УДК 745.522 (075.8) UDC 745.522 (075.8)
С.А. ГУДКОВ S.A. GUDKOV
аспирант, Орловский государственный университет Graduate student,Orel State University
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
THE METHOD OF ACCELERATED LEARNING OF COMPUTER DESIGN
Обычно при изучении проектирования в программе 3DS Max обучение идет бессистемно и без учета специфики использования программы в профессиональной деятельности специалиста. Исходя из этого, необходимо разделить курс обучения на несколько этапов по степени сложности для быстрого освоения компьютерной среды проектирования и наиболее рационального использования изученных инструментов.
Ключевые слова: компьютерное проектирование, методика ускоренного обучения, 3DS Max, исследовательский метод обучения.
Usually, while studying the design in 3DS Max training program is haphazardly and without regard to the specific use of the program in professional activity. On this basis, it is necessary to divide the course into several stages according to the degree of difficulty for the rapid development of computer design environment and the most efficient use of the studied instruments.
Keywords: computer-aided design, method of accelerated learning, 3DS Max, the research method of teaching.
Процесс изучения компьютерного проектирования на основе программы 3DS Max необходимо разделить на два этапа, так как обучение должно проходить по методу «от простого к сложному». Первый этап изучения программы является ускоренным, на нем учащиеся изучают инструменты и команды программы, которые необходимы для проектирования среды на всех этапах ее создания. Тем не менее, акцент ставится лишь на самые необходимые инструменты, но в то же время достаточные для быстрого и качественного проектирования. Также внимание уделяется работе с «горячими клавишами» для более эффективной и быстрой работы. Второй этап изучения программы 3DS Max проходит после освоения первого и включает в себя изучение дополнительных команд и инструментов, расширяющих возможности при проектировании среды. Второй этап необходим для углубленного изучения среды компьютерного моделирования.
ЭТАП 1
Занятие №1
Тема урока: интерфейс программы, работа в окнах проекций и построение объектов.
Цель занятия: изучить основные элементы интерфейса, необходимые для проектирования среды, изучить принципы работы в окнах проекций и принципы создания объектов.
Тип занятия: получение учащимися знаний об основных приемах работы в программе, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: диспут, коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский.
Занятие №2
Тема урока: трансформация объектов, копирование, группирование объектов, моделирование с использованием сплайнов.
Цель занятия: изучить основные инструменты трансформации объектов, изучить принципы копирования объектов и их группирование.
Тип занятия: получение учащимися знаний об основных приемах работы в программе, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: диспут, коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский.
Занятие №3
Тема урока: редактирование сплайнов, режимы редактирования сплайнов, создание трехмерных объектов на основе сплайнов с применением модификаторов.
Цель занятия: изучить основные инструменты редактирования сплайнов, изучить принципы работы в режимах редактирования сплайнов, рассмотреть типы модификаторов для создания трехмерных объектов на основе сплайнов и принципы работы с ними.
Тип занятия: получение учащимися знаний об основных приемах работы в программе, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский.
Занятие №3
Тема урока: редактирование сплайнов, режимы редактирования сплайнов, создание трехмерных объектов
© С .А. Гудков © S.A. Gudkov
на основе сплайнов с применением модификаторов.
Цель занятия: изучить основные инструменты редактирования сплайнов, изучить принципы работы в режимах редактирования сплайнов, рассмотреть типы модификаторов для создания трехмерных объектов на основе сплайнов и принципы работы с ними.
Тип занятия: получение учащимися знаний об основных приемах работы в программе, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский
Занятие №4
Тема урока: создание лофтинговых объектов на основе сплайнов, повторение работы в режимах редактирования сплайнов.
Цель занятия: изучить основные принципы создания лофтинговых объектов на основе сплайнов, закрепить материал предыдущего занятия.
Тип занятия: получение учащимися знаний об основных приемах работы в программе, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский,
эвристический.
Занятие №5
Тема урока: редактируемые полигоны, работа в режимах редактирования полигонов.
Цель занятия: изучить основные принципы работы с полигональными объектами.
Тип занятия: получение учащимися знаний об основных приемах работы с полигональными объектами, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский.
Занятие №6
Тема урока: редактор материалов, библиотека материалов, модификатор UVW Map.
Цель занятия: изучить основные принципы работы с редактором материалов и модификатором UVW Map.
Тип занятия: получение учащимися знаний об основных приемах работы с материалами в программе 3DS Max, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский.
Занятие №7
Тема урока: камеры в программе 3DS Max, настройка камер, источники света Vray, настройки визуализатора.
Цель занятия: изучить основные принципы работы с камерами, изучить основные источники света Vray и настройки визуализатора.
Тип занятия: получение учащимися знаний об основных приемах работы с камерами, источниками света и визуализатором Vray, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский.
Занятие №8
Тема урока: сборка сцены, визуализация.
Цель занятия: изучить основные принципы работы с загружаемыми моделями, провести финальную визуализацию.
Тип занятия: получение учащимися знаний об основных приемах работы с готовыми моделями и принципах сборки сцены, повторение материала про визуализатор, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский,
эвристический.
Завершение 1 этапа
На этом первый этап изучения программы 3DS Max завершается. Подводятся итоги, учащиеся определяют степень своей подготовленности, определяют, есть ли в группе отстающие, которым предлагается помощь. Преподаватель, в свою очередь, назначает для отстающих учащихся дополнительные консультации и индивидуальные занятия. В том случае, если у большинства учащихся наблюдается недопонимание какой-либо конкретной темы, преподаватель должен назначить дополнительное коллективное занятие по данной теме, включающее разбор ошибок и более подробное разъяснение материала.
ЭТАП 2
Занятие №9
Тема урока: изучение дополнительных возможностей выделения объектов, скрытие объектов, выравнивание, массивы.
Цель занятия: изучить дополнительные возможности выделения объектов, скрытие объектов, методы выравнивания, провести работу с массивами.
Тип занятия: получение учащимися знаний об основных приемах работы с группами объектов, повторение материала про выделение и трансформацию, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский,
эвристический.
Занятие №10
Тема урока: углубленное изучение режимов редактирования сплайнов и лофтинговых объектов, изучение модификатора Lathe.
Цель занятия: повторить материал про редактирование сплайнов, изучить дополнительные возможности режимов редактирования сплайнов и лофтинговых объектов, изучить модификатор Lathe.
Тип занятия: повторение учащимися материала предыдущих занятий, получение знаний об основных приемах работы с группами объектов, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский,
эвристический.
Занятие №11
Тема урока: параметрические модификаторы.
Цель занятия: изучить параметрические модификаторы объектов: Bend, Twist, Taper, Stretch, Shell.
Тип занятия: получение учащимися знаний об основных приемах работы с параметрическими модификаторами объектов, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский.
Занятие №12
Тема урока: углубленное изучение редактируемых полигонов.
Цель занятия: изучить дополнительные возможности редактирования полигонов.
Тип занятия: повторение темы про режимы редактирования, получение учащимися углубленных знаний об основных приемах работы с режимами редактирования полигонов, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский,
эвристический.
Занятие №13
Тема урока: углубленное изучение редактора материалов и настроек материала VrayMtl.
Цель занятия: изучить дополнительные возможности редактора материалов.
Тип занятия: повторение темы про редактор материалов, получение учащимися углубленных знаний об основных приемах работы с настройками материала VrayMtl, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский,
эвристический.
Занятие №14
Тема урока: углубленное изучение настроек визуа-лизатора Vray.
Цель занятия: изучить дополнительные настройки визуализатора Vray, повторить ранее пройденные настройки.
Тип занятия: повторение темы визуализатора, получение учащимися углубленных знаний об основных
приемах работы с настройками визуализатора Vray, выработка и закрепление умений в области компьютерного проектирования.
Форма занятия: коллективная работа, индивидуальная работа.
Метод обучения: исследовательский,
эвристический.
Завершение 2 этапа
На этом завершается второй этап изучения программы 3DS Max. Так же как и после завершения первого этапа, подводятся итоги, учащиеся определяют степень своей подготовленности, определяют, есть ли в группе отстающие, которым предлагается помощь. Преподаватель, в свою очередь, назначает для отстающих учащихся дополнительные консультации и индивидуальные занятия. В том случае, если у большинства учащихся наблюдается недопонимание какой-либо конкретной темы, преподаватель должен назначить дополнительное коллективное занятие по данной теме, включающее разбор ошибок и более подробное разъяснение материала. Второй этап представляет собой углубленное изучение инструментов и команд программы 3DS Max, изученных в ходе первого этапа. Далее учащиеся могут самостоятельно продолжить изучение программы, пользуясь дополнительной литературой и интернетом, уделяя внимание интересующим их инструментам.
Данные об эффективности разработанной методики были получены путем сравнивания результатов выполненных практических работ учащимися контрольной и экспериментальной групп. Задания предполагали выявление, формирование и проверку профессиональных качеств учащихся как будущих специалистов в области проектирования среды.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
- процесс обучения, построенный на принципах методов проблемного обучения, объяснительно-иллюстративном, исследовательском и поисковом способствует развитию творческой и исследовательской направленности в проектных работах учащихся как будущих специалистов;
- программа обучения должна включать в себя метод от простого к сложному с постепенным углублением в ранее пройденные темы для лучшего усвоения старого материала и более эффективного восприятия нового;
- необходимо разделять курс обучения, содержащий большой объем информации, на модули по сложности, с постепенным углублением и расширением знаний об уже пройденных методах работы в программе;
- для изучения более эффективного и быстрого процесса работы в программе 3DS Max необходимо уделять должное внимание быстрым клавишам и методам ускоренной работы, акцентирующим внимание на основных этапах компьютерного моделирования.
Библиографический список
1. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. 142 с.
2. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе: учебное издание. Под. ред. Д.В. Чернилевского. М.: «Экспедитор», 1996. 288 с.;
3. ШпакЮ.А. 3ds Max 2009. М.: Эксмо, 2008. 544 с.
4. Информатика Базовый курс Учебное пособие для студентов вузов СПб.: Питер, 2003. 638с. СПб.: Питер, 2002.
5. Крицкий С.П. Мультимедиа в высшей школе //Тезисы докладов учебно-метод. конф. Ч. 1. РГУ. Ростов на-Дону: 1995.
References
1. Baranov S.P. Essence of the learning process. M.: Education, 1981. 142 p.
2. Chernilevsky D.V., D.C. Filatov. Learning Technology in Higher Education: textbook // Under. Ed. D.V. Chernilevsky. M.: "Prosveschenie", 1996. 288 p.
3. Shpak Y.A. 3ds Max 2009. M.: Penguin Books, 2008. 544 p.
4. Computer Basic Course Textbook for students of St. Petersburg.: Piter, 2003. 638p. St. Petersburg.: Piter, 2002.
5. KritskiiS.P. Multimedia in Higher Education // Abstracts of teaching method. conf. Part 1. RSU. Rostov-on-Don, 1995.