УДК [378.245.2:37.015]: 001.891
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
М.В. Грязев, В.М.Петровичев
Рассматривается авторский обобщенный анализ современных подходов к логике построения методологической основы исследования. Рассматривается оптимальный вариант алгоритма построения основных этапов диссертационного исследования в области педагогических наук.
Ключевые слова: методология, актуальность и противоречия исследования; проблема, объект и предмет, цель, задачи, гипотеза исследования; научная, теоретическая и практическая значимость работы; положения, выносимые на защиту; научный вклад соискателя.
Как показывает современная практика, самые большие трудности соискатель ученой степени в области педагогических наук испытывает при формулировании понятийного аппарата и его алгоритмического изложения в диссертационном исследовании.
Данная проблема с позиций методологической логистики рассматривалась рядом ученых (Белкин А.С., Ткаченко Е.В., Бордовская Н.В., Волков Ю.Г., Краевский В.В., Кузин Ф.А., Райсберг Б.А. Романов В.А., Кри-ворученко В.К.), которые, несомненно, внесли большой вклад в ее разрешение. Предлагаемый контекст изложения темы статьи содержит синтез изученного опыта данных ученых и служит методическим напоминанием для аспирантов и соискателей ученых специальностей в области педагогических наук.
Понятийный аппарат - это та часть научной работы, которая требует выбора темы, обоснования актуальности исследования, цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования, выявления проблем и противоречий, формулирования научной новизны, теоретической и практической значимости, положений, выносимых на защиту, уточнения методологической и теоретической базы исследования, методов педагогического исследования, а также апробации и внедрения полученных результатов.
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед исследователем, является формулирование темы диссертации. Определение темы оказывает существенное влияние не только на весь ход исследования, но и на качество его результатов.
Существует мнение, что правильно сформулированная тема диссертации — это не только 50 % выполненной научной работы, но и залог ее успешной защиты и «проходимости» в ВАК.
Тема исследования — это лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемого вопроса, исследуемой области. Тема должна быть актуальной.
Актуальность — важность, значительность современность, злободневность. Если раньше в диссертационном исследовании акцент ставился только на рассмотрении актуальности, не выделяя ее уровней, то сегодня в работах, как правило, обозначаются три уровня актуальности: социальнопедагогический, научно-теоретический и научно-методический.
Обоснование актуальности темы — указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания, в целом образования. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.
Основанием, определяющим тему исследования, являются выделенные противоречия в исследуемой области и необходимость их разрешения, из которых логично должна вытекать исследовательская проблема.
Проблема — «это знание о незнании», т.е. знание о том, что в теории исследуемого объекта существуют «белые пятна», которые необходимо разрешить при выполнении исследовательской работы.
Наличие проблемы свидетельствует о неполноте научного знания в данной области, и возникает необходимость поиска путей разрешения возникшей проблемы. Формулирование проблемы является исходной точкой научного исследования.
Цель исследования, как правило, соотносится с предметом изыскания и представляет собой выявление причинно-следственных связей и закономерностей, необходимость разработки теории, технологии и методик.
В качестве примера приведем некоторые формулировки цели исследования, которые встречаются в диссертациях:
- выявить и в ходе опытно-поисковой работы обосновать дидактические условия, направленные на успешную реализацию преемственности в преподавании математических и специальных дисциплин в вузе;
- уточнить психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности будущих специалистов к социальнопрофессиональной адаптации;
- теоретически обосновать и в ходе опытно-поисковой работы уточнить психолого-педагогические условия профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью в учреждении ВПО.
В диссертации важно правильно определить объект и предмет исследования. Объект по объему шире предмета исследования.
Предмет исследования, как правило, представляет собой неизученную в педагогической науке часть или одну из сторон объекта.
Объект исследования - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект - это то,
на что направлена познавательная деятельность субъекта, это та часть объективного мира, которая требует изучения (природа, общество, человек).
Например, предметом педагогического исследования могут быть:
- определенные виды воспитания (например, нравственное, трудовое, эстетическое и др.);
- формирование и развитие образовательных учреждений различного вида и типа (например, организационно-педагогические условия развития учреждений ВПО, повышение эффективности педагогического процесса в условиях модернизации образования, комплекс педагогических условий, обеспечивающих нравственное воспитание студентов ВПО и др.);
- вопросы методики обучения любым предметным областям знаний
и др.
Например, область вашего исследования относится к профессиональной подготовке студентов высшего профессионального учреждения противопожарной службы. Объект и предмет исследования могут быть сформулированы следующим образом:
- объект исследования — процесс подготовки курсантов в системе непрерывного разноуровневого профессионального образования;
- предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие успешность профессиональной подготовки студентов к надзорнопрофилактической деятельности.
В приведенном примере объект исследования имеет более широкую область, а предмет — часть этой области.
Не менее сложным, если не сказать самым сложным, является формулирование гипотезы исследования.
Гипотеза — основание, предположение, научное допущение или предположение, истинное значение которого не определено.
Гипотеза может являться и методом развития научного знания, и структурным элементом научной теории. Выдвижение гипотезы формулируется в виде совокупности теоретически обоснованных 4-6 предположений. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор исследования давал новое видение или понимание того, что он исследует.
После формулирования гипотезы следует перейти к обоснованию задач исследования. Отметим, что в работах кандидатского уровня число задач не должно превышать четырех-пяти. Задача понимается как проблема, вопрос, проблемная ситуация, которая требует решения. Задачи исследования должны содержать конкретизацию целей исследования и включать такие глаголы, как «изучить, определить, выявить, обосновать, обобщить, проверить в ходе опытно-поисковой работы, апробировать» и т.п.
В разделе диссертации «Общая характеристика исследования» раскрываются теоретико-методологические основы исследования, методы и этапы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, апробация, внедрение и база исследования, достоверность и
обоснованность результатов, формулируются положения, выносимые на защиту.
Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Соискателю следует различать и выделять теоретические и эмпирические методы исследования.
К методам теоретического исследования относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, абстрагирование, конкретизация, сравнение, метод сходства и различия, проектирование, прогнозирование, моделирование; к эмпирическим - наблюдение, анкетирование, опрос, интервьюирование, тестирование, метод проб и ошибок, метод экспертных оценок, изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-поисковая работа, опытно-экспериментальная работа, педагогический эксперимент.
Не менее сложным вопросом является формулирование научной новизны исследования.
Научная новизна диссертационного исследования характеризует новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и зафиксированы в педагогической теории и практике.
В качестве примера приведем вариант научной новизны из текста автореферата диссертации Т.В. Черняковой (2010 г.), защищенной в совете по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном профессионально-педагогическом университете:
1) разработана модель методики обучения студентов вуза компьютерной графике, способствующая повышению результативности учебных достижений и формирующая готовность будущего специалиста соответствовать современным требованиям рынка труда, представленная на мотивационно-целевом, аксиологическом, деятельностно-процессуальном, рефлексивно-оценочном уровнях;
2) определен комплекс педагогических условий реализации модели методики обучения студентов вуза компьютерной графике на основе личностно-ориентированного и компетентностного подходов и дидактических принципов: наглядности, научности и индивидуальности.
Следует учесть, что для формулирования научной новизны целесообразно пользоваться такими словами, как: сделано (научное открытие), разработана (научная концепция, научная идея), предложен (нетрадиционный подход), доказана (несостоятельность ранее существовавшей идеи), установлена (закономерность), введены (новые понятия), опровергнуто (устоявшееся мнение) и т.д.
Теоретическая значимость исследования показывает степень значимости полученных результатов для развития педагогической теории, их
влияние на существующие концепции, парадигмы, идеи, понятия, принципы, модели, механизмы, критерии, признаки, методы, условия, теоретические представления в области теории и истории педагогики, т.е. характеризует ценностную для развития теории сторону полученных результатов.
Можно выделить общепедагогический, междисциплинарный (межпредметный), общепроблемный и частно-предметный уровни теоретической значимости.
В тесной связи с научной новизной и теоретической значимостью находятся положения, выносимые на защиту.
Положения, выносимые на защиту, следует формулировать в виде дискурса, который требует доказательства и защиты.
На следующем шаге в логистике исследования следует представить критерий практической значимости, который свидетельствует о реальных сдвигах, которые либо произошли, либо могут произойти в результате внедрения его результатов в педагогическую практику. Автор должен конкретно определить, где могут и должны использоваться полученные практические результаты.
К практическим результатам исследования относятся разработка алгоритма, технологии, методики, диагностики, методов подготовки, моделей учебных занятий, программ, проектов, пособий. Важно отметить, что перечисленные результаты определяются мировоззрением соискателя ученой степени на заявленную проблему и зачастую носят частный характер.
Достаточно часто у диссертанта вызывает затруднение установление границ между методологической и теоретической основами исследования, поэтому эта рубрика чаще всего не разделяется и представляется как теоретико-методологическая основа изыскания. В диссертационных исследованиях обращение к методологической и теоретической основам чаще всего сводится к перечислению фамилий ученых, которые занимались или продолжают заниматься данными проблемами. Поэтому обязательным сегодня является информация о том, какой вклад внес в разрабатываемую проблему исследования тот или иной ученый, в чем состоит заслуга и что целесообразно использовать в конкретном исследовании.
Как следует из наблюдений, достоверность и обоснованность результатов исследования зачастую в автореферате и диссертации описываются формально.
Достоверность — это характеристика обоснованного, достоверного, бесспорного знания, синоним истины. Обоснованность является характеристикой, основанной на использовании определенных знаний, норм и установок для принятия утверждений, оценок или решений.
Обоснованность, как правило, базируется на полученных экспериментальных данных, подтвердивших гипотезу_изыскания.
Не менее важными параметрами обоснованной логистики исследования являются апробация и внедрение результатов исследования.
Апробация исследования может быть представлена через публикации в открытой печати различного уровня значимости: от публикаций в журналах и изданиях, включенных в реестр ВАК для публикации основных результатов по докторским и кандидатским диссертациям, монографий, статей в сборниках научных трудов до материалов на научно-практических конференциях (международных, всероссийских, иногда допускается и региональных), а также через участие и выступления на научнопрактических конференциях.
По требованиям ВАК, на сегодняшний день должно быть опубликовано не менее одной статьи в издании, включенном в реестр ВАК, для кандидатской диссертации и семи — для докторской. Большее число публикаций только приветствуется. Предпочтительным является, чтобы публикации соискателя ученой степени были представлены не в одном городе (регионе), а не менее чем в четырех-пяти городах России, что свидетельствует об известности автора и о направлении его научного изыскания. Желательно, чтобы у соискателя были опубликованы работы не только по теме исследования, например 10-12, а не менее 15-20 публикаций в открытой печати, но и другие опубликованные работы. Это свидетельствует о том, что соискатель ученой степени трудился не только на свою диссертацию, преследуя личные интересы, но и на научное направление кафедры, отдела, образовательное или иное учреждение, где он работает. Апробация и внедрение результатов исследования также должны быть не менее чем в двух образовательных или иных учреждениях.
Опыт работы авторов статьи в диссертационном совете ТулГУ по специальностям 13.00.08 и 13.00.04 позволяет сделать вывод, что предложенная методологическая логистика диссертационного исследования в области педагогических наук, является актуальной, востребованной и может активно использоваться соискателями научных степеней других категорий гуманитарных специальностей.
Список литературы
1. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2005.
2. Бордовская Н. В. Системная методология современных педаго-
гических исследований // Педагогика. 2005. № 5.
3. Волков Ю. Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление:
практическое пособие/ под ред. Н. И. Загузова. М. : Гардарики, 2003.
4. ГОСТ 7.1 - 2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографи-
ческое описание. Общие требования и правила составления М. : Стандар-тинформ, 2003.
5. ГОСТ Р 7.0.11 - 2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. М. : Стандартинформ, 2012.
6. ГОСТ Р 7.0.5 - 2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления М. : Стандартинформ, 2008.
7. Исаев И.Ф., Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. Педагогика. учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений, 4-е изд., стер., вуз. М.: Издательство «Academia», 2005.
8. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
9. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М.: Ось-89, 1999.
10. Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней.
11. Райсберг Б. А. Диссертация и ученая степень / М. : ИНФРА — М, 2002.
12. Романов В.А. Теория и практика формирования готовности студента-бакалавра к реализации методологической позиции исследователя // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: www.science-education.ru/101-5299.
13. Криворученко В.К. От традиции к новаторству. Автореферат диссертации: каким ему быть? // Вестник высшей школы. 2008. №11. С.13-21.
Грязев Михаил Васильевич, д-р физ.-мат. наук, проф., ректор, rsr. tulaagmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
Петровичев Владимир Матвеевич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, pe/rovicev-v-ma.mai/.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
METHODOLOGICAL LOGISTICS DISSERTATION RESEARCH IN THE FIELD OF PEDAGOGICAL SCIENCES
M.V.Gryazev, V.M.Petrovichev
In the article the author's synthesis of the modern approaches to the logic of the methodological framework of the study. We consider the optimal version of the algorithm of constructing the main stages of dissertation research in the field of educational sciences.
Key words: methodology, relevance and conflict studies, the problem, the object and the subject, purpose, objectives, research hypothesis and the scientific, theoretical and practical significance of the work; position be defended; scientific contribution of the applicant.
Michail Vasilievich Griazev, rector, the doctor of physical-mathematical Sciences, Professor, rsr.tula@ gmail.com, Russia, Tula, Tula State University.
Vladimir Matveevich Petrovichev, head of the chair, doctor of pedagogy, Professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
УДК 378.037.1
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ В СООТВЕТСТВИИ С РЕАЛИЯМИ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Е.Д. Грязева, О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова
Рассматриваются возможности и перспективы модернизации содержания педагогического процесса физического воспитания современных студентов в зависимости от их дифференциации на группы по признаку индивидуального физического развития и функциональной тренированности, в основу которой положено использование средств коррекционной гимнастики, ориентированных на преодоление негативных последствий влияния на организм человека факторов окружающего мира и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: физическое воспитание, коррекционная гимнастика, средства физической культуры, модернизация содержания педагогического процесса, компенсация внешних воздействий.
Проводившиеся на протяжении последних нескольких лет в Тульском государственном университете исследования состояния физического развития современного студенчества позволили на обширном эмпирическом материале констатировать факт того, что индивидуальное физическое развитие значительного числа представителей нынешней российской студенческой молодежи испытывает на себе влияние в большей степени социально-экономических и социокультурных, а не медико-биологических факторов и тенденций. Иначе говоря, индивидуальное физическое развитие молодых людей во многом зависит не от наличия у них врожденных или приобретенных соматических патологий и дисфункций, а от характерных черт их социального бытия, главными из которых являются малоподвижный образ жизни и гиподинамия [4, с. 86]. При этом распространенность гиподинамии среди современной российской студенческой молодежи соответствует верхнему уровню распространенности этого социального недуга в иных развитых странах мира, определенному Всемирной организацией здравоохранения в 31 % от населения планеты старше 15 лет [1, с. 336].
Мы уже неоднократно писали о том, что современное российское студенчество по анатомо-физиологическим признакам пропорционально-