УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И Том XVI 1985
№5
УДК 629.7.023: 62—419.8
629.7.015.4.023 : 62—419.8
МЕТОДИКА РАСЧЕТА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТВОРОК ЛЮКОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
А. Б. Кудряшов, В. Ф. Кутьинов
Рассматривается методика расчета и проектирования створок люков летательных аппаратов из композиционных материалов. Методика применима для створок сотовой конструкции, близких в плане к прямоугольным, обладающих небольшой кривизной и окантованных по торцам достаточно мощными балками. Методика включает два этапа, первый из которых основан на применении аналитических зависимостей, полученных из условий минимума веса и обеспечения необходимой жесткости, а второй связан с использованием метода конечных элементов.
Рассматриваются створки люков летательных аппаратов сотовой конструкции, по схеме близкие к изображенной на рис. 1. Они состоят из двух обшивок, окантованных по краям балками, в пространство
/—торцевая балка, 2—сотовый заполнитель, 3—поперечная балка, 4—-продольная балка, 5—несущий слой, 6—тяговое устройство, 7—ось подвески створки на фюзеляж
Рис. 1
между которыми вводится сотовый заполнитель. Крепление створки на фюзеляж осуществляется шарнирно (относительно как продольной, так и поперечной оси створки) в нескольких узлах вдоль одной из продольных сторон. Удерживают створку в заданном положении тяги, подходящие к торцевым балкам. Последние обычно изготовляются достаточно мощными и деформируются незначительно.
Большой интерес представляет использование в конструкциях створок композиционных материалов, обеспечивающих высокие жест-костные характеристики. Важным при этом является правильный выбор укладки слоев композиционного материала и распределения материала между обшивкой и продольной балкой.
В настоящей работе предлагается методика выбора толщины и ар-мировки несущих слоев створки, характеристик торцевых, продольных и поперечных балок и сотового заполнителя из условий минимума веса и удовлетворения требований прочности и жесткости.
Предлагаемая методика включает два этапа.
На первом этапе на основе упрощенной модели створки с помощью аналитических зависимостей из условий минимума веса и обеспечения необходимой жесткости, но без учета требований прочности определяется наиболее выгодная армировка несущих слоев, а также проводится предварительный выбор толщины обшивки и параметров балки.
На втором этапе с помощью уточненной расчетной модели, основанной на изопараметричееких конечных элементах, проводится цикл расчетов, позволяющий окончательно определить параметры створки. При этом учитываются требования прочности, жесткости и веса, а решение, полученное на первом этапе, выступает в качестве начального приближения.
В силу описанного выше характера крепления створки на фюзеляж ее на первом этапе можно представить трехслойной пластиной, шарнирно-опертой по трем сторонам и подкрепленной балкой по четвертой (рис. 2). Заполнитель створки считается достаточно жестким, что позволяет применить к ней гипотезу прямой нормали.
Уравнение изгиба такой пластины, подкрепленной балкой запишем в вариационном виде [1]:
8П(ш) = 0; (1)
Рис. 2. Расчетная схема створки на первом этапе проектирования
П(*) = -!- Г (\ох (—)! + 20,»„ +
у ’ 2 J J \ * и*2 / х ху дх* ду*
—а О
+°> Ш+4°^ (0,)’ -2?г")ЛхЛу+
+т ] в'] (
д2т
дх*
у=ь
йх
где
ЕукП
^ _ ^ЛП п
* = 2(1 -ЧхуЪх) ’ °У = 211 - v;ey V,,)
I) ^ху № Ь
"ху —---------§-----
E0J--
(3)
Здесь хОу — общая система координат, но — вертикальное перемещение, <7 — давление, а — полудлина створки, Ъ — ширина створки, к — толщина створки, б — толщина несущего слоя, 5 — площадь поперечного сечения пояса продольной балки, у — удельный вес материала несущих слоев уо — удельный вес пояса продольной балки, Ех, Еу, Оху — модули упругости несущих слоев на растяжение вдоль осей х и у и сдвига в плоскости ху, уХу — коэффициент Пуассона, характеризующий сжатие материала несущего слоя вдоль оси х при его растяжении вдоль оси у.
Укладку слоев композиционного материала на практике часто производят по углам 0, ±45° и 90° к продольной оси створки*.
Для такой схемы армировки имеем
Ех--------Ех (¿д, ¿45, ¿9о) ! Еу-------------------------Еу (¿д, ¿45, ¿.¡о) ,
(¿01 ¿45» ^9о)>
@ху --------- (¿0. ¿451 ¿9(>)
V = V \гу лу
V Р V Е *
*ху*^х ух*-"у У
¿0 "Ь ¿45 "Ь ¿90 = 1 >
(4)
где ¿о, ¿45 и 4о — относительное содержание в обшивке слоев, ориентированных под 0, ±45° и 90° к оси х.
Граничные условия шарнирного опирания имеют вид:
но (±а, у) = 0;
д2мг(±а, у) дх^
= 0;
(5)
Вес пластины представляется в виде:
О = + Сг2 + б3 , (6)
где (/1 = 4?8ай — вес обшивок, = 4?,, ав — вес поясов продольной балки, 03 — вес заполнителя и стенки продольной балки, которые предполагаются неизменными.
* Варьируя относительное содержание указанных слоев в обшивке, можно изменять прочностные и жесткостные свойства в широком диапазоне.
Прогибы пластины должны удовлетворять ограничению:
та» (х,
Кроме этого, могут иметь место технологические ограничения:
8>8°>0,
¿о>Л>0,
*45 ^ ^45 ^ О,
о
^90 ^ *90 0- J
(8)
Математически задачу проектирования такой пластины минимального веса можно сформулировать следующим образом: определить значения параметров 6, 5, ¿0, /45, /90 и функцию ии(х, у), являющуюся решением уравнения (1), удовлетворяющую граничным условиям (5) и соотношениям (4), доставляющим минимум функционалу (6) при ограничениях (7) и (8).
Для принятых граничных условий можно предположить, что определяющими деформациями пластины будут деформации кручения относительно оси х и деформации изгиба относительно оси у. Введем также предположение о неизменности давления по ширине створки, т. е. положим q = q(x), и применим для решения уравнения (1) метод Рит-ца, представив функцию прогиба створки в виде
Подставив (9) в выражение (1) и, полагая, что площадь поперечного сечения пояса продольной балки, а также толщина и армировка несущих слоев могут меняться только по длине створки, нетрудно получить
W(x, y) = Ayf(x), где f(x) есть решение уравнения изгиба балки
(9)
/Iу (х) = д(х);
/(—а) =/(а)=/"(—а) = /"(а) = 0.
(10)
ьм0
(И)
2 {4K1 + bKz} ’
где
а
М0= j q (*) f{x) dx ,
—а
а
(12)
К2= J Гу Dx (х) + E0J(x) 1 [ f" (х) ]2 dx.
Дальнейшие выкладки проведем в предположении, что характеристики несущих слоев и продольной балки постоянны. В этом случае
где
дии
Мо= / Я {X) /(х) йх ,
—а
Мх = | [Пх) ?с1х, (14)
—а
¡[г(х)гах.
—а
Исходя из (6), минимизация й сводится к поиску минимума функ-
Ф = 5 + 8 Ь -У— ,
7о
(15)
Ограничение (7) с учетом (3), (4), (9) и (13) можно привести к
виду
где
Ж2~ЗВ) •
В-.
4Мг
ог
3(1
*ху
*ху)
(16)
(17)
где /—максимальное по модулю значение функции на промежутке (—а, а).
Таким образом, задача сводится к поиску минимума функции (15) при ограничениях (8) и (16) и выполнении соотношений (4).
Остановимся на некоторых общих свойствах решения. Для этого осуществим подстановку^ (16) в (15):
Ф >______У.- + § ьи,
^ Шив'Е0 М2
где
(18)
(19)
^ = _7_____Ё-
То Е0
Отметим, что в (18) не входит член с Еу, зависящий в основном от величины ¿до слоев, ориентированных под углом 90° к оси х, и напротив, увеличение Ех И йху, происходящее С ростом ¿0 и ¿45, приводит к уменьшению Ф. Следовательно, к минимуму Ф приводит выход ¿9о на ограничение
¿90 = ¿90 . (20)
Выбор значений ¿0 и ¿45 должен осуществляться из условия минимума выражения (19). Принимая во внимание (20),, имеем:
¿0 + ¿45 = 1 - ¿90 • (21)
Таким образом, вопрос сводится к поиску минимума функций одной переменной, например ti5, при ограничениях
о о о
¿45 ¿45-С 1 ----¿0 — ¿90 •
Заметим, что при О минимум Ф достигается при выходе на ограничение б, что соответствует вложению материала в продольную балку. При этом
8 = 8° ;
7 Мо_ — 8° В
Е0 V Л2 М2
(23)
При /?<0 минимум Ф будет достигаться при выходе на ограничение 5, что соответствует вложению материала в обшивку. При этом
/
Л*о
М2
£^£о\ .
Ъ } ’
(24)
Приведем графическую интерпретацию полученных результатов для створок, несущие слои и продольная балка которых изготовляются из углепластика КМУ-1,/7* и частного вида ограничений на параметры ¿о, ¿45 и ¿ад, а именно, для случая, когда по каждому из направлений под 0, 45°, —45° и 90° к продольной оси ограничения одинаковы.
Введем в рассмотрение ограничительный параметр а, для которого имеет место связь
¿о = ¿90 = а; ¿45 *= 2а.
На рис. 3 представлены кривые, с помощью которых для заданных значений удлинения Х=а/Ь и параметра а можно установить рациональную схему армирования створки.
Зона I соответствует преимущественной ориентации волокон под ±45° к продольной оси и предпочтительному вложению материала в несущие слои.
Зона II соответствует преимущественной ориентации волокон под ±45° к продольной оси и предпочтительному вложению материала в пояса продольной балки.
Зона III соответствует преимущественной ориентации волокон вдоль продольной оси и предпочтительному вложению материала в пояса продольной балки.
Представляют интерес рекомендации на тот случай, если различные участки по длине створки могут иметь различную толщину и армировку.
Из (9) следует, что максимальный прогиб створки зависит от величины
* Имеется в виду, что пояса продольной балки армированы однонаправленным углепластиком КМУ-1.
Рис. 3
коэффициента А (11) и может быть изменен за счет коэффициентов Кх и Кг, определяемых соотношениями (12). Из этих соотношений видно, что наибольший вклад в К\ дают участки створки, примыкающие к торцевым балкам, где достигают наибольшей абсолютной величины значения производной \['(х)\, а в /Сг — средняя часть створки, где наибольшее значение имеет (х) |. Отсюда напрашивается вывод о том, что для створок, параметры которых соответствуют зоне / (см. рис. 3), целесообразно усиление участков обшивки створки, примыкающих к торцевым балкам, за счет дополнительных слоев, ориентированных под ±45° к оси створки. Для створок, соответствующих зоне II — усиление поясов продольной балки в средней ее части. Для створок, соответствующих зоне III, наиболее выгодным является усиление обшивки в средней части створки за счет дополнительных продольных слоев.
Таким образом, представленный анализ дает возможность предварительного выбора параметров створки и их эффективной модификации на последующих этапах проектирования.
На втором этапе проводится конечноэлементный расчет створки. В его основу могут быть положены различные системы и программы МКЭ, обладающие возможностью моделирования трехслойного сотового пакета. Авторами на этом этапе был использован комплекс программ «СИСТЕМА-4» [2], включающий в себя изопараметрические конечные элементы, которые имеют следующие характерные особенности:
—> позволяют учитывать анизотропию жесткостных характеристик несущих слоев, балок и заполнителя;
— построены в предположениях гипотезы Рейсснера, т. е. учитывают деформации поперечного сдвига, что существенно при анализе НДС заполнителя;
— обладают достаточно высокой (поликубичной) степенью аппроксимации перемещений по элементу, что является существенным при расчете изгиба;
— являются совместными вдоль границ между элементами, что гарантирует сходимость результатов;
— обладают эксцентриситетами относительно узлов, что позволяет описывать трехслойную конструкцию в виде совокупности пакетов конечных элементов, привязанных к общей узловой поверхности*.
Отметим, что подобный подход может быть использован для моделирования не только трехслойных конструкций, но и конструкций, состоящих из произвольного числа слоев. В частности, модель самой композиционной обшивки в ряде случаев целесообразно рассматривать в виде пакета конечных элементов, в котором каждый из элементов пакета соответствует определенному монослою композиционной обшивки.
Схемы предлагаемых к использованию элементов с указанием системы их обобщенных узловых перемещений приведены на рис. 4, а, б, в, причем элементы а я б служат для идеализации несущих слоев и заполнителя, а элемент в служит для идеализации поясов балок, стенок балок и тяг.
Предлагаемая методика расчета и проектирования была применена к створке, изображенной на рис. 1. Коэффициент удлинения для нее был Я = 3. Толщина створки /г плавно изменялась вдоль оси у от 100 мм у продольных балок до 110 мм по среднему сечению. Расчетными нагрузками на створку в случае как открытого, так и закрытого положения является равномерное давление, причем Роткр/Рзакр= 1,46. Заметим,
* Пакет состоит из трех элементов, имеющих общую систему узлов и идеализирующих: внутренний элемент — заполнитель или стенку балки, внешние элементы — несущие слои или полки балки.
Рис. 4. Расчетная схема створки на втором этапе проектирования и модели конечных элементов, использованных в расчетах
что случай открытого положения является расчетным по прочности, а случай закрытого положения — по жесткости; максимальный прогиб створки в закрытом положении не должен был превышать йу°=45 мм.
В качестве материала для несущих слоев и продольных балок допускалось использование углепластика КМУ-1Л, причем имело место условие, чтобы в несущих слоях вдоль каждого из направлений 0, 45°, —45° и 90° проходил хотя бы один слой волокна. В различных пролетах створки допускались различная толщина и армировка несущих слоев. В качестве материала для торцевых балок использовался титановый сплав, для поперечных — алюминиевый сплав. Помимо прочего требовалось также оценить выигрыш в весе, получаемый за счет применения в конструкции композиционного материала, т. е. провести сравнение весов металлического и композиционного вариантов, удовлетворяющих условиям прочности и жесткости.
На первом этапе с помощью графика, представленного на рис. 3, было определено, что для обеспечения максимальной жесткости требуются преимущественное вложение материала в несущие слои и ориентация волокон под ±45°.
Расчеты по МК.Э проводились на основе конечноэлементной схемы, представленной в плане на рис. 4, г. В зоне подхода к створке тяговых устройств, где предполагались высокие градиенты напряжений, было произведено сгущение сети конечных элементов. Конструкция несколько несимметрична относительно оси у, и это было учтено расчетной схемой.
Первоначально была подобрана металлическая конструкция створки, удовлетворяющая требованиям прочности и жесткости.
Из (24) для обшивки, выполненной из алюминиевого сплава, была получена оценка ее толщины 6 — 0,9 мм. Предварительный конечноэлементный расчет, проведенный для створки с такой обшивкой, показал, что прогибы створки превышают допустимые, что вполне естественно,
поскольку в (24) никак не учитывается деформируемость торцевых балок. Тем не менее этот расчет позволил определить общий характер изменения силовых потоков в конструкции и их уровень. Из условий прочности были подобраны сотовый заполнитель и параметры сечений торцевых балок, которые во всех дальнейших расчетах не изменялись. На основе анализа напряженно-деформированного состояния створки была также подобрана толщина металлических несущих слоев 6=1,2 мм, обеспечивающая выполнение условий прочности и жесткости.
Таким образом, для металлического варианта створки в качестве зачетного был принят следующий расчет:
Расчет 1. Вариант створки с несущими слоями и продольными балками из алюминиевого сплава. Обшивка имела постоянную толщину 6=1,2 мм. По конечноэлементному расчету прогибы удовлетворяли поставленным ограничениям; требования прочности также выдерживались.
Вслед за этим был подобран композиционный вариант створки, у которой в различных пролетах принимались различные толщины и ар-мировки несущих слоев. При этом была использована соответствующая данному случаю рекомендация увеличения жесткости на сдвиг несущих слоев в крайних пролетах створки как за счет толщины, так и за счет армировки. Были проведены два расчета композиционных вариантов створки.
Расчет 2. Обшивка и продольная балка выполнены из КМУ-1Л. Три средних пролета имеют толщину 6 = 0,8 мм и квазиизотропную ар-мировку (0—1 слой, 90°—1 слой, ±45° — 2 слоя). Крайние пролеты обшивки имеют толщину 6=1,2 мм и армировку (0—1 слой, 90° — 1 слой, ±45°'—4 слоя). Продольные балки имеют толщину 1,6 мм и армировку 8 слоев под ±45°. Максимальный прогиб в закрытом положении по расчету составил 51 мм, т. е. превосходил допустимую величину. Расчетные напряжения для открытого положения также несколь-
а)
12
□л
-37
ПШРЩ
-36
36
ППя
-12
д)
37
пШ
а—линии уровня эффективных напряжений в верхнем несущем слое створки; б, в — нормальные напряжения в верхних поясах торцевых балок; г, д — напряжения сдвига в стенках продольных балок
Рис. 5. Напряженное состояние окончательного варианта створки:
ко превышали допустимые в обшивках в зонах подхода тяг и крайних узлов подвески створки на фюзеляж.
Расчет 3. Вариант конструкции совпадает с предыдущим, за исключением того, что крайние пролеты обшивки имели толщину 6=1,6 мм и армировку (0—1 слой, 90°—1 слой, ±45°'—6 слоев). По расчетам требования прочности и жесткости как для открытого, так и закрытого положений створки оказались выполненными.
Результаты по напряжениям МН/м2 представлены на рис. 5. Обращает на себя внимание высокий уровень эффективных напряжений в зонах между тяговыми устройствами и осью крепления створки на фюзеляж. Объяснение этого состоит в том, что тяговые устройства, будучи расположенными под наклоном к плоскости створки, создают в указанных зонах большие напряжения в направлении оси у. Величина же напряжений ох в районе торцевых балок невысока. Лишь в указанных зонах происходит их некоторое увеличение за счет коэффициента Пуассона.
Ниже дано сравнение веса и жесткости для различных вариантов конструкции створок.
Вариант Вес Прогиб
1 о„ 1,0
2 0,68 О0 1,12 Ч1>°
3 0,75 во 1,0 т°
ЛИТЕРАТУРА
1. Королев В. И. Слоистые анизотропные пластинки и оболочки из армированных пластмасс.—М.: Машиностроение, 1965.
2. Кудряшов А. Б., Снисаренко Т. В., Чубань В. Д., Шевченко Ю. А. Основные теоретические принципы построения комплекса программ «Система-4» по расчету на прочность конструкций летательных аппаратов методом конечных элементов.—Труды ЦАГИ, вып. 2099, 1981.
Рукопись поступила 6/П 1984 г.