Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МАТРИЧНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стожко Дмитрий Константинович

В статье рассматривается сущность, содержание и структура феномена социальной безопасности личности, различные ее аспекты и измерения. Раскрыта взаимосвязь социальной безопасности личности с сознанием, ценностными ориентациями и субъектными способностями личности. Предложен авторский подход к философской реконструкции феномена социальной безопасности личности. Показаны разные пласты и характеристики социальной безопасности, а также возможности ее дальнейшего изучения в контексте множественной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING THE PROBLEMS OF SOCIAL SECURITY OF A PERSONALITY

The article discusses the nature, content and structure of the phenomenon of social security of the individual, its various aspects and dimensions. The interrelation of social security of a person with consciousness, value orientations and subject abilities of a person is revealed. The author's approach to the philosophical reconstruction of the phenomenon of social security of a person is proposed. The different layers and characteristics of social security are shown, as well as the possibilities for its further study in the context of multiple reality.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

УДК 101.9

DOI 10.25688/2078-9238.2019.30.2.02

Д.К. Стожко

Методологические аспекты изучения проблематики социальной безопасности личности

В статье рассматривается сущность, содержание и структура феномена социальной безопасности личности, различные ее аспекты и измерения. Раскрыта взаимосвязь социальной безопасности личности с сознанием, ценностными ориентациями и субъектными способностями личности. Предложен авторский подход к философской реконструкции феномена социальной безопасности личности. Показаны разные пласты и характеристики социальной безопасности, а также возможности ее дальнейшего изучения в контексте множественной реальности.

Ключевые слова: личность; матричный подход; общество; социальная безопасность; социальная реальность.

Современные теория и практика общественного развития все в большей степени требуют новых подходов к исследованию проблемы социальной безопасности личности в условиях нарастающих рисков, нестабильности и неопределенности практически во всех сферах частной и публичной жизни людей.

Социальная безопасность личности в настоящее время рассматривается в контексте защищенности человека от различного рода угроз и рисков, как степень удовлетворения его объективных интересов и субъективных потребностей. При этом она постоянно оказывается связанной с воспроизводством и сохранением человеческого рода.

Однако есть и другое, духовное измерение феномена социальной безопасности человека. Оно складывается и развивается между двумя противоположными полюсами: эгоизмом и альтруизмом. По этому поводу известный русский философ Н.Ф. Федоров справедливо писал: «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех» [12, с. 89-90].

Феномен социальной безопасности человека имеет многомерный характер и несколько векторов измерения, что является основой для различной динамики его развития в разнородных его сегментах. В этих условиях становятся популярными рассуждения о самопроизвольном, спонтанном характере развития личности и общества, сознания и деятельности [7, 9, 10]. Постепенно исчезает различие между понятиями «система» и «совокупность», а структурирование реальности основывается на сугубо психических представлениях [1, с. 180-210].

© Стожко Д.К., 2019

Сегодня в качестве важнейшего принципа научного исследования используется принцип множественности (плюрализма) [2]. Теоретико-методологической основой выступают также достижения бихевиоризма, гештальттерапии, нейрофизиологии, парапсихологии и других направлений наук о человеке.

Вместе с тем абсолютизация принципа множественности (плюрализма) и отказ от внимания к причинно-следственным связям между процессами и явлениями привели к тому, что в научных дискуссиях все чаще утрачивается смысл, поскольку разговор ведется не на одном, а на разных языках. Этому способствуют всевозможные способы и методы репрезентации предмета и объекта, разнообразные редукционные схемы иллюстрации собственных наблюдений и выводов.

В контексте развития такой постановки вопроса сама социальная безопасность как модальность социальной реальности постепенно стала превращаться в фантом.

Можно констатировать отсутствие четких и общепринятых философских (мировоззренческих) оснований в теоретико-методологической постановке рассматриваемой проблемы. Именно бихевиоризм внес наибольшую путаницу в понимание психического и социального. Пока психологи ХХ в., от З. Фрейда до Б. Скиннера, оставались детерминистами, ученые верили, что любое поведение человека имеет свою собственную причину [14, с. 662-663]. Но в современных условиях такой детерминизм все больше девальвируется, а с ним — и классическая модель научной картины мира.

Сегодня безопасность личности трактуется как сугубо индивидуализированная «самопроизвольная сборка» конкретных условий и обстоятельств [3]. Определенным возражением такой точке зрения является мнение о том, что «человеческая биология недостаточна для того, чтобы "как следует" очертить поведение человека». Не случайно поэтому исследователи все чаще обращаются к ценностным основаниям человеческого бытия, к конкретным ценностям, которые люди выработали на протяжении своей многовековой истории и которые далеко «выходят за пределы индивидуума и поколения» [5, с. 580].

В условиях современного идеологического плюрализма, закрепленного в ст. 13 Конституции РФ, необходимо отметить, что проблема формирования и укрепления социальной безопасности человека все-таки имеет свою строго определенную идеологию. Поэтому положение о том, что никакая идеология не может быть обязательной для всех граждан, представляется юридическим недоразумением. Она, эта идеология обеспечения социальной безопасности личности, выступает в качестве вполне определенных и обязательных для соблюдения всеми гражданами принципов (норм) поведения, нарушение которых недопустимо со стороны кого-либо.

Первым принципом идеологии социальной безопасности личности является понимание человека и самой человеческой жизни как высших ценностей культурного и цивилизованного общества, правового и социального государства. Право на жизнь, причем на жизнь безопасную и достойную, признается давно.

Вторым ключевым принципом социальной безопасности личности служит положение о личности как субъекте социального творчества. Соответственно, необходимо соблюдение права и создания возможностей для самой личности по активному формированию условий для собственной безопасности. Преодоление иждивенческих настроений и иллюзий о том, что государство без активного участия самой личности способно обеспечить ее безопасность, становится важнейшим условием решения данной проблемы на современном этапе.

Третий принцип формирования и укрепления социальной безопасности личности заключается в том, что безопасность одного человека не должна строиться за счет или в ущерб безопасности других людей, а тем более безопасности общества в целом.

Наряду с идеологическим измерением феномен социальной безопасности личности имеет и темпоральное (временное) измерение. Безопасность личности можно рассматривать как в состоянии покоя, так и в состоянии развития. Причем последний взгляд может быть двояким: подход к проблеме может быть основан на текущем времени (синхронии) и на историческом времени (диахронии).

Поскольку феномен социальной безопасности личности имеет статичное и динамичное измерение, то его диалектика представляет серьезный научный интерес. Статика означает такое состояние человека, когда все его жизненно важные потребности необходимым образом удовлетворены. Но ограниченность ресурсов и социальная конкуренция делают подобное состояние для подавляющего числа людей мимолетным. Поэтому индивид должен вновь и вновь добывать для себя средства к существованию, что он делает главным образом в общественно полезной трудовой форме. Исходя из этого, можно предположить, что безопасность самого труда, а точнее говоря, гарантия на труд и достойные условия труда, как раз и является начальной (стартовой) клеточкой в механизме социальной безопасности человека в целом.

Наряду с идеологическим и темпоральным измерением необходимо обратиться к аксиологическому (ценностному) измерению феномена социальной безопасности личности. Оно связано с конкретными ценностными системами, которые использует личность для оценки состояния собственной безопасности. Превращение тех или иных ценностей в социальные институты требует от человека не только их четкого понимания и адекватной самооценки, но и определенной силы духа. Дело в том, что объективные потребности, проходя через сознание индивида, делают предметной его волю. «В точном смысле слова ум обозначает исключительно рассудок, состоящий на службе у воли» [15, с. 63]. Мир как воля и представление тем самым оказывается сферой человеческой безопасности, поскольку последняя выступает генеральным условием его собственного существования.

В контексте понимания социальной безопасности как удовлетворения объективных потребностей воля позволяет человеку избавиться от негативных

потребностей и потребления того, что можно отнести к категории «отрицательных ценностей», т. е. всего того, что служит препятствием к достижению абсолютной полноты бытия [6, с. 298].

Наконец, важным аспектом феномена социальной безопасности человека служит его эмоционально-психологическое бытие, в рамках которого присутствуют такие проявления человеческой психики, как страх, тревога, беспокойство, опасения и т. д. Они свидетельствуют об относительности состояния социальной безопасности и подталкивают человека к определенным действиям по ее укреплению. В свое время М. Хайдеггер назвал подобные проявления озабоченностью (sorge) и рассматривал их как нарушение равновесия между наличным и безопасным бытием [13]. Во многом схожей была позиция С. Кьеркегора, рассматривавшего страх как высшее проявление ощущения опасности со стороны индивида [4].

Разные аспекты и измерения феномена социальной безопасности личности привлекали внимание исследователей, представителей ряда наук. Естественно, что многообразие исследований породило мозаичность общей картины проблемы. Появились своеобразные ее трактовки, оформившиеся в различные матрицы, плато, ризомы, ритурнели, контенты и т. д. В работах современных философов-постмодернистов (Д. Аганбен, Ф. Гваттари, Ж. Делез, М. Деланд, Б. Латур, Дж. Серль и др.) они прочно заняли свое место.

Отметим, что матричный метод как конструирование многомерного объекта из числа феноменов социальной реальности позволяет более четко обозначить важнейшие уровни научного исследования феномена социальной безопасности человека: сущность, структуру, содержание, системный характер. Это дает возможность уйти от опасности упрощенного функционализма, когда сущность сводят к функциям, содержание — к структуре, систему — к совокупности и т. д. Это также помогает преодолеть субъективизм и психологизм, редукцию и дизъюнкцию в социально-философском анализе, что становится, таким образом, вполне посильной задачей.

Согласно разработке комплексной теоретико-методологической матрицы исследования социальной безопасности личности можно предложить ряд уровней (пластов), на которых предполагается осмыслить данную проблему.

Первый пласт — внутриличностный. Он характеризуется уровнем социальной безопасности личности в рамках ее внутреннего мира. При этом социальная безопасность личности ощущается и воспринимается ею по-разному. Тем более что существуют и разные типы личности [8, с. 8-16].

Второй пласт — межличностный. Определяет состояние личной социальной безопасности во взаимоотношениях между двумя людьми. Здесь важной особенностью выступает не только внутренний мир личности, но и мир межличностных отношений (дружба - вражда, любовь - ненависть, борьба -сотрудничество и т. д.).

Третий пласт — групповой, корпоративный, коллективный. В зависимости от характеристики социальных сообществ, в которые вовлечен индивид,

дается и его конкретное определение. Понятно, что мера социальной безопасности личности и субъективные представления о ней в каждом из этих сообществ будут разными.

Четвертый пласт — собственно, общественный. Это соотношение личности и общества в целом безотносительно его конкретных структурных компонентов. Самоидентификация личности по отношению к обществу как раз и осуществляется «целиком», а не редукционно. Принадлежность к определенным этносу, стране, церкви (вере) по своему смыслу представляет обозначение принадлежности личности к целому.

Пятый пласт — связь индивида и природы. От экологической ситуации зависит безопасность жизнедеятельности индивида, а от отношения человека к природе зависит ее состояние. Наиболее ярко эта связь прослеживается в сочинениях русских философов экософского направления. В современных условиях назрела новая парадигма в отношении человека и природы: от прежней сугубо природоохранной идеологии необходимо переходить к воспроизводственной идеологии и рассматривать экологические проблемы в контексте социальной безопасности человека как воспроизводственные проблемы. В связи с этим вполне оправданно введение нового единого экологического налога и разработка общего (федерального) Экологического кодекса в нашей стране.

Шестой пласт социальной онтологии — связь личности и космоса, представленная в идеях биосферы, ноосферы и автотрофности, разработанных В.И. Вернадским.

Для понимания комплексного характера проблемы социальной безопасности личности отдельное значение имеет тот факт, что существуют (и сосуществуют) самые разнообразные типы мировоззрения людей. С точки зрения антропоцентризма (Н.А. Бердяев, Г. Марсель, Ж.П. Сартр, Х. Ортега-и-Гассет, М. Шелер) «человек — это свобода» [11, с. 323-327]. Соответственно, важнейшим критерием для оценки степени его социальной безопасности становится свобода, ее мера, форма и условия. С точки зрения социоцентризма (Х. Гадамер, Э. Дюркгейм, Э. Кассирер, А.Ф. Лосев, К. Маркс) человек — это продукт социальной среды. Следовательно, его социальная безопасность обеспечивается состоянием социальной среды, в которой он живет. С точки зрения теоцентризма (Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, Т. де Шарден, Э. Мунье) человек есть творение Бога. Отсюда делается вывод о том, что и его безопасность — в «руке Божией». «Отпадение» индивида от абсолютных (сакральных) ценностей означает утрату им своей собственной безопасности (грехопадение).

Наконец, с точки зрения натурализма (А. Бергсон, У Джемс, Ф. Ницше, З. Фрейд) безопасность индивида обусловлена его гармоничным существованием в природной среде. Натурализм исходит из того, что снижение безопасности личности обусловлено нарушением равновесия между интересами человека и природы.

Если соотнести четыре названных типа мировоззрения по горизонтали и шесть основных уровней социальной онтологии (пластов социальной безопасности личности) по вертикали, то в результате можно получить определенную систему координат, которая будет служить исходной теоретико-методологической матрицей для социально-философской реконструкции и выявления сущности, структуры, содержания и конкретных особенностей феномена социальной безопасности личности. Использование матричного подхода в изучении данного явления позволяет сформировать не только целостную картину этой комплексной и сложной проблемы, но и использовать междисциплинарные связи для ее репрезентации.

Социальная безопасность личности является важным условием для самореализации человека, раскрытия его творческого потенциала. На этапе перехода современного общества от постиндустриального состояния, характеризующегося инновационной экономикой и моделью бережливого производства, к креативной экономике и характерной для нее модели быстро реагирующего производства, вопросы обеспечения социальной безопасности человека выдвигаются на первое место. Дело в том, что растущая компьютеризация, роботизация и автоматизация практически во всех сферах жизнедеятельности индивида, наряду с положительными переменами, несет в себе и определенные угрозы. Главной из таких угроз является вытеснение человека из сферы труда, возрастание его зависимости от компьютерных сетей, превращение работника в придаток машины. Вслед за революцией управляющих, произошедшей еще в середине ХХ в. и приведшей к отделению капитала как собственности от капитала как функции, наступила новая, теперь уже цифровая революция, которая несет в себе угрозу подмены человека как субъекта хозяйственной деятельности человеком как объектом для манипулирования искусственным интеллектом и превращения его в демиурга.

В таком контексте необходимо пересмотреть прежние, потребительские теоретико-методологические подходы к пониманию и конструированию социальной безопасности человека и перейти к деятельностной ее трактовке как такого состояния личности, при котором она обладает всеми необходимыми субъектными свойствами (продуктивно-творческое воображение, воля к совершенству, трудовой и творческий потенциал и т. д.). Именно в силу обладания этими свойствами человек оказывается в состоянии обеспечить свою безопасность в новом политико-культурном пространстве и в цифровой экономике, в автоматизированной и роботизированной реальной и виртуальной, публичной и частной социальной среде.

Таким образом, субъектная основа социальной безопасности связана не только с развитием человеческого интеллекта, но и с его духовно-нравственным состоянием, ценностной основой бытия. Духовная доминанта в структуре такого бытия не может быть подвержена коррозии, поскольку ее девальвация или утрата несут в себе вполне осязаемую опасность деградации как для отдельной личности, так и для человечества в целом.

Литература

1. Барт К. Христианин в обществе // Путь. 1992. № 1. С. 180-210.

2. Бергер П., Луман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

3. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Тысяча плато. М.: Aстрель, 2010. 895 с.

4. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Aкадемический проект, 2008. 154 с.

5. Лем С. Фантастика и футурология: в 2 т. М.: ACT, 2004. Т. 2. бб7 с.

6. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 3б8 с.

7. Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий // Социологический журнал. 2000. № 1/2. С. 1б-35.

8. Львов Д.В. Понятие «архетип» в русскоязычных научных публикациях за 2015-201б годы // Философия хозяйства. 2018. № 3 (123). С. 8-1б.

9. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Aкадемический проект; Парадигма, 2011. 399 с.

10. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопр. философии. 1989. № 8. С. 3-19.

11. Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 319-344.

12. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Сочинения. М., 1982. 712 с.

13. ХайдеггерМ. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. 503 с.

14. Хант М. История психологии. М.: ACT, 2009. 8б3 с.

15. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Харьков: Харвест, 2011. 848 с.

Literatura

1. BartK. Xristianin v obshhestve // Put'. 1992. № 1. S. 180-210.

2. Berger P., Luman T. Social'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sociologii znaniya. M.: Medium, 1995. 323 s.

3. Delez Zh., Gvattari F. Kapitalizm i shizofreniya. Ty'syacha plato. M.: Astrel', 2010. 895 s.

4. K'erkegor S. Strax i trepet. M.: Akademicheskij proekt, 2008. 154 s.

5. Lem S. Fantastika i futurologiya: v 2 t. M.: AST, 2004. T. 2. бб7 s.

6. LosskijN.O. Cennost' i by'tie // Bog i mirovoe zlo. M.: Respublika, 1994. 3б8 s.

7. Luman N. Formy' pomoshhi v processe izmeneniya obshhestvenny'x uslovij // Sociologicheskij zhurnal. 2000. № 1/2. S. 1б-35.

8. L'vov D.V. Ponyatie «arxetip» v russkoyazy'chny'x nauchny'x publikaciyax za 2015-201б gody' // Filosofiya xozyajstva. 2018. № 3(123). S. 8-1б.

9. Nalimov V.V. Spontannost' soznaniya. Veroyatnostnaya teoriya smy'slov i smy'slo-vaya arxitektonika lichnosti. M.: Akademicheskij proekt; Paradigma, 2011. 399 s.

10. Prigozhin I. Pereotkry'tie vremeni // Vopr. filosofii. 1989. № 8. S. 3-19.

11. Sartr Zh.P. E'kzistencializm — e'to gumanizm // Sumerki bogov. M., 1989. S. 319-344.

12. Fedorov N.F. Filosofiya obshhego dela. Sochineniya. M., 1982. 712 s.

13. XajdeggerM. By'tie i vremya. Xar'kov: Folio, 2003. 503 s.

14. XantM. Istoriya psixologii. M.: AST, 2009. 8б3 s.

15. Shopengaue'rA. Mir kak volya i predstavlenie. Minsk: Xarvest, 2011. 848 s.

D.K. Stozhko

Methodological Aspects of Studying the Problems of Social Security

of a Personality

The article discusses the nature, content and structure of the phenomenon of social security of the individual, its various aspects and dimensions. The interrelation of social security of a person with consciousness, value orientations and subject abilities of a person is revealed. The author's approach to the philosophical reconstruction of the phenomenon of social security of a person is proposed. The different layers and characteristics of social security are shown, as well as the possibilities for its further study in the context of multiple reality.

Keywords: personality; matrix approach; society; social security; social reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.