.В. Романовский и О.В. Врублев-ская выделяют две основные функции налогов: фискальную и регулирующую. По мнению авторов, фискальная функция является основополагающей, так как с ее помощью формируется бюджет государства, а регулирующая наиболее полно реализуется в налоговой системе только в содействии с фискальной [12]. Разделяет точку зрения по поводу существования всего двух функций налога А.В. Перов. По его мнению, регулирующая функция проявляется в дифференциации условий налогообложения, так как они могут как способствовать, так и препятствовать процессу воспроизводства. Автор отрицает существование социальной функции как самостоятельной и контрольной как таковой [13]. По мнению Д.Г. Черника, налогам присуще пять функций: фискальная, распределительная (социальная), регулирующая, контрольная и политическая. По мнению автора, реализация этой функции связана с использованием различных налоговых методов, способных

как стимулировать, так и дестимулиро-вать развитие отраслей и регионов [14]. Л.Н. Лыкова выражает экономическое содержание налогов через фискальную, распределительную (перераспределительную), стимулирующую (дестимули-рующую) и контрольную функции, осуществляемые системой налогов. По мнению автора, распределительная функция предполагает, что в процессе образования бюджета часть валового продукта перераспределяется по отраслям и регионам в зависимости от общественных интересов. Стимулирующая функция заключается в формировании более благоприятных и менее благоприятных сфер и зон экономической активности в процессе налогообложении и реализуется через систему налоговых льгот и преференций [15].

По мнению А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной, социально-экономическая сущность налогов проявляется через три функции: фискальную, регулирующую и социальную. Регулирующая функция предполагает государственное регулирование экономики, которое проявляется в перераспределении финансовых потоков [16].

Систематизация и анализ современных научных концепций позволяют выделить несколько основных подходов к исследованию определения и сущности стимулирующей функции налога (табл. 1).

Таблица 1 - Систематизация подходов к исследованию сущности _стимулирующей функции налога_

Подход Содержание Авторы

Первый подход, исторический Фискальная функция, как основная, выполняет главную задачу - пополнение бюджетов различных уровней; регулирующая, как вспомогательная к фискальной функция, направлена на экономическое развитие государства, его стабильный экономический рост и повышение деловой активности А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная; М.В. Романовский, О.В. Врублевская; А.В. Пе-ров

Второй подход Стимулирующая подфункция как часть регулирующей функции А.В. Брызгалин; Е.Г. Ефимова и Е.Б. Поспелова; Л.Г. Ходов; Е.Н. Евстигнеев; О.И. Мамрукова; И.А. Майбуров

Третий подход Стимулирующий механизм как самостоятельная функция налоговой системы И.А. Митрофанова; П. Со-кул; В.Г. Пансков; Е.Ю. Жидкова; Л.Н. Лыкова

Источник: авторская разработка на основе изучения теоретико-методологических источников.

Основываясь на вышеизложенном, можно констатировать, что механизм налогового стимулирования в условиях современной экономики является одним из катализаторов развития приоритетных отраслей производства, в связи с чем значение данной функции в отечественной учебной и научной литературе преуменьшена, вследствие чего приоритетными выступают фискальная, регулирующая и стимулирующая функции налогов. Анализ методологических концепций к определению экономической функции налога показал, что, по мнению большинства авторов, стимулирующая функция выступает не как самостоятельная, а как часть регулирующей функции. Налоговое законодательство в РФ в части реализации фискальной функции налогов выполняет свои задачи, на что указывает налоговая направленность бюджета страны в части увеличения наполняемости бюджетов различных уровней налоговыми платежами. В связи с этим реализация стимулирующей функции в контексте развития отечественной экономики, направленной на импортозамещение, приобретает особое значение и требует развития научной мысли. При этом налоговое стимулирование позволит поощрить не только отечественного производителя, но и реальный сектор экономики в целом посредством более широкого использования налоговых льгот, снижения налоговых ставок, в первую очередь на региональном уровне, использования различных видов освобождений, применения системы отсрочек, рассрочек или инвестиционного налогового кредита, введения налоговых каникул и других мероприятий, направленных на снижение сумм налогов, подлежащих внесению в бюджет [17]. Эффективное использование системы льготирования налогообложения, установленная Налоговым кодексом РФ, позволит государству в полной

мере реализовать экономическую функцию налогов.

Основываясь на трудах отечественных ученых, можно сделать вывод о существовании двух подходов к пониманию количества и содержанию инструментов налогового стимулирования. Первый подход заключается в определении инструмента налогового стимулирования в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а именно, с определением налоговой льготы. Согласно ст. 56 НК РФ «Установление и использование льгот по налогам и сборам» главы 8 «Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов» льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [18]. Согласно второму подходу, инструментарий налогового стимулирования значительно шире. Кроме налоговых льгот к ним относятся льготные системы налогообложения, отсрочки и рассрочки, инвестиционный налоговый кредит и другие инструменты. Авторская позиция такова, что именно этот подход наиболее предпочтителен для анализа эффективности налогового стимулирования и позволяет классифицировать существующие элементы (рис. 1).

По уровню предоставления элементы налогового стимулирования разделяются на федеральные, региональные и местные в зависимости от органа, инициирующего предоставления льготы. Наиболее многочисленной группой выступают региональные льготы и преференции.

Элементы налогового стимулирования

I

Доходы (расходы), не учитываемые в

целях налогообложения

Специальные налоговые режимы

Нулевая налоговая ставка

Налоговые каникулы

Инвестиционный налоговый кредит

Налоговые освобождения и операции, не подлежащие налогообложению

Классификация элементов налогового стимулирования

Федеральные

Региональные

Местные

Единовременные

Периодические

Долговременные

По системе налогообложения

ОСНО

Специальные налоговые режимы

Для крупного и среднего бизнеса

Для малого и мик-робизн еса

Для физических лиц

По видам экономической деятельности

Рисунок 1 - Элементы налогового стимулирования и их классификация Источник: составлен авторами

По сроку предоставления существующие налоговые льготы и преференции можно разделить на единовременные - предоставляемые государством однократно при соблюдении определенных критериев. Согласно

ст. 346.20. НК РФ «Налоговые ставки» главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», законами субъектов может быть установлено освобождение от уплаты

налога для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, занятых в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению на протяжении не более двух налоговых периодов. К периодическим методам налогового стимулирования относятся достижение пороговых значений по показателю выручки. Так, согласно ст. 145 НК РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Данная мера направлена на стимулирование воспроизводственного процесса. Специальные налоговые режимы выступают долговременным, но не постоянным методом стимулирования, так как также подразумевают соблюдение определенных критериев.

По масштабам бизнеса методы стимулирования можно разделить на предоставляемые крупному бизнесу, малым предприятиям, а также микробизнесу и физическим лицам. К основным льготам для малого и микробизнеса относятся преференции согласно разделу VШ.1 НК РФ «Специальные налоговые режимы». Упрощенному режиму налогообложения присуще некоторое упрощение взаимоотношений субъектов предпринимательства с бюджетом, но чревато снижением количества контрагентов по причине невозможности представления налогового вычета по НДС. Одновременное применение УСНО, ЕНВД и ОСНО допусти-

мо законодательством при условии ведения раздельного учета, что благотворно может повлиять на снижение налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, но при этом будет способствовать уменьшению налоговых поступлений в бюджетную систему страны [19]. Физические лица вправе использовать налоговые вычеты, предусмотренные налоговым законодательством РФ, для снижения налоговой нагрузки.

Также возможно разгруппировать льготы по принадлежности к системе налогообложения. Элементы стимулирования, относящиеся к общей системе налогообложения, подразделяются по виду налога. Наиболее многочисленные группы составляют льготы по налогу на прибыль предприятий и НДС. Отдельно нужно выделить группу специальных налоговых режимов, которые успешно функционируют на протяжении более пяти лет.

Налоговое льготирование выступает эффективным инструментом воздействия государства на предпринимательскую, инвестиционную, инновационную, трудовую активность, развитие науки, техники и социальной сферы [20]. Классификация льгот по видам экономической деятельности подразделяет их по отраслям экономики. Льготы и преференции в сельском хозяйстве наиболее широко представлены. К ним относятся методы стимулирования при налогообложении прибыли организаций, занятых в сельском хозяйстве, а именно, применение нулевой ставки налога на прибыль при реализации собственной переработанной продукции, согласно ст. 284 НК РФ «Налоговые ставки» главы 25 «Налог на прибыль организаций». Также к этой группе можно отнести повышающие коэффициенты к норме амортизации для сельскохозяйственных производителей в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплатель-

щиков, согласно ст. 259.3 НК РФ «Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации». Организации, осуществляющие научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы, внедренческую или инновационную деятельность, а также при наличии других оснований, согласно ст. 67 НК РФ «Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита» главы 9 «Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа», имеют возможность использовать инвестиционный налоговый кредит как инструмент, позволяющий на протяжении определенного периода уменьшать сумму налоговых платежей. Данная классификация важна при оценке эффективности налоговых льгот в определенных отраслях экономики и позволяет провести сопоставление потерь бюджета при их поддержке.

Налоговое стимулирование экономики в этих условиях, основанное на согласованной реализации экономических интересов субъектов налоговых отношений в результате усиления развития налогов, приобретает особую важность [21]. По мнению авторов, под эффективным механизмом налогового стимулирования следует понимать систему элементов налогового стимулирования, которые ограничивают доходную часть бюджета в краткосрочной перспективе, а в долгосрочном периоде способствуют расширению налоговой базы, обеспечению воспроизводственного процесса, развитию отраслей и экономики в целом, росту налоговых поступлений и финансовому обеспечению деятельности государства. Налоговое стимулирование - это механизм реализации экономической функции налога, который выступает в качестве регулятора экономических процессов

(рис. 2). Специальные налоговые режимы, применяемые в системе налогообложения малого предпринимательства, способствуют их развитию и росту и оказывают при этом стимулирующее воздействие на налогоплательщиков. Посредством механизма субсидирования государством реализуется экономическая функция налогообложения, которая проявляется прежде всего в воздействии государства на субъекты хозяйствования с целью стимулирования и поддержки процесса воспроизводства [18]. Проблема налогового стимулирования приобретает значение стратегического приоритета ввиду нестабильной экономической ситуации в РФ. Отсутствие научного обоснования элементов налогового стимулирования и эффективности их практического применения является малоизученной и дискуссионной темой. Официальная статистическая информация не отражает величину недополученного налога в связи с применением налоговых льгот и преференций, в связи с чем оценить количественно и качественно эти элементы представляется затруднительным. По мнению авторов, реализацию экономической функции налога необходимо рассматривать посредством применения механизма налогового стимулирования, позволяющего использовать инструменты налоговой политики как мощный стимул экономического развития. Методические основы налогового стимулирования, носящие целевой характер, обосновывающие критерии результативности и их закрепление на законодательном уровне, позволят обеспечить бюджетную продуктивность и эффективность налогообложения.

Налоговая политика

Налоговое законодательство

Стимулирующее воздействие на эко номические явления и процессы

Стимулирование воспроизводственного процесса, предпринимательской активности и платежеспособного спроса Поощрение приоритетных отраслей экономики Положительное воздействие на инвестиционный процесс

Стабильный экономический рост и наполняемость бюджетов различных уровней как результат налогового стимулирования

Рисунок 2 - Механизм налогового стимулирования как процесс реализации экономической функции налога Источник: составлен авторами

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение : учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 428 с.

2. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право : учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аналитика-Пресс, 1998. - 600 с.

3. Ефимова Е.Г., Поспелова Е.Б. Налоги и налогообложение : учеб. пособие. - М.: МИИР, 2014. - 235 с.

4. Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Налоги и налогообложение: сверяем теоретические позиции // Налоги и финансовое право. - 2009. - № 6. - С. 196-207.

5. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение : учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009. - 480 с.

6. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 493 с.

7. Митрофанова И.А. Экономическая сущность, принципы, функции налога на прибыль: эволюционный подход // Финансы и кредит. - 2013. - № 44 (572). - С. 39-51.

8. Сокул П. Налоги и их функции в современной экономике // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. - 2010. - № 1. - С. 115-122.

9. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение : учебник. - 8-е изд., пере-раб. - М., 2010. - 310 с.

10. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение : учебник. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

11. Ходов Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики : учеб. пособие. - М.: Форум : ИНФРА-М, 2002. - 304 с.

12. Романовский М.В., Врублев-ская О.В. Налоги и налогообложение : учебник. - 6-е изд. - М.: Питер, 2009. -522 с.

13. Перов А.В. Налоги и международные соглашения России. - М.: Юристь, 2009. - 517 с.

14. Черник Д.Г. Налоги : учеб. пособие для студентов вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 652 с.

15. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России : учебник для вузов. - М.: БЕК, 2001. - 384 с.

16. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика: теория и российская практика. - М.: КНОРУС, 2008. - 688 с.

17. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. По состоянию на 15.02.2016. - М.: Проспект, 2016. -С. 826.

18. Окунь А.С., Стешенко Ю.А. Концептуальный подход к государственной политике импортозамещения с привлечением механизма налогового стимулирования // Экономика устойчивого развития. - 2015. - № 3. - С. 342352.

19. Окунь А.С., Стешенко Ю.А. Совершенствование налогового инструментария в системе малого предпринимательства РФ // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. -№ 30 (216). - С. 35-45.

20. Савина О.В. Оценка эффективности налоговых льгот в условиях действующего российского налогового законодательства и направления ее совершенствования // Налоги и налогообложение. - 2012. - № 9-10 (99-100). -С. 15-29.

21. Клюкович З.А., Клюко-вич С.В., Гашенко И.В. Новационные реформы налоговой системы // Финансовые исследования. - 2014. - № 3 (44). - С. 69-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Ytkina T.F. Tax and taxation: a textbook for students, who studies on the economy specialties. All Russian, extramural student, financial economic institute. -M.: INFRA-M, 1999. - 428 p.

2. Bryzgalin A.V. Taxes and tax law: a textbook for students. - M.: Analiti-ca-Press, 1998. - 600 p.

3. Efimova E.G., Pospelova E.B. Taxes and taxation: a textbook. - M.: MIIR, 2014. - 235 p.

4. Mayburov I.A., Ivanov U.B. Taxes and taxation: synchronize theoretical positions // Taxes and financial law. -

2009. - № 6. - P. 196-207.

5. Zhidkova E.U. Taxes and taxation: schoolbook. 2nd edition, rewrited and completed. - M., 2009. - 480 p.

6. Panskov V.G. Taxes and tax system of Russian Federation. - M.: Financ and statistics, 2009. - 493 p.

7. Mitrofanova I.A. Economical essence, principles, function of profit tax: evolution approach // Finance and credit. -2013. - № 44 (572). - P. 39-51.

8. Socul P. Taxes and their function in modern economy // Herald of Yaroslavl State University name of P.G. Demidova. -

2010. - № 1. - P. 115-122.

9. Mamrukova O.I. Taxes and taxation: textbook. - 8th edition. - M., 2010. -310 p.

10. Evstigneev E.N. Taxes and taxation: textbook. - Saint Petersburg: Piter, 2008. - 304 p.

11. Hodov L.G. Taxes and tax regulation of economy: schoolbook. - M.: Forum : INFRA-M, 2002. - 304 p.

12. Romanovskiy M.V., Vrublevskaya O.V. Taxes and taxation: textbook. - M.: Piter, 2009. - 522 p.

13. Perov A.V. Taxes and world agreement of Russia. - M.: Yurist, 2009. -517 p.

14. Chernik D.G. Taxes: textbook for students. - 5th edition. - M.: Finance and statistics, 2003. - 652 p.

15. Lykova L.N. Taxes and taxation on Russia: textbook for university. - M.: BEK, 2001. - 384 p.

16. Gryaznova A.G., Dumnaya N.N. Macro economy: theory and Russian practice. - M.: KNORUS, 2008. - 688 p.

17. Tax code of the Russian Federation. Part first and second. In condition on 15.02.2016. - M.: Prospect, 2016. - P. 826.

18. Okun A.S., Steshenko J.A. Conceptual approach to government policy of import substitution with attraction of

mechanism of tax incentive // Economics of sustainable development. - 2015. - № 3. - P. 342-352.

19. Okun A.S., Steshenko J.A. Improving tax instruments in a system of small entrepreneurs of the Russian Federation // Financial analyst: problems and solutions. - 2014. - № 30 (216). - P. 35-45.

20. Savina O.V. Evaluating the effectiveness of tax exemption under Russian tax legislation and directions of its improvement // Taxes and taxation. - 2012. -№ 9-10 (99-100). - P. 15-29.

21. Klyukovich Z.A., Klyuko-vich S.V., Gashenko I.V. New state tax reform // Financial research. - 2014. - № 3 (44). - P. 69-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.