Научная статья на тему 'Методика выполнения орнаментальной композиции в холуйской лаковой миниатюрной живописи'

Методика выполнения орнаментальной композиции в холуйской лаковой миниатюрной живописи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
678
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИАТЮРА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ОРНАМЕНТ / ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / РАСТИТЕЛЬНЫЙ МОТИВ / СТИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Медведева М. Ю.

В статье рассмотрена методика выполнения композиционного построения и принципы разработки орнаментальной композиции, необходимые в подготовке будущих художников холуйской лаковой миниатюрной живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика выполнения орнаментальной композиции в холуйской лаковой миниатюрной живописи»

Дидактика и методика

традиционного прикладного искусства

Методика обучения традиционному прикладному искусству

(по видам)

Медведева М.Ю., преподаватель исполнительского мастерства, Холуйский филиал Высшей школы народных искусств (академия).

Medvedeva M.Yu., teacher of performing arts, Kholui branch of Higher School of Folk Arts (Academy).

Методика выполнения орнаментальной композиции в холуйской лаковой миниатюрной живописи The technique of the execution of ornamental composition in Kholui lacquer

miniature painting

Аннотация. В статье раскрыта уникальность художественно-образного языка холуйской лаковой миниатюрной живописи, являющейся компонентом, определяющим самобытность национальной культуры. Автором выявлено, что умение трансформировать конкретные образы в условно-символические определяют специфику обучения будущего художника-миниатюриста; обоснована методика выполнения композиционного построения и принципы разработки орнаментальной композиции, необходимые в подготовке студентов по направлению холуйской лаковой миниатюрной живописи.

Ключевые слова: Миниатюра, декоративно-прикладное искусство, орнамент, орнаментальная композиция, растительный мотив, стилизация.

Annotation. The article reveals the uniqueness of the artistic and figurative language of Kholui lacquer miniature painting, which is a component that determines the identity of national culture. The author reveals that the ability to transform specific images into conditional-symbolic ones determines the specificity of training of the future miniaturist artist; the technique of compositional construction and the principles of development of ornamental composition necessary for training students in the direction of Kholui lacquer miniature painting are substantiated.

Key words: Miniature, arts and crafts, ornament, ornamental composition, floral motif, stylization.

В эпоху глобализации универсализация общественной жизни, вызванная успехами технического прогресса, проявляется и в процессе создания материальных художественных ценностей, какими являются произведения традиционного прикладного искусства. Набрали силу новые информационные технологии, которые предоставляют невиданные ранее

возможности коммуникации, получение широчайшего доступа ко всем областям знаний. Но с другой стороны новые технологии информации несут угрозу потери самобытности, унификации технологий, снижения уровня произведений декоративно-прикладного искусства до дешевой сувенирной продукции или откровенного кича, обезличивания живописи и любительской пластики [1].

Безусловно, одним из самых важных компонентов в сохранении культурного разнообразия является самобытность культуры каждого народа: обычаи, традиции, устои, особенности национального характера, наиболее ярко выраженные в различных видах прикладного творчества.

Одним из оригинальных и богатейших видов традиционного прикладного искусства являются русские художественные лаки. К их числу относится холуйская лаковая миниатюрная живопись, имеющая свою историю возникновения и развития, а также свой художественный язык и эстетический характер изделий. Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная манера письма, колорит в них ярок и чист, а золотой орнамент, являющийся важнейшим средством оформления художественных произведений, служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета.

Тематика холуйской лаковой миниатюрной живописи разнообразна: сказки, былины, песни, исторические события и другие сюжеты, среди которых встречается и орнаментальная композиция.

Работа по умению трансформировать конкретные образы в условно-символические и сочетать различные виды орнамента (геометрический, растительный, предметный и т.д.) в одной композиции ведется в Холуйском филиале Высшей школы народных искусств (академии) с первых дней обучения. Начальным этапом изучения проектирования является учебный предмет «Основы композиции», т.к. овладение принципами и навыками построения орнаментальных мотивов необходимо при выполнении высокохудожественных произведений.

Орнаментальная композиция составляется в зависимости от формы изделия, тематики, воображения и фантазии, подчеркивая различный характер и технику выполнения. В орнаменте наблюдается построение композиции, как правило, открытой структуры, основанной на сложном сочетании линий, использованием стилизованных мотивов, символического восприятия элементов живой природы.

Задание «Выполнение орнаментальной композиции в холуйской лаковой миниатюрной живописи» является главной в учебной дисциплине «Основы композиции». Цель задания - формирование основных навыков выполнения орнаментальной композиции холуйской миниатюры.

Задачи:

- изучение приемов построения и оформления изделий объемных форм (шкатулка, брошь) в стиле холуйской лаковой миниатюрной живописи;

изучение принципов и правил построения орнаментальной композиции;

- владение навыками росписи орнаментальной композиции;

- установление органической связи орнаментальной композиции с формой изделия.

В результате выполнения орнаментальной композиции в технике холуйской лаковой миниатюрной живописи обучающийся должен усвоить основные этапы выполнения работы, художественно-технические приемы данного вида традиционного прикладного искусства.

Характерной особенностью орнаментальной композиции в области холуйских лаков является ее неразрывная связь с материалом (папье-маше).

С учетом поставленной задачи была разработана методика выполнения орнаментальной композиции, при которой необходимо:

- построение художественно-творческого пространства;

- включение в образовательный процесс носителей профессиональной культуры;

- использование оригинальных учебно-методических материалов, отражающих специфику холуйской лаковой миниатюрной живописи;

- использование форм и методов, обеспечивающих эффективность образовательного процесса.

Орнаментальная композиция выполняется в определенной последовательности:

выбор растения (вьюн, сакура, рябина и т.д.); зарисовка растения с натуры;

• силуэтное изображение растения;

• декоративно-графическое изображение растения в орнаментальной композиции;

• силуэтное изображение растения в орнаментальной композиции;

• монохромное изображение растения в орнаментальной композиции;

• изображение растения в орнаментальной композиции цветом.

Остановимся более подробно на каждом этапе.

Выбор растения

Для работы выбираются растения с ярко выраженной структурой строения. Это могут быть листья и веточки различных пород деревьев и кустарников, а также цветы и плоды.

Зарисовка растения с натуры

Зарисовки выбранного растения начинаются с эскизов и набросков, которые, выполняются в карандаше с учетом его формы и характера ритмического строя, динамики расположения отдельных боковых веток и листьев. Каждое растение имеет свой, только ему присущий образ. Важно, чтобы в зарисовке обучающийся «почувствовал» растение. Для этого необходимо наиболее грамотно скомпоновать растительный мотив в заданный формат [2].

Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания ему выразительности (прожилки, тычинки и т.д.) и слегка заштриховать, отмечая свет и тень карандашами разной твердости.

Силуэтное изображение растения

Исходным материалом для силуэтного изображения растения служит карандашная зарисовка с натуры. Данный этап является подготовительным для дальнейшей декоративной переработки растения. Силуэтное изображение выполняется с помощью сплошной заливки рисунка черным цветом и помогает верно передать характер растения: зубчатый или округлый край листа, изящество силуэта, пластическое своеобразие.

Кроме того, важно правильно выявить доминанты, выделить главный и второстепенный элементы в силуэте растения, выразительно соотнести изображение листьев плодов или цветов.

В силуэтном решении проявляется орнаментальность и декоративность, отбрасываются лишние детали, сохраняются только типичные для данного мотива черты.

Разработка орнаментального мотива (декоративно графическое изображение орнаментальной композиции, силуэтное изображение орнаментальной композиции)

- декоративно-графическое изображение орнаментальной композиции

На этапе декоративно-графического изображения орнаментальной

композиции особое внимание обращаем на выявление орнаментальных качеств растения, располагая его в таком ракурсе, чтобы ритмические особенности форм выявились наиболее полно. Природный причудливый узор растения может быть усилен, и даже стать активной частью рисунка. В процессе поиска характера орнаментального мотива возможно задание какого-либо движения ветки растения. Это может быть диагональное, Сообразное или Б-образное движение.

Декоративное изображение растительного мотива в орнаменте способно по-своему отражать объективные формы природы, отбирая самое типичное и характерное, метафорически его пересказывая и тем самым придавая ему принципиально новое образное содержание.

Чаще всего в решении орнаментальной композиции холуйских лаков, после геометрического, используется растительный орнамент. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Средством, для создания художественной формы является симметрия. Она является одной из форм проявления ритма.

Так пластическое качество растения и отработанный мотив преобразуется в орнаментальный.

- силуэтное изображение орнаментальной композиции

Декоративно-графическое изображение орнаментальной композиции служит основой для его силуэтного изображения.

Рисунок орнаментальной композиции переводится в заданный формат и заливается сплошной заливкой по контуру рисунка черным цветом. Выполненное черным цветом силуэтное изображение орнаментального мотива позволяет выявить недостатки в его построении. Возможно также дополнение изображения ракурсными элементами растения, например, свернувшимся листом или боковым ракурсом цветка и т.д.

Цветовое решение орнаментальной композиции (монохромное решение орнаментальной композиции, решение орнаментальной композиции цветом) Цветовое решение орнаментальной композиции предполагает стилизацию, трансформацию и геометризацию растительного мотива цветом. - монохромное решение орнаментальной композиции. Монохромное решение дает возможность сосредоточить внимание на творческом замысле автора, т.к. цвет вступает в конфликт с формой и может даже разрушить ее

Выполнение задания начинается с перевода рисунка орнаментального композиции в заданный формат. И исполняется в технике - монохром (несколько оттенков одного цвета). Основа с доминирующими элементами выполняется темнее, второстепенные чуть светлее.

Выполнение такого рода задания помогает разобраться со сложными тональными отношениями без участия цвета.

-решение орнаментальной композиции цветом.

На данном этапе ведется поиск основных цветовых и тональных отношений цветового решения, результатом которого должна стать цельность и гармоничность орнаментальной композиции.

Выполнение орнаментальной композиции в цвете нужно начинать с эскизов. Цвет растительного мотива должен быть приближен к природному оригиналу. Совокупность цветовых комбинаций ведется со всеми характеристиками цветов - светлоты, насыщенности и цветового тона. Цветовые поиски выполняются в 2 вариантах:

• на белом фоне;

• на цветном фоне.

Взаимоотношение фона и элементов орнаментальной композиции несут одинаковую образно-эмоциональную нагрузку. Изображение должно выстраиваться в гармонии цвета и фона [3].

Выполнение орнаментальной композиции в материале (папье-маше). Итогом проделанной работы является умение выполнить орнаментальную композицию в материале (папье-маше). Это может быть брошь, пудреница, шкатулка и другое изделие

На отпемзованное до матового блеска изделие с помощью кальки и графьи переводится рисунок орнаментальной композиции, отработанной в графическом решении. Кистью проводиться осевая линия. Затем выполняются главные и второстепенные элементы орнамента цветом. Далее

работу украшаем росписью металлом (золото, алюминий). Металл при росписи должен сходить с кисти мягко и ложиться ровно, прочно держаться, не стираться и давать глубину поверхности.

Таким образом, методика выполнения орнаментальной композиции холуйской лаковой миниатюрной живописи, позволяет будущему художнику наиболее эффективно реализовать собственную авторскую трактовку в художественную форму произведения.

Литература

1. Альбедиль М.Ф. Русская лаковая миниатюрная живопись. Палех, Мстера, Федоскино, Холуй. - СПб.: Яркий город, 2007. - 304 с.

2. Григоревская Е.Б. Рисунок. Живопись. Композиция. Учебно-методическое пособие. - М.: ИТПИ, 2007. - 59 с.

3. Цветовая гармония [Электронный ресурс]. - URL: http://designtie.ru/Blog/tsvetovaya-garmoniya (дата обращения: 27.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.