УДК 378.015.3:616-053.2 МАНАННИКОВА Т.В.
ассистент кафедры психиатрия и неврологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
E-mail: [email protected] ФЕДОРОВА М.А.
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и профессионального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
E-mail: [email protected]
UDC 378.015.3:616-053.2
MANANNIKOVA T.V.
Assistant Department of Psychiatry and Neurology, Orel
State University E-mail: [email protected] FEDOROVA M.A.
Associate Professor, PhD in Education, Associate Professor of Pedagogy and ProfessionalEducation Department, Orel
State University E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА «СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ПАЦИЕНТ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ*
THE STANDARDIZED PATIENT METHOD AS A MEANS OF FORMING A COMMUNICATIVE AND PEDAGOGICAL CULTURE IN FUTURE PEDIATRICIANS AT A MEDICAL UNIVERSITY
В статье рассматривается методика «стандартизированный пациент» как средство формирования коммуникативно-педагогической культуры у будущих врачей-педиатров в медицинском вузе. Коммуникативно-педагогическая культура будущего врача-педиатра определена как интегративное личностное образование, представляющее совокупность аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов, характеризующееся высоким уровнем овладения профессиональными знаниями и умениями, сформированным ценностным отношением к коммуникативной деятельности, развитой способностью к общению и выраженной педагогической направленностью врачебной деятельности на профилактику, сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Ключевые слова: коммуникативно-педагогическая культура, симуляционное обучение, методика «стандартизированный пациент».
The article considers the standardized patient method as a means offorming a communicative and pedagogical culture in future pediatricians at a medical University. We define the communicative and pedagogical culture of the future pediatrician as an integrative personal education, represented by a set of axiological, technological and personal-creative components, characterized by a high level of mastering professional knowledge and skills, a formed value attitude to communication activities, a developed ability to communicate and a pronounced pedagogical orientation of medical activities to prevent, preserve and strengthen the health of the child.
Keywords: communicative and pedagogical culture, simulation training, standardized patient method.
В современной медицине происходят закономерные явления, связанные со специализацией, дифференциацией и технизацией лечебного процесса. Еще в прошлом десятилетии, занятия в симуляционных центрах были малоизвестными инновационными образовательными технологиями, сейчас они превратились в ведущие обучающие и оценочные методики. Симуляционный центр становится подразделением ВУЗа, в котором студент вырабатывает профессиональные навыки, необходимые для его профессиональной медицинской деятельности.
Профессиональная деятельность врача направлена не только на постановку диагноза и назначение лечения, но и предусматривает необходимую, интенсивную и продолжительную, коммуникацию с пациентами, их родственниками, с коллегами. Поэтому становится понятным, что от умения коммуницировать, устанавливать и развивать отношения с людьми во многом зависит про-
фессиональная продуктивность врача.
Во всем мире навыки общения все чаще включаются в программу обучения и аттестации медицинских работников на всем уровне медицинского образования: среднего специального, высшего, последипломного.
Отбор навыков для включения в программы обучения и аттестации основан на результатах исследований в сфере общения в медицине: выделяются навыки, имеющие наиболее критическое значение для решения врачом своих профессиональных задач. Основой деятельности врача-педиатра является активная работа по формированию состояния здоровья ребенка.
Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 31.05.02 Педиатрия: «Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видом профессиональной деятельности, на который ориентирована программа спе-
* Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы современной дидактики", Орел, 24 - 25 сентября 2020 г.
© Мананникова Т.В., Федорова М.А. © Мапапшкоуа XV., Fedorova М.А.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
циалитета: предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий; формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих; обучение детей и их родителей основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья» [9]. Для успешного решения профессиональных задач у врача-педиатра должна быть «сформирована коммуникативно-педагогическая культура, характеризующаяся высоким уровнем овладения профессиональными знаниями и умениями, сформированным ценностным отношением к коммуникативной деятельности, развитой способностью к общению и выраженной педагогической направленностью врачебной деятельности на профилактику, сохранение и укрепление здоровья ребенка» [3, с. 32 - 33].
Особенность профессиональной деятельности врача-педиатра состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, профессия врача-педиатра требует от специалиста определенных медицинских знаний, умений и навыков, с другой стороны, врач-педиатр постоянно взаимодействует с детьми и их родителями. Поэтому выделение коммуникативно-педагогической культуры как особого педагогического феномена и как составной части профессиональной культуры в целом обусловлено особенностями врачебной профессиональной деятельности, поскольку профессия врача-педиатра требует двойной подготовки: врачебной и педагогической.
Коммуникативно-педагогическая культура врача-педиатра предполагает не только наличие определенных знаний, но и сформированность таких навыков общения, как умение устанавливать коммуникативный контакт, «слушать» и «слышать» собеседника, «читать» его невербальный язык коммуникации, грамотно ставить вопросы в процессе беседы. Одним из важных условий, связанных с формированием коммуникативно-педагогической культуры будущего специалиста, является выбор методов обучения.
В настоящее время в медицинских вузах для обучения будущих врачей применяется методика «Стандартизированный пациент». В своем исследовании «Формирование коммуникативно-педагогической культуры у будущих врачей-педиатров» в рамках дисциплины «Психология и педагогика» мы использовали методику «Стандартизированный пациент», которая способствует активизации учебно-познавательной деятельности студентов, побуждает к активной когнитивной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Методика позволяет студенту являться не просто слушателем, а становиться участником познавательного процесса.
Симуляционное обучение в медицине стало развиваться во второй половине ХХ века. Термин «стандартизированный пациент» появился благодаря психиатру Дж. Норманну, который искал подходящее определение для техники симуляционного обучения, в которой «мнимый» пациент разыгрывает ситуацию максимально приближенную, а порой и идентичную клинической картине больного для каждого студента.
Как считает Г. Бэрроуз, «Стандартизированный па-
циент - человек, обученный симулировать реального пациента настолько точно, что симуляцию не может заметить даже опытный клиницист. Во время симуляции, стандартизированный пациент имитирует пациента в целом, то есть не только анамнез и симптомы, но и поведение, эмоциональные и личностные характеристики» [7, с 102].
Методика «Стандартизированный пациент» применяется и для обучения, и для проведения экзамена. Преимущество данной методики перед другими симу-ляционными методиками заключается в том, что студент общается с реальным человеком, проигрываются различные сценарии, решаются конкретные задачи. Следовательно, данная методика создает условия для получения такого образовательного результата, который, даже на современном уровне развития искусственного интеллекта, пока невозможно получить ни при помощи использования роботов-симуляторов пациента, ни при экранных виртуальных пациентах. С помощью методики «Стандартизированный пациент» активно отрабатываются коммуникативные навыки: умение устанавливать контакт с пациентом и выстраивать отношения в процессе общения; умение выяснять проблемы пациента, собирать необходимую информацию и структурировать беседу; умение слушать, замечать вербальные и невербальные сигналы; умение разъяснять информацию и составлять совместный план действий, необходимый для решения профессиональных задач.
Специалист овладевает навыками общения в ходе своего профессионального развития, изначально, присущие конкретному врачу как личности, коммуникативные особенности не играют решающей роли: коммуникативно-педагогическая культура формируется в ходе профессионального обучения и практики.
Процесс обучения по методике
«Стандартизированный пациент» происходит в условиях настоящей клинической практики, когда студент сталкивается с реальной конкретной задачей, которую необходимо решить.
«Применение методики «Стандартизированный пациент» имеет целый ряд преимуществ: • удобная - доступно в любое время, в любом месте; • надежная - пациенты являются стандартизированными и воспроизводимыми;
• достоверная - сопоставимо с реальными пациентами;
• контролируемая - преподаватели приводят в соответствие с целями обучения; • реалистичная - преподаватели интегрируют психосоциальные проблемы в клинический случай; • корректирующая - студент немедленно получает обратную реакцию; • измеряемая - результаты студентов можно сравнивать; • практическая - студенты отрабатывают на практике методы обследования; • повторяемая - студенты могут многократно повторять клинические ситуации, в которых они не готовы работать самостоятельно; • безопасная - не причиняет неудобства, дискомфорта и не несет потенциального вреда для реальных пациентов; • эффективная - обеспечивает непрерывное накопление опыта в сжатые временные рамки» [7, с. 102].
Методика «Стандартизированный пациент» внедряется и реализуется в медицинских вузах. Подготовкой специалистов, работающих по данной методике, занимается Центр непрерывного профессионального образования Методического центра аккредитации Первого
Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова [6].
Данный Центр проводил аттестацию специалистов - медиков, которая предусматривала оценку практических навыков (умений) в стандартизированных симулированных условиях на пяти станциях, имитирующих различные клинические ситуации, с использованием стандартизированной шкалы оценки, что обеспечивало объективность оценки клинических умений.
На основании Приказа Минздрава России №898 от 21.12.2018г. организована станция оценки коммуникативных навыков в ходе процедуры первичной и первичной специализированной аккредитации с 2019 г В настоящий момент станция по оценке коммуникативных навыков внедрена в процедуру первичной аккредитации медицинских специалистов во всех ВУЗах страны.
Данная методика прошла апробацию и в ФГБОУ ВО ОГУ имени И.С. Тургенева. Количество аттестуемых, принявших участие в пилоте (в пилотной станции), составило 15 человек (10% от всех выпускников). При работе на станции эксперт заполнял чек-лист, оценивая коммуникативные навыки студентов (т.е. умение слушать, задавать вопросы, формулировать свои ответы на поставленные вопросы, аргументировать, анализировать, обобщать полученную информацию и т.д.). По результатам опроса аккредитуемых, данная станция оценена большинством участников как наиболее реалистичная и приближенная к основной деятельности врача
первичного звена.
Ценность данного подхода заключается в том, что обучаемый приобретает и тренирует теоретические и практические навыки без вреда для жизни и здоровья реальных больных. Это особенно важно для профессиональной деятельности врача-педиатра, так как его пациентами будут дети разного возраста, с рождения и до 18 лет, это будут родители здоровых, больных и тяжелобольных детей. И для каждого из них у врача должен быть определенный подход в выстраивании отношений. В профессиональной деятельности врача-педиатра есть много общего с профессией педагога. Прежде всего, их объединяет то, что объектом их внимания являются дети.
В процессе обучения по методике «Стандартизированный пациент» врач-педиатр может вырабатывать навыки профессионального общения, необходимые для решения профессиональных задач.
Таким образом, применение в процессе профессиональной подготовки методики «Стандартизированный пациент» помогает формировать у будущего врача коммуникативно-педагогическую культуру, необходимую для выполнения одной из основных задач врача-педиатра - проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение гармоничного физического и психического развития детей, на снижение заболеваемости и смертности путем оказания своевременной и высококвалифицированной медицинской помощи.
Библиографический список
1. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие (мини-версия) / Волгоград, 2011, 32 с.
2. ГринбергМ.П. Коммуникативная компетентность врача. Симуляционное обучение. Методика «стандартизированный пациент» / М.П. Гринберг, А.Н. Архипов, Т.А. Кузнецова. М.: Литера, 2015. 176 с.
3. Мананникова Т.В., Минакова О.В., ФедороваМ.А. Формирование коммуникативной культуры у будущих врачей-педиатров в системе профессионального образования. / Наука сегодня: проблемы и перспективы развития. Вологда, 2015. 144 с.
4. Навыки общения с пациентами. Дж. Сильверман, С. Кёрц, Дж. Дрейпер. Перевод А.А. Сонькина. Изд.: Гарант. 2018. С. 29.
5. Психологические и психотерапевтические аспекты взаимоотношения «врач-больной»: метод. рекомендации / сост. М.А. Некрасов. Орел, ОГУ 2017. 42 с.
6. Положение о Методическом центре аккредитации специалистов ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова Минздрава России // http://fmza.ru/upload/medialibrary/54c/polozhenie-o-tsa-ot-10.04.2017.pdf
7. Специалист медицинского симуляционного обучения. Под редак. акад. Кубышкина В.А. и др. РОССОМЕД Москва, 2016.
8. УшачеваЮ.В. Формирование в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами педагогического общения.: дис. ...к.пед.н. Орел, 2009.183 с.
9. ФГОС ВО уровень высшего образования специалитет, специальность 31.05.02. педиатрия (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015. N 853).
10. ШабаловН.П. Детские болезни. Учебник для медицинских вузов. СПб.: Питер, 2002. 736 с.
References
1. ArtyukhinaA. I., Chumakov V. I. Interactive teaching methods in medical school: textbook (mini-version) / Volgograd, 2011, 32 p.
2. GrinbergM. P. Communicative competence of a doctor. Simulation training. Method "standardized patient" / M. P. Grinberg, A.N. Arkhipov, T. A. Kuznetsova. M.: Litera, 2015. 176 р.
3. Manannikova T. V., Minakova O. V., Fedorova M. A. Formation of communicative culture in future pediatricians in the system of professional education. / Science today: problems and prospects of development. Vologda, 2015. 144 p.
4. Communication skills with patients. J. Silverman, S. Kerz, And J. Draper. Translated By A. A. Sonkin. Ed.: Garant. 2018. Pp. 29.
5. Psychological and psychotherapeutic aspects of the doctor-patient relationship: method. recommendations / comp. M. A. Nekrasov. Orel, OSU, 2017. 42 р.
6. The provision on the Methodical centre of accreditation experts STATE First MSMU n. a. I. M. Sechenov Of Ministry Of Healthcare // http://fmza.ru/upload/medialibrary/54c/polozhenie-o-tsa-ot-10.04.2017.pdf
7. Specialist medical simulation training. Ed. Acad. Kubyshkina V. A. et al. ROSSOMED Moscow, 2016.
8. Ushacheva Yu. V. Formation of the University communicative culture of future teachers by means of pedagogical communication.: dis. ... K. PED. n. Orel, 2009.183 p.
9. Federal state educational institution of HIGHER education specialty, specialty 31.05.02. Pediatrics (approved by the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of August 17, 2015. N 853).
10. ShabalovN. P. Children's diseases. Textbook for medical universities. Saint Petersburg: Peter, 2002. 736 р.