УДК 658.8:339.3
МЕТОДИКА ВЫБОРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО СКЛАДА ПО НАКОПЛЕННЫМ ЗАЯВКАМ ПОКУПАТЕЛЕЙ
И. А. Коваленко, В. А. Васильев Научный руководитель - А. В. Селиванов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Предлагается рассматривать альтернативные автомобильным виды транспортных средств и обосновывать наилучший способ доставки товарной массы с учётом выбранного критерия. Сопоставляются расчёты по критериям транспортных затрат и времени на доставку товаров покупателям по факторам их территориального расположения и выбора вида транспорта с устранением упущенной выгоды в хозяйственной деятельности распределительного склада. Предусматривается также поиск сопутствующих решений в области информационной и складской логистик.
Ключевые слова: транспортные средства доставки, сопоставление затрат, логистические решения.
TECHNIQUE OF THE CHOICE OF VEHICLES OF DELIVERY OF THE GOODS OF THE DISTRIBUTIVE WAREHOUSE UNDER THE SAVED UP DEMANDS OF BUYERS
I. A. Kovalenko, V. A. Vasilev Scientific Supervisor - A. V. Selivanov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
It is offered to consider alternative automobile kinds of vehicles and to prove the best way of delivery of commodity weight taking into account the chosen criterion. By criteria of transport expenses and time for delivery of the goods to buyers under factors of their territorial arrangement and a choice of a type of transport calculations are compared with elimination of the missed benefit in economic activities of a distributive warehouse. Search of accompanying decisions in the field of information and warehouse logistical is provided also.
Keywords: delivery vehicles, comparison of expenses, logistical decisions.
Известно, что транспортная логистика предлагает решения по управлению материальными потоками в конкретных территориальных секторах её применения. Российскими исследователями установлено, что расходы на транспортировку продукции в нашей стране составляют порядка 50 % от стоимости её производства [1].
Чаще в коммерческой работе распределительного склада не предусматривается нахождение альтернативных вариантов использования транспортных средств с целью их комбинирования и координации при перемещении товаров до покупателя, а также поиск сопутствующих решений в области информационной, складской логистик [1-3].
Если, например, груз может быть доставлен из одного места в другое железнодорожным, водным, автомобильным транспортом или их комбинацией, то необходимо сделать правильный выбор варианта перевозок. Для этого следует учитывать географическое положение покупателей и распределительного склада с возможной координацией формируемых товарных потоков до покупателя. Исключение вариативности может приводить к упущенной выгоде в работе распределительного склада. Своевременное сопоставление транспортных затрат с учётом привлечения разных видов
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
транспортных средств и выбором их рационального сочетания, в итоге позволяет обеспечивать повышение прибыльности коммерческой организации [3].
Транспортная сеть Красноярского края включает не только автомобильные дороги, но и железнодорожные и водные сообщения. Представители из разных населённых пунктов края формируют пакет заказов. Для выполнения заказов можно рекомендовать методику табличного выбора транспортных средств доставки товаров, на основе установления минимальных затрат по секторам перевозки товаров распределительного склада [3]. Кроме минимальных затрат учитывается критерий времени доставки товара покупателю (Тдос), которое можно определить по выражению (1) по аналогии с методикой [4, с. 246]:
Тдос = Ткд + Тпр + Топ + Ь / Уэк.г + Ь/Уэк.бг, (1)
где Ткд - время на комплектацию и документирование отправки товаров покупателю, ч.; Тпр - время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы (зависит от количества пунктов доставки товаров по маршруту), ч.; Топ - время на дополнительные операции на железнодорожном или речном транспорте (без учёта времени на погрузочно-разгрузочные работы), ч.; Ь - расстояние перевозки от склада до покупателя, км.; Уэк.г - эксплуатационная скорость транспортного средства с грузом, км./ч.; Уэк.бг - эксплуатационная скорость транспортного средства без груза или с затухающим грузооборотом при кольцевом развозе, км/ч.
В сектор включаются населённые пункты края, где размещены заказчики (покупатели) товаров распределительного склада. Границы сектора устанавливаются по параметрам кольцевого развоза товаров с учётом минимальных транспортных затрат и рациональной загрузки используемых транспортных средств по времени и производительности. Учитывается также наличие или отсутствие в границах сектора портовых речных сооружений и железнодорожных станций для рассмотрения водной или железнодорожной доставки в комбинации с автомобильной перевозкой. Это необходимо для сопоставления и анализа возможных комбинаций выполнения заказов покупателей.
Важную роль в выборе того или иного вида транспорта играют транспортные тарифы. Тарифы на перевозки чаще исчисляются на основе данных себестоимости (минимальное значение), или на основе стоимости перевозки грузов (максимальное значение).
Дополнительно к предложенному методу предлагается периодически загружать товаром обратные рейсы транспортных средств распределительного склада. Рекомендуется обеспечивать информационной поддержкой запланированный вывоз товаров с распределительного склада до покупателей с целью своевременной комплектации выполняемых заказов и уменьшением простоя транспорта под погрузкой. Выявлять случаи пролёживания товаров и временно приостанавливать пополнения запасов по этим номенклатурным позициям склада. Осуществлять поиск потенциальных покупателей товаров распределительного склада с привлечением интернет-технологий [2; 3].
Табличный метод расчёта транспортных затрат должен осуществляться при поддержки информационной технологии, которая предусматривает формирование такой системы основных и вспомогательных процессов переработки информации в итоговую, которая необходима и достаточна для принятия управленческих логистических решений [5].
Полученные результаты более эффективного использования транспортной логистики распределительного склада основаны на контурно-интегрированном подходе [6; 7], когда формирование заказов покупателей товаров, складирование, грузопереработка, комплектация, доставка грузов (покупателям) и информационная поддержка рассматриваются не изолированно, а как компоненты единой логистической подсистемы товародвижения распределительного склада в локальной распределительной сети.
Библиографические ссылки
1. Дроздов П. А. Распределительные центры в цепях поставок // Логистические системы и процессы в современных экономических условиях: материалы Международной заочной научно-практической конференции (1-15 ноября 2013 г.) : сб. ст. Минск : Национальная библиотека Беларуси, 2013. С.55-67.
2. Селиванов А. В., Коваленко И. А. Совершенствование логистического обеспечения распределительного склада // Современные проблемы экономического и социального развития : межвуз. сб. науч. тр., посвящ. памяти проф. Г. С. Михалёва. Красноярск, 2015. Вып. № 11. С. 128-131.
3. Селиванов А. В., Коваленко И. А., Вашлаев И. И. Инструментарий планирования параметров логистических процессов распределительного склада // Решетневские чтения : материалы XIX Меж-дунар. науч.- практ. конф., посвящ. 55-летию Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та им. акад. М. Ф. Решетнева (10-14 нояб. 2015, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. Ч. 2. С. 410-412.
4. Тяпухин А.П. Логистика: учеб. для бакалавров.- 2-е изд. перераб. и доп. М. : Юрайт, 2013.
568 с.
5. Автоматизированный учёт материалов на горном предприятии с расчётом и контролем их баланса / В. В. Ефремов, А. В. Селиванов, И. И. Вашлаев, В. Г. Трофимов // Изв. вузов. Горный журнал, 1999. № 1-2. С. 88-95.
6. Дыбская В. В. Взаимодействие смежных служб компаний при управлении логистическим сервисом // Логистика: современные тенденции развитии : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. СПб. : СПбГИЭУ, 2012. С. 92-94.
7. Селиванов А. В. Особенности контурно-интегрированного управления логистическими процессами промышленного предприятия // Логистика: современные тенденции развития : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. (9-10 апреля 2015 г.) / отв. ред. В. С. Лукинский. СПб. : ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова, 2015. С. 315-317.
© Коваленко И. А., Васильев В. А., 2016