Научная статья на тему 'Методика расчетной оценки прочности подкрановых строительных конструкций здания ГЭС'

Методика расчетной оценки прочности подкрановых строительных конструкций здания ГЭС Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
348
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / МЕТОДЫ РАСЧЕТА / НАГРУЗКИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОЧНОСТЬ / ДЕФОРМАЦИИ / АРМАТУРА / ЖЕЛЕЗОБЕТОН

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Беккиев Мухтар Юсубович

Рассмотрена методика оценки безопасности несущих строительных конструкций при работе крана с максимальной грузоподъёмностью. Проанализированы расчетная схема сооружения и варианты приложения силовых воздействий. Проведен учет результатов инструментальных обследований материалов строительных конструкций. Расчеты строительных конструкций здания реализованы на стандартизированном программном комплексе. По результатам поверочных расчётов сделан вывод о возможности безопасного использования несущих подкрановых конструкций здания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Беккиев Мухтар Юсубович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика расчетной оценки прочности подкрановых строительных конструкций здания ГЭС»

Методика расчетной оценки прочности подкрановых строительных конструкций здания ГЭС

проф. М. Ю. Беккиев

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М.

Кокова, г. Нальчик

В период производства работ по реконструкции здания ГЭС в КБР, возник вопрос об оценке безопасности несущих строительных конструкции при работе крана с максимальной грузоподъёмностью 40т. Здание находилось в эксплуатации с 1936 г., несколько раз реконструировалось и ремонтировалось.

Несущими конструкциями здания являются монолитные железобетонный каркас и монолитное железобетонное покрытие. Машинное отделение имеет однопролетный прямоугольный план. Помещение оборудовано мостовым краном. Колонны каркаса по высоте имеют различные поперечные сечения в подкрановых и надкрановых частях. На подкрановых частях колонн размещены подкрановые железобетонные балки, на которые установлены металлические подкрановые пути-рельсы специального профиля. Элементы каркаса имеют разные жесткости. Различна механика работы рам, балок и колонн внутри машинного отделения. Каркас части здания в продольном направлении, где расположена монтажная площадка, имеет один пролет и отделен от трехпролетного в продольном направлении каркаса основного здания, где размещено силовое оборудование, специальным деформационным швом. Шов решен введением в каркас дополнительных колонн и балочных элементов.

Обследованиями выявлено, что при производстве монолитных работ допущены отклонения от нормативно-технологических требований по производству работ. Вместе с тем, прочность бетона находится в пределах заданных проектом величин, а прочность стали, по результатам испытаний несколько выше, чем рекомендованной для марки, примененной при реконструкции здания в 1943 г.

При выборе расчетной схемы рассматриваемого здания необходимо оценить работу опорных и узловых соединений. Определить характер работы узла рамы и опорного узла в монолитной железобетонной конструкции рамного каркаса здания лишь по внешним признакам не представляется верным. Характер размещения, тип арматуры, её анкеровка и ряд других параметров могут менять механику работы узлов и опор конструкций от «шарнира» до «жесткой заделки». То есть, нагрузка на узел может меняться от нулевого до максимального значения воздействия. При выборе наиболее опасного сечения и наибольшей возможной нагрузки, приложенной к конструкции в рассчитываемых сечениях, необходимо провести математический анализ характера деформирования и нагружения конструкций в «основной системе». В реальной конструкции необходим учет работы конструкции по «деформированной схеме». Сбор нагрузок на каждый элемент и его отдельные сечения необходимо производить по максимальным и минимальным значениям подвижных и неподвижных сил и возможных сочетаний их совместного воздействия. Выявление наиболее опасного сечения конструкции и наибольшей возможной нагрузки в нем требует, при учете работы крана, построения целого ряда «линий влияния» в виде функций от первого до третьего порядка для различных поперечных сечений. Реализация такая методики расчета конструкций стала доступной лишь в последнее время, с развитием технологий компьютерных расчетов по специальным программным комплексам. Кроме того, в 20-х - начале 30-х годов, когда проектировалось и строилось здание, расчет прочности производился по методу «допускаемых напряжений». Метод расчета по «разрушающим усилиям» и далее, действующий в текущих нормах, метод расчета «по предельным состояниям», были озвучены в 1931 и 1932 г, а реально вошли в нормативную практику значительно позже. Таким образом, несущие конструкции здания могли иметь некоторые запасы прочности.

Прочностные характеристики материалов того времени были ниже, и физико -химическое состояние материалов после более чем 70-ти лет эксплуатации требовали проведения проверочных расчетов по фактическим параметрам материалов и конструкций каркаса.

Расчеты подкрановых несущих строительных конструкций и каркаса здания реализованы на программном комплексе «Лира 9.4». Поверочные расчёты несущих конструкций машинного зала здания ГЭС в КБР проведены на полную расчётную нагрузку при максимальной грузоподъёмности крана 40 т.

Исследуемый блок здания ГЭС является надземной постройкой над агрегатным узлом и оборудовано мостовым краном, который используется для ремонтно-профилактических работ и для замены гидроагрегатов при реконструкции. Несущими подкрановыми строительными конструкциями машинного зала являются железобетонные подкрановые балки и железобетонные колонны каркаса. Грузоподъёмность мостового крана согласно техническому паспорту Q = 40/7.5 тс, пролёт крана L = 8850 мм. Режим работы крана -лёгкий (1К-3К).

Объёмно-планировочное решение здания - одноэтажное, однопролётное (в поперечном направлении) с размера по осям 9600 х 22500 мм.

Фундаментами исследуемого сооружения являются массивные конструкции подземных сооружений, выполненных по жёсткой конструктивной схеме.

При сборе нагрузок использовались данные, изложенные в расчёте здания ГЭС, выполненного подрядной проектной организацией.

Так как в расчётной схеме исследуемого сооружения подземная часть рассматривается как фундамент, то на него распространяется положение СНиП 2.06.08-87, согласно которому элементы бетонных и железобетонных конструкций гидротехнических сооружений, не подвергающиеся воздействию водной среды, следует проектировать в соответствии с требованиями «обычных» (не гидротехнических) норм.

Выбор наиболее опасных сечений и неблагоприятных загружений подкрановой балки нагрузками от максимально нагруженного крана осуществлялся на основе пошагового загружения подкрановой балки (шаг смещения крана вдоль балки - 400 мм.)

При расчёте реализованы четыре группы загружений с учетом постоянных, временных и особых нагрузок.

Для исследования напряженно-деформированного состояния конструкций было проведено шесть расчётов, учитывающих возможные неблагоприятные условия загружения конструкций и их совместную работу в узлах сопряжения. При восстановлении и реконструкции здания, железобетонная подкрановая балка была усилена путём наращивания верхней полки до толщины 400 - 500мм, но по результатам обследования сложно достоверно установить степень совместности работы наращенной конструкции с ранее изготовленными конструкциями. Так, при обеспечении соответствующих конструктивных мероприятий, узел сопряжения наращенной подкрановой балки с колонной можно считать "жестким". Но при отсутствии конструктивных мероприятий или некачественном исполнении их, верхняя (растянутая) зона по механике может работать от «заделки» до «шарнира». Это, в свою очередь, будет оказывать влияние на распределение усилий между пролётной (нижней) арматурой и надопорной (верхней) арматурами в сечениях ригеля.

По результатам поверочных расчётов, требуемая площадь расчётной арматуры колонн сечением 900 х 1550 мм на узкой грани составляет:

As”43. = max As3 = 0,53 см2, на широкой грани A^ = max Asi = 1,06 см2, при расчётном сопротивлении арматуры Rs = 1600 кг/см2 (Ст. 0). Таким образом, площадь арматуры следует назначать по конструктивным соображениям. Что при гибкости Xz =

L 19,8 00

— =------= 22 составит:

h 0,9

As43 = 0,004bh = 0,04х90х155 = 55,8 см2

Фактическая арматура, выявленная в ходе обследования имеет площадь Л8факт' = 62,84 см2 (20020), с расчётным сопротивлением арматуры Rs = 2150 кг/см2 (по результатам испытаний образцов).

Требуемая площадь расчётной арматуры на узкой грани колонн сечением 600 х 1000 мм составляет Л8тр' = max As3 = 0,31 см2, на широкой грани Л8тр' = max As1 = 0,62 см2 при расчётном сопротивлении арматуры Rs = 1600 кг/см2 (Ст. 0). Для этих колонн площадь арматуры также следует назначать по конструктивным соображениям, что составит:

A^ = 0,005bh = 0,005х60х100 = 30,0 см2

Фактическая арматура, выявленная в ходе обследования, составляет по узкой грани Л8факт' = 106,2 см2 (20026), с расчётным сопротивлением арматуры Rs = 2150 кг/см2 (по результатам испытаний образцов).

Требуемая площадь поперечной арматуры (хомутов) в колоннах по результатам поверочного расчёта составила As«713. = max Asw1= 0,767 см2/п.м.

Фактическая площадь поперечной арматуры составляет Aswфакт' = 3,14 см2/п.м (4010 на п.м.).

Таким образом, сравнительный анализ требуемого армирования колонн по расчёту на крановые нагрузки и фактически установленной во время ремонтных работ 1943 г. арматуры показывает, что существующего армирования колонн достаточно для безопасной эксплуатации крана с максимальной грузоподъёмностью 40т.

Максимальные значения требуемой арматуры в сечениях подкрановой балки по результатам расчётов составили (рис.1):

Пролётная (нижняя) продольная арматура: max As1 = 22,21 см2.

Опорная (верхняя) продольная арматура: max As2 = 24,06 см2.

Поперечная арматура (хомуты): max Aswi = 3,23см2/п.м.

Фактическое армирование подкрановой балки по результатам обследования:

Пролётная (нижняя) продольная арматура: Л.афакт' = 30,97см2.

Опорная (верхняя) продольная арматура: Лs2факт' = 32,17 см2.

Поперечная арматура (хомуты): Aswi т' = 6,28 см2.

Рис. 1 Сечение исследуемой подкрановой балки

Таким образом, существующего армирования подкрановых балок достаточно для безопасной эксплуатации крана.

Проведенный анализ технического состояния строительных конструкций здания, и результатов поверочных расчетов позволяют сделать заключение о возможности безопасного использования несущих подкрановых конструкций здания при работе мостового крана машинного зала ГЭС с максимальной грузоподъемностью 40 т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.