Научная статья на тему 'Методика сочетания финансовых потоков от владения акциями и от облигационных заимствований для обеспечения самофинансирования муниципального образования'

Методика сочетания финансовых потоков от владения акциями и от облигационных заимствований для обеспечения самофинансирования муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ / НЕЖИЛАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ДИВИДЕНДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / ИНФРАСТРУКТУРА ДОСТУПА К ОБЛИГАЦИЯМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татаринцев М. Е.

В статье отмечается, что обеспечение российскими городами эмиссионного самофинансирования крупных инфраструктурных проектов возможно с помощью реализации специальной методики, которая основана на предпринимательском использовании части городской жилой, нежилой недвижимости и земельных участков муниципально-частным закрытым акционерным обществом. Методика предусматривает покрытие муниципальным образованием финансовыми потоками от владения акциями в указанном обществе процентных расходов по облигационным заимствованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика сочетания финансовых потоков от владения акциями и от облигационных заимствований для обеспечения самофинансирования муниципального образования»

Муниципальные финансы

Удк 336.49

методика сочетания финансовых Потоков

от владения акциями и от облигационных заимствований для обеспечения самофинансирования муниципального образования

м. е. татаринцев,

аспирант кафедры экономики и финансов E-mail: [email protected] волгоградская академия государственной службы

В статье отмечается, что обеспечение российскими городами эмиссионного самофинансирования крупных инфраструктурных проектов возможно с помощью реализации специальной методики, которая основана на предпринимательском использовании части городской жилой, нежилой недвижимости и земельных участков муниципально-частным закрытым акционерным обществом. Методика предусматривает покрытие муниципальным образованием финансовыми потоками от владения акциями в указанном обществе процентных расходов по облигационным заимствованиям.

Ключевые слова: жилая недвижимость, нежилая недвижимость, земельные участки, закрытое акционерное общество, дивидендные финансовые потоки, инфраструктура доступа к облигациям.

Модернизация механизма обращения ценных бумаг (акций, принадлежащих муниципальному образованию, и облигаций, эмитированных им) необходима для обеспечения финансовыми ресурсами долгосрочных капиталоемких инфраструктурных проектов развития. Автор считает, что привлечение денежных средств участников финансового рынка для решения этих вопросов более экономически эффективно, чем покрытие дефицита муниципального бюджета за счет оперативного банковского кредитования. В настоящее

время механизм покрытия бюджетного дефицита именно так и функционирует.

Позицию автора разделяет, в частности, мэр города Томска Н. Николайчук. Можно согласиться, что «облигационные займы имеют целый ряд преимуществ по сравнению с банковскими кредитами. Во-первых, это невысокая стоимость заимствования. Облигационный займ по сравнению с банковским кредитом — более прозрачная и менее дорогая форма привлечения средств. Низкие ставки достигаются благодаря широкому кругу инвесторов и конкуренции между ними. Во-вторых, это возможность привлечения средств на более длительный срок (при наличии положительной кредитной истории). Правильно сконструированный облигационный займ позволяет эмитенту брать необходимые средства на большие сроки, чем при традиционном банковском кредитовании. В-третьих, это низкая степень финансовой зависимости от отдельно взятого кредитора. При выпуске облигаций происходит диверсификация задолженности среди множества кредиторов, а не только банков, что защищает эмитента от давления со стороны отдельного кредитора. В-четвертых, это расширение возможностей заимствования. За счет приобретения облигаций займа широким кругом инвесторов эмитент может получить существенно

Таблица 1

Параметры выпусков облигаций муниципальных займов г. Томска

государственный объем эмиссии, дата дата Эффективная доходность

регистрационный номер млн руб. размещения погашения на дату размещения, % годовых

RU34001TOM1 300 25.11.2004 22.11.2007 13,0

RU34002TOM1 500 24.05.2007 20.05.2010 8,88

RU34003TOM1 500 25.12.2008 22.12.2011 19,01

больший объем финансирования, чем мог бы предоставить единственный кредитор, ограниченный внутренними нормами диверсификации вложений. В-пятых, это возможность оперативного управления структурой и объемом долга. Операции на вторичном рынке собственных долговых обязательств позволяют эмитенту, используя благоприятную рыночную конъюнктуру, управлять ставкой заимствования, равномерно производить выплаты по долгу, осуществлять долгосрочное бюджетное планирование» [2].

«В настоящее время Томск осуществляет постепенный переход от кредитов коммерческих банков к публичным заимствованиям в виде эмиссий муниципальных ценных бумаг. Так, в 2007 г. администрация Томска полностью и в установленные сроки выполнила свои обязательства по облигациям Томского городского займа 2004 г., объем которого составлял 300 млн руб., общим сроком обращения 1 092 дня. Администрация Томска рассматривает облигационные займы как основной источник привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов в инфраструктуру города» [2].

Необходимо уточнить, что муниципальное образование «город Томск» расположено на востоке Западной Сибири на правобережье реки Томь. Томск — крупный образовательный, научный и инновационный центр Сибири: в нем сосредоточены 9 вузов, 15 научно-исследовательских институтов, 6 бизнес-инкубаторов, особая экономическая зона технико-внедренческого типа. По прогнозам администрации Томска, среднегодовая численность населения составила на конец 2010 г. 530,6 тыс. чел., в течение 2011 г. она может составить 535 тыс. чел., в 2012 г. - 540,3 тыс. чел.1

Администрация Томска размещает муниципальные ценные бумаги с 2003 г., тогда же были утверждены Положение о муниципальных ценных бумагах города Томска и Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций Томского городского займа. В ноябре 2004 г. состоялся дебютный выпуск облигационного займа Томска объемом

1 По материалам официального интернет-портала Томской области. URL: http://www.tomsk.gov.ru.

300 млн руб. В 2007 г. были размещены трехлетние облигации Томского городского займа на сумму 500 млн руб. В 2008 г. запланированную на сентябрь новую эмиссию облигаций Томского городского займа отложили. Начало 2009 г. характеризовалось стремительным повышением ставок по вновь получаемым кредитам, средняя ставка по кредитам за период 2008 г. составила 18 % годовых, в I полугодии 2009 г. она поднялась до 23 % годовых, а по итогам 2009 г. она установилась на уровне 21 % годовых [2].

Первая часть из общего объема городского займа 2008 г. была доразмещена в сумме 200 млн руб. 24.09.2009 по цене, соответствующей 100 % номинальной стоимости облигаций. Эффективная доходность к погашению по этим облигациям на тот момент составила 19,01 % против 21,34 % (согласно действующим на тот момент кредитным договорам) (табл. 1) [2].

Следующее доразмещение в сумме 77,1 млн руб. 07.10.2009 также было проведено по цене, соответствующей 100 % номинальной стоимости облигаций. Эффективная доходность к погашению составила 18,99 %. За счет привлеченных в ходе доразмещения денежных средств были погашены более «дорогие» на тот момент кредиты коммерческих банков. В результате реализации указанных мероприятий удалось достичь средней эффективной доходности по действующим кредитам в 19,8 %. Кроме того, предпринятые администрацией Томска меры по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга и рефинансирование долговых обязательств послужили стимулом для коммерческих банков к снижению ставок по действующим кредитам. Оставшийся объем недоразмещенных облигаций в сумме 222,9 млн руб. в ходе последующих торгов был размещен с эффективной доходностью, не превышающей 17,5 %, что было меньше средней доходности по действующим кредитным договорам [2].

Далее рассмотрим алгоритм применения методики обеспечения местного самофинансирования, которая предусматривает обновление механизма обращения облигаций, эмитентом которых муниципальное образование является, а также акций,

которыми оно владеет, применительно к городу-миллионнику, каковым является Волгоград, превосходящий по своим социально-экономическим масштабам Томск примерно в 2 раза.

1-й шаг. Долговое эмиссионное финансирование долгосрочных проектов муниципального образования (городского округа) предусматривает обязательные, в заранее установленные сроки, расчеты эмитента облигаций с кредиторами по процентным платежам, а также выплаты сумм облигационных заимствований. Оптимальным, финансово сбалансированным вариантом взаиморасчетов эмитента с кредиторами представляется вариант выплат процентов из средств полученного эмитентом дохода от вложенной суммы этого же займа в какой-то проект. Например, сумма, вырученная за облигации по конкретному займу, была затрачена на долевое участие в строительстве аква-парка, в котором муниципальное образование получило определенную долю, пропорционально этой доле участия город получает регулярные дивидендные доходы. Часть получаемых от участия в аквапарке доходов направляется на выплаты процентов держателям облигаций. Другая часть доходов (при ее наличии) включается в финансовый поток доходов муниципального бюджета. Погашение долга (выкуп облигаций) может осуществляться из средств, получаемых от выпуска новых облигационных займов. Следовательно, относительно крупной суммой заимствований (от 3 до 5 млрд руб.) город-милли-онник может пользоваться постоянно, десятилетиями иметь ее как одолженную у кредиторов при

Источник: авторская разработка.

рис. 1. Своевременное и полное покрытие процентных расходов по муниципальным заимствованиям в сочетании эмиссионных и дивидендных финансовых потоков

условии своевременного и полного обслуживания процентными платежами. Особую важность приобретает вопрос изыскания источников финансирования именно на выплаты процентных доходов держателям облигаций.

Необходимо уточнить, что финансовое участие муниципального образования в каком-либо долгосрочном капиталоемком проекте рациональнее осуществлять в форме приобретения акций вновь создаваемого акционерного общества. Тогда, как было отмечено ранее, заработанный и принадлежащий только муниципалитету дивидендный финансовый поток можно направить на оплату процентных расходов при обслуживании муниципальных заимствований. Однако помимо реализации коммерческих (прибыльных) капиталоемких проектов необходимы крупные капиталовложения в инфраструктуру некоммерческого, социального назначения. Например, в городском округе Волгоград крупными инфраструктурными проектами развития могли бы стать мост через Волгу на остров Голодный и мост на остров Культбаза. Очевидно, что капиталовложения в сами мосты не дадут муниципальному образованию регулярных дивидендных доходов, однако доступ предпринимательских структур и широких слоев населения на указанные острова повлечет генерацию новых рабочих мест, новое предложение товаров, работ и услуг. Это, в свою очередь, положительно отразится на повышении качества жизни населения.

Механизм своевременного и полного покрытия процентных расходов по муниципальным

заимствованиям в сочетании эмиссионных и дивидендных финансовых потоков представлен на рис. 1.

На этом рисунке показано, что муниципальное образование как заемщик обязано рассчитываться с облигационерами своевременно и в полном объеме по процентным платежам (номинал облигаций может погашаться из средств вновь размещен-

_Финансовый поток, Ф

(Ф = Н)

ного выпуска облигаций на сумму Н). Источником покрытия процентных расходов П по облигациям становятся дивиденды Д по акциям, принадлежащим муниципальному образованию. Когда финансовый поток Д превышает или соответствует потоку П, механизм обращения ценных бумаг работает стабильно и долгосрочно: Время ^ ж.

Рассмотрим другой вариант целевого использования

облигационных заимствований муниципальным образованием-эмитентом, а именно осуществление долгосрочных капиталовложений в инфраструктурный проект развития, который является социально значимым и бесприбыльным (рис. 2.).

На этом рисунке показано, что обслуживание процентных расходов П по облигационному займу Н, средства которого вложены в социально значимый бесприбыльный инфраструктурный проект, муниципальное образование-эмитент может осуществлять только из какого-то источника дохода Д2, но не от вложений именно в этот проект. Следовательно, при вложениях денежных средств, привлекаемых путем муниципальных заимствований одновременно и в коммерческие (прибыльные), и социальные (бесприбыльные) инфраструктурные проекты для обеспечения финансовой состоятельности муниципального образования-эмитента, должно соблюдаться следующее равенство:

I Ф + П] = ^ Н+Д+Д2 (1)

В данном равенстве слагаемые соответствуют обозначенным ранее, при этом индекс означает, что в левой части равенства суммируются все финансовые потоки, полученные от облигационеров в долг, со всеми суммами процентов, подлежащих выплате по этим заимствованиям. В правой части равенства облигационный долг регулярно погашается денежными средствами от новых выпусков облигаций в сумме со всеми дивидендными финансовыми потоками и иными доходами, которые муниципальное образование зарабатывает как ры-

Финансовый поток, Ф

\ /

Заемщик муници-

пальное образова-

ние -

городской

округ

/ \

Социальный инфраструктурный проект: акций, принадлежащих городу, и дивидендов нет

ф = н Доходы

Д2 > П города от

иных ис-

Время —> № точников

Доход не от вложений в данный социальный проект

Источник: авторская разработка.

Рис. 2. Своевременное и полное покрытие процентных расходов по муниципальным заимствованиям за счет иных доходов муниципального образования

ночный хозяйствующий субъект. Эти взаимосвязи показаны на рис. 3.

На этом рисунке представлено функционирование механизма обращения ценных бумаг: акций, принадлежащих муниципальному образованию, и облигаций, эмитентом которых оно является, в обеспечении самофинансирования его инвестиционных проектов развития, исходя из принципа безусловной финансовой состоятельности муниципального образования как заемщика.

Равенство (1) в случае недостаточного дивидендного финансового потока для покрытия процентов по облигационным заимствованиям становится сбалансированным с помощью слагаемого Д2.. Идеальной для муниципального образования является ситуация, при которой финансовый поток дивидендов по акциям, принадлежащим городу Д, покрывает указанные проценты полностью. Тогда доходы Д2, которые муниципальное образование зарабатывает как рыночный хозяйствующий субъект, могут использоваться для решения вопросов местного значения. Главной задачей становится наращивание дивидендного финансового потока Д, поскольку указанные доходы Д21 могут представлять собой также дивиденды по акциям, принадлежащим муниципальному образованию, в таком случае они войдут в слагаемое 1Д и формула (1) сбалансируется по абсолютным величинам левой и правой частей равенства.

2-й шаг. Традиционно муниципальные заемщики погашают свои обязательства по процентным

.финансовые потоки, Фi ЪФг = !Дг

Коллектив кредиторов,

инвестирующих деньги на срок, под проценты (в целях приращения капитала)

Финансовые потоки

Фг

Заемшдк: муниципальное образование -городской округ

X

Коммерческие инфраструктурные проекты: акции, приносящие городу дивиденды

Дивиденды по

жциям, Дг

\Регулярные выпуски облигаций на замещение суммы долга, Нг

+

Проценты на номинал, Пг

X

Социальные инфраструктурные проекты: акций, принадлежащих городу и приносящих дивиденды нет

Доходы от вложений в иные проекты

Источник: авторская разработка.

Рис. 3. Сочетание финансовых потоков от владения акциями, облигационных заимствований муниципального образования-эмитента, его иных доходов в обеспечении самофинансирования

платежам П держателям облигаций из обезличенного финансового потока своих бюджетных доходов. По мнению автора, для достижения долгосрочной финансовой обеспеченности муниципального образования необходимо источники на процентные расходы по муниципальным облигациям изыскивать и закреплять, отграничивая от других налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета. Для получения таких источников неналоговых доходов Д2,, точнее—для того чтобы эти доходы заработать, муниципальному образованию необходимо более активно использовать городскую жилую и нежилую недвижимость, включая землю. Недвижимость и земля в городах-миллионниках являются хорошо известными, понятными, общепризнанными объектами для инвестиций предпринимательскими структурами, закономерно являются источником доходов для самого собственника земли и недвижимости — муниципального образования.

Например, за 2009 г. в бюджет Волгограда за счет сдачи в аренду нежилых помещений, а также от продажи права аренды поступления составили 399 825 тыс. руб., в том числе:

— доходы от аренды нежилых помещений — 361 744 тыс. руб.;

— доходы от продажи права аренды безвозмездного пользования — 34 272 тыс. руб.;

— поступления от аренды прочих объектов недвижимого имущества — 440 тыс. руб.;

— доходы от аренды движимого имущества — 3 369 тыс. руб. [1].

В целях исполнения поставленной задачи по наращиванию дивидендного финансового потока Д., зарабатыванию доходов Д21 и для того, чтобы своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства по процентным платежам П1 перед держателями облигаций, муниципальному образованию городской округ Волгоград необходимо осуществить следующие действия: 1) провести инвентаризацию принадлежащих городу отдельно стоящих зданий, строений, сооружений, земельных участков, а также встроенных помещений, потенциально интересных для арендаторов;

2) провести расчет и коэффициентную дифференциацию предполагаемых ставок арендной платы за пользование объектами городской недвижимости по микрорайонам и особым зонам экономической активности;

3) обеспечить передачу объектов недвижимости в аренду (на основании конкурса и на долгосрочной основе) от лица муниципального образования (как арендодателя);

4) обеспечить получение городом неналоговых доходов — арендной платы от арендаторов объектов недвижимости;

5) провести независимую, реализуемую на конкурсной основе оценку объектов недвижимости, подлежащих продаже и выведению из состава собственного имущества муниципального образования;

6) образовать закрытое акционерное общество «Городская недвижимость» в партнерстве с крупной девелоперской (строительной) компанией, профессионально занимающейся строительством и эксплуатацией городской недвижимости и участвующей в данном акционерном обществе своими денежными средствами (утвердить устав и сумму уставного капитала, номинал акции, порядок оплаты пакета акций девелоперской компанией;

7) внести в качестве оплаты пакет акций объектов городской недвижимости, принадлежащий муниципальному образованию (90 % всех акций);

8) провести формирование совета директоров и правления ЗАО «Городская недвижимость» и обеспечить выполнение созданным акционерным обществом функций управляющей компании по использованию городской недвижимости в предпринимательской деятельности, а также получение акционерами-партнерами дивидендов от деятельности закрытого акционерного общества.

Для оценки реалистичности данных рекомендаций далее проведем модельный расчет. Предположим, что город-миллионник Волгоград как муниципальный заемщик должен долгосрочно обслуживать несколько облигационных займов, суммарный долг по которым составляет 3 млрд руб. Данная сумма поэтапно могла бы быть привлечена от городского населения в течение двух-трех лет и вложена, например, в строительство и развитие транспортной инфраструктуры подземного скоростного трамвая.

Как было отмечено ранее, в рамках рассматриваемой методики сумма долга по облигациям Ф регулярно погашается за счет денежных средств, поступающих от размещения вновь выпускаемых облигаций Н . Опираясь на сложившуюся практику процентных выплат по облигациям (один раз в полгода), а также на перспективную с 2011 —2012 гг. доходность облигаций (не более 10 % годовых), можно принять условие (в качестве базового), что каждые 6 мес. будет требоваться 150 млн руб. (П) на обслуживание суммарного долга по облигационным займам на сумму 3 млрд руб. Финансовая стратегия в этой связи должна предусматривать формирование нескольких источников денежных поступлений и сочетание получаемых из этих источников финансовых потоков:

1) 10 млн руб. — доходы от продажи акций Д2 ,, которые ранее получены городом в ходе акционирования муниципальных унитарных предприятий;

2) 40 млн руб. — часть прибыли, поступающая городу от работы его МУПов, а также доходы Д. от участия города в некоторых предпринимательских проектах, которые финансировались преимущественно из средств облигационных займов;

3) 100 млн руб. — выручка Д. от продажи принадлежащих городу акций партнеру, участвующему в ЗАО «Городская недвижимость».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее весомым видится доходный источник в сумме 100 млн руб., которые город должен

получать каждые полгода. Партнер города по этому акционерному обществу (крупная девелоперская (строительная) компания) должен ежегодно выкупать у своего старшего партнера (муниципального образования) пакет акций на сумму в 200 млн руб. В текущих рыночных условиях 2011—2013 гг. данный пакет акций будет эквивалентен 10 тыс. м2 общей площади объектов нежилой недвижимости (по средней цене в 20 тыс. руб. за 1 м2), которую вносит город при оплате акций уставного капитала ЗАО «Городская недвижимость». Возможен эквивалент и в пересчете на земельные участки (100 га земли по 2 млн руб. за 1 га, или 200 руб. за 1 м2).

Например, согласно Реестру объектов муниципального недвижимого имущества, Волгоград (по состоянию на 27.08.2010) владел нежилыми помещениями, не используемыми в течение 3 и более лет, площадью:

— 12 636,41 м2 (помещения расположены в этажах зданий);

— 33 318,58 м2 (помещения расположены в подвалах зданий);

— 1 881,03 м2 (помещения расположены в цоколях зданий) 2.

Согласно закону Волгоградской области от 21.03.2005 № 1031-0Д в черту городского округа город-герой Волгоград вошли дополнительно почти 27 тыс. га земли, что увеличило общую площадь города до 86 тыс. га. За 2009 г. были проданы в собственность юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам земельные участки в количестве 1 110 ед. на сумму около 115 млн руб. общей площадью всего 264 га3.

Рекомендуемая финансовая операция будет давать в городской бюджет искомые 100 млн руб. каждые полгода, партнеру города (по упомянутому ЗАО — крупной девелоперской (строительной) компании) — увеличение пакета акций в этом акционерном обществе. Безусловно, операция даст партнеру еще и увеличение суммы дивидендов пропорционально увеличению его пакета акций. Следовательно, ежегодно в результате предлагаемой операции пакет акций партнера в упомянутом ЗАО будет увеличиваться, а города — уменьшаться (с 90 % от всего уставного капитала в первый год деятельности и теоретически до 0 %). Согласно предложенным параметрам финансовых отношений акционеров в течение 20 лет старший партнер по ЗАО «Городская недвижимость» — муниципальное

2 По материалам официального сайта администрации Волгограда. URL: http://www.volgadmin.ru.

3 Там же.

Дивиденды от ЗАО, Д2,

Дивиденды от ЗАО

Передача в ЗАО жилой, нежилой недвижимости,

Ежегодная оплата акций в сумме 200 млн руб.

земельных участков

Старший партнер: муниципальное образование -городской округ (90% акций)

ЗАО «Городская Недвижимость»

с первоначальным уставным капиталом 10 млрд руб. (эксплуатация и техническое обслуживание объектов города)

Ежегодная передача в ЗАО 5 тыс. м2 новой жилой и нежилой недвижимости

3.

а.

Увеличение пакета акции города на 100 млн руб. ежегодно

Участие в строительстве объектов города

Младшии партнер

(10% акций)

Увеличение пакета акции девелопера на 200 млн руб. ежегодно

Источник: авторская разработка.

Рис. 4. Взаимосвязи финансовых вложений и иного участия партнеров в ЗАО «Городская Недвижимость» с динамикой размеров пакетов их акций

ванию вновь построенного жилья. В то же время в результате таких ежегодных увеличений пакета акций города указанный ранее 20-летний срок владения контрольным пакетом в упомянутом ЗАО для старшего партнера — муниципального образования будет увеличиваться, как и финансовый поток доходов Д2, получаемый в виде дивидендов от этого ЗАО. Данные финансовые взаимосвязи представлены на рис. 4.

3-й шаг. Далее необходимо оценить предлагаемую мето-

образование — будет оставаться контролирующим акционером с пакетом акций в уставном капитале не менее 50 %.

Автору представляется экономически целесообразным участие ЗАО «Городская недвижимость» в капитальном строительстве нового жилья в рамках муниципального заказа. В этом случае возводимые жилые и нежилые помещения в новых жилых домах, переходящие в собственность города, будут также передаваться в уставный капитал ЗАО «Городская недвижимость» в оплату дополнительно выпускаемых акций. Также в оплату дополнительно выпускаемых акций ЗАО «Городская недвижимость» должны передаваться нежилые помещения, составляющие долю коммунально-сетевого инфраструктурного участия города в новом жилищном строительстве, осуществляемом частными застройщиками. По оценкам автора, ежегодно город может передавать не менее 5 тыс. м2 вновь построенной недвижимости в оплату увеличения уставного капитала ЗАО «Городская недвижимость». Такие операции повлекут ежегодное увеличение пакета акций города в упомянутом ЗАО на 100 млн руб. (при средней цене передаваемой недвижимости в 20 тыс. руб. за 1 м2). При этом само акционерное общество будет получать в управление новые объекты нежилой недвижимости, наряду с этим будет наращивать свои услуги по техническому обслужи-

дику в разрезе реальной финансовой состоятельности Волгограда и его опыта по применению эмиссионно-облигационного механизма финансирования, а также вести параметр предпринимательской деятельности в качестве самостоятельного рыночного хозяйствующего субъекта. Причем для создания виртуального «запаса прочности» гипотетически устраним возможность получения муниципальным образованием безвозмездной финансовой помощи из бюджета федерального центра или из бюджета субъекта Федерации для погашения процентов по облигационным заимствованиям П (несмотря на то, что объем временно свободных средств федерального бюджета, размещенных на депозитах коммерческих банков, на 07.10.2010 составлял 144,80 млрд руб.)4.

Представленные далее финансовые параметры деятельности Волгограда позволяют с полной уверенностью считать его состоятельным муниципальным заемщиком. Вместе с тем проанализируем динамику этих параметров в 5-летней ретроспективе в целях возможного выявления негативных тенденций утраты городом финансовой состоя-тельности5.

4 По материалам официального сайта Банка России. URL: http://www. cbr. ru.

5 По материалам департамента финансов администрации Волгограда. URL: http://www. volgadmin. ru.

В 2006 г. и 2008—2010 гг. Волгоград имел дефицитный муниципальный бюджет. Это обусловлено недостатком собственных доходов и средств, предусматриваемых при расчете межбюджетных финансовых потоков, для исполнения полномочий, возложенных на муниципалитет, кроме того, город испытывает явный недостаток средств для бюджетных инвестиций. Городу, конечно, нужны как современные школы, больницы, учреждения культуры, муниципальное жилье, так и высокотехнологичная система водо-, тепло-, энергоснабжения, транспортная и рекреационная инфраструктуры. Программой муниципальных заимствований Волгограда предусматриваются различные виды заимствований: выпуск муниципальных ценных бумаг, привлечение банковских кредитов и кредитов вышестоящих бюджетов (табл. 2).

При этом наиболее выгодными заимствованиями для Волгограда в последние годы были муниципальные займы, освоение механизма размещения которых муниципалитет начал более 10 лет назад. Как было отмечено ранее, посредством выпуска облигаций можно привлечь значительно больший объем средств и на больший срок, поскольку кредитные организации ограничены нормативами Банка России и лимитами.

Первоначально волгоградские муниципальные бумаги размещались на срок до 1,5 лет на суммы от 4,5 до 90 млн руб. При этом в отдельные периоды (1997 г., 2002 г.) средняя доходность муниципальных ценных бумаг была на уровне средней ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Выход Волгограда с 2003 г. на ММВБ позволил привлечь суммы заемных средств, которые в 3—5 раз превышали предыдущие заимствования по объему и

Таблица 2

источники покрытия дефицита муниципального бюджета волгограда, млн руб.

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Факт Удельный вес в сумме привлекаемых заемных средств Факт Удельный вес в сумме привлекаемых заемных средств Факт Удельный вес в сумме привлекаемых заемных средств Факт Удельный вес в сумме привлекаемых заемных средств Факт Удельный вес в сумме привлекаемых заемных средств

Дефицит бюджета -388,2 - 376 - -1 041,5 - -1 154,6 - -824,3 -

1. Источники финансирования дефицита бюджета: 388,2 -376 1 041,5 1 154,6 824,3

—остатки средств бюджета -163,2 - -703 - 377,5 - 384,4 - 1,2 -

— увеличение остатков средств бюджета -7 769,2 - -10 775 - -13 955,2 - -15 364,1 - -15 449,1 -

— уменьшение остатков средств бюджета 7 606,0 - 10 072 - 14 332,8 - 15 748,6 - 15 450,3 -

1.1. Ценные бумаги 400,0 - 0 - 0,0 - 801,7 - 600,0 -

— привлечение средств 600,0 91,5 - 0,0 450,0 35,0 1 446,7 42,6 1 000,0 25,5

— погашение основной суммы 200,0 - - - 450,0 - 645,0 - 400,0 -

1.2. Бюджетные кредиты 32,3 - 76 - 7,7 - -33,6 - -36,9 -

1.2.1. Получение кредитов: 55,8 8,5 103 40,8 34,3 2,7 0,0 0,0 50,0 1,3

— из областного бюджета 0,0 - - - - - - - 50,0 -

— субзайм 55,8 - 103 - 34,3 - - - - -

1.2.2. Возврат ссуд: 23,5 - 27 - 26,5 - 33,6 - 86,9 -

— ссуда из областного бюджета 9,1 - - - - - - - 50,0 -

— субзайм 14,4 - 27 - 26,5 - 33,6 - 36,9 -

1.3. Кредиты кредитных организаций в валюте РФ 0,0 - 150 - 653,0 - -53,0 - 265,0 -

— кредиты, полученные от банков 0,0 150 59,2 803,0 62,4 1 950,0 57,4 2 865,0 73,2

— погашение кредитов - - - - 150,0 - 2 003,0 - 2 600,0 -

Окончание табл. 2

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Факт Удельный вес в сумме привлекаемых заемных средств Факт Удельный вес в сумме привлекаемых заемных средств Факт Удельный вес в сумме привлекаемых заемных средств Факт Удельный вес в сумме привлекаемых заемных средств Факт Удельный вес в сумме привлекаемых заемных средств

1.4. Иные источники финансирования дефицита бюджета: 119,0 101 3,2 55,1 -5,0

— продажа акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности 0,0 3,2 55,1

— поступления от продажи земельных участков 119,0 — 101 - - - - - - -

— исполнение муниципальных гарантий в валюте РФ -5,0

Средства (привлечено всего) 655,8 100,0 253 100,0 1 287,3 100,0 3 396,7 100,0 3 915,0 100,0

Средства (погашено всего) 223,5 - 27 - 626,5 - 2 681,6 - 3 086,9 -

Итого... 432,3 - 226 - 660,7 - 715,1 - 828,1 -

Источник', данные департамента финансов администрации Волгограда. URL: http://www.volgadmin.ru.

срокам, а именно: в 2005—2006 гг. были размещены муниципальные займы на суммы от 450 до 600 млн руб. на сроки до 3 лет.

За период с 2006 по 2010 г. было размещено 3 займа и привлечено средств на сумму 2,5 млрд руб., из которых в обращении на 01.01.2011 находятся облигации на сумму 1,51 млрд руб. Погашено за тот же период было 3 займа, выпущенных в 2003—2006 гг., была выплачена амортизация по займам, размещенным в 2008—2010 гг. Выпуск облигаций городских займов оказался наиболее выгодным для бюджета по сравнению с привлечением кредитов коммерческих банков, потому что муниципальные займы можно было разместить под меньший процент.

Например, в 2006 г. при ставке рефинансирования Центрального банка РФ в 11 % трехлетний муниципальный займ Волгограда был размещен под 9,4 % годовых. В 2007 г. муниципальные займы не размещались. В 2008 г. было запланировано размещение муниципальных ценных бумаг в объеме 900 млн руб. Первый выпуск состоялся в июле 2008 г. на сумму 450 млн руб. Разместить весь объем займа (900 млн руб.) под более выгодный процент не удалось, поскольку уже в июле 2008 г. не было достаточного спроса инвесторов. Размещение прошло под среднюю ставку к погашению

в размере 11,38 % при действующей на момент ставке рефинансирования Центрального банка РФ в 10,75 % (по кредитным договорам на момент размещения ставки составляли порядка 12 % годовых). Доразмещение облигаций муниципального займа Волгограда 2008 г. в оставшемся объеме 450 млн руб. состоялось в июле 2009 г. (рис. 5).

Муниципальный займ Волгограда 2009 г. был размещен в декабре 2009 г. в объеме 1 100 млн руб. под среднюю ставку в 17,8 % годовых, тогда как ставки по кредитам на момент размещения составляли 22—23 % годовых. Общий объем привлечения средств в 2009 г. составил 1 446 680 тыс. руб. с учетом доразмещения займа 2008 г. Кроме того, были исполнены обязательства по погашению муниципальных займов, размещенных в предыдущие периоды в сумме 645 млн руб.

Следовательно, как муниципальный заемщик Волгоград своевременно и в полном объеме исполняет свои обязанности перед облигационерами и покрывает дефицит городского бюджета не за счет облигационных займов. Так, в 2006 г. путем эмиссии облигаций город покрыл 91,5 % бюджетного дефицита, в 2008 г. - 35 %, в 2009 г. - 42,6 %, в 2010 г. -25 % (см. табл. 2). В этой связи большое значение имеют имущественные возможности Волгограда,

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Руб.

1 600 1 400 1 200 1 000 800 600 400 200 0

Рис. 5. Сроки обращения и сумма долга по номиналу муниципальных облигаций Волгограда, находящихся в обращении на 01.01.2011

2006 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г. (прогноз)

| I Сроки обращения, месяцев--Сумма по номиналу, млн руб.

Источник: авторская разработка.

поскольку на них основано рекомендуемое в рамках предлагаемой методики муниципально-частное партнерство и сочетание финансовых потоков от владения акциями муниципального образования-эмитента и от его облигационных заимствований для обеспечения самофинансирования муниципального образования.

Оценивая экономическую деятельность Волгограда как рыночного хозяйствующего субъекта, нужно уточнить, что от деятельности 92 муниципальных унитарных предприятий за 2009 г. было получено чистой прибыли почти 240 млн руб. (за

2008 г. — 71 млн руб.). За 2009 г. получена чистая прибыль двумя предприятиями жилищно-коммунального хозяйства (МУП «Волгоградские межрайонные электрические сети» и МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство») в сумме 152 млн 667 тыс. руб. (64 % от общей суммы чистой прибыли за год) и двумя предприятиями городского хозяйства, обеспечивающими содержание и ремонт автомобильных дорог (МУП ДСЭР и МУП «Дормостстрой»), в сумме 2 835 тыс. руб. [1].

Сумма чистой прибыли, полученной за 2009 г. шестью МУП Бюро технической инвентаризации (ежеквартально отчисляющих 25 % чистой прибыли в бюджет Волгограда), составила 41 086 тыс. руб. (17 % от общей суммы чистой прибыли за год), от восьми МУП прочих видов деятельности (ежеквартальные отчисления в бюджет составляют 15 % от суммы чистой прибыли) было получено 10 696 тыс. руб. Кроме того, было получено чистой прибыли в сумме 27 873 тыс. руб. двенадцатью муниципальными аптеками, ежеквартально отчисляющими 15 % чистой прибыли в бюджет Волгограда. [1].

В целом, поступления средств от управления и распоряжения муниципальным имуществом за

2009 г. (за счет доходов от продажи муниципального имущества, доходов от сдачи в аренду имущества

муниципальной казны Волгограда, а также доходов от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков) составили 662 752 тыс. руб. [1]. Кроме того, доходы муниципального бюджета от продажи имущества составили в 2008 г. 549 667 тыс. руб., в 2009 г. — 154 531 тыс. руб.; доходы от продажи земельных участков составили в 2008 г. 73 762 тыс. руб., в 2009 г. — 114 916 тыс. руб.; доходы от продажи акций в 2008 г. составили 3 225 тыс. руб., в 2009 г. — 55 136 тыс. руб. [3].

В итоге можно утверждать, что предложенное автором муниципально-частное партнерство города с крупной девелоперской (строительной) компанией в рамках деятельности ЗАО «Городская Недвижимость» к указанным ежегодным доходам города добавит дополнительные доходы Д2 1 в расчетной сумме от 200 млн руб. в год и выше. Это позволит на долгосрочной основе выплачивать проценты П по облигационным займам на сумму до 3 млрд руб., причем позволит использовать привлеченные средства на реализацию крупных инфраструктурных проектов развития города.

4-й шаг. Принципиально важным этапом реализации излагаемой методики является размещение муниципальным образованием облигаций среди широкого круга кредиторов, а именно среди физических лиц, проживающих на территории города. Для этого, прежде всего, должны быть задействованы помещения всех районных администраций, которые необходимо дооборудовать и технически укрепить для надлежащего обслуживания потока кредиторов. На примере Волгограда — это 8 административных районов: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский и Красноармейский.

С коммерческими банками с государственным участием муниципальному образованию следует

достичь соглашения о ведении операций с его муниципальными облигациями. При соответствующей поддержке федерального центра указанные коммерческие банки на период становления муниципального рынка ценных бумаг (до 2020 г.) могли бы оказывать эти услуги безвозмездно. В Волгограде, например, представлены Сбербанк России (44 банковских дополнительных офиса [3]), Газпромбанк (один офис филиала банка [4]), Россельхозбанк (один офис филиала банка [5]), ВТБ (один офис филиала банка и один банковский дополнительный офис [6]), Связь-банк (один офис филиала банка и 5 банковских мини-офисов [7]), Транскредитбанк (один офис филиала банка и 3 банковских дополнительных офиса [8]), ВТБ-24 (5 банковских офисов [9]). Сеть банковских офисов для работы с облигациями городского займа может быть представлена 63 пунктами обслуживания.

Кроме того, муниципалитет должен договориться о совместной работе также и с ФГУП «Почта России». В Волгограде работают 88 отделений почтовой связи6, из которых не менее 76 отделений могут быть задействованы в работе с муниципальными облигациями. При аналогичной поддержке федерального центра ФГУП «Почта России» на период становления муниципального рынка ценных бумаг (до 2020 г.) могло бы оказывать эти услуги безвозмездно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Придерживаясь стратегической линии по предоставлению широким слоям населения города

6 По материалам официального сайта УФПС Волгоградской области. URL: http://www.ufps.avtlg.ru.

максимальных возможностей для приобретения облигаций, не следует забывать и возможности привлечения крупных кредиторов-организаций или институциональных инвесторов к этому процессу.

Таким образом, обеспечение российскими городами эмиссионного самофинансирования крупных инфраструктурных проектов возможно путем реализации предлагаемой методики, которая основана на предпринимательском использовании части городской жилой, нежилой недвижимости и земельных участков муниципально-частным закрытым акционерным обществом и которая предусматривает покрытие муниципальным образованием финансовыми потоками (от владения акциями в предлагаемом обществе) процентных расходов по облигационным заимствованиям.

Список литературы

1. Ежегодный отчет за 2009 г. главы Волгограда Р. Г. Гребенникова перед депутатами городской Думы / Администрация Волгограда. URL: http://www.volgadmin.ru.

2. Николайчук Н. Томск: разумное управление муниципальным долгом // Рынок ценных бумаг. 2010. № 4 (397).

3. URL: http://www.sbrf.ru.

4. URL: http://www.gazprombank.ru.

5. URL: http://www.rshb.ru.

6. URL: http://www.vtb.ru.

7. URL: http://www.sviaz-bank.ru

8. URL: http://www.tcb.ru.

9. URL: http://www.vtb24.ru.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.