КОНЦЕПТ
Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». -Январь 2012, ART 1202. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/
научно-методический электронный журнал k°ncept/2012/1202 htm. - Гос. рег Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-
ART 1202 УДК 37.036.5 .
Утёмов Вячеслав Викторович,
преподаватель кафедры естественнонаучных и технических дисциплин Кировского филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», г. Киров [email protected]
Методика развития креативности учащихся основной школы
Аннотация. В статье рассматривается авторская методика развития креативности учащихся основной школы посредством решения задач открытого типа, которая основывается на составлении систем таких задач для развития основных характеристик креативности, проявляющихся при преодолении проблем. Методика предполагает спирально-циклический характер прохождения этапов каждого занятия и использование методов и приемов, разработанных в теории решения изобретательских задач.
Ключевые слова: задачи открытого типа, творческие задачи, развитие креативности, творческий потенциал.
Современные психологические исследования по проблеме развития креативности подростков преимущественно носят специальный характер и предполагают создание особых курсов в области общих надпредметных и внепредметных знаний (Э. де Боно [1, 2], Е. Л. Яковлева [3]). В педагогических источниках в развертке новаторского и передового опыта последней трети XX в. (И. П. Волков [4], В. Ф. Паламарчук [5], В. Ф. Шаталов [6]) и в теоретических исследованиях (Б. И. Коротяев [7], А. М. Матюшкин [8], В. С. Шубинский [9]) развитие творческих способностей, креативности учащихся трактуется как обязательное условие и цель образовательного процесса в школе; при этом наиболее разработанными являются теоретико-прикладные аспекты проблемы, не позволяющие в полной мере выстраивать методику развития креативности для учащихся основной школы.
Анализ полученных результатов проведенных нами курсов [10,11] и олимпиад [12] даёт возможность утверждать, что при отсутствии направленности обучения на развитие креативности учащихся основной школы, процесс развития креативных качеств осуществляется стихийно, не обеспечивая полноценной творческой реализации личности. Следовательно, возникает необходимость проведения специально организованного обучения, направленного на развитие креативности.
Цель образовательного курса заключается в повышении уровня сформирован-ности основных характеристик проявления креативности при решении задач открытого типа: оптимальности идей, эффективности рассуждений, оригинальности ответа и разработанности решения.
Разработана и апробирована методика развития креативности учащихся основной школы посредством решения задач открытого типа с использованием инструментария теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера. Внедрение инструментов ТРИЗ в процесс обучения способствует формированию творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса, а также играет роль «общего» языка для интеграции различных образовательных областей. Методика реализуется в соответствии с курсами «Эвристические методы мышления и активизации творчества» и «На пути к творческому мышлению». Общими требованиями к проведению занятий по данным разделам являются:
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 1202 УДК 37.036.5
Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». -Январь 2012, ART 1202. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1202.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 22251618.
- проблемный характер предъявления учебного материала;
- обучение посредством специально организованных диалогов;
- минимизация теоретического материала, использование методов и приемов разработанных в ТРИЗ, широкое применение дидактических игр и упражнений построенных на основе задач открытого типа.
Образовательный курс является дополнительным для учащихся основной школы. Темп обучения в среднем составляет одно занятие в неделю. Это необходимо для того, чтобы учащийся успел полно и корректно ответить на все поставленные перед ним вопросы в задачах занятия. Занятия направлены на самостоятельное изучение материала курса учениками с помощью взрослого (педагога или родителя). Каждое занятие снабжено комментариями для взрослых, в которых раскрывается суть рассматриваемых методов и приводятся контрольные решения, поэтому вести курс могут педагоги любой специализации, воспитатели и даже родители.
Образовательный курс состоит из нескольких взаимосвязанных занятий. Все занятия посвящены отдельным методам, приёмам и идеям научного творчества, реализованным на материале математического, лингвистического и естественнонаучного характера. Методы, приёмы и идеи подобраны таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно реализовать все шаги алгоритма исследования объекта, используемого в ТРИЗ [13]: сбор информационного фонда ^ обработка фонда, выявление моделей ^ сбор дополнительной информации и описание ее в выбранной модели ^ выявление противоречий между новой информацией и построенной моделью ^ разрешение противоречия, построение новой модели.
В исследовании обучение рассматривается как система, объединяющая целый ряд компонентов (педагог, обучающийся, содержание, методы обучения, формы организации обучения, средства обучения, методы стимулирования и мотивации личности обучающегося в процессе обучения, цель и результат) [14]. Одни компоненты процесса обучения имеют первичный характер (без них сам процесс невозможен), а другие -вторичный (они вовлекаются в учебный процесс выборочно). Занятие рассматривается нами как обучающая деятельность педагога и учащегося, направленная на формирование системы знаний, умений и навыков обучаемого, включая одновременно цели развития и воспитания личности. Поэтому образовательный курс может рассматриваться как прерывистая протяженная во времени образовательная деятельность.
Каждое занятие состоит из шести этапов. В табл. 1 приведено содержание и описание этапов. В последнем столбце условно предлагается временной интервал на прохождение этапа учащимися, выявленный в процессе апробации курса.
Логика прохождения этапов занятия курса для большинства учащихся не является последовательной; она имеет спирально-циклический характер (рис. 1).
Т
а
т
о
о
см
о
со
о
'¡t
о
ю
с
а
т
о
со
t
Рис. 1. Логическая последовательность прохождения этапов занятий курса
КОНТ TFTTT
Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». -Январь 2012, ART 1202. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/
научно-методический электронный журнал k°ncept/2012/1202 htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-
ART 1202 УДК 37.036.5 .
Таблица 1
Поэтапная структура построения занятия образовательного курса
№ эта па Содержание этапа Описание этапа Интервал времени на прохождение этапа
1 Актуализация материала, рассмотренного на предыдущем занятии Реализуется через постановку проблемных вопросов, решение которых позволяет выявить недостатки усвоения рассмотренного на предыдущем занятии метода До 10 минут (ответы на поставленные проблемные вопросы)
2 Теоретическая справка о методе, приёме или идее научного творчества Реализуется через специально организованную беседу персонажей курса с учащимися, осваивающими материал. Возникающие проблемные ситуации решаются персонажами курса с постепенным описанием метода и показом способа его использования До 30 минут (на осмысление материла и ответа на поставленные вопросы)
3 Постановка задач открытого типа первого или второго уровня сложности Ставятся задачи, решение которых заключается в использовании средства прямо предназначенного именно для данной цели или выборе из нескольких альтернатив. Все необходимое только что рассмотрено или разобрана аналогичная задача в теоретической справке До 20 минут на каждую задачу (на формулирование и описание решения по данному методу)
4 Постановка задач открытого типа третьего уровня сложности Ставятся задачи, решение которых заключается в модернизации или адаптации предложенного метода, или требуется переформулирования исходной задачи в другой терминологии для ее решения До 1 дня на каждую задачу (на поиск решения по предложенному методу)
5 Постановка задачи открытого типа четвертого уровня сложности Для решения поставленной задачи необходимо получить решение, принципиально отличающееся от рассмотренного метода. Для получения решения необходимо воспользоваться логическим или абстрактным рассуждением, то есть проявить умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применять интуицию, воображение и фантазию До 2-3 дней (на поиск аналогичных проблемных ситуаций и рассмотрения методов решения, подбор метода решения)
6 Постановка исследовательско-поисковой задачи Ставиться задача, ответ которой будет получен индивидуально каждым обучающимся в соответствии с социальной окружающей средой, уровнем жизненного опыта и наблюдательности До 2-3 дней
Для решения задач 3, 4 и 5-го этапов необходим возврат ко 2-му этапу для рассмотрения схемы решения по методу. Возврат с 4-го этапа к 3-му необходим для рассмотрения уже имеющихся способов решения для их адаптации или модернизации в новое решение. Как наиболее сложный и ключевой 5-ый этап требует усвоения и систематизации полученной информации по новому методу, актуализует переход от 5-го этапа к 4, 3 и 2-му этапам. Зацикливание последовательности от 6-го этапа ко 2-му необходимо для проявления наблюдательности и жизненного опыта.
Организация образовательного курса реализуется на основе модели развития креативности посредством решения задач открытого типа и накладывается на логическую структуру занятия.
Личность в соответствии с личностно-деятельностным подходом, рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Проявление
КОНЦЕПТ
Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». -Январь 2012, ART 1202. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/
научно-методический электронный журнал k°ncept/2012/1202 htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-
ART 1202 УДК 37.036.5 .
условий модели позволят создать обучающую среду, направленную на достижение цели. В рамках занятия на 1, 2, 3, 6-м этапах используются индивидуальные и парные формы обучения, на 4 и 5-м этапе возможно использование коллективных форм обучения. Комбинация методов обучения позволяет учащемуся комфортнее воспринимать получаемую информацию (эвристический и игровой метод на 2, 3, 4 и 5-м этапе) с одновременной поисковой направленностью деятельности (проектный метод на 6-м этапе). Адаптированные методы ТРИЗ позволяют активизировать самостоятельную творческую деятельность учащихся, направленную на получение нового результата и способствующую решению задач открытого типа на всех этапах занятия.
Разработка и подбор задач открытого типа реализуется с позиции развития основных структурных элементов креативности, проявляющихся при преодолении проблем: в оптимальности предлагаемых идей, эффективности рассуждений, оригинальности ответа и степени разработанности решения.
На развитие оптимальности предлагаемых вариантов решений влияют задачи, характеризующиеся скалярными или скаляризованными схемами, основанными на уникальных решениях при наличии полной информации. На содержательном уровне оптимальность может быть определена как нечто наилучшее в следующем смысле: оно в наибольшей степени соответствует цели управляющей системы в рамках имеющейся у неё информации о состоянии среды.
Пример 1. Азбука Морзе - это система двух знаков для замещения букв алфавита по особым правилам для передачи сообщений. Известно, однако, что китайские иероглифы - это не буквы, а знаки понятий. Один знак - «дом», другой - «дерево», третий - «смотреть» и т. д. Как китайским радистам удаётся передавать сообщения?
Поиск решений основан на различных содержательных линиях, что позволяет исследовать возможности применения одного или нескольких алгоритмов и общих приемов действий к новым задачам.
На развитие эффективности рассуждений влияют задачи, на заключительном этапе решения которых учащиеся возвращаются к условию, осмысливают его, анализируют различные детали. Далее в соответствии с проведенным анализом происходит соотношение полученного и требуемого, осмысление результата, коррекция или переход к следующему витку деятельности.
Пример 2. Из истории арифметики мы знаем, что сначала людям было известно только сложение чисел, а уже затем появилось умножение. Сложение было нужно для подсчета овец после объединения стада, подсчета собранного урожая за несколько дней. Как ты думаешь, с чем связано появление умножения?
Анализируя результат и путь решения задачи, с одной стороны, учащиеся могут сделать свои знания более прочными и глубокими, закрепить навыки, необходимые для решения задач. С другой стороны, исходя из условия, хода решения и результата решенной задачи, - получить новые для себя знания (рассмотреть метод решения задачи и выделить в нем главное, попытаться найти его применение к другим задачам; попытаться сформулировать и решить новые задачи).
На развитие оригинальности ответа влияют задачи, основанные на умении создавать оригинальный способ решения при известности других. Необходимость отказываться от стереотипов деятельности, знаний должна быть заложена в контрольном ответе к задаче.
Пример 3. В романе С. Лема «Эдем» механические зародыши преобразуют материал окружающей среды в строительные материалы, из которых возводятся стены. Придумай 2-3 идеи новых произведений, в которых новое создаётся «из ничего».
гм yj nj
КОНТ TFTTT
Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». -Январь 2012, ART 1202. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/
научно-методический электронный журнал k°ncept/2012/1202 htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-
ART 1202 УДК 37.036.5 .
Отказ от невозможности заранее заданного в задаче позволяет расширить поле для творчества учащегося. Поэтому обучение должно, с одной стороны, прививать стереотипные навыки, умения, знания и, с другой - одновременно создавать установку на возможность отказаться от них в поисках других знаний и способов деятельности, более продуктивных для данного случая.
На развитие степени разработанности решения влияют задачи с уклоном на качество результатов творческой деятельности. Разработанность решения творческой задачи делает доступным для понимания другим человеком результата деятельности ребенка.
Пример 4. Изучи схему. Опиши объект по схеме.
Бумага
Один лист легко промокает Много листов не промокают
ПЛОХО ХОРОШО
Витамины
Съесть много витаминов опасно Одна витаминка полезна
ПЛОХО ХОРОШО
Телевизор
В таких задачах предполагается наличие опорной схемы для рассуждения и его описания, которая позволяет выстроить осмысленную логическую структуру решения задачи и даёт возможность критически осмыслить результат.
Таким образом, уже на этапе проектирования задач возможно ориентироваться на основные характерные показатели креативности, способствующие ее развитию.
В процессе использования разработанной методики традиционное содержание обучения изменению не подвергается [15], но дополняется проведением занятий по этой программе и обогащается за счет переноса полученных знаний и умений на содержание общеобразовательных предметов.
Ссылки на источники
1. Боно Э. Латеральное мышление. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 320 с.
2. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить. - Мн.: Попурри, 2005. - 432 с.
3. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 1997. - 222 с.
4. Волков И. П. Цель одна - дорог много: проектирование процессов обучения. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
5. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
6. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Педагогика, 1979. - 134 с.
7. Коротяев Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.
8. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во МПСИ, 2003. - 720 с.
9. Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся. - М.: Просвещение, 1989. - 450 с.
10. Горев П. М., Утёмов В. В. Учимся вместе с Совёнком: эвристические методы мышления и активизации творчества: учебное пособие. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. - 104 с.
11. Горев П. М., Утёмов В. В. Школа Совёнка: на пути к творческому мышлению: учебное пособие. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. - 114 с.
12. Горев П. М., Утёмов В. В. Формула творчества: решаем открытые задачи. Материалы эвристической олимпиады «Совёнок»: учебно-методическое пособие. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. - 288 с.
13. Альтшуллер Г. С. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Теория и практика решения изобретательских задач. - Кишинев: КартяМолдовеняскэ, 1989. - 381 с.
КОНЦЕПТ
Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». -Январь 2012, ART 1202. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/
научно-методический электронный журнал k°ncept/2012/1202 htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-
ART 1202 УДК 37.036.5 .
14. Насс О. В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования: монография. - М.: Изд-во МПГУ, 2010. - 200 с.
15. Утёмов В. В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. - URL: www.science-education.ru/99-4805 [Дата обращения: 04.12.2011].
Utyomov Vyacheslav,
teacher of the chair natural sciences and technical disciplines Kirov-ray branch Moscow State Industrial universities, Kirov [email protected]
Development technique креативности pupils of the basic school
Abstract. In article the author's technique of development креативности pupils of the basic school by means of the decision of problems of open type to be based on drawing up of systems of problems of open type for development of the basic characteristics креативности problems shown at overcoming is cons i-dered. The technique assumes spirally-cyclic character of sequence of passage of stages of each employment and use of methods and receptions developed in the theory of the decision of inventive problems. Keywords: problems of open type, creative problems, creativity development, creative possibility.
Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»