МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
1 7
Лопастейская Л.Г. , Плотникова П.А.
1 Лопастейская Людмила Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент;
Плотникова Полина Анатольевна - студент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Ульяновский государственный технический университет,
г. Ульяновск
Аннотация: в статье рассмотрен процесс проведения аудита расчетов по страховым взносам, этапы аудиторской проверки, а также перечень документов организации, которые необходимы для проверки. Представлен список нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при проведении аудита. Ключевые слова: аудит, страховые взносы, аудиторская проверка, ПФР, ФСС, ФФОМС.
Расчеты с бюджетом по социальному страхованию отличаются большой трудоемкостью и ответственностью для любого юридического лица. Страховые взносы разделены по видам обязательного социального страхования. С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). За нарушения со стороны начисления и уплаты страховых взносов организация и ее руководители несут административную и налоговую ответственность, поэтому к этому участку учета и внутреннего контроля предъявляются особые требования. Кроме того, данные виды обязательных отчислений осуществляются за счет работодателя и включаются в себестоимость продукции, работ или услуг, поэтому их уровень влияет на себестоимость и, в конечном счете, на финансовый результат. В связи с этим, работодатель заинтересован в снижении таких расходов при соблюдении требований действующего законодательства.
Целью аудита расчетов по социальному страхованию является выражение мнения аудитора о достоверности сальдо по счету по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», в финансовой (бухгалтерской) отчетности, проверку правильности и полноты начисления и уплаты страховых взносов, а также, возможность предоставить организации рекомендации о законной оптимизации данных видов платежей.
При проведении аудита страховых взносов необходимо выполнить следующее:
• Проанализировать порядок ведения синтетического и аналитического учета страховых взносов;
• Оценить правильность формирования налогооблагаемой базы согласно требованиям действующего законодательства;
• Выявить правильность формирования сумм, неподлежащих обложению страховыми взносами, и исключить вероятность неправомерного уменьшения облагаемой базы за счет них;
• Оценить правильность применения страховых тарифов и льгот;
• Проанализировать обоснованность выплат пособий и прочих расходов за счет средств фонда социального страхования;
• Проверить правильность отражения налоговых обязательств перед бюджетом в отчетности;
• Оценить полноту и своевременность уплаты страховых платежей в бюджет.
В ходе проведения аудиторской проверки страховых взносов анализируются следующие документы компании:
• главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;
• регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
• ведомости по начислению заработной платы;
• трудовые договора;
• штатное расписание;
• кадровые приказы;
• приказы по определенным видам удержаний и начислений;
• коллективный договор или положение о премировании;
• РСВ (расчет по страховым взносам), который предоставляется с 1.01.2017 в ИФНС, и включает в себя разделы пенсионного страхования, медицинского страхования и социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
• Расчеты по форме РСВ-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3. Данные расчеты анализируются при условии, что в проверяемый период входят года, предшествующие 2017 году;
• Расчет 4ФСС;
• Сведения о персонифицированном учете СЗВ-М и СЗВ-СТАЖЖ;
• Листы временной нетрудоспособности;
• Заявления работников о начислении пособий и другие основания для их выплаты за счет средств ФСС РФ;
• Иные документы, подтверждающие применение организацией налоговых льгот.
Аудиторы, проводящие проверку средств на социальное страхование, проводят экспертизу бухгалтерского учета и отчетности, расчетов и сведений, предоставляемых в ПФР и ФСС РФ за весь период, подлежащий проверке. В ходе проверки необходимо обеспечить взаимодействие аудиторской службы с бухгалтерским и юридическим отделами организации, а также непосредственно с руководством.
Аудиторская проверка взносов на социальное страхование осуществляется в три последовательных этапа (Таблица 1).
Этап Направление
Ознакомительный Определение объекта налогообложения по страховым взносам; оценка аудиторских рисков и выявление уровня существенности; оценка систем бухгалтерского и налогового учета; определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели; анализ документооборота; изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату страховых взносов; составление плана и программы проведения аудита.
Основной Оценка правильности определения налогооблагаемой базы по страховым взносам, применения ставок страховых взносов; проверка выплат компенсационного характера, которые не подлежат обложению в пределах норм; проверка правильности назначения пособий, которые финансируются за счет средств социальных внебюджетных фондов; выборочная проверка расчетных ведомостей по оплате труда; проверка правомерности применения льгот по страховым взносам; проверка правильности, полноты и своевременности перечисления страховых платежей; проверка синтетического и аналитического учета по страховым взносам; проверка соответствия записей Главной книги и Бухгалтерского баланса данным синтетического и аналитического учета.
Этап Направление
Заключительный Анализ выполнения программы аудита; классификация ошибок и нарушений, выявленных в ходе проверки; подведение итогов аудиторской проверки; оформление результатов проверки по страховым взносам. Данные операции ведутся с использованием определенных тестов, которые утверждены внутрифирменными стандартами аудиторской компании.
На ознакомительном этапе аудитор составляет рабочие таблицы, в которых регистрируются основные данные и показатели, необходимые для дальнейшей работы. К примеру, составляется таблица, в которой регистрируются документы компании, на основании которых будет проходить проверка, наличие данных документов, инициалы ответственного лица за ведение данного документа и примечание. К рабочим таблицам аудитора, также относится план и программа аудиторской проверки. Примерный план аудиторской проверки представлен в Таблице 2.
Проверяемая организация ООО «Стройснаб»
Период аудита с 01.01.18г. по 31.12.18 г.
Количество человеко - часов 120
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы Аудитор, ассистент аудитора
Планируемый аудиторский риск 2%
Планируемый уровень существенности 1) качественно - соответствие действующему законодательству 2) количественно -2%
Планируемые виды работ Период проведения Исполнители
1. Аудит оформления первичных документов по учету выплат, составляющих базу для начисления страховых взносов 15.02.2019 Аудитор, ассистент аудитора
2. Аудит системы начислений взносов в ПФР, ФОМС и ФСС 16.02.2019 Аудитор, ассистент аудитора
3. Аудит обоснованности пособий за счет средств ФСС 17.02.2019 Аудитор, ассистент аудитора
4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности, расчетов по страховым взносам и регистров бухгалтерского учета 18.02.2019 Аудитор, ассистент аудитора
5. Оформление результатов проверки 19.02.2019 Аудитор, ассистент аудитора
После проведения подготовительных работ аудитор переходит к следующему, самому важному этапу, на котором осуществляется аудиторская проверка.
Основной этап начинается с проверки правильности формирования налогооблагаемой базы в соответствии с действующим законодательством. Для этого необходимо осуществить следующие операции:
• сравнить виды оплаты труда и других выплат работникам, на которые были начислены страховые взносы с видами выплат, на которые взносы должны начисляться в соответствии с законодательством; в случае несоответствия определить размер отклонения по базе начисления страховых взносов;
• выявить расхождения в суммах по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» методом прослеживания;
• проверить наличие и правильность оформления первичной документации.
Процесс проверки первичной документации включает в себя:
• аудит оформления первичных документов;
• проверку равенства показателей Бухгалтерского баланса и Главной книги;
• проверку тождественности оборотов и остатков по счетам Главной книги и регистрам бухгалтерского учета; выявить наличие бухгалтерских проводок и операций, приводящих к сокрытию причитающихся к уплате сумм.
Далее аудитор производит проверку начисленных пособий и сумм компенсационного характера. Для проверки начислений пособий следует:
• удостовериться в наличии документов - листы временной нетрудоспособности, приказы руководителя, справки независимых экспертов;
• произвести перерасчет пособий по временной нетрудоспособности, с учетом того, что первые три дня оплачивает работодатель, а оставшиеся дни оплачиваются за счет ФСС. Если компания находится в регионе, который
участвует в пилотном проекте «Прямые выплаты» ФСС в проверяемый период, перерасчет производить не нужно;
• сопоставить расчет авансовых платежей по взносам в ФСС РФ в части выплат по временной нетрудоспособности с Дебетом счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет «Расчеты по социальному страхованию» и расчетной ведомостью по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Для контроля выплат компенсационного характера необходимо:
• определить выплаты, носящие компенсационный характер согласно ст. 422 НК РФ;
• исключить из списка данных выплат суммы компенсаций за неиспользованный отпуск.
В соответствии со ст. 422 суммы компенсаций освобождены от обложения страховыми взносами, за исключением сумм компенсаций за неиспользованный отпуск. Так, например, к компенсационным выплатам относятся: возмещение вреда здоровью, бесплатное предоставление жилых помещений, продуктов питания, топлива, стоимость натурального довольствия, спортивной формы и др.
Далее аудитор осуществляет проверку учета, своевременности и правильности исчисления и перечисления страховых взносов. Данная проверка предполагает:
• контроль правильности применения страховых тарифов;
• сравнение данных, которые были получены при расчете базы страховых взносов организации, с данными, отраженными по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
• проверка своевременности и полноты уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Аудитор сравнивает суммы, полученные путем умножения базы страховых взносов на тариф, с данными, отраженными в отчетности и в платежном поручении.
Заключительным этапом является подведение итогов аудиторской проверки, результаты которой обобщаются в
рабочих документах аудитора. В аудиторском заключении аудитор выражает свое мнение о степени достоверности отражения рассматриваемых показателей в учете и отчетности проверяемой организации.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018).
2. Арабян К.К. Организация и проведение аудиторской проверки. М.: Юнити-Дана, 2017. 552 с.
3. Шестакова Е.В. Страховые взносы: полное практическое пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. 482 с.