ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ГИБКОСТИ У ТАЙБОКСЕРОВ-ЮНОШЕЙ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
В.Б. ГАРМАЕВ, Е.В. КАЛМЫКОВ, РГУФК
Аннотация
Статья посвящена разработке программы физической подготовки и методики воспитания силовых способностей и гибкости у тайбоксеров 15-17-летнего возраста. В специальном педагогическом эксперименте она показала высокую эффективность и надежность относительно традиционных методов подготовки.
Abstract
This article is devoted to the development the program of physical preparation, strength abilities techniques and flexibility for taiboxers of 15-17 years old. In special pedagogical experiment this program has shown high effective results and reliability towards traditional techniques of physical preparation.
Ключевые слова: тайский бокс, методика, силовые способности, гибкость, тренажеры.
Тайский бокс (истинное название «муай тай», что означает «свободный бой»), являющийся культурным наследием Таиланда, с уникальной традицией, имеющей многовековую историю, приобретает в последнее время большую популярность в мире. Это наиболее модернизированный для современного спорта вид боевого искусства, удивительный синтез зрелищного полновесного поединка и реальной боевой схватки. В России муай тай начал культивироваться и интенсивно развиваться совсем недавно, в начале 90-х годов прошлого столетия [6]. Продолжающееся повышение уровня спортивных достижений и обострение конкуренции внутри страны и на международной арене настоятельно требуют интенсивной разработки проблемы целенаправленной подготовки тайбоксеров путем поиска наиболее эффективных форм, средств и методов учебно-тренировочного процесса. Для достижения высоких стабильных результатов в единоборствах первостепенное значение имеет уровень физической подготовленности спортсмена, в том числе воспитание способности к проявлению двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Эти качества не могут быть проявлены изолированно, всегда существуют определенные условия, при которых возможно акцентированное воспитание
одного или нескольких качеств [5]. Тайский бокс предъявляет высокие требования к проявлению таких важных физических качеств, как силовые способности (максимальная сила, взрывная сила, скоростно-силовая выносливость) и гибкость (подвижность в тазобедренном суставе), так как результативность соревновательных действий во многом зависит от оптимального уровня развития данных качеств.
Целью исследования является поиск пути совершенствования тренировочного процесса подготовки тайбоксеров 15-17-летнего возраста к соревновательной деятельности на основе приоритетного воспитания специальных физических качеств.
Для решения поставленной цели и задач был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 30 тайбоксеров-юношей 15-17-летнего возраста. В ходе исследования были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ) по 15 человек. Перед началом эксперимента определялся уровень общей и специальной силовой подготовленности и гибкости по 14 тестам. Анализ результатов показал отсутствие существенных различий в уровне силовой подготовленности и гибкости у участников педагогического эксперимента КГ и ЭГ (р>0,05). Построение
тренировки в годичном цикле было осуществлено с учетом возраста юношей, специфики тайского бокса и занятости юношей в образовательных учреждениях. КГ занималась по своей традиционной программе подготовки, ЭГ - по нашей разработанной методике.
Методика воспитания силовых способностей и гибкости у юношей включала следующие средства и методы:
- силовая подготовка юношей строилась от общего силового развития, учитывая то, что юноши находятся в благоприятном возрастном периоде для развития мышечных волокон и силы. В качестве воспитания максимальной силы, мышечной массы и мышечной выносливости использовали методику В.Н. Селуянова [10]. Методика включает принцип «сплит», или раздельные тренировки, по которому выполнялась развивающая тренировка на две мышечные группы 1 раз в неделю в статодинамическом режиме, т.е. без полного расслабления мышц по ходу выполнения упражнения. Нагрузка составляла 30-60% от максимально поднятого веса, 15 повторений в одном подходе, всего 5-6 подходов в развивающей тренировке на одну мышечную группу, в поддерживающей тренировке 3 подхода, интервал отдыха 1 минута. Всего было задействовано 8 основных мышечных групп.
- для развития специальной максимальной силы были включены такие специальные упражнения, как: борьба в клинче, скрутки со штангой, прикрепленной к полу, скрутки со жгутом.
- специальную взрывную силу развивали посредством ударного метода, в частности: прыжки с тумбы с последующим ударом коленом в прыжке, отжимания в упоре лежа с хлопками, прыжки на большегрузных покрышках, бой с тенью с отягощениями, взрывное толкание тяжелого камня, грифа.
- воспитание скоростно-силовой выносливости осуществлялось в двух направлениях: безотносительно к соревновательной деятельности тайбоксеров и в условиях, моделирующих соревновательную деятельность тайского бокса.
Ссылаясь на проведенный научно обоснованный эксперимент В.В. Гаврилова, В.Н. Селуянова [10], мы использовали для развития скоростно-силовой выносливости интервальный метод в форме круговой тренировки по станциям, выполняемые с отдыхом 45 секунд с интенсивностью 30-60% от максимальной силы. Общая интервально-круговая тренировка включала следующие упражнения: 1-я станция - сгибание рук на низкой перекладине; 2-я станция - разгибание рук от пола; 3-я станция - приседание. ЧСС составляла 130-150 ударов.
В специальную интервально-круговую тренировку входили такие удары по снарядам, как удары кулаками, удары коленями и удары голенью. Удары наносились с максимальной интенсивностью в течение 10 секунд руками, 15 секунд коленями и голенью последовательно друг за другом (первый подход - удары кулаками, второй -удары коленями и третий - удары голенью) с интервалом отдыха 1 мин, число подходов 9 раз, ЧСС не более
180 уд./мин. Работа в таком варианте развивает алак-татно-анаэробный механизм [8].
Следующие упражнения характеризовались в нанесении сильных ударов по снарядам в двойке (рука-нога, локоть-колено) в течение 4-х раундов по 1 минуте, отдых - 1 минута. Такие упражнения совершенствуют гли-колитический механизм энергообеспечения, вырабатывают стереотип интенсивной скоростно-силовой работы [8]. Также для развития скоростно-силовой выносливости использовали работу на мешке в среднем темпе с ускорениями и комплекс беговых упражнений В.И. Филимонова [11], 5 раз по 100 м, интервал отдыха 2 мин (ходьба). ЧСС не более 180 уд./мин.
При воспитании гибкости использовались в последовательности такие упражнения, как: плавные пружинящие, баллистические упражнения, включенные в занятия после разминки. Комплекс начинался с плавных пружинящих покачиваний в выпадах вперед, в стороны с наклонами, в «барьерном седе» с наклонами, количество покачиваний составляло по 10 раз на каждую ногу. Затем выполняли баллистические упражнения на суставы (тазобедренный, плечевой, поясничнопозвоночный), по 15 раз.
Упражнения по типу стретчинга и статического характера с использованием тренажеров были задействованы после основной части занятия. При выполнении статодинамических упражнений по типу стретчинга фиксация в растянутом статическом положении составляла 10 секунд. Пружинящие движения между фиксациями составляли 10 секунд, количество фиксаций на один сустав - 10 раз. Польза статодинамических упражнений заключается в том, что мышцы, участвовавшие в силовых упражнениях, необходимо «раскрепостить», не дать ухудшить подвижность в суставах, ускорить процессы восстановления. Как известно, в проведенном исследовании отдельных специалистов [3], упражнения, направленные на повышение максимальной силы, уменьшают подвижность в суставах на 5-10%. В то же время стрет-чинг, выполняемый в комплексе с упражнениями на силу, повышает подвижность в суставах на 5-12% и сохраняет ее в течение 48 часов.
Упражнения статического характера, направленные на развитие специальной гибкости в тазобедренном суставе, тайбоксеры выполняли с помощью тренажеров двух видов. Первый вид тренажера предназначался для растягивания мышц ног в продольном и поперечном шпагате стоя с использованием активного отягощения гири (через блочное устройство - ролик). Второй вид тренажера предназначался для растягивания мышц ног в поперечном шпагате сидя с применением специального механизма дозировки угла в тазобедренном суставе. Эти тренажеры разработали в 2000 году С.В. Брановиц-кий, Н.Н. Ткаченко. Время на растягивание на тренажерах - 15 минут. При выполнении статического растягивания мышц ног на тренажерах тайбоксеры поочередно расслабляли и напрягали мышцы и связки
Сводные показатели межгрупповых различий по итогам педагогического эксперимента экспериментальной и контрольной групп
Общая силовая подготовленность и гибкость Специальная силовая подготовленность
Пози- подтягивание приседание со штангой жим штанги становая сила шпагат наклоны средний сдвиг, % Боковые удары Пря- мые уда- ры Ударная выносливость Средний сдвиг, %
Группы ция данных мост кулаком голенью локтем 1 раунд кулаками 2 раунд голенью 3 раунд рука-нога
Э Г Исход. 12.9 11.87 51.87 88.0 141.1 80.0 1.70 187 211 171 180 34 59 63
Итогов. 17.2 14.2 60.7 94.3 171.1 70.0 3.1 223 254 188 202 27 49 50
Сдвиг, % 33.3 19.6 17.0 7.2 21.3 12.5 8.23 27.6 19.3 20.4 9.9 12.2 20.6 16.9 20.6 17.1
К Г Исход. 13.0 11.0 52.0 86.0 143.0 76.0 2.0 184 200 172 171 38 62 61
Итогов. 14.2 12.0 54.0 91.0 145.0 72.0 2.3 192 207 166 176 37 58 59
Сдвиг, % 9.2 9.1 3.8 5.8 1.4 5.3 15.0 7.1 15.0 3.5 3.5 2.9 5.1 6.5 3.3 3.2
Сдвиг в пользу экспер. группы 20.5 13.5
Теория и методика детско-юношеского спорта 15
тазобедренного сустава с постепенным увеличением нагрузки до незначительной боли. После выполнения статического растягивания тайбоксеры закрепляли подвижность в тазобедренном суставе активными упражнениями в течение 3-х минут.
Контроль за измененями силовых ударов проводился на современном спортивно-тренировочном тренажере - электронном боксерском мешке Эдукиктест-100.
За время проведения педагогического эксперимента нами были получены достоверные данные по 14 тестам, которые показали, что после годичного учебно-тренировочного процесса тайбоксеров произошли существенные изменения, произошедшие в ЭГ под воздействием управляющих воздействий, с использованием экспериментальной методики. В КГ группе изменения также произошли, но в значительно меньшей мере. Сравнение таких показа-
телей позволило определить межгрупповые сдвиги, которые представлены в таблице. Как видно, по общей силовой подготовленности и гибкости, а также специальной силовой подготовленности участники ЭГ имеют достоверное преимущество при р>0,05 перед участниками КГ соответственно на 20,5 и 13,5%.
После годового тренировочного процесса по нашей программе тайбоксеры ЭГ на Европейском регионе России заняли три первых места, два вторых и два третьих места. Динамика спортивых результатов и показателей тестирования силовых способностей и гибкости оказались лучше у спорстменов ЭГ, чем у КГ. Все это свидетельствует о преимуществе внесенной в содержание и структуру тренировочных средств годичного цикла разработанной методики воспитания силовых способностей и гибкости.
Литература
1. Алтер Майкл Дж. Наука о гибкости. - Киев: «Олимпийская литература», 2001. - 424 с.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988. - 329 с.
3. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1988. - 192 с.
4. Джанян Ш.Н. Сопряженное совершенствование гибкости и силы у борцов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1980. - 21 с.
5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М., ФиС, 1970. - 199 с.
6. Заяшников С.И. Тайский бокс. - М., 2004. - 263 с.
7. Ким С.Х. Растяжка, сила, ловкость в боевой практике. Серия «Мастера боевых искусств». - Ростов н/Д, 2003. - 272 с.
8. Киселев А.В. Оптимизация средств тренировки, направленных на повышение специальной работоспособности боксеров на предсоревновательном этапе: Дис. ... канд. пед. наук., ГЦОЛИФК. - М., 1982.
9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - С. 543.
10. Селуянов В.Н. Технология физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.
11. Филимонов В.И. Бокс. Педагогические основы обучения и совершенствования. - М.: «Инсан». -2001. - 400 с.
12. Чой Сунг Мо. Гибкость в боевых искусствах. Серия «Мастера боевых искусств».- Ростов н/Д, 2003. -192 с.