МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
Рассматриваются проблемы формирования эколого-педагогического мышления студентов. Описаны технологические компоненты методики эколого-педагогической подготовки стУдентов, представлены ситуации, методы и формы ее реализации.
Одной из важнейших задач эколого-пе-дагогической подготовки студентов, будущих специалистов по социальной работе с семьей, является формирование у них эколо-го-педагогического мышления. Под экологопедагогическим мышлением мы понимаем в наивысшей степени диалектичное (идейнопонятийное и субъектно-эмоциональное), космопланетарное (основанное на идеях субъектного экоцентризма) рефлексивное мышление, движущееся в пирамиде экологических и педагогических понятий.
В построении методики главным методологическим ориентиром для нас был метод дополнительности, введенный в отечественную дидактику Г.Г. Гранатовым. В основу описываемой методики легли элементы педагогических технологий коллективного способа обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко и др.); личностно ориентированного образования (Ш. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Л.В. Занков и др.); контекстного обучения (А.А. Вербицкий); игровых технологий (К.Д. Ушинский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин и др.) ; активных методов обучения (А.А, Вербицкий, М. Новик и др.); витагенного обучения с голографическим методом проекций (А.С. Белкин); проблемного обучения (Дж. Дьюи, Дж. Брунер и др.); программированного обучения (В.П. Беспалько и др.).
Успех методики эколого-педагогической подготовки будущих специалистов по социальной работе с семьей, на наш взгляд, во многом зависит от реализации необходимых технологических аспектов и создания ситуации успеха в процессе обучения, что, в свою очередь, предусматривает реализацию субъект-субъектных отношений между педагогом и учащимся. Согласно А.С. Белкину,
«успех в учении - единственный источник внутренних сил... рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться» (1). Радость познания истолковывается как самая глубокая и самая ценная. Познание как самостоятельный процесс может (и должно) опираться на самообразование, на самопознание. Здесь реализуются такие мотивы учения, как непосредственно побуждающие, перспективно побуждающие, моральные, мотивы общения и, наиболее ценные по своей сути, интеллектуальные, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько сам процесс познания.
Реализация методики эколого-педагоги-ческой подготовки студентов (будущих специалистов по социальной работе с семьей) осуществлялась с учетом комплекса педагогических условий, что определило выбор приемов, ситуаций, форм и методов (см. табл. 1).
Раскроем основные технологические компоненты представленной в таблице методики.
Первый компонент - реализация элементов метода дополнительности.Реализация элементов метода дополнительности - это процессуальная, технологическая сторона метода дополнительности. Актуальным для нас является то, что все элементы рефлексивно-дополнительного подхода (на методологическом, теоретическом, методологическом и практическом уровнях) отвечают на вопросы «как» и «что делать». Введение каждого из элементов метода ориентировано на активизацию рефлексии студентов.
Вторым компонентом методики считаем осуществление межпредметных связей - курсов «Социальная экология» и «Семьеведе-ние», что обеспечивает процессу эколого-пе-
Таблица 1. Методика реализации педагогических условий социальной эколого-педагогической подготовки
Пед. условия Ситуации Приемы и методы Формы
Использование технологических элементов метода дополнительности и ориентация на общие признаки (экологических и семьеведческих) понятий. Проблемные ситуации: «Построй пирамиду понятий»; Дискуссия: «Какой концепции следовать?» Познавательные ситуации: «Найди сверхэффект ноосферы»; «Найди главную функцию системы «Человек - Природа»» и др. Развивающие вопросы: «Каков системный эффект ноосферы?»; «Каков системный эффект среды человека?» и др. Методы коллективного, группового и индивидуального обучения: Программированные упражнения; Задания рефлексивного характера; Активные методы обучения; Элементы голографической технологии в педагогике: прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы; прием ретроспективного анализа жизненного опыта; прием актуализации жизненного опыта учащихся и др. Групповая и коллективная формы (лекции, семинары); Индивидуальная (самостоятельная работа)
Ориентир на особенности семейного воспитания (его специфику, силу, значимость) с учетом природосообразности детского мышления, основанного на эмоциональночувственном, интуитивном, понятийно-образном познании мира, а также спо-собности ребенка соотносить себя с любым объектом в природе. Контекстные и деловые ситуации: Деловая игра: «Задачедатели и изобретатели» (тема игры: «Экологопедагогические аспекты деятельности специалиста по социальной работе»); Дискуссия «Как построить экологопедагогическую работу с семьей?»; Контекстная задача: «Моделирование эколого-педагогической работы с семьей» Конкурс на лучшую разработку заданий, упражнений экологопедагогического характера для работы с семьей и др. Методы коллективного, группового и индивидуального обучения. Активные методы обучения: Метод морфологического анализа ситуации; «Мозговой штурм»; Методы «настроя мышления»; Методы моделирования; Программированные упражнения; Задания рефлексивного характера. Групповая и коллективная формы (лекции, проблемные семинары); Индивидуальная (самостоятельная работа)
Ориентация на развитие эколого-педагогического мышления через формирование экологических (социальноэкологических) и семьеведческих понятий. Проблемно-поисковые ситуации: «Найди причину экологического кризиса»; Проблемная задача «Найди точки бифуркации»; «Найди примеры несистемного подхода в развитии отношений «Человек -Природа»» (Тема: История развития отношений «Человек - Природа») Проблемные (развивающие) вопросы Проблемные ситуации: «Построй пирамиду понятий»; «цепочка сравнений» (экологический кризис - экологическая катастрофа; экологический кризис - кризис семьи; воспитательный потенциал семьи -эколого-педагогический потенциал семьи; экологическое воспитание -экологическое образование). Деловые ситуации: Деловая игра: «Найди выход из кризиса» Деловая игра: «Задачедатели и изобретатели» Задача: «Найди компромиссное решение» и др. Методы коллективного, группового и индивидуального обучения: Метод «мозгового штурма»; Метод «маленьких человечков»; Методы «настроя мышления»; Метод контрольных вопросов; Программированные упражнения; Задания рефлексивного характера. Элементы голографической технологии в педагогике: прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы; прием ретроспективного анализа жизненного опыта; прием актуализации жизненного опыта учащихся и др. Групповая и коллективная формы (лекции, семинары); Индивидуальная (самостоятельная работа)
Активизация экологопедагогической рефлексии студентов через систему специальных работ и упражнений. Дискуссия: «Место человека в экологической картине мира» Игра на развитие эмпатии: «Найди себя в другом»; «Ассоциации»; Деловая игра: «Задачедатели и изобретатели» Задача: «Найди компромиссное решение» Познавательная ситуация: «Познай себя» (изучение собственного типа экологического сознания) Проблемное задание: «Сформулируй определение» и др. Методы коллективного, группового и индивидуального обучения: Метод эмпатии; «мозговой штурм»; методы настроя мышления; Метод «маленьких человечков»; Программированные упражнения; Задания рефлексивного характера. Элементы голографической технологии в педагогике: прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы; прием ретроспективного анализа жизненного опыта; прием актуализации жизненного опыта учащихся и др. Групповая и коллективная формы (проблемные лекции, семинары); Индивидуальная (самостоятельная работа)
дагогической подготовки целостность и непрерывность.
Третий компонент. Содержание учебного материала должно быть выстроено согласно общей логической структуре. Процесс эколого-педагогической подготовки будущих специалистов по социальной работе с семьей реализуется посредством дисциплин «Социальная экология» и «Семьеведение». В результате реализации межпредметных связей процесс эколого-педагогической подготовки представляет собой единое целое. Он выстроен согласно общей логической структуре познания (I. - основание, II. - ядро, III. -следствие, IV. - общее критическое истолкование), в соответствии с необходимыми признаками развития понятий (с учетом специфики эколого-педагогического мышления).
Процесс эколого-педагогической подготовки сопряжен с развитием экологических и педагогических понятий. Познание сущности изучаемых явлений, идей происходит через рефлексию, активизации которой «в развитии понятий способствует использование и осознание студентами названных четырех общих этапов познания с учетом содержания и функций каждого из них» (2).
Специфика данной методики заключается в том, что между дисциплинами «Социальная экология» и «Семьеведение» существует временной промежуток (эти дисциплины читаются на П-м и ГУ-м курсах соответственно). Мы условно разделили процесс эколого-педагогической подготовки на IV этапа, согласно которым ЫП этапы эколо-го-педагогической подготовки приходятся на изучение «Социальной экологии», а Ш-ГУ этапы - на изучение «Семьеведения».
Четвертым компонентом является реализация необходимых признаков развития понятия. Познание сущности экологических и педагогических понятий при развитии эко-лого-педагогического мышления студентов сопряжено с реализацией необходимых признаков понятия: обобщенность, необратимость, свернутость, этапность, системность, рефлексивность (2, с. 350). Указанные признаки являются для нас главным ориентиром при построении системы упражнений и заданий рефлексивного характера.
К примеру, при изучении особенности развития отношений между человеком и природой в социогенезе мы ориентируем студентов на установление причинно-следственных связей в конфликте «человек - природа» и выявление событий, необратимо отдаляющих человека от природы
Пятым компонентом считаем поэтапное формирование понятия об «эколого-пе-дагогическом мышлении». Главным ориентиром в процессе развития эколого-педа-гогического мышления является метод дополнительности, основную содержательную сторону которого составляют: обобщенная идея дополнительности, диалектическое, идейно-понятийное рефлексирующее мышление. «Мышление почти всегда движется в пирамиде понятий», поэтому развитие эколого-педагогического мышления будущих специалистов по социальной работе с семьей происходит посредством экологических и педагогических понятий, среди которых главными можно считать понятия «Социальная экология» и «Семья как воспитательный институт».
Главными принципами эколого-педаго-гического мышления являются принципы природосообразности, культуросообразнос-ти, дополнительности, поэтому в процессе подготовки мы знакомим студентов со спецификой реализации этих принципов, например, при изучении типов экологического сознания (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин) и выяснении причинно-следственных связей конфликта между человеком и природой. При ознакомлении студентов с идеями русских косми-стов, с учением В.И. Вернадского о ноосфере мы подводим к идеям антропокосмизма, к тому, что человек представляет собой кос-мобиопсихосоциокультурное существо, гармонично сочетающее в себе природосообразное и культуросообразное начала.
Формируя понятие об эколого-педагоги-ческом мышлении, мы знакомим студентов с бинарными свойствами диалектического мышления: масштабность - узость, дополнительность - симметричность, целенаправленность - бесцельность, системность - стихийность, сознательность - подсознательность, интуитивность и др. В процессе подготовки
студентов ориентируем их на то, что присущее каждому человеку эколого-педагогичес-кое мышление в зависимости от характера своего развития может быть профессиональным и непрофессиональным. При развитии понятия об экологическом мышлении через систему программированных заданий и упражнений активизируется эколого-педагоги-ческая рефлексия, что способствует лучшему усвоению материала.
Шестым важным компонентом считаем обязательное применение обобщенных планов познания, которые являют собой алгоритм выполнения программированных упражнений и заданий. Для того чтобы студент (будущий специалист по социальной работе с семьей) обладал развитым эколо-го-педагогическим мышлением, в процессе изучения социальных эколого-педагогичес-ких понятий он должен рефлексировать, осознавать диалектику эколого-педагоги-ческого мышления, осознавать дополнительное единство природосообразного и культуросообразного начал в природе и себе самом. В связи с этим очень важно, чтобы студент понимал суть своей познавательной деятельности. Одним из главных оснований реализации программированного обучения является его алгоритмизация (Г.К. Селевко). Использованию алгоритмов в учебном процессе посвящены работы В.П. Беспалько, Л.Н. Ланды, Н.А. Менчинской, Н.Н. Тулькибаевой, Н.М. Яковлевой и др. Алгоритм в дидактике - это предписание, определяющее последовательность умственных и / или практических операций по решению задач определенного класса. Таким алгоритмом и являются для нас обобщенные планы познания.
Многие из обобщенных планов познания введены в отечественную дидактику А.В.
Усовой. Обобщенные планы способствуют развитию самостоятельности студентов, осознанности их познавательных действий, а значит, и рефлексии. Для активизации рефлексивных функций обобщенных планов Г.Г. Гранатов усовершенствовал их, связав с основными этапами познания и определив задачи и итоги каждого из них (3, с. 345-350).
Учитывая то, что алгоритм может быть как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы (5, с. 99), мы используем обобщенные планы в качестве схемы или модели мышления в процессе познания социально-экологических и педагогических явлений, законов, понятий (как самостоятельное средство обучения) и в качестве структурного компонента методики. Используемые нами программированные упражнения построены согласно общей логической структуре, поэтому при организации работы над упражнениями мы ориентируем студентов на соответствующий обобщенный план познания. Такой подход, на наш взгляд, способствует совершенствованию рефлексивных умений студентов.
Седьмым компонентом методики является широкое применение программированных упражнений и заданий, активизирующих и развивающих эколого-педагогическое мышление и рефлексию студентов.
Практика показывает, что использование всех перечисленных элементов методики эколого-педагогической подготовки студентов - будущих специалистов по социальной работе с семьей способствует совершенствованию образовательного процесса, делает познавательную активность студентов более осознанной, рефлексивной, что обеспечивает более полное усвоение учебного материала и способствует развитию эколо-го-педагогического мышления студентов.
Список использованной литературы:
1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
2. Г ранатов Г.Г. Роль рефлексии в формировании у учащихся научных понятий // Образование, наука, техника: XXI век: Сборник научных статей / Сост. О.А. Яворук. Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2004. Вып. 2., с. 23-29.
3. Г.Г. Гранатов. Концепции современного естествознания (картина природы и феномен человека): Учебно-методическое пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 351 с.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 480 с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
6. Усова А.В. Формирование у школьников обобщенных умений и навыков при осуществлении межпредметных связей // Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин / Под ред. В.Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. С. 40-54.