Научная статья на тему 'Методика прогнозирования опасного воздействия торфяных пожаров на участников транспортного процесса автомагистралей'

Методика прогнозирования опасного воздействия торфяных пожаров на участников транспортного процесса автомагистралей Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
196
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАГИСТРАЛЬ / ТОРФЯНОЙ ПОЖАР / СМОГ / УГАРНЫЙ ГАЗ / ОПАСНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА / ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛАПС / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Тимофеев Владимир Дмитриевич, Кобелев Евгений Сергеевич, Ложкин Владимир Николаевич

В работе приводится описание чрезвычайно опасных ситуаций, возникающих на автомагистралях, попадающих в зону влияния торфяного пожара. На основе анализа моделирования загрязнения воздуха, обосновывается расчетная методика прогнозирования эмиссии токсичных веществ с поверхности торфяника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Тимофеев Владимир Дмитриевич, Кобелев Евгений Сергеевич, Ложкин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика прогнозирования опасного воздействия торфяных пожаров на участников транспортного процесса автомагистралей»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

УДК 504.3.054:656.11 МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОПАСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТОРФЯНЫХ ПОЖАРОВ НА УЧАСТНИКОВ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

АВТОМАГИСТРАЛЕЙ

В.Д. Тимофеев1, Е.С. Кобелев2, В.Н. Ложкин3

ФГБОУВО «Санкт-Петербургскийуниверситет ГПСМЧС России», 196105, Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149,

В работе приводится описание чрезвычайно опасных ситуаций, возникающих на автомагистралях, попадающих в зону влияния торфяного пожара. На основе анализа моделирования загрязнения воздуха, обосновывается расчетная методика прогнозирования эмиссии токсичных веществ с поверхности торфяника.

Ключевые слова: автомагистраль, торфяной пожар, смог, угарный газ, опасное загрязнение воздуха, транспортный коллапс, моделирование

A TECHNIQUE FOR PREDICTING THE HAZARDOUS EFFECT OF PEAT FIRES ON PARTICIPANTS IN THE TRANSPORT PROCESS OF MOTORWAYS

V.D. Timofeev, E.S. Kobelev, V.N. Lozhkin

Saint-Petersburg University of State Fire Service ofEMERCOM of Russia The paper describes emergencies occurring on roads situated in the areas exposed to peat-bog fires. The paper analyses modeling approaches for the assessment of air pollution from different sources and describes a calculation method for the estimation and the forecast of emission of toxic substances from peat-bog fires and their subsequent transfer (diffusion) to the roads.

Keywords: road, peat-bog fire, smog, carbon monoxide, dangerous air pollution, traffic collapse, modeling.

Введение. В обеспечении безопасности развития регионов России [1] особое внимание уделяется профилактике лесных, в частности, торфяных пожаров, на основе прогнозирования последствий их негативного воздействия. Горение торфа происходит под землей без открытого огня при недостатке кислорода с обильным выделением угарного газа (СО), мелкодисперсных частиц РМ25 и РМ10. Если торфяной пожар развивается в окрестности автомагистрали, то смог затрудняет дыхание, уменьшает видимость, приводит к чрезвычайной ситуации - транспортному коллапсу. Такая ЧС наблюдалась зимой в течение длительного времени с 26.10.15 г. по 07.01.16 г. в Усольском районе Иркутской области при горении торфяников вблизи федеральной автомагистрали «Сибирь» на общей площади более 25 га.

Методологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС подобного типа сдерживается недостаточной изученностью физического механизма переноса и распространения опасных веществ при торфяном пожаре, невозможностью проведения измерений на горящих торфяниках из-за опасности провала исследователей в горящую подземную лаву, отсутствием экспериментально-расчетных методик для оценки чрезвычайных воздействий от торфяного пожара, учитывающих одновременно влияние вредных веществ на организм человека, уменьшение дальности видимости, вследствие задымления трассы и, как следствия, -повышения риска ДТП. Все это не позволяет прогнозировать и объективно оценивать чрезвычайно опасные ситуации на дорогах в окрестности горящих торфяников.

1 Тимофеев Владимир Дмитриевич - капитан внутренней службы, начальник 3 курса факультета инженерно-технического, СПбУГПС МЧС России, тел. +7 (812) 369-55-18, е-mail: [email protected];

2Кобелев Евгений Сергеевич - старший сержант внутренней службы, старшина 3 курса факультета инженерно-технического, СПбУГПС МЧС России, тел. +7 (812) 369-55-18, е-mail: [email protected]

3Ложкин Владимир Николаевич - доктор технических наук, профессор, профессор кафедры пожарной, аварийно-спасательной техники и автомобильного хозяйства СПбУ ГПС МЧС России, тел. +7 (812) 369-55-18, е-mail: [email protected]

Характеристика транспортного коллапса в Усольском районе Иркутской области, как объекта характерной ЧС. Транспортный коллапс проявлялся в следующих конкретных чрезвычайных явлениях. Движение на трассе «встало». По обеим сторонам опасного участка дежурили автомобили ДПС. Движение было организованно только большегрузного транспорта группами со скоростью 5 км/ч в колоннах по 8-12 машин с сопровождением после десятиминутного инструктажа инспекторов ГИБДД. Остальные автомобили осуществляли движение через объезд по дороге Большая Елань-Тельма.

Для тушения был создан штаб на месте ЧС, привлечены силы и средства Иркутского гарнизона ПО, группировка сил территориальной подсистемы РСЧС. Было пробурено две скважины для обеспечения водой.

С 21.12.2015 по 07.01.2016 был веден режим чрезвычайной ситуации на территории Белореченского МО, Тельминского МО, Железнодорожного МО, Большееланского МО, Новожилкинского МО. Остановить горение удалось только благодаря погоде. Пожар был потушен в результате смешивания верхних слоев мерзлого грунта, тлеющего торфа и снега.

Аналитическая модель прогнозирования процессов образования, эмиссии, диффузии и воздействия ЗВ в окрестности автомагистрали. На рис. 1 представлена блок-схема реализации разработанного комплексного информационного процесса расчетного прогнозирования чрезвычайно опасного воздействия торфяного пожара в окрестности автомагистрали.

1)Данные о выделении ЗВ при горении торфа

2)Параметры Торфяника, как источника ЗВ

ч.

6)Физическая и математическая модель эмиссии ЗВ от торфяника (г/с) ЗВ торфяником

3)Геоинформа ционные данные местности

8)Решения уравнения атмосферной диффузии ЗВ

4)Данные о характере и физических свойствах пожара

5)Характерист ики климата, метеорологии

7)Обоснование физической и математической моделей диффузии ЗВ

13)Разработка компенсирующих мероприятий для ослабления негативного воздействия торфяного пожара (химическое загрязнение воздуха, ДТП)

-

Рисунок 1 - Блок-схема алгоритма прогнозирования чрезвычайно опасного воздействия торфяного пожара на участников дорожного движения (химическое загрязнение воздуха и

ДТП)

По данным выделения ЗВ при горении кам местности (3), сведениям о характере и фи-торфа (1), параметрам торфяника, как источни- зических свойствах пожара (4), климатических ка ЗВ (2), геоинформационным характеристи- и метеорологических условиях миграции пол-

лютантов уточняются физическая и математическая модели ЧС (6).

Процесс диффузии ЗВ (7) с учетом неблагоприятных метеорологических условий, способствующих развитию ЧС (5), моделируется дифференциальным уравнением атмосферной диффузии (К-теория), которое решается методом, предложенным Берляндом, при помощи программы ЭКОЛОГ фирмы Интеграл (8). По расчетным данным на основе ГИС строится карта концентраций ЗВ на автомагистрали и прилегающих населенных пунктах (9). Определяются превышения ПДКмр ЗВ (11).

По модели влияния концентрации смога на дальность видимости (10) производятся оценки дальности видимости на участках автомагистрали, попадающих в зону влияния торфяного пожара, с последующим построением карт риска возникновения ДТП (12).

Исходные данные, обоснование модели и результаты численных оценок.

1)Данные о выделении ЗВ при горении

торфа.

Данные о количественном составе ЗВ, выделяющихся при горении торфа, получались экспериментально путем сжигания навесок торфа

Таблица 1 - Состав и удельная масса продуктов горения торфа

4) Данные о источнике и характере горения.

Тип источника - площадной, совокупность точечных, не организованный);

тип горения (открытое, подземное) -определяется визуально, экспертным путем;

температура в очаге пожара - определяется экспериментально.

5)Данные неблагоприятных метеорологических условий, способствующих развитию ЧС.

Метеорологические условия, характерные для данной территории: скорость ветра, температура, коэффициент стратификации -определяются исходя из условий ЧС, расположения пожара относительно автомагистрали и населенных пунктов, времени года.

6) Оценка интенсивности выброса ЗВ торфяным пожаром.

Скорость выхода продуктов горения определяется по формуле: 5 • Н • р • в

М =

■•0,41 , г/с,

T

(2)

Наименование вещества Удельный выход поллютан-та

СО, г/кг СО2, г/кг NxOy, г/кг акролеин, г/кг

торф 410 120 1,7 1,4

2)Параметры торфяного пожара как источника ЗВ.

Площадь пожара определяется измерениями на местности

S = 0,8- а • Ь, (1)

где: а - длина очага пожара; b - ширина очага пожара; 0,8 - коэффициент, учитывающий неровность границ очага пожара.

Тип торфа и мощность его залегания определяется по данным геологических исследований.

3)Геоинформационные данные местности

Определение местоположения очага

пожара и ландшафта окружающей территории осуществляется с помощью онлайн ГИС-сервисов (Google карты, Яндекс - карты)

Где: 8 - площадь очага возгорания торфяника; Н - глубина торфяной залежи; р - плотность

торфа; В - безразмерный коэффициент, показывающий долю сгоревшего торфа (от 0 до 1); Т - время горения торфа;

7) Обоснование модели диффузии ЗВ в окрестности автомагистрали.

Для реальных условий протекания процесса горения торфяного пожара и переноса ВВ в окрестности автомагистрали, целесообразно учитывать турбулентные потоки, когда количество движения переносится макрообъёмами воздушных масс с выделением средних значений концентраций ВВ и пульсационных отклонений от них наряду со средними величинами и флуктуациями скоростей движения воздуха [2]. Переходя от уравнения диффузии для мгновенных концентраций к уравнению турбулентной диффузии для средних значений концентраций, получается формализация изменения средних значений концентраций по уравнению:

д q д q д q д q

--ъ u--ъ v--ъ w-

д t дх ду д z

д х

д q дх ду

д д q

~k, + -z

ду д z д z

д д q

к _--а q

(3)

где: х и у - оси расположенные в горизонтальной плоскости; z - ось по вертикали; ^ - время; и, V, w - составляющие средней скорости перемещения ВВ соответственно по направлению осей х, у, z; кх, ку, kz - горизонтальные и вертикальная составляющие коэффициента обмена; а - коэффициент, определяющий изменение

д

к

концентрации за счёт вероятного химического превращения примеси.

Для решения конкретной задачи торфяного пожара уравнение (3) можно существенно упростить. В установившемся режиме можно

принять ^ = о. Если ось ориентировать в

51

направлении ветра, то у = 0. Вертикальные движения в атмосфере над однородной подстилающей поверхностью окажутся сравнительно малыми и могут не учитываться. Будем считать ось г направленной вверх, поэтому для тяжелых частиц, имеющих собственную скорость осаждения w (со знаком «-»), - равной этой скорости, а для лёгких фракций, не имеющих собственной скорости осаждения, принять w = 0.

При наличии ветра можно пренебречь членом, учитывающим диффузию по оси х, поскольку в этом направлении диффузионный поток окажется значительно меньшим конвективного. Таким образом, для установившейся диффузии в условиях горизонтальной однородной местности после отмеченных упрощений уравнение (2) приобретает вид:

5 д 5 д 5

и-+ V-= — к

5 д

5

к

5 д

5 х

5 z 5 z 5 z 5у 5у

■ - ад .

(4)

ид = М 5(у )5 (z - Н ) , при X = 0, (5) где М - выброс вещества от источника в единицу времени.

По определению, 5-функция удовлетворяет соотношению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь

| р(%)5(% - а)й% = <р(а), при значе-

а

ниях а, попадающих в интервал (а, Ь) и

ь

| р (% )5 (% - а ^% = 0 , 5 - при других

а

значенияха. Здесь р(%) - некоторая произвольная функция.

Граничные условия на бесконечном удалении от источника принимаем в соответствии с вероятным предположением о том, что тогда концентрация убывает до нуля:

Я — 0

д — 0

при

г —

да

да

(6) (7)

В уравнении (3) для ВВ, не имеющей собственной скорости осаждения ^ = 0), второй член в левой части исчезнет. При отсутствии химического метаболизма ВВ, например угарного газа (а =0), исчезнет и последний член правой части. При наличии в атмосфере вертикальных течений член приобретет другое физическое толкование, - поскольку включает вертикальную составляющую скорости движения. При холмистом рельефе направление ветра окажется не горизонтальным и потребуется учитывать член

5 5 а

—К .

5 х 5 х

Уравнение (4) имеет первый порядок по переменной х и второй порядок по переменным у и г. М. Е. Берлянд предложил в качестве начального условия принимать известный конвективный поток ВВ, поступающего от источника в атмосферу, и для описания точечного источника (а торфяной пожар можно стилизовать совокупностью точечных равномерно распределенных источников) вводить 5-функцию[3]. Это условие для точечного источника, расположенного в точке х = 0, у = 0, и г = Н, записывается как:

пРи |У|

При формулировке граничного условия на подстилающей поверхности необходимо выделить случаи, когда ВВ распространяются над поверхностью, поглощающей их (например, если в окрестности автомагистрали окажется водная поверхность), и поэтому концентрация ВВ непосредственно у её поверхности будет равна нулю

д — 0 при г — 0. (8) Будем предполагать относительно слабое взаимодействие ВВ с поверхностью почвы. То есть, попав на поверхность почвы, ВВ может не накапливаться на ней, а с турбулентными вихрями покидать ее. Принимаем также, что средний турбулентный поток ВВ у земной поверхности мал, то есть

к

5 д 5 z

= 0 при г = 0.

(9)

При исследовании переноса ВВ в атмосфере важно определить момент времени, по достижении которого процесс диффузии приобретает стационарный характер. Будем использовать для изменения концентрации ВВ от «мгновенного источника» уравнение с другими обозначениями:

5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 -+ и-+ V-= — к2-+-к2-, (10)

5 / 5 х 5 z 5 z 5 z 5у 5у

с граничными условиями:

5 в

к -= 0 „

z gz при г = 0,

8 = 0 при г — да и I у I —^ да.

+

Для мгновенного источника мощностью М в точке х = 0, у = 0, и z = Н в качестве начального условия примем:

5 = М 5( х )5( у )5( г - Н ) при I = 0. (11) Источник вредных выбросов можно в общем случае рассматривать как источник конечного времени действия. Используя принцип суперпозиции и полагая для упрощения скорость ветра и постоянной, получим, что к моменту времени ^ концентрация от источника, действующего в течение периода будет определяться соотношением:

Ти

5 =| д (г - $ , у, . )5[х - и (г - $ . (12)

о

Из этого соотношения в силу свойств 5-функции следует, что

5 = д С —, у, г 1 для г > — ^ и ) и

(13)

] = о . Отсюда, -

При этом д удовлетворяет уравнению для установившегося состояния (4) при

стационарный режим

I* 1. = о

достигается в случае торфяного пожара при

/ > — . Как правило, время наблюдения ( после

и

начала действия источника больше времени, необходимого для прохождения примеси до точки наблюдения (измерения), определяемого

х

соотношением . Поэтому достаточно огра-

и

ничиться получением решения для установившегося режима [4].

8)Решение дифференциального уравнение атмосферной диффузии методом Берлянда при помощи программы ЭКОЛОГ

Из структуры уравнений атмосферной диффузии следует, что при фиксированных параметрах источника сохраняющейся примеси ЗВ изменение концентрации ее в атмосфере над торфяником при его горении определяется турбулентным обменом и скоростью ветра. При прогнозе загрязнения воздуха в окрестности автомагистрали основной интерес представляет определение ожидаемых концентраций у поверхности, в «жизнедеятельном» слое атмосферы.

В этой связи, при «стилизации» объекта торфяного пожара в геометрическую форму площадного источника модель расчета полей концентраций можно свести к упрощенной эм-

пирической формуле, полученной сотрудниками ГГО им А.И. Воейкова на основе многолетних исследований и применяемой в действующем нормативном документе ОНД-86 [5]: АМРтп г] Н2(У_АТУ 3 • (14)

где: См - концентрация ВВ, г/м3; М- мощность источника загрязнения, г/с; ДТ- разность температур, 0С; ^ - безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания загрязняющих веществ в атмосфере; А - коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы, ; V - расход газовоздушной смеси, выделяемой с поверхности торфяника (м3/с); коэффициенты т и п выражаются интерполяционными формулами; ^ - коэффициент, зависящий от скорости осаждения ВВ .

9) Результаты расчетных оценок загрязнения воздуха на автомагистрали и в населенных пунктах ее окрестности в долях ПДКМР.

На рис. 2, в качестве примера, показаны изолинии превышения концентраций СО в долях ПДКМР в окрестности автомагистрали «Сибирь» во время, ранее упомянутого, транспортного коллапса.

0337 Углерод оксид 5000 ЮООО

ЮООО 15000

.............1

О 0,05 0,10 0.20 0,30 0.40 0,50 0,60 0,70 0.00 0,00 1 1,50

Рисунок 2 - Расчетный прогноз загрязнения СО торфяного пожара в окрестности федеральной трассы «Сибирь» (в долях ПДКмр)

10)Расчет дальности видимости по концентрации взвешенных дымовых частиц. Расчет по формуле Траберта [6]

аг

(15)

ния торфяного пожара и построение карты риска ДТП.

Расчет дальности видимости в условиях задымления сводится к определению «видимого горизонта». На протяжении всего периода горения задымление на автомагистралях, попадающих в зону торфяного пожара, изменяется соответственно концентрации взвешенных дымовых частиц в атмосфере. С уменьшением дальности видимости увеличивается риск ДТП.

Численные оценки опасного воздействия торфяного пожара на транспортный процесс по разработанной методике.

Пример 1. Расчет значений концентраций для реальных условий ЧС в Иркутской области.

Исходные данные ЧС.

Тип источника загрязнения - совокупность точечных источников («дымовых гейзеров») Площадь очага горения - 25 га. Отдаленность от автомагистрали - 2,5км. Время года - зима Скорость ветра - 5 м/с Диапазон температур - -10 - -20С Коэффициент стратификации для данной территории - 180

Скорость выхода газо-воздушной смеси - 5м/с Мощности выброса: СО - 115 г/с; РМ2,5 - 15 г/с; РМ10 - 20 г/с

Таблица 3 - Сравнительный анализ полученных результатов с реальными измерениями службами Росгидромета во время ЧС

п. Тельма п. Железнодорожный ФАД Р-255 «Сибирь» 1820 км ФАД Р-255 «Сибирь» 1822 км ФАД Р-255 «Сибирь» 1824 км

Значения измерений СО службами Росгидромета, мг/м3 0,5 0,6 0,6 0,7 0,7

Значения концентраций СО, полученных при расчетах для реальных условий ЧС, мг/м3 0,56 1,22 1,73 1,57 1,31

Значения концентраций РМ2,5, полученных при расчетах для реальных условий ЧС, мг/м3 0,1 0,21 0,3 0,27 0,23

Значения концентраций РМ10, полученных при расчетах для реальных условиий ЧС, мг/м3 0,15 0,32 0,45 0,41 0,34

Полученные значения концентрации СО измеренных на местности объясняется тем, что

были сопоставлены со значениями реальных расчет сделан в предположении неблагоприят-

измерений службами Росгидромета. Отличие в ного (для рассеивания) направления ветра. большую сторону расчетных результатов от

где: Ьу - дальность видимости; а1 - размерная константа; - сумма площадей поперечных сечений частиц аэрозоля, содержащихся в единице объема воздуха.

Формула (15) с учетом обоснованных допущений приводится к виду

Ьу=а — • г , (16)

ч

где а -размерная константа. д (мг/м3) - массовая концентрация аэрозоля в воздухе, р(г/см3) -плотность частиц аэрозоля.

11)Действующие ПДКмр ЗВ на автомагистрали и в населенных пунктах ее окрестности (табл. 2)

Таблица 2 - ПДКмр идля ЗВ, выделяющихся при горении торфа

№ п/ п Наименование вещества ПДК (мг/м3)

Максимальная разовая Среднесуточная Среднегодовая

1 Угарный газ СО 5,0 3,0 -

2 Взвешен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные части- 0,3 0,06 0,04

цы РМю

3 Взвешен-

ные части- 0,16 0,035 0,025

цы РМ2.5

12)Расчет дальности видимости на участках автомагистрали, попадающих в зону влия-

Пример 2. Расчет значений концентраций для гипотетического неблагоприятного развития ЧС в Иркутской области.

Тип источника загрязнения - совокупность точечных источников («дымовых гейзеров»)

Площадь очага горения - 25 га. Отдаленность от автомагистрали - 2,5

км.

Время года - зима Скорость ветра - 2,2 м/с Диапазон температур - -10 - -20 С Коэффициент стратификации - 250 Скорость выхода газо-воздушной смеси

- 5 м/с

Мощности выброса: СО - 115 г/с; РМ2,5 - 15 г/с; РМ10 - 20г/с

Таблица 4 - Сравнительный анализ полученных результатов с реальными измерениями службами Росгидромета при неблагоприятном развитии ЧС

п. Тельма п. Железнодорожный ФАД Р-255 «Сибирь» 1820 км ФАД Р-255 «Сибирь» 1822 км ФАД Р-255 «Сибирь» 1824 км

Значения концентраций СО, 3,17 6,09 8,15 7,47 6,47

полученных при расчетах для НМУ, мг/м3

Значения концентраций 0,71 1,37 1,83 1,68 1,46

РМ2,5, полученных при расчетах для НМУ, мг/м3

Значения концентраций 0,79 1,57 2,04 1,87 1,62

РМ10, полученных при расчетах для НМУ, мг/м3

Анализ данных таблиц 3 и 4 свидетельствует о том, что при неблагоприятном развитии ЧС опасность последствия торфяного пожара для участников дорожного движения может возрасти в несколько раз.

Во время ЧС дальность видимости составляла, в среднем, 50-100 м, а временами уменьшалась до 5 м. Движение по трассе полностью останавливалось, особенно в утреннее и вечернее время, когда задымленность усугублялась густым туманом. Во время ЧС на трассе «СИБИРЬ» произошло ДТП с единовременным участием 13-ти автомобилей. Всего за время ЧС

Вывод.

Разработанная методика и данные, полученные на ее основе в настоящем исследовании, могут быть использованы при прокладке автомагистралей в заболоченных регионах страны.

Литература

1. Доклад Министра РФ по делам ГО и ЧС В. А. Пучкова «О долгосрочных перспективах развития системы МЧС России (МЧС-2030)», рассмотренный 30.10.2012 г. на заседании Экспертного совета МЧС

России [Электронный ресурс] : http://www.region-60.ru/novosti/zhizn/6556029/

2. Берлянд М. Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнения атмосферы, Л.: Гидрометеоиздат, 1975. - 448с.

3. Берлянд М. Е., Генихович Е. Л., Оникул Р. И. Моделирование загрязнения атмосферы выбросами из низких и холодных источников. - Метеорология и гидрология. - 1990. - № 5. - С. 5-16.

4. Lozhkina O. V., Lozhkin V. N. Estimation of road transport related air pollution in Saint Petersburg using European and Russian calculation models / Journal Contents lists available at ScienceDirect «Transportation Research Part D», № 36, 2015. - p. 178-189, journal homepage: www.elsevier.com/ locate/t.

4. Общесоюзный нормативный документ «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий». - Л.: Гидрометеоиздат, 1987. - 93с.

5. Оникул Р.И., Яковлева Е.А. О расчете дальности видимости при существенном антропогенном аэрозольном загрязнении воздуха у земной поверхности. - Вопросы охраны атмосферы от загрязнения: Информационный бюллетень. -СПб: НПК «Атмосфера», 2010. - №1-2(41-42) - 143-164с.

6. Evidence growing of air pollution's link to heart disease, death. American Heart Association. May 10, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.