МЕТОДИКА УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ
О.В. ЧЕТАЙКИНА,
Мордовский государственный педагогический институт, г. Саранск
Аннотация
Рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса по лыжной подготовке в высших учебных заведениях физической культуры. Экспериментально обоснована методика ускоренного обучения, в основу которой положен целостно-раздельный подход к освоению и совершенствованию техники способов передвижения на лыжах. Это способствовало повышению эффективности обучения студентов факультета физической культуры.
Abstract
The questions of making training in skiing more effective at higher educational institutions are under consideration. The program, based on rapid training and improving the skiing techniques has been proved in experiment. The given program makes it possible to raise the level of students’ education and their health.
Ключевые слова: лыжи, студенты, обучение.
Введение
Качественное проведение реформы высшей школы предъявляет высокие требования к формированию современного уровня подготовки учителей физической культуры.
Важным звеном в профессиональной подготовке квалифицированных педагогических кадров является совершенствование теории и методики преподавания предмета «Лыжный спорт» как учебной, спортивной и научно-педагогической дисциплины [1; 2; 4].
Работ, касающихся технологии формирования профессиональной подготовки студентов, крайне недостаточно, что усложняет возможность эффективного изучения студентами современной теории и методики преподавания лыжного спорта, включая освоение основ современной техники способов передвижения на лыжах.
Цель исследования - разработка и экспериментальное обоснование методики ускоренного обучения техники передвижения на лыжах.
Достижение этой цели обеспечивалось решением следующих задач:
- изучение традиционных методик проведения занятий по лыжной подготовке в высших учебных заведениях физической культуры;
- определение и экспериментальное обоснование методического подхода к проведению курса «лыжной подготовки» в условиях сокращения времени, отводимого на изучение данной дисциплины;
- разработка методики ускоренного обучения студентов способам передвижения на лыжах;
- определение уровня технической, дидактической и специальной физической подготовленности студентов 1-2-х курсов в процессе педагогического эксперимента;
- исследование соотношения видов подготовки в процессе учебно-лагерных сборов студентов педагогического вуза.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение специальной литературы, педагогический экспери-
мент, антропометрические методы, физиологические методы, методы математической статистики.
Исследование приводилось с 2003 по 2006 г. в два этапа на базе Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева.
Анализ методических материалов и практического опыта позволил разработать методику ускоренного обучения студентов технике передвижения на лыжах (рис. 1, 2). В основе разработанной методики пять этапов овладения основными техническими элементами для классических способов передвижения и четыре этапа - для коньковых.
Длительность этапов обучения варьируется в зависимости от усвоения студентами учебно-методического материала.
Методика ускоренного обучения студентов технике лыжных ходов основана на комплексном обучении классическим и коньковым способам передвижения на лыжах. При разработке был применен целостно-раздельный подход с освоением базовых элементов техники [2].
На первом этапе обучения классическим способам передвижения на лыжах создается полное представление об изучаемых способах, происходит овладение «чувством лыж и снега». На втором этапе изучаются основные элементы техники способов передвижения на лыжах и устраняются ошибки. На третьем этапе изучаются дополнительные элементы техники. На четвертом этапе производится согласование движений ногами, руками и туловищем. На пятом этапе совершенствуется согласование движений, происходит передвижение классическими способами передвижения на лыжах.
Овладение коньковыми ходами осуществляется на базе двигательных навыков уже изученных классических способов передвижения на лыжах.
Для обоснования эффективности методики ускоренного обучения технике лыжных ходов был проведен педагогический эксперимент, который продолжался в течение трех лет со студентами 1-2-х курсов факультета физичес-
Рис. 1. Этапы последовательного овладения техническими элементами в процессе ускоренного обучения технике
классических способов передвижения на лыжах
1 этап. Одновременное изучение всех (коньковых) способов передвижения на лыжах:
- создание полного представления об изучаемых способах передвижения на лыжах -коньковом ходе без отталкивания руками (с махами и без махов руками), полуконьковом, одновременном двухшажном, одновременном одношажном и попеременном коньковых ходах; - создание полного представления о поворотах в движении; - устранение ошибок
2 этап. Изучение основных элементов техники коньковых способов передвижения на лыжах:
- отталкивание ногами в коньковых ходах; - изучение элементов техники поворотов в движении; - устранение ошибок
3 этап. Согласование движений рук и ног:
- в коньковом ходе без отталкивания руками; - в полуконьковом ходе; - в одновременном двухшажном коньковом ходе; - в одновременном одношажном коньковом ходе; - попеременном коньковом ходе; - изучение техники поворотов в движении; - устранение ошибок
4 этап. Передвижение на лыжах с полной координацией движений в последовательности: коньковый без отталкивания руками (с махами и без махов руками), полуконьковый, одновременный двухшажный, одновременный одношажный и попеременный коньковые ходы:
- совершенствование техники коньковых ходов; - совершенствование техники поворотов в движении; - устранение ошибок
Рис. 2. Этапы последовательного овладения техническими элементами в процессе ускоренного обучения технике
коньковых способов передвижения на лыжах
кой культуры педагогического вуза. В эксперименте приняло участие 70 студентов, из них 35 студентов составили экспериментальную группу и 35 - контрольную. Все занятия в экспериментальной и контрольной группах проходили в рамках учебно-лагерных сборов. В обеих группах за период эксперимента было проведено по 168 учебных занятий.
Полученные результаты (табл. 1, 2) свидетельствовали, что после курса обучения студенты экспериментальной группы имели более высокий уровень технической и специальной физической подготовки по сравнению со
Таблица 2 Показатели специальной физической подготовленности студентов педагогического эксперимента
Дистанция Этапы обследования (М ± ш)
После 1-го года обучения Р После 2-го года обучения Р
5 км 26.34 ± 0.2 26,52 ± 0,2 > 0,05 -
10 км - 50,48 ± 0,41 52,22 ± 0,41 < 0,05
Таблица 1
Экспертная оценка техники способов передвижения на лыга:ах (баллы) студентов экспериментальной и контрольной групп (М ± т)
Способы передвижения на лыжах Итоговый
ЭГ КГ Р
Классические ходы 3,92 ± 0,09 3,63 ± 0,10 < 0,05
Коньковые ходы 3,89 ± 0,09 3,61 ± 0,09 < 0,05
Горнолыжная техника 4,09 ± 0,08 3,83 ± 0,09 < 0,05
Примечание. В числителе - данные экспериментальной группы, в знаменателе - контрольной группы.
студентами контрольной группы. Это говорит об эффективности разработанной методики ускоренного формирования двигательных навыков передвижения на лыжах.
Таким образом, методика ускоренного обучения технике лыжных ходов способствует повышению эффективности учебного процесса по лыжной подготовке. При сокращении времени, отводимого на обучение, создаются условия, при которых студенты педагогического вуза могут в полном объеме освоить разделы вузовской программы.
Литература
1. Бутин И. М. Программа курса «Лыжи»: Программа пед. ун-тов и ин-тов. - М., 1996. - 20 с.
2. Быков В.А. Технология ускоренного обучения плаванию // Теория и практика физической культуры. -2000. - № 6. - С. 41-42.
3. Квашук П.В. Лыжный спорт: Программа для системы дополнительного образования детей / Квашук П.В., Бакланов Л.Н., Левочкина О.Е. - М.: Советский спорт, 2003. - 72 с.
4. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника: учебно-методическое пособие. - М.: ФиС, 2000. - 264 с.