Научная статья на тему 'Методика самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инфекционные болезни»'

Методика самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инфекционные болезни» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCY / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDIVIDUAL WORK / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фазылов Вильдан Хайруллаевич, Гилмуллина Ф. С., Ткачева С. В., Муртазина Г. Х.

Одно из направлений модернизации высшего медицинского образования предполагает формирование профессиональных компетенций, при этом большое внимание уделяется расширению самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов определяется профессиональными компетенциями в рамках ФГОС третьего поколения и составляет не более 30%. Тематика должна соответствовать рекомендуемой программе по специальности «Инфекционные болезни» для студентов профильных факультетов. При подготовке учебно-методиче ского комплекса для самостоятельной работы студентов необходимо учитывать и краевую патологию. Для материально-технического обеспечения самостоятельной работы необходимы клиническая база, библиотека, компьютерные классы, работающий сайт университета и возможность дистанционного обучения. Участие преподавателя в процессе самостоятельной работы студентов по специальности «Инфекционные болезни» зависит от конкретных условий реализации программы и составляет в проекте нашей кафедры 6%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фазылов Вильдан Хайруллаевич, Гилмуллина Ф. С., Ткачева С. В., Муртазина Г. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of students'' individual work on the «Infectious diseases» discipline

One of the directions of modernization of higher medical education anticipates forming of the professional competencies, and much attention is given to the extending of the individual work of students. Individual work of students is determined by professional competencies in terms of Federal State Educational Standard (FSES) of the third generation and account for not more than 30%. The topics should match the recommended program of the speciality «Infectious diseases» for the students of the field-oriented faculties. While preparing learning and teaching complex for the individual work of students it is necessary to include regional pathology. For material and technical supply of the individual work clinical basis, library, computer rooms, working university website and possibility of distant learning are required. The role of the teacher in the individual work of students in the «Infectious diseases» speciality depends on the precise conditions of the program realization and in the project of our department accounts for 6%.

Текст научной работы на тему «Методика самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инфекционные болезни»»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Методика самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инфекционные болезни»*

B.Х. Фазылов, ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский Ф.С. ГИЛМуЛЛИНа, университет» Минздрава России

C.В. Ткачева,

Г.Х. Муртазина_

Одно из направлений модернизации высшего медицинского образования предполагает формирование профессиональных компетенций, при этом большое внимание уделяется расширению самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов определяется профессиональными компетенциями в рамках ФГОС третьего поколения и составляет не более 30%. Тематика должна соответствовать рекомендуемой программе по специальности «Инфекционные болезни» для студентов профильных факультетов. При подготовке учебно-методиче-

ского комплекса для самостоятельной работы студентов необходимо учитывать и краевую патологию. Для материально-технического обеспечения самостоятельной работы необходимы клиническая база, библиотека, компьютерные классы, работающий сайт университета и возможность дистанционного обучения. Участие преподавателя в процессе самостоятельной работы студентов по специальности «Инфекционные болезни» зависит от конкретных условий реализации программы и составляет в проекте нашей кафедры 6%.

Ключевые слова:

компетенция,

самостоятельная

работа,

медицинский вуз

* Материалы представлены и обсуждены на расширенном заседании учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Минздрава России с участием заведующих кафедрами инфекционных болезней медицинских вузов РФ.

Methods of students' individual work on the «Infectious diseases» discipline

V.Kh. Fazylov, F.S. Gilmullina, S.V. Tkacheva, G.Kh. Murtazina

Kazan State Medical University

One of the directions of modernization of higher medical education anticipates forming of the professional competencies, and much attention is given to the extending of the individual work of students. Individual work of students is determined by professional competencies in terms of Federal State Educational Standard (FSES) of the third generation and account for not more than 30%. The topics should match the recommended program of the speciality «Infectious diseases» for the students of the field-oriented faculties.

While preparing learning and teaching complex for the individual work of students it is necessary to include regional pathology. For material and technical supply of the individual work clinical basis, library, computer rooms, working university website and possibility of distant learning are required. The role of the teacher in the individual work of students in the «Infectious diseases» speciality depends on the precise conditions of the program realization and in the project of our department accounts for 6%.

Key words:

competency, individual work, medical higher education institution

34

НМО_Инфекции_1_2013_переверстка_.indd 34 {©}- 22.07.2013 11:30:45

В.Х. Фазылов, Ф.С. Гилмуллина, С.В. Ткачева, Г.Х. Муртазина МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ .ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ.

Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, полученные учащимися в ходе обучения, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Кроме этого, в понятие «компетенция» в качестве составных частей входят знания, умения, навыки и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.), социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели, когда выпускник способен самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи (а в идеале и ставить новые).

Вообще, компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе -работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.

Одно из направлений модернизации высшего медицинского образования предполагает формирование профессиональных компетенций, при этом большое внимание уделяется расширению самостоятельной работы студентов.

По дисциплине «Инфекционные болезни» на лечебном факультете самостоятельной работе отведено 96 ч (29,6%), на педиатрическом - 36 ч (25%), на медико-профилактическом - 55 ч (29%), на стоматологическом - 20 ч (29%) (см. таблицу). Самостоятельная работа студентов включает различные виды деятельности: оформление кураторского листа (анамнез настоящего заболевания, эпидемиологический анамнез, анамнез жизни, объективный статус, обоснование диагноза, план обследования, план лечения); оформление истории болезни (анамнез настоящего заболевания, эпидемиологический анамнез, анамнез жизни, объективный статус, план обследования, интерпретация полученных лабораторных и инструментальных методов исследования, обоснование клинического диагноза, проведение дифференциальной диагностики с 3 заболеваниями, план лечения, дневник наблюдения, рекомендации при выписке, принципы диспансерного наблюдения); решение ситуационной задачи (обоснование предварительного диагноза, план обследования, план лечения, проведение дифференциальной диагностики); подготовка доклада-презентации (этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика); подготовка к аудиторным занятиям, в том числе к текущему контролю (работа с основной и дополнительной литературой, интернет-ресурсы); подготовка к модульным заданиям (работа с основной и дополнительной литературой, интернет-ресурсы, работа в отделении с пациентами); самостоятельная работа по выбору студента (дежурство в приемном покое, работа в профильных отделениях клиники - самостоятельная курация больных, участие в патологоанатомических конференциях - анализ летальных исходов, отработка практических навыков в Центре практических умений Казан-

ского медицинского университета - люмбальная пункция, ректороманоскопия и др.) [1].

Клинической базой кафедры инфекционных болезней является Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафонова, в составе стационара имеются два боксированных отделения для воздушно-капельных инфекций, отделения стрептококковых инфекций, вирусных гепатитов, кишечных инфекций, реанимационное, обсервационное приемное, диагностическое отделения, бактериологическая, клиническая и биохимическая лаборатории. Кроме того, есть амбулаторное консультативно-диагностическое отделение для больных с хроническими вирусными гепатитами и другими хроническими инфекционными заболеваниями, с паразитарными инвазиями.

Обучение клиническим дисциплинам, в том числе и по инфекционным болезням проводится на больных, где возникает взаимодействие между преподавателем, студентом и пациентом. Коммуникативная компетентность врача начинает формироваться еще в процессе обучения в медицинском вузе, а затем формируется самостоятельно в результате общения с пациентами. Только самостоятельная работа студентов с больными, выполнение разных заданий и решение поставленных преподавателем задач способствуют формированию клинического мышления, максимально приближенного к реальной врачебной деятельности [2].

Вся учебная литература, основная и дополнительная, выдается на кафедре инфекционных болезней. Кроме этого, дополнительная литература имеется в библиотеке КГМУ. Кафедра обеспечена мультимедийными электронными пособиями. Студенты активно пользуются сайтом нашего университета, где имеется вся необходимая информация для подготовки к текущим занятиям, модульным заданиям, итоговому тестовому контролю, экзаменам. Информация постоянно обновляется.

Для лечебного факультета выделены следующие темы для самостоятельной работы: острые кишечные инфекции (тактика ведения больных острыми кишечными инфекциями на догоспитальном этапе, неотложные состояния и неотложная помощь при острых кишечных инфекциях, кампи-лобактериоз, вирусные диареи) - 20 ч, вирусные гепатиты (циррозы печени как исходы хронических вирусных гепатитов) - 14 ч, воздушно-капельные инфекции (дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с поражение ротоглотки, дифференциальная диагностика нейроинфекций) - 12 ч, инфекции наружных покровов (дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с лимфоаденопатиями, тактика ведения на догоспитальном этапе) - 14 ч, группа трансмиссивных, зоонозных, особо опасных инфекций (дифференциальная диагностика острых лихорадочных заболеваний) - 14 ч, ВИЧ-инфекция (профессиональный риск и экстренная профилактика, анти-ретровирусная терапия и побочные эффекты основных групп препаратов для лечения ВИЧ-инфекции) - 20 ч [3].

Необходимо участие преподавателя в самостоятельной работе студентов. Проверка истории болезни (кураторского листа) занимает 30 мин (на одного студента), защита истории болезни - 30 мин, проверка ситуационной задачи - 30 мин, проверка тестовых заданий - 30 мин,

Ф

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ: новости, мнения, обучение №1 2013

35

НМО_Инфащии_1_2013_переверсии_.1шИ 35 Щй- 22.07.2013 11:30:45

#

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Темы для самостоятельной работы студентов

Факультет Острые Вирусные Воздушно- Инфекции Трансмиссивные

кишечные гепатиты капельные наружных зоонозные,

инфекции инфекции покровов ООИ

Педиатрический 10 ч Протозойные инвазии (лямблиоз, амебиаз, балантидиоз) Иерсиниозы 5 ч Рожа Столбняк Сибирская язва 21 ч Бруцеллез Чума Туляремия ГЛПС Лептоспироз

Медико- 20 ч 6 ч - 8 ч 21 ч

профилактический Протозойные Профилактика Столбняк Бруцеллез

инвазии (амебиаз, ВГ Бешенство Лептоспироз

балантидиоз) ВЛКЭ

Гельминтозы Боррелиоз

Стоматологический 5 ч Протозойные инвазии Эшерихиозы 10 ч Дифдиагностика менингитов различной этиологии Дифдиагностика синдрома тонзиллита 5 ч Сибирская язва

проверка рефератов - 1 ч, оценка защиты доклада-презентации - 20 мин. Консультация студентов по темам самостоятельной работы (острые кишечные инфекции, вирусные гепатиты, обсервационный блок) на одну группу занимает 1,5 ч. Таким образом, на группу из 12 человек преподаватель затрачивает 43,5 ч.

В настоящее время на лечебном факультете занимается 15 групп, на педиатрическом - 8 групп, на медико-профилактическом - 7 групп, на стоматологическом - 8 групп. Затраты преподавателя на поток студентов в проекте нашей кафедры составили 1693 часа (6%).

Большое значение имеет участие студентов в работе студенческого научного кружка. Анализ клинико-эпиде-миологических особенностей отдельных инфекционных заболеваний, вспышечной заболеваемости, анализ трудных диагностических случаев, редких завозных инфекций, краевой патологии с последующей подготовкой доклада-презентации и выступлением в научно-практической студенческой конференции способствует развитию клинического мышления [4].

Таким образом, самостоятельная работа студентов определяется профессиональными компетенциями в рамках ФГОС третьего поколения и составляет не более 30%. Тематика должна соответствовать рекомендуемой программе по специальности «Инфекционные болезни» для студентов профильных факультетов. При подготовке учебно-методического комплекса для самостоятельной работы студентов необходимо учитывать и краевую патологию. Для материально-технического обеспечения самостоятельной работы необходимы клиническая база, библиотека, компьютерные классы, работающий сайт университета и возможность дистанционного обучения. Участие преподавателя в процессе самостоятельной работы студентов по специальности «Инфекционные болезни» зависит от конкретных условий реализации программы и составляет в проекте нашей кафедры 6%. Научно-исследовательская работа студентов на кафедре повышает интерес к дисциплине, способствует самостоятельному поиску информации и закрепляет знания, полученные в аудиторных условиях.

СВЕДЕНИЯ О ВЕДУШЕМ АВТОРЕ

Фазылов Вильдан Хайруллаевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России Е-таН: [email protected]

ЛИТЕРАТУРА

1. Булатов С.А. Перспективы использования симуляци-онных центров для компетентностного подхода в подготовке специалистов для практического здравоохранения // Мед. образование и проф. развитие. - 2012. - № 3 (9). - С. 124-125.

2. Галиева А.Т., Валишин Д.А.,Хунафина Д.Х. и др. Современное преподавание клинических дисциплин в высшей школе // Материалы V ежегодного всерос. конгр. по инфекционным болезням. - М., 2013. - С. 97-98.

36

3. Инфекционные болезни: учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. -2-е изд. перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -704 с.

4. Хунафина Д.Х., Бурганова А.Н., Кутуев О.И. и др. Студенческий научный кружок в подготовке врача-инфекциониста» // Материалы V ежегодного всерос. конгр. по инфекционным болезням. - М., 2013. - С. 435.

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

НМ0_Инфекции_1_2013_переверстка_лпаа 36 22.07.2013 11:30:45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.