Научная статья на тему 'Методики изучения эффективности малых производственных групп'

Методики изучения эффективности малых производственных групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1189
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ ГРУППА / НЕФОРМАЛЬНАЯ ПОДГРУППА / ГРУППОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SMALL GROUP / INFORMAL SUBGROUP / GROUP EFFICACY / SUBJECT-ACTIVE EFFICACY / SOCIAL PSYCHOLOGICAL EFFICACY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидоренков Андрей Владимирович, Ульянова Наталья Юрьевна

В статье дается описание многомерной модели групповой эффективности и созданных на её основе методик изучения по субъективным критериям предметно-деятельностной и социально-психологической эффективности производственных групп. Приводятся результаты оценки содержательной, очевидной и дискриминантной валидности, надежности-согласованности, нормальности распределения, а также представлены нормативные данные. Установлено, что методики соответствуют основным требованиям и могут быть использованы в научно-исследовательских и прикладных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сидоренков Андрей Владимирович, Ульянова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methods for investigation of the small production groups efficacy

This article gives the description of a multidimensional model of group efficacy and the investigation methods based on subjective criteria of the subject-active and social psychological efficacy of the production groups. It also gives the results of the evaluation of the substantial, evident, and discriminant diagnostic value, reliability and consistency, normalcy of distribution, as well as the normative data. It has been determined that the techniques conform to the main requirements and can be used in research and practice.

Текст научной работы на тему «Методики изучения эффективности малых производственных групп»

с!:^---

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Сидоренков А. В., Ульянова Н. Ю.

Методики изучения эффективности малых производственных групп

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Разработка методов и технологии комплексного психологического исследования малых групп в организации»), проект № 11-06-00029а

В статье дается описание многомерной модели групповой эффективности и созданных на её основе методик изучения по субъективным критериям предметно-деятельностной и социально-психологической эффективности производственных групп. Приводятся результаты оценки содержательной, очевидной и дискриминантной валидности, надежности-согласованности, нормальности распределения, а также представлены нормативные данные. Установлено, что методики соответствуют основным требованиям и могут быть использованы в научно-исследовательских и прикладных целях.

Ключевые слова: малая группа, неформальная подгруппа, групповая эффективность, предметно-деятельностная эффективность, социально-психологическая эффективность.

Малые группы - отделы, смены, бригады и др. - играют важную роль в жизнедеятельности своих членов и организации в целом, что выдвигает на первый план обширную проблему их эффективности. Она попадает в поле внимания представителей разных дисциплин, таких как: экономика, психология, социология.

В теоретическом пространстве актуальность этой проблемы обусловлена необходимостью расширения, уточнения и систематизации представлений об эффективности малых групп. Социально-психологические исследования групповой эффективности можно условно разделить на две категории: работы, посвященные выявлению ее критериев и построению концептуальных моделей, и работы, направленные на анализ факторов и условий эффективности. К первой категории относятся иерархическая модель Д. Креча, Р. Кратчфилда и Э. Бэллчи, трехмерная концепция Дж. Хэкмана, трехфакторная модель Р. Шварца и др. [6, 7, 8]. Вторая категория работ включает в себя многочисленные исследования внешних и внутренних по отношению к группе факторов, так или иначе влияющих на успешность ее работы [1, 2, 5].

В практической сфере важность проблемы определяется первостепенными задачами и тенденциями развития современного общества. Во-первых, внимание акцентируется на повышении производительности первичных структурных

подразделений, что обеспечивает рост конкурентноспособности организации в целом. Во-вторых, необходимо содействовать созданию в производственных группах благоприятных условий для психологического комфорта, профессионального и личностного развития людей. Такие условия позитивно влияют на качество жизни, здоровье и результативность работы людей.

Большое значение имеют критерии и инструментарий оценки групповой эффективности, особенно созданные в результате переосмысления накопленного опыта и на основе формирования новых концептуальных подходов. Так, в микрогрупповой теории групповая эффективность понимается как многомерный конструкт, включающий в себя два аспекта (потенциальная и реальная) и два вида (предметно-деятельностная и социально-психологическая) эффективности, которые связаны между собой [3, 4, 5].

Потенциальная эффективность - это совокупность возможностей (внутренних условий) группы, которые в сочетании с внешними условиями и особенностями организации деятельности обуславливают реальную эффективность этого субъекта.

Реальная эффективность - достижение группой заданного уровня выполнения целевой функции (или конкретных задач) и построения социальной активности.

Предметно-деятельностная эффективность (ПДЭ) имеет место, как правило, в институализированных группах и может быть экономической или социальной, что зависит от целевой функции группы. Потенциальная ПДЭ включает три блока характеристик группы: производственно-организационные ресурсы, социально-психологические и количественно-структурные характеристики. Реальная ПДЭ группы может быть оценена по объективным и субъективным показателям. Объективные показатели групповой деятельности включают в себя количество и качество произведенной работы, отношение результата деятельности к затраченным ресурсам, соотношение результатов деятельности конкретной группы или организации с показателями компаний, занимающихся аналогичным производством или оказанием услуг. Однако в некоторых группах невозможно достаточно точно и адекватно оценить объективные показатели деятельности (например, количество созданной продукции или оказанных услуг). Более того, там, где это возможно сделать, процедура оценки может быть более или менее трудоемкой. Поэтому в некоторых случаях целесообразно использовать субъективные критерии. Они получаются на основе оценки группы, которую делает руководство по ряду критериев: успешность выполнения плана, программы или конкретного проекта, решение задач и проблем, деятельность в трудных условиях или целесообразного использования ресурсов (материально-технических, кадровых и др.) и т.п.

Социально-психологическая эффективность (СПЭ) проявляется в сфере межличностных отношений, как непосредственных, так и опосредованных совместной деятельностью. Потенциальная СПЭ включает три блока особенностей группы: организационно-коммуникативные ресурсы, количественно-структурные и социально-психологические характеристики. Реальная СПЭ группы имеет следующие критерии:

а) удовлетворенность членов группой и результатами ее деятельности по достижению основных задач;

б) психологический комфорт членов в группе;

в) содействие группы личностному и профессиональному развитию своих членов.

Анализ литературы показал, что фактически отсутствует методический инструментарий, который позволял бы оперативно производить оценку указанных выше видов реальной эффективности группы по субъективным критериям.

Задачи исследования:

а) на основе описанной модели групповой эффективности разработать две экспресс-методики: опросник предметно-деятельностной эффективности группы (ОПДЭ) и опросник социально-психологической эффективности группы (ОСПЭ);

б) провести исследование и оценить репрезентативность выборки, надежность и валидность опросников;

в) составить к опросникам нормативные данные.

МЕТОДИКА

особенности построения опросников. ОПДЭ разработана на основе двух субъективных критериев предметно-деятельностной эффективности и включает две соответствующие им субшкалы: «выполнение плана и решение текущих задач» (ПЗ) и «деятельность в трудных условиях» (ТУ). ОСПЭ создан на основе трех критериев социально-психологической эффективности и содержит три соответствующие им субшкалы: «удовлетворенность членов группой/подгруппой и результатами ее деятельности» (У), «психологический комфорт членов в группе/подгруппе» (К), «содействие группы/подгруппы личностному и профессиональному развитию своих членов» (Р). Стимульный материал первого опросника включает 6 пунктов по три на каждую субшкалу, а второго - 6 пунктов по два на каждую субшкалу (см. Приложение).

Оба опросника разработаны на основе порядковой шкалы с биполярным принципом упорядочивания признаков. Пункты представлены в виде утверждений и имеют обратную формулировку. Оценка выраженности признака, отображенного в пункте, осуществляется на основе 7-ми бальной шкалы.

В качестве испытуемых при работе с ОПДЭ выступают руководители, а дополнительно - рядовые члены группы. С помощью ОСПЭ обследуются члены оцениваемой группы.

Контроль достоверности ответов. Индикатором стремления испытуемого к искажению ответов является выборы следующих оценок:

а) по всем пунктам опросника выбираются семибалльные и шестибалльные оценки;

б) по 5-6 пунктам выбираются семибалльные, а по остальным - любые другие оценки;

www.pro.rsu.ru

в) по 4-6 пунктам выбираются однобалльные, а по остальным - любые другие оценки;

г) по всем пунктам выбираются четырехбалльные оценки.

Участники исследования. Для оценки содержательной валидности ОПДЭ и ОСПЭ были привлечены в качестве экспертов три специалиста с базовым психологическим образованием и со стажем профессиональной деятельности более 15 лет: два к.пс.н., доцента Южного федерального университета, директор по персоналу конгресс-отеля DON-PLAZA (г. Ростов-на-Дону). Для оценки очевидной и конвергентной валидности, надежности-согласованности, нормальности распределения и составления нормативных данных ОПДЭ было обследовано 14 руководителей разных производственных групп, а ОСПЭ - 74 работника, являющихся членами трудовых коллективов разного профиля деятельности (за исключением оценки очевидной валидности ОСПЭ, которая осуществлялась на выборке 25 человек).

регистрация показателей и переменные. Исследование проводилось в групповой форме и с использованием бланкового инструментария.

В качестве изучаемых переменных выступают перечисленные выше критерии реальной предметно-деятельностной (ПЗ и ТУ) и социально-психологической эффективности (У, К, Р), а также интегральные показатели этих видов эффективности (И-ПДЭ и И-СПЭ). Значения коэффициентов ПЗ и ТУ теоретически могут варьироваться от 3 до 21 балла, а У, К, Р - от 2 до 14 баллов. Показатели групп И-ПДЭ и И-СПЭ попадают в диапазон от 6 до 42 баллов.

Процедура оценки методик. Содержательная валидность методик определялась психологами-экспертами на предмет соответствия каждого пункта тому критерию, относительно которого он составлен. Оценка очевидной валидности производилась случайно отобранными испытуемыми-экспертами с точки зрения соответствия пунктов их представлениям: содержание пунктов должно быть понятно по смыслу. Экспертиза осуществлялась по 5-балльной шкале. Если средняя оценка экспертов (психологов и «людей с улицы») составляет 4-5 баллов, то такой пункт считается обладающим соответствующим видом валидности.

Оценка дискриминантной валидности каждого опросника осуществлялась на основе расчета коэффициентов корреляции Пирсона между показателями субшкал внутри методик. Так как два выделенных аспекта предметно-деятельностной и три аспекта социально-психологической эффективности содержательно связаны между собой, то показателем наличия этого вида валидности является коэффициент корреляции от 0,2 (слабая корреляция) до 0,7 (средняя корреляция).

Оценка надежности-согласованности методики проводилась с применением коэффициента альфа Кронбаха. Значения коэффициента а > 0,7 по шкале в целом и субшкалам опросника позволяют судить об их внутренней согласованности.

Репрезентативность выборки обеспечивалась выполнением следующих условий:

а) каждый из объектов должен иметь одинаковую вероятность быть представленным в выборке;

б) отбор производился из однородных совокупностей. Выбор производственных групп осуществлялся из разных организаций с разным профилем деятельности методом случайного отбора. Нормальность распределения оценивалась с помощью критерия а Колмогорова-Смирнова, который считается наиболее состоятельным для определения степени соответствия эмпирического распределения нормальному (если p > 0,1, то делается вывод о приблизительном соответствии данного эмпирического распределения нормальному).

Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS 17.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ На основе экспертных оценок содержательной валидности ОПДЭ один пункт был изменен и повторно проэкспертирован. В конечном счете, средняя оценка по пунктам ОПДЭ и ОСПЭ варьируется от 4 до 5 баллов.

По результатам определения очевидной валидности среднее значение оценок по пунктам ОПДЭ попадает в интервал 4,64-4,91, а ОСПЭ - в интервал 4,48-4,88.

Оценка надежности-согласованности на основе расчета коэффициента альфа Кронбаха показала, что: -в ОПДЭ значение коэффициента для субшкалы «ПЗ» составило 0,849, субшкалы

«ТУ» - 0,934, а для интегрального показателя «И-ПДЭ» - 0,945; -в ОСПЭ значение коэффициента для субшкалы «У» оказалось равным 0,866, субшкалы «К» - 0,821, субшкалы «Р» - 0,895 и для интегрального показателя «И-СПЭ» - 0,835.

Таким образом, величины коэффициента а > 0,7 по шкалам и субшкалам свидетельствуют об их внутренней согласованности. Проделанная работа позволила утверждать, что все пункты методики соответствуют установленному критерию отбора.

Корреляционный анализ Пирсона между общегрупповыми показателями субшкал одной и другой методики позволил выявить следующие значения коэффициента корреляции: -в ОПДЭ между субшкалами «ПЗ и «ТУ» r = 0,874 (р < 0,01); -в ОСПЭ между субшкалами «У» и «К» r = 0,47, между «У» и «Р» r = 0,73 (р < 0,05), между «К» и «Р» r = 0,54.

Таким образом, можно утверждать о приемлемой дискриминантной валидности ОСПЭ и низкой соответствующей валидности ОПДЭ. Поэтому возникает вопрос о целесообразности выделение двух субшкал «ПЗ и «ТУ». Может быть, достаточно ограничиться интегральным показателем «И-ПДЭ». Однако необходимо ещё раз проверить дискриминантную валидность ОПДЭ на большей по объему выборке.

Нормальность распределения оценивалась с помощью критерия а Колмогорова-Смирнова. Установлено соответствие эмпирического

распределения по всем субшкалам и интегральным показателям опросников нормальному распределению (таб. 1).

Таблица 1

Показатели распределения результатов по опросникам и их субшкалам

Статистика и асимпт. знач. ОПДЭ ОСПЭ

«ПЗ» «ТУ» «И-ПДЭ» «У» «К» «Р» «И-СПЭ»

1 ,550 ,516 ,491 ,708 ,489 ,432 ,614

Р ,923 ,952 0,97 ,699 ,970 ,992 ,845

Расчет нормативных данных позволил выделить статистические зоны проявления оцениваемых характеристик (таб. 2).

Таблица 2

Нормативные данные и статистические зоны показателей субшкал и интегральных показателей опросников

Шкалы и субшкалы Нормативные данные Статистические зоны

X а низкий тенден. к низк. средний тенден. к выс. высокий

«И-ПДЭ» 28,94 7,32 6-14,29 14,3-21,61 21,62-36,26 36,27-42,0 -

«ПЗ» 14,18 2,76 3-8,65 8,66-11,41 11,42-16,94 16,95-19,7 19,71-21

«ТУ» 14,76 4,78 3-5,18 5,19-9,97 9,98-19,54 19,55-21,0 -

«И-СПЭ» 28,0 4,77 6-18,45 18,46-23,22 23,23-32,76 32,76-37,53 37,54-42

«У» 8,33 1,69 2-4,93 4,94-6,63 6,64-10,03 10,04-11,72 11,73-14

«К» 10,52 1,14 2-8,22 8,23-9,36 9,37-11,66 11,67-12,8 12,81-14

«Р» 9,15 2,63 2-3,88 3,89-6,51 6,52-11,78 11,79-14,41 11,42-14

Таким образом, исследование показало, что опросник предметно-деятель-ностной эффективности группы и опросник социально-психологической эффективности группы соответствуют основным требованиям и могут быть использованы в научно-исследовательских и прикладных целях. Однако в дальнейшем необходимо расширить возможности этих методик. Во-первых, надо доработать методики таким образом, чтобы можно было оценивать эффективность не только группы в целом, но и каждой неформальной подгруппы в группе. Во-вторых, необходимо увеличить выборку для составления новых нормативных данных.

Литература

1. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. - М.: МГУ, 1991.

2. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 1984.

3. Сидоренков А. В. Малая группа и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2010.

•. Сидоренков А. В. Микрогрупповая концепция // Российский психологический журнал. - 2006. - № 1. - С. 21-40.

5. Сидоренков А. В., Сидоренкова И. И. Эффективность малых групп в организации. Социально-психологические и организационно-деятельностные аспекты. -Ростов-н/Д: ИПК ЮФУ, 2011.

6. Hackman J. R. Work teams in organizations: An orienting framework // Groups that work (and those that don't) / Ed. J.R. Hackman. - San Francisco: Jossey-Bass, 1990.

7. Krech D. , Cruchfield R. S. and Ballechey E. L. // Individual in Society. - N. Y., 1962.

8. Steiner I. D. Group process and productivity. - N. Y.: Academic Press, 1972.

Приложение

Инструкция и стимульный материал методик

ИНСТРУКЦИЯ: Прочитайте утверждения и оцените их истинность относительно группы (отдела, смены,. ■■), в котором Вы работаете.

Оценка производится по семибалльной шкале, где 1 балл означает «полностью согласен», 7 баллов - «полностью не согласен», 4 балла - «нечто среднее»; остальные баллы выражают разную промежуточную меру вашего согласия-несогласия. Отметьте те цифры, которые соответствуют вашему мнению. По каждому пункту допускается выбор только одного числового значения. Не оставляйте задания без ответов.

Опросник предметно-деятельностной эффективности группы

№ Утверждения Шкала оценки

1 Группа часто не выполняет план по основным направ- .. лениям (показателям) деятельности 2 3 • 5 6 7

2 Группа не способна своевременно и/или качественно . решать текущие задачи 2 3 • 5 6 7

3 Члены группы нерационально используют свое рабо- . чее время 2 3 • 5 6 7

• Группа не умеет оперативно решать новые задачи или . сложные проблемы 2 3 • 5 6 7

5 Группа не может проявлять самостоятельность и ини- . циативу в неопределенных условиях деятельности 2 3 • 5 6 7

6 Члены группы не могут быстро мобилизоваться и сде- . лать срочную работу 2 3 • 5 6 7

Опросник социально-психологической эффективности группы

№ Утверждения Шкала оценки

1 Я не испытываю чувство удовлетворенности от того, что происходит в группе 1 2 3 4 5 6 7

2 Мне хотелось бы, чтобы результаты нашей деятельности были лучше, чем сейчас 1 2 3 4 5 6 7

3 Я чувствую себя неуютно или напряженно 1 2 3 4 5 6 7

4 Временами я ощущаю себя чужим 1 2 3 4 5 6 7

5 Я не могу проявить себя в полной мере 1 2 3 4 5 6 7

6 Я не уверен, что приобрету новый и полезный опыт 1 2 3 4 5 6 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.