Научная статья на тему 'Методологические аспекты исследования потенциала малого бизнеса Ростовской области'

Методологические аспекты исследования потенциала малого бизнеса Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Л. В.

Инвестиционные решения относятся к числу наиболее сложных по процедуре выбора. Они основаны на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действующих разнонаправлено. Территориальный аспект прямых инвестиций, их приуроченность к определенной стране, региону, территории не вызывает сомнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты исследования потенциала малого бизнеса Ростовской области»

ные ставки гораздо выше, особенно для ювелирных и сувенирных магазинов, салонов мобильной связи 1000-4000 долларов.

Международные потоки товаров и услуг в условиях глобальной экономики обрели новое качество. Национальные рынки становятся сетью глобального рынка, большинству крупнейших сетевых операторов приходится действовать в глобальных масштабах: их сетью становится любой район с высоким уровнем потребления, они должны быть способны удовлетворять спрос потребителей, независимо от границ и национальной принадлежности.

Сетевые торговые компании моделируются в категориях покупателей, технологий, издержек, поставок, стратегических альянсов и конкурентов. Различные стадии проектирования и сбыта продукции размещаются в разных странах, унифицируясь в международном масштабе. Развитие сети транснациональных корпораций позволяет обойти множество барьеров за счет использования трансфертных поставок, цен, благоприятных условий воспроизводства, лучшего учета рыночной ситуации, приложения прибыли и т.д.

Транснациональные корпорации являются доминирующей формой бизнеса в сетевой торговле, которая постоянно видоизменяется, сетевые структуры целенаправленно формируют мировой спрос на свою продукцию, а концентрируют внутри себя механизмы конкурентоспособности на основе развития маркетинговой составляющей сбыта товаров.

Конкурентные стратегии ТНК нацелены на выделение специфических сегментов потребительского рынка, которые компания намеревается расширить и сделать более прибыльными. К конкурентным стратегиям относится и диверсификация деятельности компании. Рост и развитие сетевых ком-паниий включает в себя три главных этапа: интенсивный рост за счет внутренних ресурсов, рост за Ги счет внешних ресурсов путем интеграции, рост за счет внешних ресурсов путем диверсификации. Z Российским торговым сетям ритейлерам необходимо планировать маркетинговые стратегии,

обеспечивающие возможное противостояние мощным транснациональным конкурентам, решать наи-q более острую свою проблему, связанную с низким уровнем сервиса. Сегодня по таким параметрам, как □ "удобство внутренней планировки" и "навигации" в магазине, российские торговые компании значи-^ тельно отстают от транснациональных сетевых структур, поэтому российским девелоперам следует -<> обращаться за опытом к сравнимым рынкам.

Возможно, развивая национальные торговые сети, российским операторам не следует стремиться к гигантомании. Успешные и доходные торговые центры могут располагаться не только в новых зданиях и не обязательно в центре города. Главное конкурентное преимущество торговых сетей ? долгосрочное планированию стратегии развития. Для девелоперов наиболее важными являются два показателя ? получение заданной рентабельности на собственные средства и гибкость функциональной организации, под которой понимается возможность расширения торговых площадей, перегруппиров-о ки арендаторов. Судьбу торгового центра определяет покупатель, который приносит деньги, дает Ее возможность получать доходы и арендаторам, и девелоперам. Поэтому вопрос, что важно для покупа-

ЕЕ теля, не менее значим, чем остальные для разработки маркетинговой стратегии сетевой торговли.

о а о

< Литература.

^ 1. Воробьева Н.А. Школы сетевых стратегий операторов российского рынка розничной торгов-

о ли. М.: ТЕИС, 2006.

о 2. Ориентиры: Торговые центры. На грани насыщения // Ведомости. 2005. 30 мая. № 96.

^ 3. Самарина Н. Крупные форматы // Ведомости. 2006. 7 марта. № 39.

о о

CL

о ф

о ф

о

X

о

ТАРАСОВА Л.В.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО БИЗНЕСА РОСТОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

Инвестиционные решения относятся к числу наиболее сложных по процедуре выбора. Они основаны на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действу-

ющих разнонаправлено.

Территориальный аспект прямых инвестиций, их приуроченность к определенной стране, региону, территории не вызывает сомнений. Не столь очевиден региональный аспект при покупке ценных бумаг. Тем не менее, каждый эмитент также расположен в определенном регионе и действует в условиях, во многом обусловленных окружающей региональной средой.

Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения - от ее правильности зависят последствия, как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом. Чем сложнее является ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата в странах и регионах.

При оценке инвестиционного климата учитываются следующие составляющие:

- экономические условия - состояние макроэкономической среды, динамики ВВП, национального дохода, объемов производства промышленной продукции, инфляции, развития высокотехнологичных производств, положения на рынке труда, ситуации в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой, валютной системах и т.п.;

- государственная инвестиционная политика - степень государственной поддержки иностранных инвестиций, возможности национализации иностранного имущества, участия в международных договорах, соблюдения соглашений, преемственности политической власти, устойчивости государственных институтов и эффективности их деятельности и т.д.;

- нормативно-правовая база инвестиционной деятельности - статус регламентирующих документов и порядок их корректировки, параметры ввода и вывода инвестиций из страны, налоговый, валютный и таможенный режим, порядок создания, регистрации, деятельности, отчетности, слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над их деятельностью, урегулирования споров;

- информационный, фактологический, статистический материал о состоянии различных факто-

СО

ров, определяющих инвестиционный климат. □

По экспертным оценкам Ростовстата, социально-экономическое положение Ростовской области О по итогам 2005 года можно назвать довольно устойчивым.

Индекс промышленного производства (рассчитывается по видам деятельности "Добыча полез- ^

ных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, а

газа и воды" по полному кругу организаций) по отношению к январю-декабрю 2004 года вырос на ®

15,5%. Среднероссийский показатель составил 104% . о

Также наблюдалась положительная динамика объемов валового регионального продукта, несмот- ®

СО

ря на колебания в течение года, что характерно и для России в целом. |

По таким показателям, как индекс физического объема выпуска базовых отраслей экономики, ввод ^ в действие жилых домов, грузооборот предприятий транспорта(включает данные по автомобильному о транспорту организаций всех видов деятельности с учетом дорасчетов автотранспорта, работающего ^ по повременному тарифу, а также по малым автопредприятиям и предпринимателям (физическим ^ лицам) - владельцам грузовых автомобилей, получившим лицензии на перевозку грузов на коммер- ^ ческой основе), оборот розничной торговли по всем каналам реализации (с учетом сокрытого оборо- ^ та, дорасчета по субъектам малого предпринимательства, оборота торговых предприятий Миноборо- о ны и экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешан- 0 ных и продовольственных рынках), оборот общественного питания (с учетом сокрытого оборота, дорас- о чета по субъектам малого предпринимательства, оборота торговых предприятий Минобороны) , объем платных услуг населению (с учетом экспертной оценки объемов услуг, оказанных в неформальном секторе) темп роста составил от 105% до 115%. Внешнеторговый оборот вырос на 20,7%, в том числе экспорт товаров составил 118,2%, импорт - 123%.

В то же время уровень жизни населения в Ростовской области недостаточно высокий. Так, если среднедушевые денежные доходы в среднем за год увеличились по оценке на 27,5%, то с учетом инфляции, прирост реальных располагаемых денежных доходов сохранился на уровне 8,7%. Потребительские цены в Ростовской области увеличились с начала года на 12,9%, на два процентных пункта опередив российскую инфляцию. Виной тому - значительное увеличение цен на продовольственные товары (на 12,3%). Заметно (на 8%) подорожали и непродовольственные товары.

На рынке труда Ростовской области в 2005 году отмечено снижение темпов роста безработицы.

о

Если темп роста численности официально зарегистрированных безработных на конец 2005 года составил 109,5%, а общей численности безработных 96,4%, то в 2004 году эти показатели соответственно составляли 137,5% и 97,3%.

Среднесписочная численность работников по полному кругу предприятий увеличилась на 1,4%.

В 2004 в регионе было проведено исследование консультативной группой Всемирного банка на тему "Административные барьеры на пути привлечения инвестиций" и разработана Стратегия повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области, которая затем была утверждена постановлением Законодательного Собрания Ростовской области.

По результатам исследования были предприняты меры по снижению бюрократических препятствий на пути привлечения инвестиций. В частности, стали создаваться службы "одного окна", позволяющие сэкономить время и усилия предпринимателей по получению разрешения на выделение земли под строительство объектов.

В Стратегии определены перспективные направления и потенциальные источники инвестирования, произведена оценка возможности привлечения внешних инвесторов и определены направления совершенствования инвестиционного законодательства.

Одним из этапов реализации Стратегии стало создание Агентства инвестиционного развития.

Издержки общероссийского статистического учета не позволяют оценивать развитие малого сектора экономики по всем его субъектам, так как наиболее полная информация существует только по малым предприятиям. В то же время и она не является достаточной для комплексного анализа.

Как выход из сложившейся ситуации, в Ростовской области вот уже третий год проводятся исследования инвестиционной активности малых предприятий, которые позволяют выявить основные 2тенденции в этой сфере.

¡Ё Анализ абсолютных показателей деятельности малых предприятий свидетельствует о положи-

тельных тенденциях развития малого сектора экономики. д Прослеживается прямая взаимосвязь между ростом объемов производства продукции, объема-

□ ми направляемых инвестиций в основной капитал и увеличением уровня среднемесячной заработной 2платы работников малых предприятий.

-<> Чтобы более детально составить представление о том, на что направляют малые предприятия

инвестиции и кто заинтересован в развитии малых предприятий, обратимся к исследованиям инвес-ф тиционной активности малых предприятий.

и Видовая структура инвестиций в течение 3-х лет практически не менялась. Малые предприятия

ф преимущественно направляли инвестиции на обновление своего производственного потенциала, так | как модернизация оборудования позволяет обеспечить рост производительности труда, а приобретение производственных площадей в собственность - снижает риски, связанные с арендой чужого иму-о щества (постоянный рост арендной платы, нестабильность взаимоотношений с собственником недви-х жимости).

ЕЕ В то же время, направление инвестиций в жилой фонд свидетельствует о росте благосостояния

о

а малых предприятий.

< Основными источниками инвестирования у малых предприятий, как и в предыдущие годы, выс-

^ тупают кредиты банков и заемные средства других организаций, суммарная доля которых в общем о объеме инвестиций в основной капитал в 2004 году составила 33,7 процента. При этом следует отме-о тить, что организации банковской сферы более активно, чем в 2003 году, предоставляли кредитные ^ услуги малым предприятиям.

В наибольшей степени эти средства, как источник инвестирования, использовали малые промыш-£ ленные предприятия и строительные организации, на их долю приходится две трети от общего объема кредитных и заемных средств малых предприятий, используемых на инвестиционные цели. ^ Независимо от того, что основные проблемы, сдерживающие рост малых предприятий и их ин-

ей вестиционную активность, уже неоднократно обозначались и на уровне страны, и на уровне отдельно взятых её регионов, рассмотрим насколько они являются повторяющимися и первостепенными в различных отраслях малого бизнеса.

Для анализа возьмём результаты исследований, проведенных в таких отраслях, как здравоохра-2 нение, сельхозпроизводство и сельхозпереработка, жилищно-коммунальное хозяйство, а также срав-§ ним с результатами социологических опросов, проводимых вне зависимости от отраслевой принад-О

о

о ф

лежности предприятий малого бизнеса.

В качестве основных проблем развития малого бизнеса всегда называются следующие:

- рост цен на услуги ЖКХ;

- административные барьеры;

- несовершенное законодательство;

- нестабильная налоговая политика и высокий уровень налогов;

- ограниченный доступ к кредитным ресурсам финансово-кредитных учреждений (высокие процентные ставки, отсутствие или недостаток ликвидного залога);

- высокая стоимость аренды помещений;

- недостаток информации (практически во всех вопросах, связанных с ведением предпринимательской деятельности);

- недостаточность собственных знаний (экономических, финансовых, маркетинговых и т.д.) у руководителей малых предприятий и "кадровый голод".

Именно в такой последовательности чаще всего называются перечисленные проблемы.

У субъектов малого предпринимательства почти на одном уровне оказались две проблемы, требующие первоочередного решения - недостаток собственных средств и низкая платежеспособность населения. Первая проблема наиболее легко решаемая, однако именно она набрала наибольшее число баллов у малых предприятий. При изучении этого вопроса было установлено, что большая часть субъектов малого бизнеса (77%) пользовались кредитом, при этом основными источниками финансовых ресурсов у них являлись родственники и знакомые, а также банковские учреждения. При более детальном рассмотрении выяснилось, что у родственников и знакомых чаще берут займы индивидуальные предприниматели (66% ответивших), в то время как малые предприятия предпочитают брать кредиты в банках (72% ответивших).

Самыми проблемными практически для всех субъектов малого бизнеса оказались ставки нало-

и Ш

гов и арендной платы, которые предприниматели считают завышенными. В то же время индивиду- □

альные предприниматели испытывают трудности, связанные с недостатком законодательной базы. Это О говорит о том, что малые предприятия и частные предприниматели не уравнены в своих правах по

вопросам ведения предпринимательской деятельности. Можно предположить, что именно по этой ^

причине доступ индивидуальных предпринимателей к финансовым ресурсам более ограничен, чем у а

малых предприятий. ®

Социологический опрос субъектов малого бизнеса в сфере здравоохранения на тему "необходи- о

ма ли государственная поддержка данному сектору, и если "да", то в чём именно?" позволил ещё шире ®

СО

взглянуть на проблемы, волнующие предпринимателей-медиков. Так, например, 77% ответивших счи- | тают, что государственная поддержка необходима, при этом малые предприятия в ней нуждаются в ^ большей степени (79% ответивших). Детальное рассмотрение форм государственной поддержки ука- о зало на то, что малые предприятия нуждаются в первую очередь в льготной аренде помещений с правом ^ выкупа (54%), в то время как индивидуальные предприниматели в большинстве своём высказались за ^ упрощение порядка регистрации (39%). На втором месте у тех и других стоит снижение налоговых ^ платежей. Третье место у малых предприятий занимает уменьшение количества налогов, у индивиду- ^ альных предпринимателей - льготная аренда площадей с правом выкупа. о

Следует отметить: независимо от того, что банковскими кредитами чаще всего пользуются ма- 0 лые предприятия, а, следовательно, в большей степени могут претендовать на государственное суб- о сидирование части процентной ставки по кредитам, именно эта форма поддержки у тех и других заняла самое последнее место из конкретно перечисленных видов помощи. В большей степени субъектов малого бизнеса в сфере здравоохранения интересует бюджетное финансирование и информационно-образовательные программы - семинары, курсы повышения квалификации.

Для того, чтобы выяснить, какие приоритеты в оказании государственной поддержки выделяют предприниматели (так как проблема высоких налогов и отсутствия нормативно-правовых актов находятся в компетенции государственных органов), был проведен соответствующий опрос, в ходе которого формы финансовой поддержки назывались наиболее часто. Очевидно, это связано с тем, что первое место в рейтинге проблем, затрудняющих расширение бизнеса, занимает недостаток собственных средств предпринимателей. К примеру, один из высоких уровней ответов (37,9%) пришелся на безвозмездное бюджетное финансирование, которое 46,4% предпринимателей направили бы на замену

о

и модернизацию оборудования, 28,6% - на расширение производства и развитие производственной базы, пополнение основных и оборотных средств, 14,3% - на повышение квалификации персонала.

Подводя итоги сравнительному анализу результатов исследования проблем, затрудняющих развитие малого бизнеса в различных отраслях, можно сделать следующие выводы.

Различия в расстановке проблем по шкале их значимости, которые наблюдаются в малом бизнесе, во многом диктуются спецификой той отрасли, к которой относятся субъекты малого предпринимательства. Однако, на примере рассмотренных результатов исследования, можно выделить группу проблем, входящих в шестёрку наиболее часто встречающихся в ходе социологических опросов и набирающих наибольшее количество баллов, а именно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- недостаток собственных средств на развитие производства;

- нестабильная ценовая и налоговая политика, ведущая к удорожанию стоимости выпускаемой продукции (услуг);

- несовершенная нормативно-правовая база;

- высокая конкуренция;

- сложности со сбытом продукции (услуг), в том числе за счет низкого потребительского спроса;

- недостаток квалифицированных кадров.

Все они в той или иной степени оказывают влияние на повышение (либо снижение) инвестиционных возможностей предприятий, реализацию их потенциала в полном объеме.

Для государственного регулирования процессов в малом секторе экономики, было бы идеальным исследовать проблематику каждой значимой отрасли. Но даже на примере некоторых отраслей 2можно сделать вывод, что проблемы, связанные с законодательством и финансами пока ещё остаются ¡Ё наиболее актуальными практически для всех отраслей, в которых задействован малый бизнес. Другой вывод, который следует из проведенного анализа, заключается в следующем: как только будут д решены первоочередные проблемы, их место займут те, которые у каждой отрасли разные, но в об-□ щем списке всё же есть. И от того, какие проблемы в разные периоды времени входят в число наибо-2лее значимых, можно определить - на каком уровне развития находится малый бизнес, в какой степе--<> ни его трудности зависят от политики государства, от состояния экономики в целом, от внутреннего

управления производством. ® Период 2002-2005 годы для анализа был взят не случайно. Именно в это время реализовывались

и мероприятия программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 ф годы, которые были подкреплены финансированием из различных источников.

СО

| В 2002 году, подводя итоги действующей программы, используя её положительный опыт и недостатки, инвестиционная политика на 2003-2005 годы меняется. Финансирование новой программы о увеличивается (в основном за счет кредитных ресурсов банков), средства областного бюджета пре-х дусматриваются на субсидирование процентной ставки по кредитам и займам банков и кредитных ЕЕ кооперативов, на развитие кредитной потребительской кооперации, на микрофинансирование и пре-о. доставление субсидий малым предприятиям приоритетных отраслей. Особый упор делается на инфор-< мационную и образовательную поддержку. В настоящее время (с учетом внесенных в программу в ^ 2003-2004 годах изменений и дополнений) на малый бизнес из всех источников предусматривается о направить в течение 3-х лет 8617,3 млн.руб., из них бюджетные средства составляют чуть более 2%. о В 2003 году в Ростовской области был проведен социологический опрос руководителей малых ^ предприятий, с целью изучения их мнения по вопросу проблем и перспектив развития малого бизне-£ са. Интересно, что сложности с получением кредитных ресурсов у предпринимателей заняли лишь 5 £ место среди других существующих проблем, а в перечне препятствий, которые в перспективе могут сдерживать развитие их бизнеса, руководители малых предприятий называли рост цен на энергоно-^ сители, коммунальные услуги, сырье, а также нестабильность налоговой политики. Сложности с при® влечением заемных средств на инвестирование в собственное производство не стали ключевой про->| блемой, тревожащей предпринимателей. При этом любопытным стал результат ответов на вопрос: 5 "необходима ли государственная поддержка?" Положительно на него ответили 99,3 % руководителей ® малых предприятий.

Л Анализ собственной инвестиционной политики малых предприятий и инвестиционной полити-

§ ки, проводимой органами исполнительной власти и местного самоуправления Ростовской области,

позволяет сделать следующие выводы:

- малые предприятия стремятся к собственному развитию и предпочитают направлять инвестиции в первую очередь на приобретение нового и модернизацию действующего оборудования, на приобретение зданий и сооружений, а также оборотных средств;

- на повышение инвестиционной активности малых предприятий значительное влияние оказывают специальные программы развития малого предпринимательства. Одновременно отсутствие таких программ может способствовать стагнации малых предприятий, так как малый сектор экономики в нашей стране не набрал ещё достаточного веса, чтобы развиваться самостоятельно без какой-либо поддержки государства;

- такие факторы, как повышение информированности и образовательного уровня руководителей и работников предприятий, участие малых предприятий в выставках-ярмарках, областных, межрегиональных и международных форумах, пропаганда положительного опыта работы малых предприятий в СМИ необходимы для развития малого бизнеса. В то же время для повышения инвестиционной активности наиболее востребованной остается финансовая поддержка предприятий.

ЩИПАНОВ Е.Ф., КОРНЕЕВ С.А.

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Oi

01

Современная структура организации хозяйства в условиях становления "сетевой" экономики, a Z также системной интеграции международных экономических отношений, национальных и региональ- СО ных экономик формирует новые условия организации экономической деятельности, основанные, в q первую очередь, на принципах гибкости, необходимости постоянной координации деятельности от- ГМ дельных хозяйствующих субъектов, минимизации трансакционных издержек при изготовлении про- ^ дукции или совершении отдельных производственных операций. Данные обстоятельства предъявляют новые требования к организации инновационно-ориентированной инвестиционной деятельности 2

на различных уровнях иерархии экономических систем (при управлении национальными и региональ- £

о

ными инновационными системами, а также управлении инновационной деятельностью микрохозяй- а

ствующих субъектов), которая должна базироваться на комплексном использовании возможностей g

современных информационных технологий, глобальных инфокоммуникационных сетей (в том числе >.

сети Интернет), необходимых для активизации внедрения новейших технологий. 2

Для успешной реализации крупномасштабного инновационно-ориентированного инвестицион- |

ного проекта необходимо постоянное скоординированное взаимодействие его участников. При этом ®

территориальная удаленность отдельных субъектов инвестиционной деятельности в контексте уси- о

ления интеграционных процессов в мировом и национальном хозяйстве, занятых на взаимосвязанных ^

работах, может вызвать трудности в реализации проекта, и, соответственно, как результат, низкую его о

эффективность. Данные обстоятельства наряду с ускорением производственных, технологических и °

управленческих процессов на основе использования новейших инфокоммуникационных технологий 2

требуют от предприятий-участников инновационно-инвестиционного процесса использования всей *

гаммы информационных технологий как основы организации взаимодействия между ними. о

При этом по данным исследований затрат на информационные технологии субъектов финансо- о

вого сектора экономики России, проводимых консультационной компанией Gartner, доминирующая ^

роль построения сетевой инфраструктуры управления принадлежит субъектам инвестиционного и I

финансового рынка (45% в общем объеме затрат на информационные технологии). Технологические ^

инновации, направленные на внедрение информационных систем и технологий становятся особенно ™

интересны кредитно-финансовым учреждениям и транснациональным венчурным фондам ввиду обо- 5

о

стряющейся конкуренции на мировом и отечественном инвестиционных рынках, наличия клиентоо- ® риентированной стратегии, а также значительной экономии издержек, достигаемой за счет сокраще- | ния транзакционных затрат. §

Так, как отмечает M. Аоки, "в условиях высокой неопределенности и конкурентного технологи- °

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.