Научная статья на тему 'Методика рейтинговой оценки эффективности использования информационного ресурса информационно-консультационной службой'

Методика рейтинговой оценки эффективности использования информационного ресурса информационно-консультационной службой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика рейтинговой оценки эффективности использования информационного ресурса информационно-консультационной службой»

18. Научное наследие академика А. А. Никонова и проблемы современной аграрной экономики. -М., 2013.

19. Теоретико-методологические проблемы измерения, прогнозирования и управления продовольственной безопасностью России- М 2014

МЕТОДИКА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБОЙ

Меденников В.И., д.т.н., зав. отделом, Сальников С.Г., к.ф.-м.н., ведущий науч. сотр. ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова», Горбачев М.И., к.э.н., зав. кафедрой Российский государственный аграрный университет -

МСХА им. К.А. Тимирязева

Оценка эффективности использования информационных ресурсов в мире может рассматриваться в двух аспектах: непосредственная оценка эффективности использования самих электронных информационных ресурсов (сюда включается оценка эффективности поиска необходимой информации) и оценка их эффективности через оценку эффективности систем управления, в которых эти ресурсы используются. В этом случае эффективность «производственной системы» зависит от эффективности системы управления, которая в современных условиях зависит от эффективности использования информационных ресурсов посредством информационно-управляющей системы (ИУС), являющейся разновидностью информационной системы (ИС). Тогда влияние использования информационного ресурса ИКС можно оценить как производную от ИУС, или как третью производную от «производственной системы», поскольку может влиять на ИУС на всех стадиях цикла управления.

В [1] показано, что эффективность, как использования информационного ресурса, так и деятельности всей информационно-консультационной службы (ИКС) на современном этапе существенно зависит от состояния и перспектив развития единого информационного пространства АПК, в частности, ЕИПАЗ.

При этом переход к типовым ИС в ИКС позволяет разработать методику оценки эффективности использования информационного ресурса ИКС, единую для всех служб, что обусловлено наличием измеримых и сравнимых показателей, а не подбирать - в противном случае - для каждой свою, уникальную методику.

Также показано, что из всего многообразия подходов к разработке методики оценки эффективности использования информационного ресурса информационно-консультационной службой наиболее приемлемыми являются качественные методы [2]. Данная группа мето-

дов основана на выборе наиболее значимых для ИКС характеристик в зависимости от специфики услуг и деятельности ее с определением между ними соотношений, подобно изложенным в [2]. В качестве таких показателей могут выступать 7 видов аграрных знаний, представленных в ЕИПАЗ: их объем, формы представлений, доступность и надежность их поиска, сервиса, скорость передачи данных, объем памяти для хранения информации и т.д. На основании этих показателей были подобраны критерии их оценок.

Кроме того в методику были включены в качестве аддитивной составляющей стандартные методы сайтометрии, применяемые ВИА-ПИ на протяжении последних лет [1], а также технологии использования информационного ресурса в таких задачах, как «Электронная торговая площадка», «Электронная биржа труда».

Анализ сайтов различных ИКС выявил и специфические информационные ресурсы, методы обработки которых также могут быть включены в методику.

В [2] в этих целях был применен аддитивный критерий формирования соответствующей методики. На основе данной методики были составлены как частные, так и общий (интегральный) рейтинги ИКС.

Анализ приведённых данных показывает, что даже лучшие ИКС не достигают отметки в 20% от максимально возможной их оценки. Средняя оценка по всем 42 обследованным сайтам составляет только 5,9%.

В последнее время стало модно рассчитывать различные региональные рейтинги. Например, нами были найдены следующие, отраженные в табл. 1. В связи с этим встает вопрос, насколько коррелируют все эти рейтинги.

В табл. 2 представлены рейтинги из табл. 1 и интегральный рейтинги ИКС, рассчитанный по нашей методике. При этом в таблице оставлены только 42 региона, в которых есть сайты ИКС.

Таблица 1 - Региональные рейтинги

№ п/п Название регионального рейтинга Ссылка

1 Рейтинг социально-экономического развития (2014 год) http://riarating.ru/infografika/20150616/6106588 57.html

2 Рейтинг субсидирования регионов МСХ (2014 год) http://www.dairynews.ru/dairyfarm/reyting-regionov-subsidii-2014-v-kogo-verit-minsel.html

3 Рейтинг эффективности сельхозпроизвод-ства в регионах (2009 год) http: //cyberleninka.ru/ article/n/reyting-regionov- rossii-po-effektivnosti-selskohozyaystvennogo- proizvodstva

4 Рейтинг эффективности губернаторов регионов (2015 год) http://civilfund.ru/mat/95

5 Рейтинг развития науки в регионах http://riarating.ru/regions rankings/20150324/610 650317.html

Таблица 2 - Сводные рейтинги по 42 регионам

Регион Рейтинги

1 2 3 4 5 Рейтинг ИКС

Алтайский край 25 6 12 34.5 28 20

Белгородская область 10 1 11 2 32 14

Брянская область 31 3 33 16 33 39

Воронежская область 14 5 8 6 12 31

Ивановская область 37 40 38 17 30 39

Иркутская область 16 32 32 38 20 39

Калининградская область 24 15 26 38 38 33

Калужская область 17 35 6 1 4 29

Кировская область 29 23 25 32 26 11

Краснодарский край 8 4 7 4 29 7

Красноярский край 9 22 3 32 7 21

Курганская область 40 33 22 34.5 36 13

Ленинградская область 5 16 15 8.5 2 25

Московская область 1 18 24 8.5 5 5

Нижегородская область 7 24 17 20 1 19

Новгородская область 33 26 34 18 22 2

Новосибирская область 15 13 9 27 15 23

Пермский край 6 31 23 40.5 8 10

Псковская область 39 17 41 13.5 40 39

Республика Башкортостан 4 10 10 7 19 3

Республика Бурятия 36 39 35 21.5 34 18

Республика Дагестан 32 27 37 5 41 26

Республика Ингушетия 42 42 36 13.5 42 35

Республика Марий Эл 38 30 13 32 35 39

Республика Мордовия 34 12 5 24 18 9

Республика Саха (Якутия) 11 38 21 15 25 24

Республика Северная Осетия - Алания 41 41 40 38 39 34

Республика Татарстан 2 2 1 3 3 28

Ростовская область 12 8 16 10 21 30

Рязанская область 22 14 2 26 13 39

Самарская область 3 28 30 12 9 1

Саратовская область 21 11 29 11 23 16

Смоленская область 35 29 39 29.5 37 32

Ставропольский край 20 7 18 21.5 31 12

Тамбовская область 23 9 19 28 27 4

Тверская область 28 19 42 40.5 16 39

Томская область 18 37 4 23 6 8

Тульская область 13 20 28 25 11 27

Регион Рейтинги

1 2 3 4 5 Рейтинг ИКС

Удмуртская Республика 26 21 20 36 24 22

Ульяновская область 27 34 27 29.5 17 15

Чувашская Республика 30 36 14 19 14 6

Ярославская область 19 25 31 42 10 17

Для установления связи между этими рангами используем два наиболее известных метода. Первый относится к расчету попарных связей между рангами или ранговых коэффициентов связи Спирмена, который рассчитывается по формуле

В силу симметричности матрицы коэффициенты на диагонали и ниже опущены для простоты представления. Как видно, достаточно сильная связь (когда коэффициент Спирме-на > 0.7) наблюдается только для пар 1-5 (Пара «рейтинг социально-экономического развития» и «рейтинг развития науки»).

Средняя корреляция (от 0,5 до 0,7) наблюдается для пар 1-3 и 3-5. Для остальных пар наблюдается или слабая (от 0,2 до 0,5) или очень слабая (менее 0,2) корреляция.

Второй метод позволяет рассчитывать коэффициент множественной ранговой корр-ляции или, по-другому, коэффициент конкор-дации Кендалла

)>1-[ н'-{ н:

где т - число рангов, п - число регионов, 8 -сумма квадратов разностей рангов (отклонений от среднего).

Для 6 получившихся рейтингов получен коэффициент конкордации Кендалла W=0.43, что говорит о том, что согласованность всех 6-и рейтингов достаточно слабая (если W < 0.20.4, связь слабая, при W > 0.6-0.8 связь сильная).

Отсюда видно, что региональные рейтинги слабо связаны друг с другом. Исключения составляет пара рейтингов общего развития и развития науки, которые и должны кор-

где d - разность двух рангов, п - число пар рангов.

В табл. 3 представлены расчёты коэффициентов ранговой корреляции Спирмена.

релировать хотя бы в силу того, что второй является частным случаем первого. В целом, все рейтинги согласованы на достаточно низком уровне (коэффициент конкордации Кен-далла равен 0,43), что достаточно ожидаемо, так как каждый рейтинг представляет собой свою, достаточно специфичную область сведений о регионах.

В настоящее время в мире осуществляется переход к цифровой экономике и инновационному развитию, который, в свою очередь, требует интеграции информационных ресурсов (ИР). Формирование и использование ИР -одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства. При этом интеграция информационных ресурсов требует разработки типовых ИС. Как уже упоминалось выше, типовые ИС позволяет разработать методику оценки эффективности использования информационного ресурса, единую не только для всех служб ИКС, но и, например, для всех сельскохозяйственных Вузов.

Во всем мире активное внедрение интегрированных информационных систем в Интернет происходит в большинстве случаев на уровне корпораций, что связано с коммерциализацией развития Интернет. Единственное направление, в котором происходят интеграционные процессы за счет бюджетных средств, это образование, в частности, дистанционное обучение (ДО). Отчасти ДО в форме БД и ви-

Таблица 3 - Расчёты коэффициентов ранговой корреляции Спирмена

Ранг Ранг

1 2 3 4 5 6

1 - 0.41 0.51 0.35 0.72 0.34

2 - - 0.42 0.29 0.09 0.08

3 - - - 0.25 0.5 0.27

4 - - - - 0.11 0.13

5 - - - - - 0.28

6 - - - - - -

деофильмов также начинает представляться на некоторых сайтах информационно-консультативных служб АПК.

В США уже около 20-ти лет существует Американская ассоциация дистанционного образования USDLA (United States Distance Learning Association). Эта организация объединяет все уровни образования, от школьного до высшего, в том числе переподготовку, корпоративное обучение и т.д. Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом основан некоммерческий проект EDX, который позволяет обучаться через Интернет с любой точки мира.

В Европе также существуют организации, являющиеся союзом институтов ДО. В 1987 г. была создана Европейская ассоциация университетов с дистанционным обучением, которая затем трансформировалась в Европейский открытый университет, в который уже входит 17 открытых университетов из 17 стран. Обучается в сети около 650 тысяч студентов.

Что касается России, то по инициативе нашей страны планируется создание Сетевого Университета стран БРИКС, который объединит по 10 ведущих университетов от каждой из стран пятерки. Деятельность Сетевого Университета будет направлена на совместную реализацию образовательных программ, подготовку преподавателей и ученых, проведение совместных научных исследований.

Таким образом, общемировым направлением информатизации образования в последние десятилетия является создание и использование новых информационных технологий обучения, включающих телекоммуникации, видеообучение, использование технологий мультимедиа в электронных учебниках и многое другое. А сами эти ресурсы получили название информационных образовательных ресурсов. Тогда, с появлением сети Интернет взаимосвязь информационных образовательных ресурсов с прочими информационными ресурсами АПК становится намного шире. Ими могут, при должном уровне развития технологий их использования, воспользоваться

как будущие абитуриенты и работодатели, так и управленцы соответствующего профиля.

С другой стороны, требования, предъявляемые к сайтам Вузов Министерством образования и науки, Рособрнадзором, МСХ для оценки деятельности образовательных учреждений вынуждают эти сайты становиться все более похожими друг на друга. Недалек тот день, когда Вузы обяжут перейти на типовые сайты.

При этом возникает интерес к разработке методики оценки эффективности использования информационного образовательного ресурса. При этом в методику могут быть включены в качестве аддитивной составляющей, в дополнение к рассмотренным выше, показатели, собираемые Министерством образования и науки, Рособрнадзором, МСХ для оценки деятельности образовательных учреждений, а также для привлечения в вузы наиболее способных абитуриентов, формирования квалифицированного состава преподавательского корпуса, рационального распределения финансовых средств среди вузов, стимулирования работодателей целевого финансирования обучающихся и т.д., поскольку на качество подготовки квалификационных специалистов и ученых в образовательных учреждениях, а, следовательно, на эффективность использования информационного образовательного ресурса, влияет и "качество" абитуриентов и состояние аграрной науки, грамотность управленцев министерства образования и науки и МСХ, а также состояние всей экономики страны, уровень финансирования образования.

Источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Меденников В.И., Личман А.А., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Разработать методику оценки эффективности использования информационного ресурса информационно-консультационной службой (ИКС)». - ВИАПИ РАСХН. 2015.

2 Меденников В.И., Личман А.А., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Разработать теоретические основы и методологию оценки эффективности использования информационного ресурса в аграрной экономике». ВИАПИ. 2014.

СИСТЕМНО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖИВОТНОВОДСТВА: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Черепанов Г.Г., д.биол.н., зав. отд., ВНИИ физиологии, биохимии и питания животных

Наблюдающийся в последние десятилетия скачок в сложности объектов управления в животноводстве не в последнюю очередь обусловлен проблемами, возникшими в основных

направлениях биологии продуктивных животных - селекции и генетики, питания (кормления) и воспроизводства. Поскольку все сложные проблемы являются междисциплинарны-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.