МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ТКАНИ Ильюшина И.А.
Ильюшина Ильяна Александровна - бакалавр, преподаватель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Тазовская детская школа искусств, Ямало-Ненецкий автономный округ п. Тазовский
Аннотация: в статье представлены результаты изучения развития творческих способностей учащихся школы искусств средствами художественной росписи ткани. Доказано, что применение художественной росписи ткани способствует формированию творчества обучающихся.
Ключевые слова: батик, роспись по ткани, многоцветная художественная роспись, творчество.
На протяжении развития человечества актуальным являлось создание эстетически ценных предметов, в которых отражаются материальные и духовные потребности. Так, произведения декоративно-прикладного искусства, обладающие особенной непосредственностью и художественной цельностью, формируют предметно -пространственную среду, эстетически ее обогащая. Находясь с человеком ежедневно, декоративные произведения несут в себе глубокое содержание и являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний, эмоций.
Освоение художественной росписи ткани проходит в рамках изучения предмета «Декоративная композиция» в детской художественной школе. Занятия художественной росписи ткани помогают сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности, пополнить представления о декоративно -прикладном искусстве, его видах, задачах, знакомит с закономерностями построения композиции и колорита, приемами стилизации, закономерностями создания декоративной композиции [1].
Цель статьи - изучить холодный батик как средство развития творчества обучающихся.
Декоративные произведения на сегодняшний день не перестают быть актуальными и востребованными. Декоративно-прикладное искусство связано с оформлением предметов, окружающих человека, гармонично сочетающих в себе эстетические, технологические качества. Кроме того, использование педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов обучающихся, способствующих их разностороннему развитию.
Понимание особенностей декоративно-прикладного искусства, специфики его видов обеспечивает успешное постижение содержания и пластически-выразительных особенностей декоративных произведений, принципов передачи эмоционально-смыслового содержания, овладение практическими методами творческой работы.
Одним из древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства является художественная роспись по ткани. Роспись ткани (батик) - это вид декоративно-прикладной деятельности, которая обладает специфичным художественным языком, уникальность которого состоит в многообразии содержания декоративного образа. Согласно Р. А. Гильман, она соединяет особенности и
художественные приемы многих изобразительных искусств: акварели, пастели, графики, витража, мозаики, позволяя создавать эксклюзивные изделия [4].
Батик как вид прикладного искусства имеет очень глубокие корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому этого искусства, постоянно черпая из него творческие замыслы, что и обуславливает появление новых технологий на основе использования традиций древней росписи по ткани.
Роспись ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества, открывает широкое поле для реализации идей по дизайну. Современные материалы (ткани, краски, резервы и пр.) позволяют использовать данный вид декоративно-прикладного искусства. Дети, как настоящие художники, пишут свои картины на ткани, предварительно выполнив эскизы. Рисование по сырому, смешение красок и создание нового оттенка привлекают ребенка своей таинственностью и новизной. Рисуя, ребенок становится не только творцом, но и исследователем [3].
Основанная и созданная на многовековом опыте техника батика дает широкие возможности для развития творческого потенциала. Техника холодного батика посредством приобщения обучающихся к созидательной деятельности вырабатывает и развивает творческие способности обучающихся. В процессе изучения техники батика, смыслового значения декоративных произведений происходит формирование духовно-нравственных качеств личности. В процессе овладения техникой батика происходит формирование мировоззрения, а также творческих навыков и умений.
Холодный, горячий батик, свободная роспись, узелковая техника, все они взаимосвязаны между собой. Например, выполняя салфетку или платье в холодной технике росписи и невзначай испортив работу, нужно не расстраиваться, а исправить ее при помощи горячего батика, в частности техники «кракле».
Для воспитания чувства прекрасного у обучающихся, педагогу необходимо знать методику обучения декоративно -прикладному искусству, в частности, художественной росписи по ткани. Данная техника на каждом этапе обучения формирует качества творческой личности, такие как: расширение кругозора, желание экспериментировать, развивать чувство композиции, воспитывать чувство ритма и колорита. При работе с техникой «батик», учащийся испытывает эстетическое наслаждение, волевое желание достичь желаемых результатов и потребность воплотить свои чувства в художественном материале.
Также роспись по ткани при правильной ее подаче учащимся, воспитывает усидчивость, аккуратность, аккуратность, терпение, любознательность и умение сосредоточить внимание на логике построения творческого действия.
В процессе обучения технике батика воспитываются такие важные черты личности, как трудолюбие, усидчивость, инициатива, организованность, способность доводить начатое до конца. Приобщение к декоративно -прикладному искусству активизирует самостоятельную творческую деятельность обучающихся, делает ее эмоционально окрашенной. Все это способствует выработке творческой активности, желания применить свои знания и умения и навыки на практике.
Так как создание художественного произведения не отдельный акт, а поэтапный процесс, часто длительный, включающий целый ряд специфических творческих действий, эстетическое воспитание средствами искусства осуществляется и реализовывается различными стезями и путями, надлежащими природе, особенностям каждого из этих искусств, можно так же выделить общие, совместные, основные методы художественного воспитания.
Обучающиеся должны и обязаны получить определенный запас сведений, характеризующих выразительные средства, знать историю и теорию техники росписи по ткани. Обучающиеся должны уметь анализировать и давать оценку
20
художественному произведению. Художественный вкус не сдвигается к способности находить удовольствие от произведений искусства хорошего качества, необходимо воспитание оценивающего отношения к явлениям красоты и изящества, выработка системы оценок и обоснованных эстетических суждений.
При обучении технике батика обучающиеся должны с уверенностью применять свои творческие умения на деле производства или же в обучении других. Закон жизни коллектива, это работа в дружном коллективе, все работают вместе, все учатся друг у друга, необходима общая взаимопомощь. Каждый обучающийся понимает материал по разному, кто-то быстро схватывает на лету, кому-то же необходимо материал повторить много раз. В обучении технике холодного батика больше нужно наглядности материала для зрительной памяти обучающихся [4].
Высокий профессионализм и личностный потенциал педагога, успешно мотивирует обучающихся на творческую работу. В программе работы педагог должен понимать об основных педагогических принципах, применять единые с учреждением методы и приемы обработки изделий, соблюдать инструктаж и технику безопасности, использовать учебно -методический материал и необходимые технологии для проведения учебной работы с обучающимися.
Обучение носит практический характер, теоретический сведения так же потребны, поскольку без теории невозможны изучение основного технологического моделирования самостоятельной творческой работы обучающихся при создании изделий, а так же знания истории происхождения какого-либо прикладного искусства.
Техника батика активно воздействует на формирование ценностных установок личности и развитие творческих способностей. Для того чтобы техника батика могла способствовать развитию творческих способностей, необход има подготовка, которая дает возможность полноценно постигать, воспринимать и в последующем самостоятельно создавать художественный образ.
По мнению Н.Н. Ростовцева, практические занятия декоративным искусством служат главным образом для пробуждения творческих сил и самодеятельности обучающихся, развития художественного вкуса, эстетических чувств, привлечения их к общественно полезной работе. Автор подчеркивает о необходимости учета в процессе обучения декоративному искусству взаимосвязи с другими видами художественной деятельности, а также возрастных особенностей обучающихся [5].
Художественная роспись по ткани является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательный подбор форм и содержания орнаментальной композиции заставляет нас постоянно искать и находить в декоративном искусстве яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности обучающихся.
Обобщая вышеизложенное, следует заметить, что изучение искусства батика, различных технологических приемов росписи по ткани способствует расширению кругозора. Разнообразные приемы и способы росписи по ткани могут служить импульсом для создания творческих композиций.
Список литературы
1. Антипова Ю.А. Развитие художественно-практических умений детей на занятиях дополнительного образования при выполнении изделий в технике «батик». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://educontest.net/STORAGE_1/FILES/article/17490/konkurs%20-%2089.doc. Загл. с экрана/ (дата обращения: 05.06.2018).
2. Баева Л.В. Мастер-класс «Роспись по ткани (холодный батик)» // Технолого-экономическое образование. 2016. № 6. С. 62-68.
3. Велтистов М.Е. Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2007. 20 с.
4. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. М.: ВЛАДОС, 2008. 159 с.
5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. 239 с.