ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Региональное стратегическое планирование
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА*
Денис Перфильевич МАЛЫШЕВ3*, Александр Семёнович КОСТИНБОЙь
а кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Псковский государственный университет,
Псков, Российская Федерация
ь директор филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» - Псковское линейно-производственное управление
магистральных газопроводов, Псков, Российская Федерация
* Ответственный автор
Аннотация
Предмет. Статья посвящена развитию методологии формирования региональной инвестиционной политики.
Цели. Систематизация регионального опыта формирования инвестиционной политики и выявление лучшей практики в субъектах Российской Федерации.
Методология. Использованы такие методы анализа, как систематизация и обобщение. Результаты. Выполнена систематизация форм государственной поддержки инвестиционной деятельности. Предложен оптимальный вариант системы целевых индикаторов реализации инвестиционной стратегии региона. Определены три подхода к выявлению ключевых факторов инвестиционной привлекательности и формированию территориальных приоритетов инвестиционной политики субъектов РФ.
Выводы. Сделан вывод о том, что цели инвестиционной политики и инвестиционной стратегии региона тесно взаимосвязаны и должны быть представлены в виде единой системы целей. Предложена методология формирования и реализации инвестиционной политики региона.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
История статьи:
Принята 14.08.2015 Одобрена 31.08.2015
УДК 332.14
JEL: G21, G31, R11, R58
Ключевые слова: региональное стратегическое планирование, инвестиционная стратегия региона, стратегические приоритеты, методология
Важнейшей задачей экономической политики является обеспечение стабильных темпов роста ВВП на уровне 5-6%. Между тем после 2009 г. Российской Федерации так и не удалось достигнуть аналогичных показателей. Индекс физического объема ВВП с максимального уровня 104,5% (2010 г.) снизился до 100,6% (2014 г.)1, наметилась большая вероятность экономического спада с 2015 г. В качестве одного из факторов, обусловливающих данную негативную тенденцию падения ВВП, следует рассматривать низкую инвестиционную активность в экономике РФ. После падения объема вложений в 2009 г. за 2010-2012 гг. инвестиции выросли на 25,8%. Такой существенный рост при низкой начальной базе 2009 г. компенсировал снижение величины инвестиций в предыдущем периоде. В 2013 г. эффект
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Грант № 15-12-60001 от 03.07.2015.
1 URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab3.xls.
низкой начальной базы оказался исчерпан, а новых факторов экономического роста предложено не было. В результате в 2013 г. инвестиции выросли всего на 0,8% по сравнению с 2012 г., а в 2014 г. после событий на Украине и введения экономических санкций объем инвестиций упал на 2,7%2. При этом на региональном уровне наблюдается высокий уровень дифференциации инвестиционной активности. Так, в Центральном федеральном округе инвестиции за 2010-2012 гг. выросли на 26,4%, а в Сибирском - на 47,4%. На уровне отдельных субъектов РФ дифференциация является еще более высокой. В Вологодской области инвестиции выросли в 2,1 раза, а в Ивановской области снизились на 29,4%. Данная ситуация свидетельствует о высоком уровне значимости региональной инвестиционной политики, которая является важнейшим видом экономической политики.
2 URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/Din-inv.xls.
Таким образом, повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов территорий способно обеспечить стабильные темпы роста инвестиций как на региональном уровне, так и на уровне экономики в целом. Для стимулирования инвестиционных процессов каждый регион разрабатывает собственные инвестиционные стратегии и политику. При этом вопросы их формирования не имеют достаточного научного обеспечения.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.3 определены общие условия развития инвестиционной деятельности на федеральном уровне. Конкретные требования к содержанию стратегии инвестиционного развития региона представлены в стандарте деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата4. Данный стандарт разработан автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в партнерстве с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия». Стандарт непосредственно определяет процесс разработки инвестиционной стратегии, а также задает определенные требования к ее содержанию. Согласно стандарту, регионам предложено руководствоваться данным документом при разработке стратегий, однако формально они не обязаны выполнять требования, представленные в нем.
В соответствии с данным стандартом инвестиционная стратегия региона должна содержать следующие положения5:
- «параметры разработки стратегии;
- исходные посылки ее формирования;
- видение результата реализации;
- структура целей;
- план мероприятий;
- график точек планового контроля за исполнением;
- график периодов обязательного пересмотра;
- оценка объема бюджетного финансирования, направленного на реализацию стратегии».
3 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009).
4 URL: http://asi.ru/upload/medialibrary/91d/STD-v3-RUS_f.pdf.
5 Там же.
В целях выявления элементов методологии формирования инвестиционной политики на региональном уровне авторами был проведен анализ инвестиционных стратегий 10 субъектов РФ, которые в числе первых выполнили все требования стандарта или показали лучшие практики исполнения (Калужская, Липецкая, Свердловская, Ярославская, Белгородская, Челябинская, Астраханская, Тверская, Псковская области и Республика Татарстан). При этом были учтены следующие направления:
- цели и принципы инвестиционной политики;
- ключевые факторы инвестиционной привлекательности региона;
- система отраслевых и территориальных приоритетов инвестиционной политики;
- механизмы реализации инвестиционной политики;
- система контроля и мониторинга реализации;
- система целевых индикаторов реализации стратегии.
Цели и принципы инвестиционной политики.
Анализ стратегических документов позволил выявить большое разнообразие целей региональной инвестиционной политики, которые можно систематизировать (табл. 1).
Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод о том, что наибольшее развитие в рассматриваемых субъектах РФ получили следующие цели инвестиционных стратегий:
- формирование благоприятного инвестиционного климата;
- повышение инвестиционной активности;
- создание системы управления инвестиционными процессами.
Аналогичный набор целей инвестиционной политики можно встретить в работах современных авторов. Например, А.Т. Муллануров, анализируя механизм реализации региональной инвестиционной политики, выделяет следующие его цели:
- мобилизация инвестиционных ресурсов в регионе;
- формирование инвестиционных потоков и направление их в сектора и отрасли экономики, где обеспечивается наибольшая эффективность от вложений;
- повышение эффективности использования инвестиций;
о _
fc I
PQ "
Я J
& *
и и
Я Л
В ч
■i ю
Л о
! й
§ 3
В S
ч 5
ю ^
Ь «Г
В -
« 5
Л» J**
J
•J т.
ш 4 - Ю
"" О
W
К
я g *
ч а
u <3
ts
к
I
0 "Л а Н
1 а
¡в О
и U
К
я .г а н
щ S
в ,5
м V©
>5 °
к
I i I I
Ч vo я о
= -
о &
0 к
1
о S
- - я ftfta а '
a §
Я «
о s
о
о
~ о
3 ¡3
«
0 к
1 о S а
S
о m о В
-п г-
сп ^ m О^К
X
I
О а
Я Ig
Я S
a о
н о
о О
- а
о &
о S
о К
^ о
§ Ü Я 3
й Я
Е о а а
S
I
^
а «
N S
Sa
ня 8 ооо
oft s
ft^ а
0 а
1
о а
a s а ^
а о а а
*
с 1С Ö
а -
л
SS
a
0 ft
1 =
Ж
- повышение инвестиционной активности в регионе [1].
В работе [2] определены основные финансовые цели реализации инвестиционной стратегии:
- достижение необходимой экономической эффективности инвестиций;
- рост доходов бюджетов всех уровней;
- повышение финансово-экономического потенциала региона.
Анализ показал, что в двух из рассматриваемых стратегий субъектов РФ (Свердловской и Липецкой областей) представлены не только цели инвестиционной стратегии, но и цели инвестиционной политики. В Свердловской области целями инвестиционной политики являются создание максимально комфортных условий для старта и ведения бизнеса, а также формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов. Однако эти цели больше похожи на цели инвестиционной стратегии. При этом в Липецкой области целью инвестиционной политики является обеспечение экономического роста, повышения эффективности экономики и уровня жизни населения. В целях инвестиционных стратегий пяти рассматриваемых субъектов РФ (Белгородская, Псковская, Челябинская, Астраханская области и Республика Татарстан) цель, связанная с повышением уровня жизни населения и обеспечением экономического роста, представлена косвенно, как результат достижения основной цели стратегии. Например, цель инвестиционной стратегии Челябинской области -это повышение инвестиционной
привлекательности региона для обеспечения экономического роста и повышения уровня жизни населения.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели инвестиционной политики и инвестиционной стратегии региона тесно взаимосвязаны и должны быть представлены в виде единой системы целей (рис. 1).
Задачи инвестиционной стратегии зависят от особенностей конкретного региона, а также от поставленных целей стратегии.
С системой целей инвестиционной политики региона тесно связаны принципы, устанавливающие основные «правила игры», идеи, на основе которых должно осуществляться взаимодействие органов государственной власти с инвесторами. В современной экономической литературе не сложилось единой точки зрения в отношении состава данных принципов. Одним из основных принципов государственной инвестиционной политики в настоящее время считается принцип децентрализации [3].
Принципы инвестирования, учитывающие российские условия ведения бизнеса, предложены Д.А. Кустовым. К этим принципам относятся:
- принцип предельной эффективности инвестирования;
- принцип комплексной оценки эффективности капитальных вложений;
- принцип начальной свободы в выборе объектов инвестирования;
Рисунок 1
Система целей инвестиционной политики региона
- принцип адаптационных издержек;
- принцип мультипликатора;
- принцип концентрации;
- принцип прогрессирующей специализации;
- принцип пропорциональности;
- сетевой принцип инвестирования [4].
Учитывать специфику интересов иностранных инвесторов предлагает Н.П. Воронов. Он выделяет следующие принципы международного инвестиционного взаимодействия:
- принцип гарантии иностранным инвесторам национального режима;
- принцип защиты собственности иностранных инвесторов от национализации;
- принцип «одного окна» для иностранных инвесторов;
- принцип дифференциации налоговых льгот для инвесторов (своих и иностранных);
- принцип институционализации процесса привлечения иностранных инвестиций [5].
Проведенный анализ региональных инвестиционных стратегий позволил выявить принципы инвестиционной политики в рассматриваемых субъектах РФ и сделать вывод о том, что данные принципы отличаются большим многообразием. Кроме того, имеется ряд принципов, которыми руководствуется большая часть регионов (табл. 2).
Цель инвестиционной политики
---------------1----------
..............♦.........
Задачи инвестиционной политики, цели инвестиционной стратегии
I
..............у.........
Задачи инвестиционной стратегии
Источник: авторская разработка.
к» о
Таблица 2
Систематизация принципов инвестиционной политики субъектов РФ
$ Я
Принципы Калужская область Липецкая область Свердловская область Ярославская область Белгородская область Челябинская область Республика Татарстан Астраханская область Тверская область Псковская область Всего «+»
Равенство + + + + + + + + + + 10
Прозрачность + + + - + + + + + + 9
Вовлеченность + + + - + + + - - + 7
Применение лучших практик + - + + + + + - - + 7
Защита прав инвесторов - + - + - + - - - - 3
Поддержка инвестиционной активности - + - + - - - - - - 2
Снижение административных барьеров - + - + - - - - - - 2
Развитие среды проживания - + - + - - - - - - 2
Социально-экономическая эффективность - - - - - + - - - - 2
Человек - центр инвестиций + - - - - - - - - - 1
Обеспечение права инвестора на свободный выбор - - - - - - - - - - 1
контрагентов
Обязательство главы региона по осуществлению мер - - - - - - - - - - 1
оптимизации сроков и процедур выдачи разрешительнои
документации для инвесторов
Обязательство вступления в переговоры с субъектами - - - - - - - - - - 1
предпринимательской и инвестиционной деятельности
Согласованность инвестиционной политики региона и - - - - - - - - - - 1
конкретных мер, принимаемых в муниципальных образованиях
Единство имиджевой деятельности, направленной на - - - - - - - + - - 1
повышение инвестиционной привлекательности региона, и
мер по обеспечению приживаемости значимых для региона хозяйствующих субъектов
Отрытое планирование инфраструктуры в привязке к - - - - - - - + - - 1
конкретным инвестиционным проектам
Оптимальный баланс между поддержкой ключевых инвесторов - - - - - - - + - - 1
и вниманием к «рассеянным» инвестициям
Максимальное вовлечение в инвестиционный процесс - - - - - - - + - - 1
природно-ресурснош потенциала
Приоритетность охраны окружающей среды с точки зрения прибыльности инвестиционного проекта — — — — + — 1
Баланс интересов - - - - - - - - - - 1
О тз
в
тз
о
ш ^
сг ш ш
3 50 * £ § о
о
ш
о
ю о
О) I
со ю
а> о
73 а> со о' а ш
§ т
Т1 13
3 о
о 3
О (Л
Таким образом, наибольшее распространение в стратегических документах инвестиционного характера рассматриваемых субъектов РФ получили следующие принципы инвестиционной политики:
- равенство - недискриминирующий подход ко всем субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности в рамках заранее определенной и публичной системы приоритетов;
- прозрачность - общедоступность документированной информации органов государственной власти региона за исключением информации, составляющей государственную тайну;
- вовлеченность - участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессе подготовки затрагивающих их интересы решений, принимаемых органами государственной власти региона, а также в оценке реализации этих решений;
- применение лучших практик - ориентация административных процедур и правового регулирования на лучшую практику взаимодействия субъектов РФ с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности с точки зрения интересов этих субъектов.
Кроме названных принципов при формировании и реализации инвестиционной политики должны также применяться и принципы, получившие наименьшее распространение в инвестиционных стратегиях субъектов РФ (защита прав инвесторов, социально-экономическая эффективность, баланс интересов и др.).
Выявление ключевых факторов инвестиционной привлекательности региона. Немаловажным элементом методологии формирования инвестиционной политики является выявление ключе вых фактор ов инве стицио нной привлекательности региона. По мнению представителей бизнес-структур, такими факторами выступают:
- наличие и доступность инфраструктуры;
- простота административных процедур;
- наличие гарантий регистрации капитала;
- наличие прибыли и нужные кадры;
- возвратность средств и прибыль с минимумом риска [6].
Проведенный анализ региональных инвестиционных стратегий позволил сделать вывод о том, что в субъектах РФ этому значимому элементу методологии уделяется различное внимание (табл. 3).
Авторами были выделены три группы инвестиционных стратегий в зависимости от подхода к выявлению ключевых факторов инвестиционной привлекательности субъектов РФ:
1) отсутствие ясного способа выявления факторов инвестиционной привлекательности (нет ясного представления, последовательности выявления и т.д.). К этой группе относятся инвестиционные стратегии Белгородской области и Республики Татарстан;
2) факторы инвестиционной привлекательности в инвестиционной стратегии выявлены с помощью стандартного SWOT-анализа. Эта группа представлена в половине проанализированных инвестиционных стратегий субъектов РФ (Калужская, Липецкая, Свердловская, Ярославская и Тверская области).
3) факторы инвестиционной привлекательности выявлены с использованием SWOT-анализа с дополнениями (SWOT-анализ усовершенствован). В эту группу входят инвестиционные стратегии Челябинской, Астраханской, а также Псковской областей.
Процедура стандартного SWOT-анализа предполагает анализ основных показателей инвестиционной деятельности региона и инвестиционного потенциала. Инвестиционный SWOT-анализ
Таблица 3
Группировка субъектов РФ в зависимости от способа выявления ключевых факторов инвестиционной привлекательности
Способ выявления ключевых факторов инвестиционной привлекательности Субъект РФ
Отсутствие ясного способа выявления факторов Белгородская область, Республика Татарстан
Факторы выявлены с помощью стандартного SWOT-анализа Калужская, Липецкая, Свердловская, Ярославская, Тверская области
Факторы выявлены с помощью SWOT-анализа с дополнениями Челябинская, Астраханская, Псковская области
Источник: авторская разработка.
области заключается в поиске положительных и отрицательных сторон, а также прогнозировании предполагаемых возможностей или угроз со стороны инвестиционной среды. На основании SWOT-анализа строится такая инвестиционная стратегия, которая учитывает сильные стороны и возможности и компенсирует недостатки, минимизирует при этом угрозы и снижает риск. Обычно рассматриваются четыре основных вида стратегий:
1) стратегии расширения внутренних возможностей на основе использования преимуществ (сильных сторон);
2) стратегии предотвращения угроз путем использования преимуществ;
3) стратегии преодоления недостатков (слабых сторон) путем использования внутренних возможностей;
4) стратегии устранения (ослабления) недостатков для предотвращения угроз.
Процедура SWOT-анализа с дополнениями предполагает использование различных дополнений к стандартному анализу, однако все они имеют большое значение при формировании и реализации инвестиционной политики региона.
В стратегии Челябинской области представлены не только факторы инвестиционной привлекательности, но и факторы, сдерживающие инвестиционную активность, определенные на основе экспертной оценки. Важно, что каждому фактору дана оценка в баллах, позволяющая определить силу воздействия
определенного фактора на инвестиционную активность в регионе.
В стратегии Псковской области также учитывались мнения представителей органов государственной власти и бизнеса по результатам проведенного экспертного опроса.
В инвестиционной стратегии Астраханской области SWOT-анализ проведен как для экономики в целом, так и для отдельных отраслей. Таким образом, факторы инвестиционной привлекательности и варианты стратегий представлены не в укрупненном виде, а с разбивкой по различным видам экономической деятельности.
Можно сделать вывод о том, что при формировании инвестиционной политики региона на этапе выявления ключевых факторов инвестиционной привлекательности за основу нужно брать стандартную методику SWOT-анализа, дополнив ее мнениями экспертов, количественной оценкой факторов и разработкой вариантов стратегий по различным отраслям экономики.
Приоритеты инвестиционной политики.
Следующим важным элементом методологии формирования инвестиционной политики региона является система отраслевых и территориальных приоритетов, которая должна быть увязана с целями инвестиционного развития территории. При этом проведенный анализ инвестиционных стратегий субъектов РФ показал, что в документах регионов существует разная степень представления стратегических приоритетов развития (табл. 4).
Таблица 4
Систематизация стратегических приоритетов инвестиционной политики субъектов РФ
Стратегические Стратегические Стратегические
Субъект РФ инвестиционные отраслевые территориальные
приоритеты приоритеты приоритеты
Калужская область + / /
Липецкая область + / /
Свердловская область - + +
Ярославская область - + /
Белгородская область + / /
Челябинская область - + +
Республика Татарстан - + /
Астраханская область - / /
Тверская область - + +
Псковская область - + +
Всего «+» 3 6 4
Источник: авторская разработка.
Примечание. Знак «+» означает принадлежность к отраслевым, территориальным или стратегическим приоритетам. Знак «/» означает отсутствие четкого указания на приоритеты.
В табл. 4 выделены стратегические инвестиционные приоритеты, а также отдельно отраслевые и территориальные приоритеты субъекта РФ. Если в инвестиционной стратегии субъекта РФ нет четкого указания на принадлежность приоритета к отраслевым либо территориальным, то он был отнесен к стратегическим приоритетам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в инвестиционных стратегиях шести рассматриваемых субъектов РФ (Свердловская, Ярославская, Челябинская, Тверская, Псковская области и Республика Татарстан) четко представлены стратегические отраслевые приоритеты. В свою очередь в четырех из этих шести рассматриваемых субъектов РФ (Свердловская, Челябинская, Тверская, Псковская области) инвестиционные стратегии также содержат перечень территориальных приоритетов.
В инвестиционной стратегии Астраханской области отсутствует четкое указание на инвестиционные приоритеты, а в стратегических документах Калужской, Липецкой и Белгородской областей приведены стратегические приоритеты инвестиционной политики в целом.
В большинстве рассматриваемых субъектов РФ территориальные и отраслевые приоритеты взаимоувязаны благодаря формированию кластеров, что подтверждается результатами других исследований [7, 8]. Авторами была выполнена систематизация стратегических приоритетов инвестиционной политики субъектов РФ (табл. 5).
Анализ данных, представленных в табл. 5, позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемых субъектах РФ наибольшее развитие получили следующие приоритетные виды деятельности и кластеры:
- агропромышленный кластер (за исключением Свердловской области);
- туристско-рекреационный кластер (за исключением Липецкой и Свердловской областей);
- машиностроительный комплекс (за исключением Калужской, Астраханской и Псковской областей). Однако здесь стоит отметить, что в Калужской области приоритетным является автомобильный кластер, а в Астраханской области - судостроительно-судоремонтный кластер;
- строительный комплекс (за исключением Калужской, Астраханской и Тверской областей);
- транспортно-логистический кластер (за исключением Липецкой, Свердловской и Челябинской областей).
Таким образом, при выработке региональной инвестиционной политики распространенными становятся концепции «полюсов роста» и кластеризации региональной экономики [9]. При этом эффективность региональной экономической политики предопределяется трансформацией инвестиционных решений - переходом от преимущественно промышленных инвестиций к преимущественно инновационным инвестициям [10].
Следует выделить инновационные направления инвестиционной политики, которые получили распространение в половине из анализируемых документов:
- формирование кластеров фармацевтики, биотехнологий и биомедицины;
- реализация проектов в сфере энергоэффективности, новых источников энергии.
По мнению авторов работы [11], для стратегического развития необходимо привлечение инвестиций в виде технологий (патентов, лицензий) индустриально развитых стран, что становится особенно актуальным в условиях глобализации [12].
Далее предлагается рассмотреть подходы к формированию территориальных приоритетов инвестиционной политики, которые, как показал проведенный анализ региональных инвестиционных стратегий, представлены только в 5 из 10 рассматриваемых субъектов РФ (табл. 6).
Таким образом, выделены три подхода к формированию территориальных приоритетов инвестиционной политики субъектов РФ.
Первый подход представлен в инвестиционных стратегиях Липецкой и Калужской областей, где территориальные приоритеты инвестиционного развития сформированы на основе паспортов муниципальных районов и городских округов, которые содержат информацию, необходимую для потенциальных инвесторов, в том числе:
- перечень крупных инвестиционных проектов;
- инвестиционные предложения с использованием объектов муниципальной собственности;
- данные о неиспользуемых производственных помещениях;
Таблица 5
Систематизация приоритетов инвестиционной политики субъектов РФ
Приоритеты Калужская область Липецкая область Свердловская область Ярославская область Белгородская область Челябинская область Республика Татарстан Астраханская область Тверская область Псковская область Всего «+»
Агропромышленный кластер + + - + + + + + + + 9
Туристско-рекреационный кластер + - - + + + + + + + 8
Машиностроительный комплекс - + + + + + + - + - 7
Строительный комплекс - + + + + + + - - + 7
Транспортно-логистический кластер + - - + + - + + + + 7
Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины + — + + + — + — 5
Проекты энершэффекгивности - - + + + ■ ■ - - - 5
Кластер информационных технологий (1Т) + - + + + - - - - - 4
Лесопромышленный комплекс - + + - - - + - - + 4
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования + + + — — + — — — 4
Химический комплекс, производство резиновых и пластмассовых изделий + + + — + — — — 4
Автомобильный кластер ■ + - + - - - - - 3
Добыча полезных ископаемых - + - - ■ - + - - - 3
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака — + + — + — — — 3
Телекоммуникации - - ■ + - + - - - 3
Инфраструктурный комплекс - - + - - ■ - - - - 2
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий + + 2
Сфера услуг - - + - + - - - - - 2
Экологические проекты - - + - - + - - - - 2
Кластер бизнес-аутсорсинга - - - + - - - - - - 1
Космические технологии - - + - - - - - - - 1
Нефтегазосервисный кластер - - - - - - - + - - 1
Рыбопромышленный кластер - - - - - - - + - - 1
Судостроительно-судоремонтный кластер - - - - - - - + - - 1
Текстильное и швейное производство - - - - - - + - - - 1
Таблица 6
Подходы к формированию территориальных приоритетов инвестиционной политики субъектов РФ
Субъект РФ Подход к формированию территориальных приоритетов
Липецкая и Калужская области Территориальные приоритеты представлены паспортами муниципальных районов и городских округов, которые содержат информацию, необходимую для потенциальных инвесторов
Челябинская область Территориальные приоритеты представлены в разрезе экономических округов и городских агломераций
Свердловская и Псковская области Территориальные приоритеты сформированы на основе проведения оценки потенциалов развития муниципальных образований с выделением групп: 1-я группа - «Территории роста»; 2-я группа - «Территории стабильного развития»; 3-я группа - «Территории потенциального развития»; 4-я группа - «Территории ограниченного развития»
Источник: авторская разработка.
- перечень гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ, построенных по проектам, балансодержатели которых не установлены, и рекомендованных главам муниципальных районов для принятия в муниципальную собственность;
- перечень месторождений твердых полезных ископаемых;
- данные о земельных ресурсах и удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков.
Второй подход демонстрирует инвестиционная стратегия Челябинской области, где территориальные приоритеты инвестиционной политики представлены в разрезе трех экономических округов и двух городских агломераций. Для каждого из них в стратегии представлены приоритеты развития. Так, например, для Горнозаводского экономического округа таковыми приоритетами являются промышленность, сельское хозяйство и туризм.
В инвестиционных стратегиях Свердловской и Псковской областей авторами выделен третий подход к формированию территориальных инвестиционных приоритетов региона.
Территориальные приоритеты инвестиционной политики Свердловской области сформированы на основе проведения оценки демографического, экономического, инвестиционного, ресурсного и инфраструктурного потенциалов развития муниципальных образований.
Территориальные стратегические приоритеты Псковской области сформированы исходя из следующих факторов:
- активизация инвестиционных процессов на базе высокого уровня развития инфраструктуры муниципальных образований;
- использование выгодного географического положения территории;
- диверсификация экономики муниципальных районов на базе развития отраслей АПК, туризма и транспортной логистики.
Проведенный М.А. Николаевым и М.Ю. Махотаевой анализ сильных и слабых сторон инвестиционного потенциала муниципальных образований позволил сформулировать территориальную стратегию инвестиционного развития в следующем виде - это активизация инвестиционных процессов в регионе на основе комплексного использования ресурсов муниципальных образований [13].
На основе исследования указанных факторов в стратегиях выделены 4 группы территорий региона, определяющих возможные векторы пространственного развития:
1-я группа - «Территории роста», для которых характерны высокий темп роста и такой же уровень обеспеченности инфраструктурой и ресурсами;
2-я группа - «Территории стабильного развития», для которых характерны высокий темп роста и ограниченный уровень обеспеченности инфраструктурой и ресурсами;
3-я группа - «Территории потенциального развития», для которых характерны низкий темп роста и высокий уровень обеспеченности инфраструктурой и ресурсами.
4-я группа - «Территории ограниченного развития», для которых характерны низкий темп роста и такой же уровень обеспеченности инфраструктурой и ресурсами.
Исходя из выявленных территориальных приоритетов инвестиционная политика региона будет направлена:
- на обеспечение высоких темпов социально-
экономического развития территорий 1-й и 2-й групп;
- на создание инвестиционной инфраструктуры для ускорения темпов экономического развития территорий 3-й группы;
- на поиск факторов устойчивого развития территорий 4-й группы и реализацию проектов, способствующих сохранению социальной стабильности в регионе, укреплению его территориальной целостности;
- на дифференцированный подход к предоставлению мер государственной поддержки инвестиционных проектов в зависимости от их территориальной принадлежности.
Механизмы реализации инвестиционной политики. Предлагается далее рассмотреть следующий элемент методологии формирования и реализации инвестиционной политики региона -собственно механизмы реализации. Проведенный анализ стратегических документов инвестиционного характера позволяет сделать вывод о том, что разработчики инвестиционных стратегий данных субъектов РФ вкладывают разный смысл в понятие «механизмы реализации».
В ряде субъектов РФ (Свердловская, Ярославская, Челябинская, Астраханская области) механизмы реализации включают:
- областные целевые программы;
- инструменты государственно-частного партнерства;
- инвестиционные программы естественных монополий;
- совет по инвестициям;
- систему взаимодействия с инвесторами;
- систему мер государственной поддержки;
- региональные институты развития и др.
В некоторых рассматриваемых субъектах РФ механизмы реализации (Псковская область) или же инструменты реализации (Калужская, Тверская области) включают скорее группы или направления реализации мероприятий стратегии (в Белгородской области, например, механизмы реализации не обозначены, но выделен комплекс мероприятий по реализации стратегии). Эти направления могут, например, содержать следующие составляющие:
- совершенствование процесса взаимодействия инвесторов с органами государственной власти;
- создание подготовленных инвестиционных площадок;
- развитие нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности и т.д.
В Липецкой области механизмы реализации включают общие основы, мониторинг показателей стратегии и контроль за реализацией.
В инвестиционной стратегии Республики Татарстан выделены механизмы поддержки инвестиционной деятельности, которые, по мнению авторов, следует называть методами или же формами (предоставление налоговых льгот, отсрочек по налогам, государственных гарантий и т.д.).
Следует отметить, что единого мнения о механизме реализации инвестиционной политики не сложилось и в современной научной литературе. Под механизмом реализации региональной инвестиционной политики А.Т. Муллануров понимает совокупность методов и обеспечивающих их действие систем, при помощи которых органы государственного управления воздействуют на участников инвестиционного процесса в целях решения первоочередных задач социально-экономического развития региона [1]. Механизм реализации финансово-инновационной стратегии рассмотрен в работе А.А. Чекалкиной. Элементами данного механизма, по ее мнению, являются субъект, объекты, методы и средства
[14].
Другой исследователь (М.И. Самогородская) рассматривает механизм управления региональной инвестиционной стратегией как целенаправленное воздействие структур управления федерального, регионального и муниципального уровней на всех субъектов региональной инвестиционной системы в интересах достижения намеченных целей инвестиционного развития региона [15].
Формам государственной поддержки в инвестиционных стратегиях рассматриваемых субъектов РФ уделяется большое внимание. Данному элементу инвестиционной политики в современных экономических исследованиях посвящено наибольшее число работ. В то же время работы в основном имеют узконаправленный характер, формы поддержки не представлены в них в систематизированном виде. Например, И.Н. Домнина и Л.И. Маевская выделяют следующие формы участия региональных властей в инвестиционном процессе:
- механизм субсидирования за счет средств территориального бюджета затрат на производство
продукции приоритетных для региона отраслей;
- субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях [16].
Авторы работы [17] рассматривают государственную инвестиционную политику и выявляют основные факторы промышленных инвестиций в отдельных регионах Испании. В исследовании [18] сделан акцент на создании промышленных зон с готовой инфраструктурой. Различные формы институциональной поддержки инвесторов представлены в работе [19].
Авторами настоящего исследования выполнена систематизация форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, на которых сделан акцент в инвестиционных стратегиях рассматриваемых субъектов РФ, поскольку система поддержки является важной составляющей комплексного механизма реализации инвестиционной политики региона (табл. 7).
Все формы государственной поддержки разделены на 4 группы (информационная, административная, инфраструктурная и финансовая).
Проведенный анализ инвестиционных стратегий субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что среди форм информационной поддержки инвестиционной деятельности основное внимание в документах уделяется развитию бренда региона (PR), а также оказанию информационно-консультационной помощи инвесторам.
В качестве основной формы административной поддержки инвесторов акцент в инвестиционных стратегиях сделан на создании прямых каналов общения власти и бизнеса, а также каналов, сформированных по принципу «одного окна».
Среди форм инфраструктурной поддержки инвестиционной деятельности в регионах основной акцент сделан на развитии инфраструктуры индустриальных парков и формировании земельных участков с готовой инфраструктурой.
Финансовая поддержка во всех рассматриваемых субъектах РФ представлена различными инструментами налогового стимулирования. Кроме того, большое внимание в инвестиционных стратегиях уделяется таким формам поддержки, как предоставление субсидий, государственно-частное партнерство (долевое финансирование), предоставление государственных гарантий и возмещение затрат предпринимателям.
Система контроля и мониторинга реализации.
Еще одним важным элементом механизма реализации инвестиционной политики является система контроля и мониторинга реализации, аналогичная для всех рассматриваемых субъектов РФ (рис. 2).
Комплексное управление реализацией стратегии осуществляется министерством (государственным комитетом) по инвестиционной политике региона. Постоянный контроль за реализацией стратегии осуществляется советом по инвестициям региона.
Обеспечение деятельности совета по инвестициям региона осуществляется министерством (государственным комитетом) по инвестиционной политике.
Одной из основных задач совета по инвестициям региона является рассмотрение проекта стратегии, анализ результатов и хода ее реализации, подготовка и рассмотрение предложений по ее корректировке, что позволит обеспечить эффективность и прозрачность хода реализации стратегии.
Министерство (государственный комитет) по инвестиционной политике осуществляет мониторинг реализации стратегии, результаты которого озвучиваются в докладах на заседаниях совета по инвестициям региона.
Целевые индикаторы реализации стратегии.
Система контроля и мониторинга реализации инвестиционной стратегии включает также систему целевых индикаторов реализации, которая имеет свои особенности в каждом из рассмотренных субъектов РФ. Наиболее распространенными недостатками рассмотренных инвестиционных стратегий является то, что их цели часто носят общий характер и не являются измеримыми [20].
Если принять во внимание только положительные стороны рассмотренных систем целевых индикаторов реализации инвестиционной стратегии и устранить их недостатки, то «оптимальный вариант» такой системы должен строиться по следующей схеме (табл. 8).
Система целевых индикаторов реализации инвестиционной стратегии региона должна включать набор показателей для каждой задачи. Количество показателей определяется сложностью решения определенной задачи. При этом интегральный показатель для каждой задачи отсутствует, как и для цели, поскольку решение всех задач означает достижение цели инвестиционной стратегии.
Таблица 7
Систематизация форм государственной поддержки инвестиционной деятельности субъектов РФ
Формы государственной поддержки Калужская область Липецкая область Свердловская область Ярославская область Белгородская область Челябинская область Республика Татарстан Астраханская область Тверская область Псковская область Всего «+»
Информационная поддержка:
- развитие бренда региона (РЯ) + - + + - - - - - + 4
- оказание информационно-консультационной помощи + - - + - - - - + + 4
- формирование и мониторинг базы данных инвестиционных - - - + - - - - - - 1
проектов
- информирование о приоритетных инвестиционных проектах - - - + - - - - - - 1
- продвижение приоритетных инвестиционных проектов - - - + - - - - - - 1
Административная поддержка:
- создание прямых каналов общения «власть - бизнес» + - + - - - + - + - 4
- координация взаимодействия с другими организациями — - - + - - - - + - 2
- сопровождение инвестиционных проектов - - - - - - - - + + 2
- контроль за предоставлением государственных и муниципальных - - - - - - - - + - 1
услуг
- заключение соглашений о сотрудничестве с инвесторами - - - - + - - - - - 1
- сокращение сроков получения разрешительной документации - - - - - + - - - - 1
Инфраструктурная поддержка:
- развитие инфраструктуры индустриальных парков + - - + + - - - + + 5
- формирование земельных участков с готовой инфраструктурой - - + - + + - - + - 4
- бизнес-инкубирование - - - - - - + - - - 1
- формирование плана развития инфраструктуры - - - - - - - - + - 1
Финансовая поддержка:
- налоговое стимулирование + + + + + + + + + + 10
- предоставление субсидий + + - + + + + - + - 7
- го су дарственно-частное партнерство (долевое финансирование) + - + - + - + + - + 6
- предоставление государственных гарантий - + - + + + + - - + 6
- возмещение затрат предпринимателям + + - + - - - - + - 4
- функционирование залогового фонда - + - - + - - - - - 2
- установление льготных ставок арендной платы - - - + - + - - - - 2
- предоставление грантов начинающим предпринимателям + - - - - - - - - - 1
- предоставление инвестиционных налоговых кредитов - - - + - - - - - - 1
Рисунок 2
Система контроля и мониторинга реализации инвестиционной стратегии региона
Источник: авторская разработка.
Таблица 8
Система целевых индикаторов реализации инвестиционной стратегии
№ п/п Задача Показатель Единицы измерения Целевое значение Порядок расчета к ... году показателей
1.1 Задача 1 Количество показателей определяется сложностью решения задачи Соответствующие показателю Задается в формате Объективный «не менее, чем»/«не порядок расчета более, чем»
Задача...
Источник: авторская разработка.
Целевое значение для каждого показателя к установленному в стратегии году (например, к 2020 г.) должно задаваться в формате «не менее, чем»/«не более, чем» в привязке к объективному макрорегиону, например федеральному округу. Установление конкретных целевых значений не стоит рекомендовать, поскольку это делает достижение значений большинства показателей практически невозможным в условиях ухудшения экономической ситуации. Каждый показатель должен иметь объективную информационную базу для расчета для исключения вероятности «подгонки» необходимого целевого значения путем проведения экспертной оценки или другого субъективного способа расчета. Для оценки эффективности реализации инвестиционной стратегии, по мнению Е.А. Федуловой и С.А. Кононовой, может быть использована система сбалансированных показателей [2].
Список литературы
Заключение. Обобщение регионального опыта разработки инвестиционных стратегий позволило выявить следующие элементы методологии формирования и реализации инвестиционной политики региона:
- определение целей и принципов инвестиционной политики;
- выявление ключевых факторов инвестиционной привлекательности региона;
- формирование системы отраслевых и территориальных приоритетов;
- разработка механизмов реализации;
- определение форм (методов) реализации;
- создание системы контроля и мониторинга реализации, включая систему целевых индикаторов реализации.
1. Муллануров А.Т. Механизм формирования региональной инвестиционной политики в Республике Татарстан и рекомендации по его совершенствованию // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4. С. 132-135.
2. Федулова Е.А., Кононова С.А. Оценка результативности реализации региональных инвестиционных стратегий на основе системы сбалансированных показателей // Сибирская финансовая школа. 2014. № 4. С. 78-84.
3. Coy R., Cormican K. Determinants of foreign direct investment: an analysis of Japanese investment in Ireland using the Kano model // Investment Management and Financial Innovations. 2014. Vol. 11. № 1. P. 8-17.
4. КустовД.А. Методологические аспекты формирования и реализации региональной инвестиционной стратегии // Российское предпринимательство. 2009. № 12-1. С. 168-172.
5. Воронов Н.П. Инвестиционный процесс и региональная инвестиционная политика в условиях рыночной системы хозяйствования // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. Т. 7. № 12-1. С. 152-158.
6. Christopherson S., Martin R., Sunley P., Tyler P. Reindustrialising regions: rebuilding the manufacturing economy? // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2014. Vol. 7. № 3. P. 351-358. doi: 10.1093/cjres/rsu023
7. Suire R., Vicente J. Clusters for life or life cycles of clusters: in search of the critical factors of clusters' resilience // Entrepreneurship & Regional Development. 2014. Vol. 26. № 1-2. P. 142-164. doi: 10.1080/0 8985626.2013.877985
8. Brakman S., Marrewijk Ch. Reflections on cluster policies // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2013. Vol. 6. № 2. P. 217-231. doi: 10.1093/cjres/rst001
9. Bassens D., Derudder B., Witlox F. 'Gatekeepers' of Islamic financial circuits: Analysing urban geographies of the global Shari'a elite // Entrepreneurship & Regional Development. 2012. Vol. 24. № 5-6. P. 337-355. doi:10.1080/08985626.2011.577820
10. Vaz E., Vaz T., Galindo P., Nijkamp P. Modelling innovation support systems for regional development - analysis of cluster structures in innovation in Portugal // Entrepreneurship & Regional Development. 2014. Vol. 26. № 1-2. P. 23-46. doi: 10.1080/08985626.2013.860193
11. Токмакова Р.А., Стас М.Ф. Регулирование инвестиционных процессов как эффективное условие реализации региональной инновационной политики // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-6. С. 1275-1279.
12. Whitford J., Potter C. Regional economies, open networks and the spatial fragmentation of production // Socio-Economic Review. 2007. Vol. 5. № 3. P. 497-526. doi: 10.1093/ser/mwm004
13. Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Формирование инвестиционной стратегии на муниципальном уровне // Псковский регионологический журнал. 2014. № 19. С. 16-30.
14. Чекалкина А.А. Формирование финансово-инновационной стратегии развития регионов на основе финансово-инвестиционного и инновационного потенциалов территории // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2013. № 2. С. 93-99.
15. Самогородская М.И. Формирование механизма управления региональной инвестиционной стратегией // Регион: системы, экономика, управление. 2009. № 3. С. 166-173.
16. Домнина И.Н., Маевская Л.И. Региональная инвестиционная политика и проблемы обновления основного капитала // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 1-2. С. 46-69.
17. Escribà F. Javier, Murgui Ma. José. Government policy and industrial investment determinants in Spanish regions // Regional Science and Urban Economics. 2009. Vol. 39. № 4. P. 479-488. doi:10.1016/j.regsciur beco.2009.02.005
18. Tengku Erry Nuradi, P.L. RikaFatimah. An approach on workforce number, investment, and project number on investment realization as indicators of development progress // Investment Management and Financial Innovations. 2015. Vol. 12. № 1. P. 114-123.
19. PostaliukM., Vagizova V., Postaliuk T. Implementation forms of institutional support for traditional and innovative development of national economic systems // Investment Management and Financial Innovations. 2013. Vol. 10. № 4. P. 88-94.
20. Шулекина Е.Н. К вопросу о соответствии инвестиционных стратегий регионов требованиям инвестиционного стандарта // Сибирская финансовая школа. 2014. № 5. С. 154-159.
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Regional Strategic Planning
METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE REGIONAL INVESTMENT POLICY FORMATION
Denis P. MALYSHEV*, Aleksandr S. KOSTINBOIb
a Pskov State University, Pskov, Russian Federation [email protected]
b Gazprom Transgaz Saint Petersburg LLC, Pskov Branch, Pskov, Russian Federation [email protected]
* Corresponding author
Article history:
Received 14 August 2015 Accepted 31 August 2015
JEL classification: G21, G31, R11, R58
Keywords: regional strategic planning, investment strategy, region, strategic priorities, methodology
Abstract
Importance The article deals with the development of the methodology of formation of regional investment policy.
Objectives The paper aims to systematize the regional experience shaping investment policies and identify the best practices in the constituent entities of the Russian Federation. Methods For the study, we used methods of analysis, such as the systematization and generalization.
Results We classified the forms of State support of investment activity. We propose an optimal variant of a region's investment-strategy implementation target indicators. We defined three approaches to identify the key factors of investment attractiveness and formation of territorial priorities of the investment policy of the Russian Federation subjects.
Conclusions and Relevance We concluded that the objectives of the investment policy and the investment strategy of the region are closely interrelated, and they need to be presented as a single system of goals. We propose our own methodology of formation and implementation of investment policies in the region.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 15-12-60001 of July 3, 2015.
References
1. Mullanurov A.T. Mekhanizm formirovaniya regional'noi investitsionnoi politiki v respublike Tatarstan i rekomendatsii po ego sovershenstvovaniyu [A mechanism of formation of regional investment policy in the Republic of Tatarstan, and recommendations for the improvement]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta = Vector of Science of Tolyatti State University, 2013, no. 4, pp. 132-135.
2. Fedulova E.A., Kononova S.A. Otsenka rezul'tativnosti realizatsii regional'nykh investitsionnykh strategii na osnove sistemy sbalansirovannykh pokazatelei [Evaluation of the regional investment strategy realization based on balanced scorecard]. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2014, no. 4, pp.78-84.
3. Coy R., Cormican K. Determinants of Foreign Direct Investment: An Analysis of Japanese Investment in Ireland Using the Kano Model. Investment Management and Financial Innovations, 2014, vol. 11, no. 1, pp. 8-17.
4. Kustov D.A. Metodologicheskie aspekty formirovaniya i realizatsii regional'noi investitsionnoi strategii [Methodological Aspects of Formation and Realization of Regional Investment Strategy]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2009, no. 12-1, pp. 168-172.
5. Voronov N.P. Investitsionnyi protsess i regional'naya investitsionnaya politika v usloviyakh rynochnoi sistemy khozyaistvovaniya [Investment process and regional investment policy in the market management system]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of Voronezh State Technical University, 2011, vol. 7, no. 12-1, pp. 152-158.
6. Christopherson S., Martin R., Sunley P., Tyler P. Reindustrialising Regions: Rebuilding the Manufacturing Economy? Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, 2014, vol. 7, no. 3, pp. 351-358. doi: 10.1093/cjres/rsu023
7. Suire R., Vicente J. Clusters for Life or Life Cycles of Clusters: In Search of the Critical Factors of Clusters' Resilience. Entrepreneurship & Regional Development, 2014, vol. 26, no. 1-2, pp. 142-164. doi: 10.1080/ 08985626.2013.877985
8. Brakman S., Marrewijk Ch. Reflections on Cluster Policies. Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, 2013, vol. 6, no. 2, pp. 217-231. doi: 10.1093/cjres/rst001
9. Bassens D., Derudder B., Witlox F. 'Gatekeepers' of Islamic Financial Circuits: Analysing Urban Geographies of the Global Sharia Elite. Entrepreneurship & Regional Development, 2012, vol. 24, no. 5-6, pp. 337-355. doi: 10.1080/08985626.2011.577820
10. Vaz E., Vaz T., Galindo P., Nijkamp P. Modelling Innovation Support Systems for Regional Development -Analysis of Cluster Structures in Innovation in Portugal. Entrepreneurship & Regional Development, 2014, vol. 26, no. 1-2, pp. 23-46. doi: 10.1080/08985626.2013.860193
11. Tokmakova R.A., Stas M.F. Regulirovanie investitsionnykh protsessov kak effektivnoe uslovie realizatsii regional'noi innovatsionnoi politiki [Regulation of investment processes as an effective condition of realization of the regional innovative policy]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 2-6, pp. 1275-1279.
12. Whitford J., Potter C. Regional Economies, Open Networks and the Spatial Fragmentation of Production.
Socio-Economic Review, 2007, vol. 5, no. 3, pp. 497-526. doi: 10.1093/ser/mwm004
13. Nikolaev M.A., Makhotaeva M.Yu. Formirovanie investitsionnoi strategii na munitsipal'nom urovne [Formation of investment strategy at a municipal level]. Pskovskii regionologicheskii zhurnal = Pskov Regional Studies Journal, 2014, no. 19, pp. 16-30.
14. Chekalkina A.A. Formirovanie finansovo-innovatsionnoi strategii razvitiya regionov na osnove finansovo-investitsionnogo i innovatsionnogo potentsialov territorii [Formation of financial innovative strategy of regions on the basis of financial-investment and innovative potential of territories]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Ekonomika. Ekologiya = Science Journal of VolSU. Global Economic System, 2013, no. 2, pp. 93-99.
15. Samogorodskaya M.I. Formirovanie mekhanizma upravleniya regional'noi investitsionnoi strategiei [A mechanism of management of regional investment strategy]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie = Region: Systems, Economy, Management, 2009, no. 3, pp. 166-173.
16. Domnina I.N., Maevskaya L.I. Regional'naya investitsionnaya politika i problemy obnovleniya osnovnogo kapitala [Regional investment policy and capital updating]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra = Economics: Yesterday, Today and Tomorrow, 2013, no. 1-2, pp. 46-69.
17. Escribâ F. Javier, Murgui Ma. José. Government Policy and Industrial Investment Determinants in Spanish Regions. Regional Science and Urban Economics, 2009, vol. 39, no. 4, pp. 479-488. doi: 10.1016/j.regsci urbeco.2009.02.005
18. Tengku Erry Nuradi, Rika Fatimah P.L. An Approach on Workforce Number, Investment, and Project Number on Investment Realization as Indicators of Development Progress. Investment Management and Financial Innovations, 2015, vol. 12, no. 1, pp. 114-123.
19. Postaliuk M., Vagizova V., Postaliuk T. Implementation Forms of Institutional Support for Traditional and Innovative Development ofNational Economic Systems. Investment Management and Financial Innovations, 2013, vol. 10, no. 4, pp. 88-94.
20. Shulekina E.N. K voprosu o sootvetstvii investitsionnykh strategii regionov trebovaniyam investitsionnogo standarta [The issue of regional investment strategies' compliance with the requirements of investment standards]. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2014, no. 5, pp. 154-159.