Научная статья на тему 'Методика выявления признаков наличия возможных фиктивных банкротств в ходе предварительной (доследственной) проверки информации о преступлении'

Методика выявления признаков наличия возможных фиктивных банкротств в ходе предварительной (доследственной) проверки информации о преступлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
849
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИКТИВНОЕ БАНКРОТСТВО / ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ НАЛИЧИЯ ВОЗМОЖНОГО ФИКТИВНОГО БАНКРОТСТВА / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИИ О СОВЕРШЕННОМ ИЛИ ГОТОВЯЩЕМСЯ ФИКТИВНОМ БАНКРОТСТВЕ / МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ НАЛИЧИЯ ВОЗМОЖНЫХ ФИКТИВНЫХ БАНКРОТСТВ / FICTITIOUS BANKRUPTCY / REVEALING SIGNS OF A POSSIBLE FRAUDULENT BANKRUPTCY / THE PRELIMINARY CHECKING INFORMATION ON COMMITTED OR PLANNED FICTITIOUS BANKRUPTCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малышкин Павел Викторович

В статье анализируются особенности выявления признаков наличия возможных фиктивных банкротств, которое осуществляется в ходе предварительной (доследственной) проверки информации о готовящемся или совершенном фиктивном банкротстве. Предложена и рассмотрена методика выявления признаков наличия возможных фиктивных банкротств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO IDENTIFY SIGNS OF FICTITIOUS BANKRUPTCY AVAILABILITY DURING THE PRELIMINARY (PRE-INVESTIGATION) VERIFY INFORMATION ON CRIMES

The article analyzes the characteristics of the presence of signs of possible fraudulent bankruptcy, which is carried out in the course of the preliminary (pre-investigation) verify the information about the impending or committed fraudulent bankruptcy. Proposed and the technique to identify possible signs of fraudulent bankruptcy.

Текст научной работы на тему «Методика выявления признаков наличия возможных фиктивных банкротств в ходе предварительной (доследственной) проверки информации о преступлении»

УДК 347.736:343.535

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ НАЛИЧИЯ ВОЗМОЖНЫХ

ФИКТИВНЫХ БАНКРОТСТВ В ХОДЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ (ДОСЛЕДСТВЕННОЙ) ПРОВЕРКИ ИНФОРМАЦИИ О

ПРЕСТУПЛЕНИИ

Малышкин Павел Викторович канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск

E-mail: pavel. malishkin@mail. ru

HOW TO IDENTIFY SIGNS OF FICTITIOUS BANKRUPTCY AVAILABILITY DURING THE PRELIMINARY (PRE-INVESTIGATION) VERIFY

INFORMATION ON CRIMES

Pavel Malishkin

cand. jurid. Sciences, Associate Professor FGBOU IN "National research Mordovia State University. N.P.Ogareva ", Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются особенности выявления признаков наличия возможных фиктивных банкротств, которое осуществляется в ходе предварительной (доследственной) проверки информации о готовящемся или совершенном фиктивном банкротстве. Предложена и рассмотрена методика выявления признаков наличия возможных фиктивных банкротств.

ABSTRACT

The article analyzes the characteristics of the presence of signs of possible fraudulent bankruptcy, which is carried out in the course of the preliminary (pre-investigation) verify the information about the impending or committed fraudulent bankruptcy. Proposed and the technique to identify possible signs of fraudulent bankruptcy.

Ключевые слова: фиктивное банкротство, выявление признаков наличия возможного фиктивного банкротства, предварительная (доследственная) проверка информации о совершенном или готовящемся фиктивном банкротстве, методика выявления признаков наличия возможных фиктивных банкротств.

Keywords: fictitious bankruptcy, revealing signs of a possible fraudulent bankruptcy, the preliminary (pre-investigation) checking information on committed or planned fictitious bankruptcy procedure to identify possible signs of fraudulent bankruptcy.

Каждое преступление имеет свои особенности выявления, раскрытия и

расследования, фиктивные банкротства не исключения. Выявление признаков наличия возможных фиктивных банкротств - это познавательный процесс, направленный на обнаружение в деяниях наличия (либо отсутствия) признаков преступления, предусмотренных ст. 197 УК РФ и основанный на изучении предварительной информации о данном преступлении, полученной из различных источников. Выявление признаков наличия возможных фиктивных банкротств (впрочем, как и любого другого преступления) осуществляется в рамках предварительной (доследственной) проверки информации о возможном преступлении, и отправной точкой для этой предварительной (доследственной) проверки является сообщение о возможно совершенном или готовящемся преступлении. Процессу выявления любого преступления предшествует возбуждение уголовного дела о данном преступлении, которое и служит способом получения доказательственной информации для принятия решения о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела о данном преступлении, с которого в принципе и начинается процесс раскрытия и расследования любого преступления. По своей сути методика осуществления предварительной (доследственной) проверки информации по преступлениям, связанным с возможными фиктивными банкротствами является методикой их выявления, которая имеет определенные тактические и методические особенности.

Первой тактической и методической особенностью данной методики является определение временных рамок выявления признаков наличия фиктивных банкротств. Выявление признаков наличия фиктивного банкротства, исходя из положений ст. 197 УК РФ может осуществляться только после возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве. Обусловлено это тем, что фиктивное банкротство считается совершенным, только после того как субъект публично заведомо ложно заявил о своей неплатежеспособности и подал заявление о своей ликвидации в арбитражный суд. Поэтому искать признаки наличия возможного фиктивного банкротства до возбуждения производства по делу о банкротстве просто не имеет смысла. Второй её тактической и методической

особенностью является необходимость тщательного анализа документации отражающей финансово-хозяйственную деятельность организации должника, которую осуществляют указанные органы.

Таким образом, методика выявления признаков наличия возможных фиктивных банкротств состоит из выполнения следующих основных действий [3. С. 480; 4. С. 142; 5. С. 360]:

1. Получение первичной информации о совершенном или подготавливаемом фиктивном банкротстве. Фактически это получение поводов для возбуждения уголовного дела о возможном фиктивном банкротстве (однако, решение о возбуждении такового без проведения предварительной (доследствен-ной) проверки или ее проведения будет зависеть от второго его этапа) предусмотренных ст. 140 УПК РФ. В каждом из указанных в законе поводов УПК РФ предписывает обязанность дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа принять, зарегистрировать и проверить полученную информацию. В заявлении о совершенном или готовящемся преступлении (фиктивном банкротстве) указываются фактические данные, которыми располагает заявитель в отношении подготавливаемого или совершенного фиктивного банкротства. При принятии от заявителя сообщения о возможном, готовящемся или совершенном преступлении он в обязательном порядке должен быть предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, заявление о возможном, готовящемся или совершенном преступлений может быть выражено как в письменной так в устной форме. Как правило, заявителями о готовящемся или совершенном фиктивном банкротстве являются кредиторы организации-должника.

Кроме этого УПК РФ предусматривает и другие источники получения доказательственной или иной криминалистически значимой информации о фиктивном банкротстве, в качестве которых могут быть: 1) материалы ОРМ, в этом случае субъект ОРД руководствуясь инструкцией о передачи информации, полученной оперативным путем в суд, следствию или органу дознания переда-

ет полученные материалы в указанные инстанции; 2) сообщения в СМИ, в данном случае проверка проводится следователем или органом дознания по соответствующему указанию прокурора. Редакция, главный редактор средства массовой информации по требованию прокурора обязаны предоставить имеющиеся у них сведения, материалы и другую информацию, а так же сведения об источники информации с согласия последнего; 3) материалы полученные из КРУ и других организаций уполномоченных на контроль финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц; 4) материалы из ФСФО, арбитражных судов, а так же полученные от арбитражных, временных и административных управляющих. Во всех указанных выше случаях составляется рапорт об обнаружении признаков фиктивных банкротств, по которому принимается процессуальное решение, принятое решение осуществляется на основании второго этапа выявления признаков наличия фиктивных банкротств.

2. Изучение полученных сведений и их оценка на предмет достаточности оснований для возбуждения уголовного дела о фиктивном банкротстве. На данном этапе выявления признаков наличия фиктивных банкротств принимается процессуальное решение о необходимости проведения предварительной (до-следственной) проверки сообщения о возможном готовящемся или совершенном фиктивном банкротстве, либо возбуждении уголовного дела о фиктивном банкротстве без проведения таковой. В случае если в полученных сведениях достаточно данных, указывающих на признаки наличия фиктивных банкротств, то уголовное дело о фиктивном банкротстве возбуждается немедленно. Если же этих данных недостаточно, то наступает третий этап выявления признаков наличия фиктивных банкротств.

3. Определение недостающих сведений и начало предварительной (до-следственной) проверки в соответствии со ст. 144 УПК РФ. Основным этапом в раскрытии и расследовании любого преступления, в том числе и фиктивного банкротства является возбуждение уголовного дела. Однако, самому возбуждению уголовного дела о фиктивном банкротстве (или отказу в возбуждении уго-

ловного дела о фиктивном банкротстве), как процессуальному решению, предшествуют ряд различного рода процессуальных действий направленных на предварительную проверку поступившей о преступлении информации. Предварительная (доследственная) проверка сообщений о совершенном или готовящемся фиктивном банкротстве представляет собой мыслительный процесс по оценке данных, указывающих на наличие признаков преступления. Если в самом поводе для возбуждения преступления для возбуждения преступления уже содержаться основания для возбуждения уголовного дела о фиктивном банкротстве то в таком случае проведение предварительной (доследственной) проверки не обязательно и уголовное дело о фиктивном банкротстве возбуждается сразу. Так если заявитель (к примеру, кредитор) обращается в правоохранительные органы с заявлением о том, что нарушено его право очередности на выплату задолженности и предоставляет документы подтверждающие это, то уголовное дело о фиктивном банкротстве может быть возбуждено без предварительной (доследственной) проверки. Если же в заявлении будет просто указано, что должник нарушил очередность выплат задолженностей, но доказательств этого представлено не будет, то в этом случае, конечно же необходимо проведение предварительной (доследственной) проверки.

Предварительная (доследственная) проверка проводится в случаях, когда в поступившей и зарегистрированной в соответствии с действующим законодательством информации о совершенном или готовящемся преступлении, не достаточно первоначальных данных для возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела о фиктивном банкротстве. Предварительная (доследствен-ная) проверка имеет две основные цели: получение достаточных данных, которые указывающих на признаки наличия фиктивного банкротства; получение данных указывающих на отсутствие признаков наличия фиктивного банкротства.

В зависимости от результатов предварительной (доследственной) проверки и будет решаться вопрос о возбуждении или отказе в возбуждении уго-

ловного дела о фиктивном банкротстве [8, С. 15]. В соответствии со ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, начальник следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции и в течении 3 суток со дня поступления данного сообщения принять по нему процессуальное решение. Именно в эти 3 суток и проводится предварительная (доследственная) проверка сообщения о преступлении(фиктивном банкротстве) [1. С. 7].

Фиктивные банкротства как преступления имеют свою специфику, которая связана с недостаточными данными в первоначальном сообщении о преступлении (фиктивном банкротстве) и сложностями в сборе первоначальной, необходимой для проведения первоначальной (доследственной) проверки, фактической информации. Поэтому органу, осуществляющему предварительную (доследственную) проверку необходимо определить каких именно фактических данных не достаточно и каким образом их получить [7. С. 15]. Анализ следственной практики по данной проблеме показывает, что объем и содержание таких сведений носит свой индивидуальный характер в каждом конкретном случае расследования и поэтому в силу своего разнообразия и многочисленности не представляется возможным составить полный их перечень.

Проверка информации о совершенном или готовящемся фиктивном банкротстве осуществляется путем получения объяснений, образцов для сравнительного исследования, истребованием документов и предметов, изъятием их в порядке предусмотренном УПК РФ, назначением судебных или криминалистических экспертиз, участием в их производстве, получением заключения эксперта, производством осмотра места происшествия, следственным осмотром документов, предметов, требованием производства документальных проверок, ревизий, исследованием документов, предметов, привлечением к этим действиям специалистов, дачей органу дознания обязательных для исполнения письменных поручений о проведении ОРМ. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайства следова-

теля или дознавателя продлить срок предварительной (доследственной) проверки до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных или криминалистических экспертиз, исследований документов, а также проведения ОРМ руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Планирование и выполнение мероприятий по сбору информации в рамках предварительной (доследственной) проверки по сообщениям о фиктивных банкротствах, ее анализ и формирование выводов о наличии (отсутствии) признаков фиктивных банкротств.

После того, как орган, осуществляющий предварительную (доследствен-ную) проверку, определит для себя, какие именно ему нужны сведения для полной проверки сообщения о фиктивном банкротстве, он намечает мероприятия по их проработке, а так же определяет источник их получения. Следственная практика показывает, что на стадии предварительной (доследственной) проверки по сообщениям о фиктивных банкротствах выяснению подлежат следующие основные обстоятельства: 1) причинен ли в результате указанных действий крупный ущерб; 2) возбуждено ли в отношении указанного должника дело по банкротству в арбитражном суде; 3) если да то на какой стадии находится процедура банкротства; 4) имеются ли в действиях арбитражных управляющих нарушения совершенные в пользу должника или третьих лиц; 5) имеются ли по указанному делу исковые производства в порядке гражданского судопроизводства; 6) список кредиторов и очередность выплаты задолженности; 7) имелись ли нарушения в финансово-хозяйственной деятельности должника.

Наиболее эффективными процессуальными действиями при проведении предварительной (доследственной) проверки сообщений о фиктивных банкротствах были быть: 1) истребование и получение документов характеризующих финансово-хозяйственную деятельность должника; 2) истребование объясне-

ний от свидетелей и очевидцев; 3) наведение справок; 4) направление требований о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; 5) поручение иных исследований специалистам. Особую роль в выявлении и раскрытии фиктивных банкротств играют судебные и криминалистические экспертизы и тщательный анализ финансово-хозяйственной деятельности организации-должника [2. С. 375].

При выявлении фиктивных банкротств источниками доказательственной и иной криминалистически значимой информации могут являться: 1) документы, свидетельствующие об учреждении и регистрации должника; 2) бухгалтерская отчетность должника за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом) и дате проведения экспертизы, а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), с аналитической расшифровкой активов; 3) договора и иные документы, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение в структуре активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, а также другие документы по сделкам или действиям, повлекшим изменения в финансово - хозяйственном положении должника; 4) документы, содержащие сведения о составе руководства организации — должника за весь период проверки, а также лицах, имеющих право давать обязательные для организации — должника указания либо имеющих возможность иным образом определять действия организации — должника; 5) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); 6) список дебиторов (за исключением организаций с суммой долга менее 1 % от величины дебиторской задолженности) с указанием величины дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника

несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); 7) документы, подтверждающие осуществление мер по истребованию дебиторской задолженности; 8) справка о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами с раздельным указанием сумм основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); 9) перечень кредиторов (за исключением организаций с суммой долга менее 1 % от величины кредиторской задолженности) должника с указанием основной суммы задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и сроков наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); 10) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, соответствующие требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; 11) отчет временного управляющего о проведении процедуры наблюдения; 12) информация, полученная в результате опроса лиц обладающих сведениями необходимыми для проведения предварительной проверки; 13) арбитражные суды; 14) ФСФО.

На анализе и изучении настоящих документов и основывается познавательный процесс, который в конечном итоге даст ответ, имело ли место о фиктивное банкротство, или не имело. В то же время общим для всех видов криминальных банкротств признаков является наличие умысла, то есть преступления связанные с криминальными банкротствами совершаются с корыстной целью в пользу субъекта преступления или третьих лиц.

Тактической особенностью при выявлении и раскрытии фиктивного банкротства является необходимость определить, в какой именно форме совершено данное преступление. Дело в том, что сама неплатежеспособность не обязательно может быть создана искусственным путем, а, например, образоваться в результате неправильного ведения финансово-хозяйственной деятельности, что само по себе носит гражданско-правовой характер. В то же время увеличение такой задолженности, носящее умышленный характер, является преступным и должно подлежать уголовному наказанию. Однако, создание неплатежеспособности может быть создано и умышленно, что так же является уголовно наказуемым.

Представляется, что для проведения предварительной (доследственной) проверки по сообщениям о фиктивном банкротстве необходимо осуществление следующих мероприятий: 1) получение сведений о наличии (отсутствии) в арбитражном суде дела по банкротству в отношении должника; 2) если возбуждено производство по банкротству, то на какой стадии оно находится; 3) установить имеется ли в отношении должника решение арбитражного суда о признании его банкротом; 4) установить имеются ли публикации о признании должника банкротом в соответствии со ст. 28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; 5) составить список потенциальных кредиторов должника; 6) запросить и получить всю документацию, отражающую финансово-хозяйственную деятельность должника; 7) совместно с представителями территориальных органов ФСФО провести анализ этих документов; 8) назначить проведение ревизий и инвентаризаций на предмет выяснения фактического финансового состояния должника.

Для установления признаков наличия фиктивного банкротства определяется обеспеченность краткосрочный обязательств должника его оборотными активами, которое определяется как отношение величины оборотных активов к величине краткосрочных пассивов. На основании произведенных расчетов делаются выводы: если величина обеспеченности краткосрочных обязательств

должника его оборотными активами равна или больше единицы, то признаки наличия фиктивного банкротства присутствуют; если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами меньше единицы, то признаки наличия фиктивного банкротства отсутствуют. Таким образом, к признаками, указывающими на фиктивное банкротство относятся: 1) превышение активов должника над его пассивами в свете заявления руководителем должника обратного; 2) распространении руководителем должника информации о своем банкротстве в различного рода СМИ или без использования таковых, с предоставлением соответствующих документов подтверждающих несостоятельность должника, но являющихся фальшивыми; 3) заявления руководителя или собственника должника о его несостоятельности с одновременным предложением сократить задолженность или отказаться от нее, равно как и просить отсрочки выплаты задолженности.

5. Принятие процессуального решения о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела по сообщению о фиктивном банкротстве. Исходя из всего вышеотмеченного, после того как органом проводящим предварительную (доследственную) проверку по сообщениям о фиктивных банкротствах были сформированы выводы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства им же должно быть принято процессуальное решение о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела о фиктивном банкротстве и принятия его к производству или передачи по подследственности.

Список литературы:

1 Девяткин Г.С. Актуальные вопросы Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении законодательства о праве на защиту // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 4. С. 7.

2 Девяткин Г.С. Сильная адвокатура как одно из условий достижения состязательности сторон в российском уголовном процессе // Правовые и нрав-

ственные аспекты обеспечения безопасности личности и государства на современном этапе политических и экономических санкций: Сб. материалов Всерос. науч. практ. конф. (Чебоксары, 15 апреля 2016 г.) в 2 ч. Ч. 1. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. С. 374-381.

3 Малышкин П.В. Выявление признаков преднамеренных банкротств в ходе предварительной проверки информации о преступлении как правовой механизм обеспечения экономической безопасности государства // Правовые и нравственные аспекты обеспечения безопасности личности и государства на современном этапе политических и экономических санкций: Сб. материалов Всерос. науч. практ. конф. (Чебоксары, 15 апреля 2016 г.) в 2 ч. Ч. 1. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. С. 477-483.

4 Малышкин П.В. , Чукуров А.В. Тактические особенности предварительной проверки сообщений о криминальных банкротствах и их выявления // Вестник Мордовского университета. 2009. № 4. С. 141-145.

5 Малышкин П.В. Тактические особенности предварительной проверки сообщений о неправомерных действиях при банкротстве // Социально-экономические и правовые проблемы развития региона: Материалы Всероссийской научно-практической конференции X Макаркинские науч. чтения / Мор-дов. гуманитар. ин-т, [под ред. А.В. Захряпина, Н.П. Макаркина и др.]. Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2010. С. 360-364.

6 Шигуров А.В., Зимина Е.Е. Проблемы допуска защитника-профессионала к участию в уголовном судопроизводстве // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2015. № 5 (51). С. 81-83.

7 Шигуров А.В. Проблемы участия адвоката-защитника в назначении судебной экспертизы на досудебном производстве по уголовному делу // Адвокатская практика. 2013. № 4. С. 15-18.

8 Шигуров А.В. Ходатайство адвоката-защитника о назначении предварительного слушания: проблемы практики и законодательного регулирования // Адвокатская практика. 2011. № 6. С. 13-16.

References:

1 Devjatkin G.S. Aktual'nye voprosy Postanovlenija Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii o primenenii zakonodatel'stva o prave na zashhitu [Topical issues of Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation on application of the legislation on the right to protection]. Izvestija vysshih uchebn-yh zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki, 2015, no 4, P. 7.

2 Devjatkin G.S. Sil'naja advokatura kak odno iz uslovij dostizhenija sost-jazatel'nosti storon v rossijskom ugolovnom processe. Pravovye i nravstvennye aspekty obespechenija bezopasnosti lichnosti i gos-udarstva na sovremennom jetape politicheskih i jekonomicheskih sankcij: Sb. materialov Vseros. nauch. prakt. konf. (Cheboksary, 15 aprelja 2016 g.) v 2 ch. Ch. 1. [Strong advocacy as one of the conditions for achievement of competitiveness in the Russian criminal process. Legal and ethical aspects ensure the safety of the individual and the state at the present stage of political and economic sanctions]. Cheboksary, 2016. pp. 374-381.

3 Malyshkin P.V. Vyjavlenie priznakov prednamerennyh bankrotstv v hode predvaritel'noj proverki informacii o prestuplenii kak pravovoj mehanizm obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti gosudarstva. Pravovye i nravstvennye aspekty obespechenija bezopasnosti lichnosti i gos-udarstva na sovremennom jetape politicheskih i jekonomicheskih sankcij: Sb. materialov Vseros. nauch. prakt. konf. (Cheboksary, 15 aprelja 2016 g.) v 2 ch. Ch. 1. [Identifying the signs of deliberate bankruptcy in the course of preliminary verification of information about a crime as a legal mechanism of ensuring economic security of the state. Legal and ethical aspects ensure the safety of the individual and the state at the present stage of political and economic sanctions]. Cheboksary, 2016. pp. 477-483.

4 Malyshkin P.V., Chukurov A.V. Takticheskie osobennosti predvaritel'noj proverki soobshhenij o kriminal'nyh bankrotstvah i ih vyjavlenija [Tactical features of the preliminary audit reports of criminal bankruptcies and their identification]. Vestnik mordovskogo universiteta, 2009, no 4, pp. 141-145.

5 Malyshkin P.V. Takticheskie osobennosti predvaritel'noj proverki soob-shhenij o nepravomernyh dejstvijah pri bankrotstve. Social'no-jekonomicheskie i pravovye problemy razvitija regiona: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii X Makarkinskie nauch. chtenija / Mordov. gumanitar. in-t, [pod red. A.V. Zahrjapina, N.P. Makarkina i dr.]. [Tactical features of the preliminary audit reports of wrong-dimensional action in bankruptcy (Socio-economic and legal problems of regional development: Materials of all-Russian scientific-practical conference Makanchinskiy X scientific readings) Mordovian Humanities Institute, under the editorship of A. V. Zarapina, N. P. Makarkin, etc.]. Saransk, Ruzaevskii Publ., 2010, pp. 360-364.

6 Shigurov A.V., Zimina E.E. Problemy dopuska zashhitnika-professionala k uchastiju v ugolovnom sudoproizvodstve [The problem of the admission of the defender-professional to participate in criminal proceedings]. Novyj uni-versitet. Serija: Jekonomika i pravo, 2015, no 5 (51), pp. 81-83.

7 Shigurov A.V. Problemy uchastija advokata-zashhitnika v naznachenii sudebnoj jekspertizy na dosudebnom proizvodstve po ugolovnomu delu [Problems of participation of the defender in the appointment of forensic examination at the pretrial criminal proceedings]. Advokatskaja praktika, 2013, no 4, pp. 15-18.

8 Shigurov A.V. Hodatajstvo advokata-zashhitnika o naznachenii predvaritel'nogo slushanija: problemy praktiki i zakonodatel'nogo regulirovanija [The petition of the lawyer on appointment of preliminary hearings: problems of practice and legislative regulation]. 2011, no 6, pp. 13-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.