ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России_№ 3(29) 2017
УДК 343.915 DOI: 10.24420/KUI.2017.3(29).7372.
Е.В. Демидова-Петрова
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В КОНТЕКСТЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ КРИМИНОГЕННОЙ ПОДВЕРЖЕННОСТИ
THE TECHNIQUE FOR CREATING A PORTRAIT OF THE PERSONALITY OF JUVENILES IN THE CONTEXT OF TYPOLOGICAL RISK OF CRIMINOGENIC EXPOSURE
Введение: в статье особое внимание обращается на то, что исследование личности несовершеннолетнего не в привычном криминологическом портрете, а в разрезе общих криминогенных факторов, под влиянием которых находится вся социально-возрастная группа, позволяет определить типологические риски подверженности им всех ровесников.
Материалы и методы: методологией исследования являются эмпирический уровень познания, включающий наблюдение, исследование, опрос, а также широко применяется психологический метод исследования: анализ личности несовершеннолетнего.
Результаты исследования: в статье приводится авторская методика воплощения портрета личности несовершеннолетнего в контексте типологических рисков криминогенной подверженности. Предложенный подход, устанавливаемый причинный комплекс, задействованный в генезисе подобных рисков, образует первооснову для решения задач превенции преступности среди несовершеннолетних в целом, без деления на преступников и благополучных. При этом анализ состоявшейся криминализации личности несовершеннолетних обретает иную ценность - служит целям разработки специальных и индивидуальных мер предупреждения рецидивных проявлений с их стороны, а также актуализирует общую картину характеристик преступности несовершеннолетних.
Обсуждение и заключения: автор отмечает, что по отношению к несовершеннолетним сопоставительный метод анализа и оценки результатов опроса вне зависимости от криминологически значимого их статуса (осужденные и неосужденные) становится приемлемым в силу следующего условия: лица, не достигшие совершеннолетия и находящиеся в границах одной возрастной группы, испытывают од-нопорядковое по существу криминогенное влияние окружающей их действительности.
Ключевые слова: преступность, несовершеннолетний, преступность несовершеннолетних, социальная среда, личность, опрос, анкетирование.
Для цитирования:Демидова-Петрова Е.В. Методика создания портрета личности несовершеннолетнего в контексте типологических рисков криминогенной подверженности //Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. Т. 7, № 3. С. 62 - 65. DOI: 10.24420/KUI.2017.3(29).7372.
Introduction: the author provides methods of realization of the portrait of the personality of juveniles in the context of typological risk and criminogenic exposure. Particular attention is drawn to the fact that the study of the person of a juvenile outside of the usual criminological portrait, and in the context of the general criminogenic factors, which influences the whole social and age group, allows you to define typological risks of exposure to all peers.
Results: the proposed approach established a causal complex, involved in the genesis of such risks forms the basis for solving problems of prevention of juvenile delinquency as a whole, without division into criminals and prosperous. The analysis held on the criminalization of the person of a juvenile acquires a different value - is the development of special and individual prevention of recurrent manifestations on their part, and updates the overall picture of the characteristics of juvenile delinquency.
Discussion and Conclusions: the author noted that in relation to juveniles, a comparative method of analysis and evaluation of the results of the survey, regardless of criminological significant of their status (convicted or not), it becomes acceptable to force one condition. It consists in the fact that persons under the age of majority, and located within the boundaries of the same age group are experiencing the same order, essentially the criminogenic influence reality around them.
Key words: crime, juvenile, juvenile delinquency, social environment, personality, survey, questionnaire survey.
For citation: The Technique for Creating a Portrait of the Personality of Juveniles in the Context of Typological Risk of Criminogenic Exposure //Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2017. V.7, № 3. P. 62-65. DOI: 10.24420/KUI.2017.3(29).7372.
Введение
Многие исследования криминологически значимых характеристик личности преступника нередко завершаются получением результатов анкетирования респондентов из числа субъектов, непосредственно испытавших криминогенное воздействие, которое повлекло приобретение ими статуса осужденных лиц. Данные опроса используются при составлении криминологической характеристики соответствующего вида преступности. Традиционный подход оправдан в позициях краткого изложения заслуживающих внимания типологических (обобщенных) свойств личности преступника, характерных для того или иного вида криминального явления. Однако за пределами академических задач весомой научно-практической ценностью могут обладать эти же данные в сопоставлении с результатами опроса референтной группы респондентов.
Обзор литературы
Осуществляемые с внешней стороны профессиональные анализ и оценка личностного восприятия обстоятельств и характеристик жизнедеятельности, а также ценностей и отношений, форм действий и взаимодействий, изменивших (изменяющих) статус опрашиваемых, являются довольно распространенными методами получения референций об изучаемом объекте в цикле общественных наук. В последних часто принято на основе анализа социологических опросов и глубинных интервью составлять общую картину исследуемых феноменов, сопровождая ее профессиональными выводами, оценками, прогнозами, установлением закономерностей. В качестве примера можно привести результаты социологических исследований [1].
Ценность подобного исследования заключается в более обширном содержании, в том числе методологическом, которое позволяет обновить давно разработанную методику изучения правосознания несовершеннолетних преступников с применением способов теории распознавания образов. Последний раз данная авторская методика профессора А.И. Долговой была применена в 1969-1979 годах в ходе длящегося изучения личности преступника в «малом» городе РСФСР [2]. Между тем в настоящее время применение указанной методики должно быть ограничено, не быть излишне нацеленным на выявление социально-психологических характеристик личности несовершеннолетних, а быть сосредоточенным на актуальных проблемах современности,
имеющих криминологическое значение. Такая методика должна быть подчинена задачам выявления и устранения дефектов законодательства, вызванных в том числе его коллизионностью и массивностью [3], а также его ретрансляторов (объективных и субъективных), которые, как представляется, могут благоприятствовать деформации правового сознания подрастающего поколения, которая, в конечном счете, играет определенную роль в их криминализации.
Материалы и методы Принимая во внимание, что подобный традиционный анализ проведен и приведен автором в предыдущих статьях, становится возможным раскрыть методику заявленного воплощения портрета личности несовершеннолетнего через призму типологических рисков криминогенной подверженности. Базовым здесь выступает сопоставительный метод анализа результатов опроса несовершеннолетних, именуемых «благополучные» и «неблагополучные». Этот метод предложен к использованию для выявления общего и особенного в данных опроса двух реферативных групп респондентов. Целью такого сравнения является также установление расхождений (контрастов) в оценке криминогенного влияния тех или иных обстоятельств (факторов), воздействие которых испытывают все социально-возрастные группы.
Для исключения волатильности мнений, способных привести к субъективным оценкам действительности рисков криминогенной подверженности, автор применил прием референций, предполагающих моделирование образа или явлений окружающей их социальной действительности, в которой они могут (могли) оказаться. Непреложным при этом выступает единство содержания вопросов, предложенных двум разным группам респондентов без допущения редакционного расхождения. Как отмечалось выше, при определении базовых методических основ многоуровневого анкетирования дифференциальные вопросы в сопоставлении дают возможность раскрыть обстоятельства генезиса криминогенности и антикриминогенности при равном их воздействии на представителей одной возрастной группы респондентов.
Результаты исследования
Следует отметить, что предложенный подход применительно ко всем проявлениям преступности не всегда возможен. Ключевое обстоятельство препятствия связано с разными социально-возрастными статусами респондентов, мнения кото-
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(29)2017
рых требуется сопоставить. Личность взрослого субъекта, совершившего преступление, обладает спецификой укоренившихся свойств, сложившихся под влиянием жизненного опыта, социальной среды, морально-нравственных установок, уровня правосознания и многого другого, что, в конечном счете, было задействовано в мотивации уголовно-наказуемого деяния. Привлечение таких респондентов к исследованию происходит часто. В обиходе криминологических средств изучения преступности давно используется метод опроса осужденных. Между тем полученные от них мнения сложно сравнивать, так как референтная группа лиц, имея совпадение в возрасте, отличается содержанием отмеченных выше личностных характеристик.
По отношению к несовершеннолетним сопоставительный метод анализа и оценки результатов опроса вне зависимости от криминологически значимого их статуса (осужденные и нет) становится приемлемым в силу одного условия. Оно состоит в том, что лица, не достигшие совершеннолетия и находящиеся в границах одной возрастной группы, испытывают однопорядковое по существу криминогенное влияние окружающей их действительности. Данное утверждение не безапелляционно, поскольку невозможно полностью исключить роль индивидуальных причин в феномене криминогенной подверженности и преступного вовлечения. Однако нельзя опровергнуть общую социальную среду формирования и становления характеристик и свойств личности, которые происходят в условиях криминогенного влияния факторов, общих и одинаково испытываемых несовершеннолетними.
Обсуждение и заключения
Исследование личности несовершеннолетнего не в привычном криминологическом портрете, а в разрезе общих криминогенных факторов, под влиянием которых находится вся социально-возрастная группа, позволяет определить типологические риски подверженности им всех ровесников. При таком подходе устанавливаемый причинный комплекс, задействованный в генезисе этих рисков, образует первооснову для решения задач превенции преступности среди несовершеннолетних в целом, без деления на благополучных и неблагополучных. При этом анализ состоявшейся криминализации личности несовершеннолетних обретает иную ценность -служит целям разработки специальных и индивидуальных мер предупреждения рецидивных проявлений с их стороны; актуализирует общую картину характеристик преступности несовершеннолетних.
Исходя из таких заложенных параметров анкетирования, анализ и обобщение ответов каждой из реферативных групп дает возможность сформировать портрет личности несовершеннолетнего в призме типологических рисков криминогенной подверженности. При этом для того чтобы сформировать общий искомый портрет, автор намеренно элиминировал конкретику содержания вопросов, адресованных благополучным несовершеннолетним, принявшим участие в опросе1. Такое изъятие оправдано тем, что анкетные позиции, позволяющие установить типовые риски криминогенности, равнозначны для всех несовершеннолетних (криминализированных и некриминализированных).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автопортрет местных сообществ. Анализ социологических опросов и глубинных интервью / отв. ред. И.А. Халий. М.: Институт социологии РАН, 2006. 312 с.
2. Пристанская О.В., Юцкова Е.М. Методика криминологического изучения правосознания и общественного мнения о преступности. М., 1990. С. 31, 53.
3. Астанин В.В. Диалектика современного состояния муниципального правотворчества // Российская юстиция. 2016. № 3. С. 14-17.
REFERENCES
1. Avtoportret mestnykh soobshchestv. Analiz sotsiologicheskikh oprosov i glubinnykh interv'yu / otv. red. I.A. Khalii. M.: Institut sotsiologii RAN, 2006. 312 p.
2. Pristanskaya O.V., Yutskova E.M. Metodika kriminologicheskogo izucheniya pravosoznaniya i obshchestvennogo mneniya o prestupnosti. M., 1990. P. 31, 53.
3. Astanin V.V. Dialektika sovremennogo sostoyaniya munitsipal'nogo pravotvorchestva // Rossiiskaya yustitsiya. 2016. № 3. P. 14-17.
1Всего опрошено 220 несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, из них 113 мальчиков и 107 девочек, в четырех субъектах Российской Федерации (Республика Мордовия, Красноярский край, Нижегородская и Саратовская области). Хронологические рамки исследования составили четыре месяца (май - август 2016 года). Операционные функции распространения и сбора анкет, а равно выборки респондентов, осуществлены сотрудниками аппарата детских омбудсменов в указанных регионах.
Об авторе: Демидова-Петрова Елизавета Викторовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России
© Демидова-Петрова Е.В.,2017 е-mail: demidova.liza@gmail.com
About the author: ElizavetaV. Demidova-Petrova, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of Department of Criminology and Penitentiary Law of Kazan Law Institute of the MIA of Russia е-mail: demidova.liza@gmail.com
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author have read and approved the final manuscript.
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
По итогам VI Дальневосточного регионального конкурса изданий высших учебных заведений
«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КНИГА - 2017», проходившего в Дальневосточном федеральном университете (г. Владивосток),
награжден дипломом за победу в номинации «Лучшее издание по юридическим наукам» коллектив авторов учебника «Криминология. Особенная часть» (под общ. ред. Ф.К. Зиннурова. 2-е изд., перераб. и доп.);
вручен диплом Дальневосточного регионального учебно-методического центра (ДВ РУМЦ) в номинации «За высокий уровень учебника» коллективу авторов учебника «Криминология. Особенная часть» (под общ. ред. Ф.К. Зиннурова. 2-е изд., перераб. и доп.)