---------------------------- © В.С. Квагинидзе, И.Г. Никифоров,
Н.Н. Чупейкина
УДК 66.232.8.004.12+658.382(043.3)
В.С. Квагинидзе, И.Г. Никифоров, Н.Н. Чупейкина
МЕТОДИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ГОРНОТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Методика выполнения работ по ремонту корпусов стрел заключается в следующем:
I. Заварка трещины (рис. 1) осуществляется в следующем порядке:
1. Ремонтируемый участок нагревают до температуры 100 °С.
2. Разделывают трещину РВД в соответствии с рисунком
1. Максимальная толщина слоя, снимаемая РВД за один проход, не должна превышать 5 мм. Разделку производят от конца трещины к ее началу. Конец трещины должен иметь плавный переход на основной металл (Б - Б).
3. С помощью РВД делают роспуски на боковом листе (рис. 2).
4. Зачищают кромки до металлического блеска.
5. Подогревают ремонтируемый участок до температуры 150 °С.
6. При трещине длиной 500 мм ее делят на два участка по 250 мм и варят обратноступенчатым способом. После заварки нижнего листа заваривают роспуски на боковом листе. В процессе сварки поддерживают температуру подогрева. Швы должны иметь плавные переходы на основной металл.
7. После окончания сварки подогревают отремонтированный участок до 150°С, накрыв его войлоком, дают медленно остыть.
8. После охлаждения ремонтируемого участка шов зачищают заподлицо с основным металлом.
II. Роль подкладки с обратной стороны шва может выполнять внутренне ребро. Если же трещина проходит в стороне от ребра, то существует два варианта ремонта:
1. Если есть доступ к обратной стороне шва, то после заварки трещины РВД выдувают корневой шов, зачищают шлифмашинкой, после этого заваривают с плавным переходом к основному металлу.
Рис. 2
Б-Б
□
Рис. 1
2. Если нет доступа к обратной стороне шва, то ставят подкладку и кромки делают без притупления. Зазор между кромками составляет 5 -8 мм.
Установка усиливающих накладок увеличивает сварочные напряжения в строительной стальной конструкции, а также количество концентраторов.
III. Как показывает опыт ремонтов стрел, накладки оправдывают себя в случае необходимости устранения конструктивных недоработок.
1. Разделывают и заваривают трещины.
2. Изготавливают пластину усиления. Все поверхности накладки не должны иметь острых кромок, царапин, рытвин и других дефектов.
3. Устанавливают накладку на место внутрь стрелы и плотно прижимают с помощью струбцин или домкрата к нижнему листу стрелы.
Рис. 3
Рис. 4
4. Подогревают место сварки до температуры 150°С.
5. Приваривают накладку по контуру к обечайке и к перегородкам (рисунок 4).
Опыт показывает, что накладки не решают вопросов надежной работы металлоконструкций. Конструктивные недоработки желательно устранять во время крупных ремонтов. Этого можно добиться, сократив технологические окна и отверстия, изменив толщину или марку металла, подобрав другие сварочные материалы.
IV. Удаление части листа с дефектом (трещиной) и замена ее на новую рекомендуется в случае, когда неоднократная сварка трещины не дает результата или имеется дефект стрелы в виде разрыва.
Данная операция производится в следующей последовательности:
1. Подогревают ремонтируемый участок до температуры 100°С.
2. Вырезают дефектный участок стрелы.
3. По шаблону изготавливают пластину.
4. Подготавливают кромки пластины и листа на стреле под сварку.
5. Делают роспуски на боковом листе.
6. Зачищают до металлического блеска.
7. Устанавливают на место с одинаковым зазором по контуру, прихватывают и приваривают.
8. Подогревают место сварки до 150°С.
9. Приваривают пластину.
10. После окончания сварки нагревают весь ремонтируемый участок до 150°С, укрывают его и дают медленно остыть.
10. Швы на нижнем листе стрелы зачищают заподлицо.
і— Коротко об авторах---------------------------------------------
Квагинидзе В.С. - доктор технических наук, профессор, ОАО ХК «Якутуголь»;
Никифоров И.Г. - заместитель генерального директора по капитальному строительству, ОАО ХК «Якутуголь»;
Чупейкина Н.Н. - кандидат технических наук, ОАО ХК «Якуту голь».