Научная статья на тему 'Методика развития выносливости у гандболистов, епривированных по слуху'

Методика развития выносливости у гандболистов, епривированных по слуху Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / TECHNIQUE / ТРЕНИРОВКА / TRAINING / ГАНДБОЛ / ГАНДБОЛИСТЫ / HANDBALL / HANDBALL PLAYERS WITH IMPAIRMENT OF HEARING / ДЕПРИВИРОВАННЫЕ ПО СЛУХУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев А. И., Ерёмин И. В., Деньгова Л. Е.

В статье рассмотрена методика развития выносливости у гандболистов, депривированных по слуху. Авторы приходят к выводу о том, что в тренировочном процессе гандболистов, депривированных по слуху, при подборе средств для развития выносливости необходимо помнить, что потеря слуха существенно сказывается и на развитии всех физических качеств. Из-за поражения слухового анализатора, недостатка объёма обратно-связной информации возникает замедленность управления деятельностью. Методика развития выносливости у гандболистов, реализуемая в тренировочном процессе, включает в себя несколько циклов, каждый из которых состоит из 4 микроциклов. Микроцикл включает три тренировочных дня, в каждом из которых выполнялся определённый комплекс, направленный на развитие: координационной выносливости, скоростно-силовой и силовой выносливости, общей выносливости. Данные полученные в начале и по окончании педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности методики развития выносливости у гандболистов, депривированных по слуху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF DEVELOPMENT OF ENDURANCE IN HANDBALL PLAYERS WITH HEARING IMPAIRMENT

The article describes the method of development of endurance in handball players with hearing impairment. The authors come to the conclusion that in the training process of deaf handball players, when coaches choose means for the development of endurance it is necessary to remember that the loss of hearing significantly affects the development of all physical qualities. Because of the defeat of the auditory analyzer, the lack of volume back-contact information, there is a slow control operation. The method of development of endurance in handball players includes several cycles, each of which consists of 4 microcycles. A microcycle includes three days of training, each of which performs certain complexes, aimed at the development of coordination, endurance, speed-strength, strength-endurance and general endurance. The research data has been obtained at the beginning and at the end of the pedagogical experiment, testifying the efficiency of the method of development of endurance in deaf handball players.

Текст научной работы на тему «Методика развития выносливости у гандболистов, епривированных по слуху»

THE METHOD OF DEVELOPMENT OF ENDURANCE IN HANDBALL PLAYERS WITH HEARING IMPAIRMENT. The article describes the method of development of endurance in handball players with hearing impairment. The authors come to the conclusion that in the training process of deaf handball players, when coaches choose means for the development of endurance it is necessary to remember that the loss of hearing significantly affects the development of all physical qualities. Because of the defeat of the auditory analyzer, the lack of volume back-contact information, there is a slow control operation. The method of development of endurance in handball players includes several cycles, each of which consists of 4 microcycles. A microcycle includes three days of training, each of which performs certain complexes, aimed at the development of coordination, endurance, speed-strength, strength-endurance and general endurance. The research data has been obtained at the beginning and at the end of the pedagogical experiment, testifying the efficiency of the method of development of endurance in deaf handball players. Key words: technique, training, handball, handball players with impairment of hearing.

А.И. Беляев, тренер центра адаптивного спорта (тренер сборной России по гандболу спорт глухих), г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru

И.В. Ерёмин, канд. пед. наук, доц., зав. каф. физического воспитания и адаптивной физкультуры, Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru

Л.Е. Деньгова, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания и адаптивной физкультуры, Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ГАНДБОЛИСТОВ, ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ

В статье рассмотрена методика развития выносливости у гандболистов, депривированных по слуху. Авторы приходят к выводу о том, что в тренировочном процессе гандболистов, депривированных по слуху, при подборе средств для развития выносливости необходимо помнить, что потеря слуха существенно сказывается и на развитии всех физических качеств. Из-за поражения слухового анализатора, недостатка объёма обратно-связной информации возникает замедленность управления деятельностью. Методика развития выносливости у гандболистов, реализуемая в тренировочном процессе, включает в себя несколько циклов, каждый из которых состоит из 4 микроциклов. Микроцикл включает три тренировочных дня, в каждом из которых выполнялся определённый комплекс, направленный на развитие: координационной выносливости, скоростно-си-ловой и силовой выносливости, общей выносливости. Данные полученные в начале и по окончании педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности методики развития выносливости у гандболистов, депривированных по слуху. Ключевые слова: методика, тренировка, гандбол, гандболисты, депривированные по слуху.

В настоящее время, проблема совершенствования выносливости гандболистов является одной из главных в процессе их спортивной подготовки. Под физическим качеством выносливость понимают способность организма человека к длительному выполнению физической или умственной работы без снижения работоспособности.

Выносливость спортсмена в физиологической трактовке это комплекс функциональных возможностей, которые обеспечивают необходимую длительность работы организма в заданных условиях спортивной деятельности. Таким образом, выносливость определяется способностью противостоять утомлению, которое рассматривается как процесс, возникающий во время работы и сопровождающийся рядом изменений в организме.

Выносливость в современном гандболе представляет собой комплексную способность, которая обеспечивает выполнение игроками высокого разнообразия применяемых игровых приемов в защите и нападении, интенсивностью игровых действий и быстрыми переключениями по ходу самой игры без значимого снижения их эффективности в течение отведенного времени игры. Выполняемая работа, в процессе спортивной подготовки гандболистов, носит смешанный характер, поэтому очень трудно правильно оценить вклад аэробных и анаэробных энергосистем в снабжение их мышечной деятельности [1].

Развитию выносливости у гандболистов посвящено много работ. А. Гамаун (2011) скоростную подготовленность спортсменов выявляет одним из важных факторов их благополучной соревновательной деятельности. Так, например, А.Н. Евтушенко (1980) [2], развивая выносливость у высококвалифицированных гандболистов внес предложение внедрять в их тренировочный процесс в развивающем режиме нагрузки аэробно-анаэробной направленности. А. Бен Шедли (1988) считал, что большое внимание необходимо уделять развитию скоростной выносливости у гандболистов высокого уровня. В.Я. Игнатьева (1982, 2008) [3] и С.А. Сидорчук (2012) основным фактором специальной выносливости гандболистов считают комплекс скоростно-силовых качеств, который развивается в тренировочном процессе с доминированием физических нагрузок аэробно-анаэробной направленности.

В тренировочном процессе гандболистов, депривированных по слуху, при подборе средств для развития выносливости необходимо помнить, что потеря слуха существенно сказывается и развитии всех физических качеств. Из-за поражения слухового анализатора, недостатка объема обратно-связной информации

возникает замедленность управления деятельностью. Понижение объема второй сигнальной информации, участвующей в формировании всех видов деятельности человека и каждого двигательного навыка, воздействует на двигательный анализатор у лиц депривированных по слуху. Отсутствие слуха и недостаточное развитие словесной речи приводит к тому, что двигательная память у глухих по своему развитию несколько ниже, чем у слышащих (Л.В. Шапкова, 2003) [4].

Несмотря на большое количество работ посвященных развитию выносливости у гандболистов [5 и др.], в настоящее время актуальным остается вопрос о развитии данного физического качества у гандболистов депривированных по слуху.

Наше педагогическое исследование проводилось в центре адаптивного спорта г. Ставрополя. В исследовании принимали участие двадцать гандболистов находящихся на этапе высшего спортивного мастерства, из которых были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная, по десять человек в каждой. В тренировочный процесс гандболистов экспериментальной группы была внедрена разработанная нами методика по развитию выносливости.

При составлении методики по развитию выносливости у гандболистов депривированных по слуху был взят за основу годовой учебно-тренировочный план. Методика включала в себя несколько циклов, каждый из которых состоял из 4 микроциклов. Микроцикл включал три тренировочных дня, в каждом из которых выполнялся определенный комплекс, направленный на развитие: координационной выносливости, скоростно-силовой и силовой выносливости, общей выносливости.

При составлении комплексов упражнений мы руководствовались тем, что эффективным средством развития выносливости являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по своей структуре и форме, особенностям воздействия на функциональные системы организма спортсмена, а также специфические соревновательные упражнения.

При этом для успешного применения экспериментальной методики мы применяли следующие педагогические методы: практические (предписание алгоритмического типа); наглядные (показ и метод графической записи упражнений). Для регулирования физической нагрузки применялось: изменение количества повторений упражнений; увеличение и уменьшение амплитуды движения; выполнение упражнений в условиях, усложненных или облегченных и т. д.

Таблица 1

Показатели развития выносливости у гандболистов депривированных по слуху за период педагогического эксперимента

Тесты М±т

исходные данные конечные данные t P

«Челночный бег 10x9 м (с) координационная вы- 1 24,9±0,1 1 24,2±0,1 4,8 <0,01

носливость 2 24,7±0,1 2 24,3±0,1 3,1 <0,05

«Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» (кол-во 1 37,5±1,1 1 44,7±0,2 4,5 <0,01

раз) силовая выносливость

2 38,7±1,1 2 44,1±1,3 3,2 <0,05

«Подъем туловища из положения лежа на животе 1 81,1±0,3 1 84,6±0,4 4,3 <0,01

за 1 мин», (кол-во раз) скоростно-силовая вынос-

ливость 2 81,6±0,4 2 84,0±0,6 3,3 <0,05

«Бег 1500 м» - общая выносливость 1 296,2±1,1 1 289,4±0,8 4,7 <0,01

2 295,6±0,9 2 290,6±1,3 3,1 <0,05

1 - экспериментальная группа; 2 - контрольная группа

Для выявления развития выносливости у гандболистов депривированных по слуху в начале и по окончанию педагогического эксперимента нами были проведены тесты, взятые из Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спорт глухих: «Челночный бег 10x9 м (с) - координационная выносливость; «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» (кол-во раз) - силовая выносливость; «Подъем туловища из положения лежа на животе за 1 мин» (с); «Бег 1500 м» (с) - общая выносливость.

Библиографический список

1. Гамаун Анис. Эффективность атакующих действий в соревновательной деятельности гандболистов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2011.

2. Евтушенко А.Н. Оптимизация планирования тренировочных нагрузок высококвалифицированных гандболистов в заключительном периоде подготовки к основным соревнованиям. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1980.

3. Игнатьева В.Я. Теория и методика гандбола: учебное пособие. Москва, 2016.

4. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие. Москва, 2003.

5. Шиловских К.В. Гандбол. Белгород, 2011.

References

1. Gamaun Anis. 'Effektivnost' atakuyuschih dejstvij v sorevnovatel'noj deyatel'nosti gandbolistov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.

2. Evtushenko A.N. Optimizaciya planirovaniya trenirovochnyh nagruzok vysokokvalificirovannyh gandbolistov v zaklyuchitel'nom periode podgotovki k osnovnym sorevnovaniyam. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1980.

3. Ignat'eva V.Ya. Teoriya imetodika gandbola: uchebnoe posobie. Moskva, 2016.

4. Shapkova L.V. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: uchebnoe posobie. Moskva, 2003.

5. Shilovskih K.V. Gandbol. Belgorod, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.04.17

УДК 378

Lukash D.N., sound designer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russa), E-mail: lukash.dm@mail.ru

Tovpich I.O., Director, GBOU School № 8 with profound study of music series "Music", (Frunze district of St. Petersburg); postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: lukash.dm@mail.ru

DIGITAL AUDIO WORKSTATION IN THE WORK OF A MUSIC TEACHER. The practical activity of a music teacher in the field of concert and studio sound engineering in the contemporary musical and educational process is an extremely demanded sphere of professional activity. The study of the main aspects of the practical and creative tasks of training music teachers is carried out within the framework of realization of the advanced training courses and professional retraining "Teaching musical disciplines with the use of music and computer technologies". The article deals with the sound-engineering activity of a music teacher and the main aspects of methodological training and methodological support of the educational process for solving professional pedagogical and creative tasks in the field of concert and studio sound engineering in the modern musical and educational process. Key words: music education, live sound engineering, music teacher.

Д.Н. Лукаш, звукорежиссёр, РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: lukash.dm@mail.ru

И.О. Товпич, дир. ГБОУ СОШ №8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка» Фрунзенского

района г. Санкт-Петербурга, аспирант Российского государственного педагогического университета

им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: lukash.dm@mail.ru

Данные, полученные в начале и по окончании педагогического эксперимента, свидетельствуют об эффективности методики развития выносливости у гандболистов, депривированных по слуху. Так, в экспериментальной группе выявлены достоверные сдвиги в следующих тестах: «Челночный бег 10x9 м, (с) - 24,2 с (Р<0,01), в тесте «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» (кол-во раз) - 44,7 раз (Р<0,01), в тесте «Подъем туловища из положения лежа на животе за 1 мин», (кол-во раз) - 84,6 раз (Р<0,01), в тесте «Бег 1500 м», (с) - 289,4 с (Р<0,01).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.