pedagogical sciences
УДК 372.881.1
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ МОДЕЛИ СТАНОВЛЕНИЯ
КУЛЬТУРЫ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ
© 2017
Панченко Оксана Александровна, аспирант
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (196605, Россия, Пушкин, Петербургское шоссе , 10, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается методика и ход проведения экспериментальной проверки модели становления культуры англоязычной речи у учащихся 9 классов средней школы на основе проработанного социокультурного компонента. Описаны задачи проведения экспериментальной проверки, дана характеристика подготовительной работы к проведению эксперимента: подбор педагогов и экспертов, определение оптимального срока и периода времени проведения эксперимента, выбор методик и результаты констатирующего исследования. Педагогический эксперимент представлен своеобразным комплексом методов исследования, который предназначен для объективной проверки достоверности педагогической гипотезы. Разработана методика оценки компонентов культуры англоязычной речи в рамках констатирующего и контрольного этапов эксперимента: мотивационно-ценностного, технологического, когнитивно-интеллектуального, креативно-творческого. Таким образом, нами выделены основные компоненты, на основании которых мы и будем оценивать уровень сформированности культуры англоязычной речи. В заключении сделаны выводы о том, что результаты предложенных тестовых заданий дают возможность выявить степень сформированности культуры англоязычной речи современных девятиклассников. Это и подтверждает эффективность разработанной нами методики.
Ключевые слова: методика, образование, англоязычная культура речи, экспериментальная проверка, средняя школа.
THE METHODOLOGY OF EXPERIMENTAL VERIFICATION OF THE MODEL OF FORMATION
OF THE CULTURE OF ENGLISH SPEECH OF PUPILS OF 9 CLASSES OF SECONDARY SCHOOL
© 2017
Panchenko Oksana Aleksandrovna, post-graduate student
Leningrad State University named after A. S. Pushkin (196605, Russia, Pushkin, Petersburg Highway, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses the methodology and conducting the experimental testing of the model of formation of English-speaking culture of the speech at pupils of 9 classes of high school on the basis of elaborated socio-cultural component. The objectives of the pilot test, the characteristic of the preparatory work for the experiment: selection of teachers and experts, determining the optimal duration and time period of the experiment, the choice of techniques and the results of the ascertaining study. Pedagogical experiment presented a unique set of research methods designed for objective validation of pedagogical hypotheses. The methodology of evaluation of components of English speech within the framework of ascertaining and control stages of the experiment: motivational-axiological, technological, cognitive, intellectual, creative. Thus, we have identified the main components on the basis of which we will evaluate the level of development of the English culture. In conclusion, it is concluded that the results of the proposed test tasks provide an opportunity to identify the degree of the formation of English speech culture of the modern ninth-graders. This confirms the effectiveness of our developed methods.
Keywords: methodology, education, English speech culture, experimental test, secondary school.
Изучение иностранного языка, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, должно быть нацелено на общее и речевое развитие обучающихся, на достижение ими такого уровня владения речью, который необходим для активного, творческого участия в предстоящей им жизни. Примерная основная образовательная программа формирования социокультурного компонента в рамках изучения английского языка также предполагает:
1) формирование через английский язык духовного мира растущего человека, его ценностных ориентиров и мировоззрения;
2) овладение учеником основными лингвистическими знаниями для критического анализа собственной речи;
3) совершенствование умений и навыков письменной и устной речи: чтения, говорения, слушания, письма;
4) овладение принятой этикетной англоязычной культуры речевого поведения;
5) формирование основных, функциональных учебных умений и навыков: использование справочной литературы, словарей, конспектирование, аннотирование и др.;
6) приобщение посредством языка к культуре, истории и традициям англоязычного народа [6, с. 46-50].
Если первые три позиции из данного перечня задач являются традиционными для педагога и их выполнение технологически проработано, то последние три задачи являются недостаточно освоенными современными учителями-практиками. Эти задачи связаны с овладением социокультурной компетентностью, которая ярко проявляется в изучении иностранного языка, так как
сам язык является компонентом культуры народа. Мы поставили своей задачей помочь педагогу осмыслить задачи обучения из социокультурного блока, для чего разработали модель культуры англоязычной речи у учащихся 9 классов средней школы. Поэтому необходимо включить в работу с учащимися следующие компоненты, способствующие решению вопроса формирования культуры англоязычной речи:
1) Диагностика степени сформированности культуры англоязычной речи обучающегося с целью выявления общей мотивации к изучению данного предмета.
2) Планирование работы, направленной на развитие положительной учебной мотивации. Здесь необходимо учитывать следующие факторы:
- опора на уже достигнутые учеником результаты и ближайшую зону развития его учебной мотивации;
- всестороннее стимулирование положительной мотивации, помогающее раскрыть перспективы и резервы развития ученика.
3) Организация активной речевой деятельности в процессе обучения с учётом 4-х фаз порождения высказывания, определённых психологами [2, с.192-195]. Модель представлена на рисунке 1.
Что касается организационных условий успешного приобщения учащихся классов к культуре англоязычной речи в процессе изучения иностранного языка, то к ним относится, прежде всего, общеобразовательный курс иностранного языка и внеурочная деятельность учащихся.
Важным этапом проведения экспериментальной работы проверки модели становления культуры англоязычной речи у учащихся 9 классов средней школы на
начальном этапе будет проведение констатирующего этапа эксперимента, который состоит в том, что экспериментатор не изменяет свойств участников необратимо. Его целью не является формирование у него новых свойств и развития тех, которые уже существуют.
Цель:
формирование культуры англоязычной речи
Образовательная (обогащение языковых, культурологических, речевых коыпетекгностен учащихся, понимание менталитета страны
Воспитательная (нравственно нэстетическое
культурам других стран])—
¡6 личностно-творчееких качеств. значимых в рамках социального взаимодействия, и обусловленных стремлением к самореализации в учебной деятельности, в социуме
Системно-деятельностный подход на принципах:
1) коммуникативности; 2) учета возрастных и индивидуальных особенностей
3) креативности 4)циалогично ста 5) ориентации на личностное развитие; 6) социокультурной и поликультурной деятельности: 7) непрерывности и преемственности во взаимосвязи этапов и ступеней англоязычной культуры речи; 8) вариативности, гибкости и динамичности
и
ж
Содержание: Методы Средства:
Программа формирования Проблемный Эвриста- Традиционные: МК. словари, наглядны? пособия, учейно-методические
культуры англоязычной ческии рекомендации по проведению учеоного
речи на основе исследования и др.
социокультурной Творческш Специфические: компьютер, интериет-
компетенции диалог презентацнн. аудио-, видеоматериалы.
мультнмздцаооорудовантг а и др.
Критерии: устойчивый интерес к деятельности и ценностное отношение к ней. выражающееся е чувстве удовлетворенности процессом и результатами: признание общественной н личной значимости б культуре англоязычной речи; стремление использовать результаты развития, быть конкурентоспособным в образовательной и социально значимой деятельности и т.д.
Результат
сформированность культуры англоязычной речи как основы успешного обучения, личностного развития, мотивации к речевой
- рассчитать необходимую длительность проведения эксперимента;
- подобрать конкретные методики, которые позволят наиболее полно изучить начальное состояние экспериментального объекта;
- определить признаки, которые дадут возможность сделать выводы об изменениях в экспериментальной группе под влиянием выбранных педагогических воздействий;
- реализовать мероприятия в рамках эксперимента по проверке эффективности выбранной системы мер;
- провести эксперимент;
- проанализировать и интерпретировать результаты исследования.
Отметим, что при подборе методики, которая позволит наиболее полно изучить начальное состояние экспериментального объекта, сформированность культуры англоязычной речи будет определяться путем сформи-рованности всех входящих в нее компонентов, а именно: мотивационно-ценностного, креативно-творческого, технологического и когнитивно-интеллектуального компонентов. Следовательно, определение начального уровня сформированности англоязычной культуры речи мы сможем определить путем оценки данных компонентов у всех участников экспериментальной группы. А сравнение результатов позволит нам определить, в какой школе и в какой учебной группе уровень сформиро-ванности англоязычной культуры речи выше. Методика оценки компонентов англоязычной культуры речи в рамках констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Методика оценки компонентов культуры англоязычной речи в рамках педагогического эксперимента
Рисунок 1 - Модель формирования культуры англоязычной речи
Масштабность эксперимента определяется, главным образом, количеством участвующих в нем объектов. При этом принято различать:
- индивидуальный эксперимент, при котором происходит исследование единичных объектов;
- групповой эксперимент, в котором объектом исследования являются группы студентов, классов, учащихся;
- ограниченный и массовый эксперимент [7, с.38-41].
Н.А. Менчинская в своих исследованиях выделяет
констатирующие, обучающие и воспитывающие эксперименты [3, с. 97-101]. В поисковых исследованиях также может применяться созидательный эксперимент (М.Н. Скаткин) [8, с.105-107].
При этом необходимо отметить, что в педагогике эксперимент выступает в тесной связи с иными методами исследования. Педагогический эксперимент представлен как метод комплексного характера, поскольку предполагает часто совместное использование нескольких методов, в частности, следующих: наблюдение, беседы, интервью, анкетные опросы, диагностирующие работы, создание специальных ситуаций и др. [5, с.27].
Такие методы могут применяться на первом этапе педагогического эксперимента для «замера» начального состояния системы, а также на последующих «срезовых» замерах, что позволяет на завершающей стадии сделать вывод о подтверждении или неподтверждении выдвинутой гипотезы. Педагогический эксперимент представлен своеобразным комплексом методов исследования, который предназначен для объективной проверки достоверности педагогической гипотезы [4, с.46-48].
Задачи, стоящие перед исследователем при выполнении экспериментального исследования:
- выбрать экспериментальную группу;_
Наименование Характеристика Методы диагностики
Мотивационно-ценностный Потребность совершенствовать культуру англоязычнойречи. Стремление к общению с носителями языка. Стремление к проведению культурологических и этимологических исследований в области английского языка. Анкетир ование
— Владение безэквивалентнойлексикой. Понимание менталитета англоязычной культуры, особ енностей ее мир ово спр иятия. Владение нормамикульт\рыречи на английском языке. Тестирование-тест на знание культуры англоязычных стран.
Технологический английском языке. Способность замечать нарушения культуры англоязычной речи. Умение строить речевое общение на английском языке с соблюдением норм англоязычнойречевой культуры. Соблюдение норы англоязычного этикета Тестовоезадание «Что правильно?»
Крнтт.0-творческий 'Умение найти выход из ситуации общения в условиях недостатка лексики и общих фоновых знаний. Умение импровизировать в общении способность создавать литературные работы на иностранном Ответы на вопросы открытого типа (мини- иностранном языке). себе и выступление (на
Таким образом, нами выделены основные компоненты, на основании которых мы и будем оценивать уровень сформированности англоязычной культуры речи. Соответственно, определение степени присутствия вышеперечисленных компонентов для каждого школьника, будет определяться на основании конкретной методики.
Критериями формирования культуры англоязычной речи у школьников 9-х классов средней школы будут показатели, входящие в оценочно-результативный блок (таблица 2).
Таблица 2 - Оценочно-результативный блок модели формирования культуры англоязычной речи
Оценочно-результативный блок
Критерии
Устойчивый интерес к языковой коммуникации и ценностное отношение к ней, выражающееся в чувстве успешности языкового общения.
Признание общественной и личной значимости культуры англоязычной речи.
Стремление использовать результаты развития, быть конкурентоспособным в образовательной и социально значимой деятельности.
Каждому компоненту будет соответствовать определенная разработанная методика тестирования. Именно
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)
175
pedagogical sciences
она должна показать уровень сформированности культуры англоязычной речи у школьников. В ходе проведения педагогического эксперимента необходимо ориентироваться на сформулированные критерии эффективности и предложенную систему мер в рамках модели формирования культуры англоязычной речи.
Кроме того, для выполнения исследования необходимо проинструктировать участников эксперимента об эффективных условиях его проведения. Важен и выбор количества педагогов, занятых в проведении эксперимента. Так, представляется наиболее логичным закрепление как минимум двух педагогов, проводящих эксперимент, на одно учебное заведение и не менее двух экспертов, которые будут оценивать работы испытуемых. В их задачи будет входить проведение анализа, а также фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточного среза, который будет характеризовать изменения объектов под влиянием экспериментальной системы мер. Также в результате проведения эксперимента необходимо выявлять затруднения и возможные типичные недостатки, возникшие в ходе его проведения.
Что касается оценки текущих затрат времени, средств и усилий, то здесь необходимо отметить, что оптимальной временной интервал проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента - две недели, еще в течение пяти дней будут подводиться итоги.
В результате необходимо сформировать оценку группы перед началом формирующего этапа эксперимента. Наилучшее время для проведения педагогического эксперимента - сентябрь, с этими показателями и будет сравниваться результат, который будет получен после реализации формирующего этапа эксперимента в мае.
Для проведения эксперимента педагоги проходят инструктаж, на котором им разъясняются особенности проведения вводной беседы с испытуемыми, какие необходимо задавать вопросы и что фиксировать, также дается инструкция по выполнению заданий [1, с.105].
В завершении констатирующего этапа эксперимента важно грамотно подвести его итоги. Задачи завершающего этапа:
1. Изучение и анализ начального состояния школьников, в котором проводим анализ начального уровня знаний, умений и качеств личности. Состоит из этапов 1 и 2.
2. Показать формирования культуры англоязычной речи по четырем критериям.
В рамках констатирующего и контрольного этапов эксперимента по формированию культуры англоязычной речи, школьникам предлагается 5 заданий:
1. Анкетирование в целях определения мотивацион-но-ценностного компонента.
2. Проведение тестирования на знание культуры англоязычных стран в рамках оценки когнитивно-интеллектуального компонента.
3. Тестовое задание «что правильно?» в рамках оценки технологического компонента.
4. Ответы на вопросы открытого типа (мини-сочинения на иностранном языке) и выступление с рассказом о себе в рамках оценки креативно-творческого компонента.
По итогам выполненных задний, мы можем оценить степень сформированности культуры англоязычной речи на начальном этапе до начала проведения формирующего этапа эксперимента. А повторная проверка заданий в этих же группах на контрольном этапе позволит оценить эффективность предложенной модели формирования культуры англоязычной речи.
Таким образом, методика проведения экспериментальной проверки модели становления культуры англоязычной речи у учащихся 9 классов средней школы состоит из следующих ключевых этапов: выбор экспериментальной группы; расчет необходимой длительности проведения эксперимента; подбор конкретных методик, которые позволят наиболее полно изучить начальное состояние экспериментального объекта; определение при-
знаков, которые дадут возможность сделать выводы об изменениях в экспериментальной группе под влиянием выбранных педагогических воздействий; реализация мероприятий в рамках эксперимента по проверке эффективности выбранной системы мер; проведение эксперимента, а также анализ и интерпретация результатов.
Эффективность модели подтверждается путем сравнения оценок, полученных испытуемыми при выполнении заданий на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Журавлева В.И. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. 105 с.
2. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. Изд. стереотип. 2014. С. 192-195.
3. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. 512 с.
4. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орловский государственный технический университет. Орел, 2000. 145 с.
5. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. 144 с.
6. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011. С. 46-50.
7. Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Ярославль, 1991.
8. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы PDF. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Просвещение. 1982.
Статья поступила в редакцию 03.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.