частном порядке. Также будет решен вопрос об участии членов объединения в проводимых в Москве и других регионах России тематических конкурсах и мероприятиях.
Следует заметить, что многие школьники, занимающиеся палеонтологией, гораздо ответственнее относятся к таким предметам, как биология, география, физика, химия и др., так как на собственном опыте видят практическое применение знаний по этим предметам.
В завершение хотелось бы добавить, что люди, увлекающиеся палеонтологией, намного бережнее относятся к экологии и окружающей среде, понимая, что каждое животное и растение, которые нас окружают, прошло сложный, многомиллионный эволюционный путь, чтобы в наши дни радовать наш взгляд!
УДК 908; 379.83/.84; 379.85; 796.14; 372.857
Л. А. Болдырева
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОГЕОКЕШИНГА -ИГРЫ НА МЕСТНОСТИ
Представлена авторская разработка игры на местности в стиле геоке-шинга, посвященного экологической обстановке в городе и пригороде. Показаны возможности проведения игры геокешинга с применением ОР8-навига-торов и построения игры без технических устройств.
The author's development of the game on the ground geocaching devoted to the ecological situation in the city and the suburbs is presented. The possibilities of the game of geocaching using GPS navigators, and build games without technical devices is described.
Ключевые слова: экогеокешинг, легенда к игре, план-описание маршрута, маршрут, навигатор.
Keywords: Ekoleasing, a legend of the game, plan the route description, the route, the Navigator.
Нами в Государственном бюджетном образовательном учреждении Республики Карелия «Республиканский центр детско-юношеского туризма» была разработана и успешно апробирована игра, рассчитанная на детей среднего школьного возраста.
Необходимые принадлежности: GPS-навигатор или карта местности, легенда к игре.
Подготовка игры. Проводится изучение района игры в населённом пункте или в его окрестностях, отмечаются при помощи навигатора или на карте интересные точки, составляется легенда к игре. Геокешинг экологической направленности помогает обратить внимание детей на особенности и красоту родной природы и на проблемы окружающей среды, возникающие, в основном, по вине человека. Также отрабатываются навыки ориентирования на местности. При отсутствии навигатора такую игру можно проводить с картой местности или по плану-описанию маршрута.
Детям выдаётся письмо с информацией. Проводится обучение работе с навигатором и назначается контрольное время. Детскую группу сопровождает взрослый, обеспечивающий безопасность на маршруте.
Вариант 1. Населённый пункт. Количество точек может быть большим или меньшим, в зависимости от возраста детей.
Пример легенды «Из жизни одного города»
Здравствуйте, дорогие-хорошие, люди неравнодушные! Поведаем мы вам историю печальную. Может, чем-то сможете помочь.
Жил-был город. Был он красивый, цветущий, нарядный. Но время шло, и стали его одолевать разные недуги. Что-то случилось с городской речкой, стала она мелеть и засоряться. Да и
по берегам грязновато стало. Приходили люди на пикники, костры жгли, мусор забывали. Машин в городе прибавилось, зелени стало меньше, копоти больше, дышать тяжко. Из животных только самые выносливые остались: мыши да крысы, вороны да голуби.
Люди добрые! Помогите старому городу! Как быть, что делать, подскажите! Пройдите по улицам, присмотритесь внимательно. В помощь вам уже найдено 5 мест, о разных проблемах и особенностях городской жизни говорящих. Найдите их и отметьте ещё 5 точек, которые важными посчитаете, сфотографируйте. Чтоб с народом поделиться, сделайте презентацию, расскажите всем, что нашли интересного и где какая помощь нужна, чтобы город наш вновь повеселел. Ждём возвращения вашего с нетерпением!
Точки, которые уже есть в навигаторе:
0. Тренировочная. Эта точка покажет вам, как может пострадать дерево в результате соблюдения праздничных традиций. (Ель со спиленной макушкой.) Здесь может быть любой заметный объект, для отработки навыка обращения с навигатором. Найти и вернуться на начало маршрута.
1. В этом месте скрыта одна из причин, мешающих нам в городе дышать полной грудью. Что это за напасть? (Отметить, например, завод, котельную или иное предприятие с дымящей трубой.)
2. А здесь вы увидите дерево, которое славится далеко за пределами Карелии. Красота его скрыта, но увидевший её - не забудет. Побольше бы росло у нас таких! (Карельская берёза. Как вариант, может быть просто красивое дерево из городских посадок, составить к нему соответствующее описание.)
3. Карельский камень, благодаря которому выстроено немало сооружений, рассчитанных на века, украшает и наш город. (Постамент памятника или любое другое изделие из гранита, мрамора или кварцита.)
4. «Памятник людской бездумности» - так можно назвать это место. (Место свалки отходов.)
5. Они защищают нас от копоти, пыли, шума, украшают нашу жизнь. (Группа деревьев или кустарников, посаженная вдоль дороги.)
Ваши точки: пройдя по территории города или посёлка, отметьте в навигаторе (на карте) точки, в которых, как вы считаете,
есть какие-либо экологические проблемы, или, наоборот, где уже найдено решение. Сфотографируйте объект и сделайте мини-презентацию, чтобы осветить проблему.
Вариант 2. Лесная территория
Подготовка. Для игры заранее прокладывается маршрут по участку леса, на котором отмечаются в навигаторе интересные природные точки, к ним составляется легенда. Информация может быть как в письме лесовика, так и на месте. На местности точки отмечаются цветной лентой либо карточками. (После игры отметки обязательно снимаются!) В зависимости от сезона года возможности увидеть объект меняются, соответственно, можно расширять или уменьшать список точек.
На каждом этапе спрятана буква. Собрав все буквы, дети получают ключ к месту, где спрятан клад-приз от Лесовика.
Письмо от Лесовика
Приветствую вас, друзья Леса! Не люблю я на глаза являться, хотя вас-то хорошо вижу! Но если приглянетесь мне, так и я покажусь, белкой пробегу али птицей какой особенной пролечу над головами вашими. А может, подарок какой вам преподнесу. Но сначала надобно Книгу мою Лесную почитать -поразбирать. Не всем её язык понятен, только самым внимательным да наблюдательным. Пока читаете, не забывайте записи да фотографии делать, чтобы друзьям рассказать про лес наш, как он поживает.
Страничка 1. Для следопытов
Много в моём лесу жителей. Да скромные все, неприметные случайному глазу. Попробуйте хоть следы их найти.
- стерженьки от еловых шишек (белка);
- «кузница дятла» (множество шишек под одним деревом, где дятел их расклёвывает, добывая семена);
- погрызы коры зайцами;
- следы строительной работы бобров;
- отпечатки лап животных на снегу или влажном песке (определить, чьи).
Страничка 2. «Лесные домишки»
Вот вы в домах кирпичных живёте или ещё каких искусственных. А мои птахи да зверюшки всё из натуральных материалов сооружают, без пилы, без топора. Да ещё и спрячут искусно, чтоб
никто не догадался даже, что домик тут есть. И вы, если гнездо птичье увидите, не старайтесь в него заглянуть, без спросу нечего в чужой дом нос совать, можно беду накликать на птенчиков, хищ-
Л о ^
никам на них указать. А вот муравьиный дом-дворец найти легко и наблюдать можно безопасно для них. Хотя осторожность тоже не повредит.
Страничка 3. Аптечная
Много в лесу моём богатства всякого, есть и целебные травы, и деревья-кустарники. Отметки сделаны у некоторых из них. Ну-ка, познакомимся:
- берёза (тонкой ленточкой бересты можно палец забинтовать; сок - витаминный напиток; отвар из листьев - укрепление волос; берёзовый веник - от простудных хворей);
- чага - берёзовый гриб (профилактика желудочных заболеваний);
- ольха (шишечки заваривают при расстройстве желудка);
- сосна (витаминный напиток из хвои, смола-живица, ранки заживляет).
Страничка 4. Печальная
А сюда и глаза бы мои не глядели. Что с деревом сотворено, кора с живого содрана! Кто-то по глупости али по незнанию только мог так поступить. Да ещё и костёр на самых корнях развёл! Небось, когда руку-ногу поранишь, горючими слезами обольёшься. Вот и дерево - живое! Запомни да никогда так не делай и другим не позволяй!
Страничка 5. Необычная
Здесь затаились лесные чудеса. Коряга-корень еловый, на дракона похожий, камень с отпечатками неизвестных следов или дерево закрученное - завитое силой неведомой. Тут-то я и спрятал свой клад-подарок для вас, следопыты мои дорогие, вижу, что и дальше готовы вы изучать мир лесной, дом мой любимый и вреда вы ему не принесёте. Соберите-сложите слово из буковок, найденных на местах пройденных, узнаете, где спрятан мой подарок.
Удачи вам и новых открытий! Ваш Лесовик.