ется условием получения твердости восстановленной поверхности в пределах 50...52 НЯС. Анализ изменения микроструктуры и твердости припаянной стальной ленты показал, что твердость можно варьировать, изменяя скорость охлаждения от 500 до 1500 °С/с. Это подтверждается также структурной однородностью материала детали на глубине до 1,0_1,5 мм, где микротвердость находится в пре-
делах нового изделия.
Разработанная технология восстановления изношенных деталей электроконтактной приваркой биметаллических покрытий характеризуется высокой производительностью и низкой энергоемкостью процесса, получением соединения с незначительной
ЗТВ и сохранением первоначальных свойств металла детали при высокой прочности соединения.
Список литературы
1. Бурак, П.И. Электроконтактная приварка металлической ленты через промежуточный слой из порошкового материала / П.И. Бурак, Р.А. Латыпов // Материалы междун. научно-технич. конф. «Научные проблемы и перспективы развития ремонта, обслуживания машин и восстановления деталей». — М.: ГОСНИТИ, 2003. — С. 134-137.
2. Люшинский, А.В. Особенности диффузионной сварки через промежуточные слои / А.В. Люшинский // Тезисы докладов «Сварка — качество — конкурентоспособность». — М.: 2002. — С. 59-60.
3. Технология и оборудование контактной сварки / Под ред. Б.Д. Орлова. — М.: Машиностроение, 1986.
УДК 62-231.321.2
Б.В. Пылаев, канд. техн. наук, доцент
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
МЕТОДИКА ПРОФИЛИРОВАНИЯ ПЛОСКИХ КУЛАЧКОВ
Технология изготовления кулачков в настоящее время использует станки типа ЧПУ, обеспечивающие высокую точность профилирования, поэтому задача вычисления координат рабочего профиля кулачка является актуальной. Известный графический метод достаточно грубый [1], а точный математический метод определения рабочего профиля как огибающую семейства кривых в целом мало пригоден для инженерной практики [1, 2]. В статье дана методика профилирования плоских кулачков, которую можно рекомендовать при конструировании кулачковых механизмов.
На рис. 1 показаны три типа наиболее распространенных плоских кулачковых механизма: а) с роликовым коромыслом; б) с роликовым толкателем и в) с тарельчатым толкателем.
Рассмотрим кулачковый механизм с коромыслом (рис. 2). В центре О вращения кулачка 2 поместим начала неподвижной системы координат О^п и связанной с кулачком подвижной — Оxy. Точка _б(^ВпВ) — центр вращения коромысла 2, длина которого L = BA; г — радиус ролика 3. Центр А ролика перемещается кулачком по дуге А0А1 радиуса L, R — радиус-вектор теоретического профиля Пт.
Входным параметром является угол поворота кулачка ф, а выходным — угол поворота коромысла у = у(ф) — заданная функция, размах колебания коромысла — угол X = ушах. По заданной функции определим координаты С^, у) рабочего профиля Пр кулачка, Rр — радиус-вектор рабочего профиля.
78
Рис. 1. Наиболее распространенные плоские кулачковые механизмы:
а — с роликовым коромыслом; б — с роликовым толкателем; в — с тарельчатым толкателем;
1 — кулачок (входное звено); 2 — коромысло или толкатель (выходное звено); 3 — ролик (а, б) или тарелка (в); 4 — стойка (корпус); 5 — пружина
Рис. 2. Кулачковый механизм с коромыслом
Проекции аналога вектора скорости у, центра А и единичного вектора нормали п в неподвижной системе
d у
vq^=—= L ^(у + Р;» —,
dty d ^
'q' = ^ = ~ L s,n( Ї + Р)~;
dq d j dty
(2)
no = nxcosф - nys^, пз = nxs,nn + nysinn.
Углом давления 5 кулачка на ролик является острый угол между линией действия нормали и вектором скорости центра А, который находится из скалярного произведения векторов у,п:
В системе О^п координаты центра ролика А запишутся как
4 = ^іп(у + Р) + ^ П = Lcos(y + Р) + ^ (1)
а в системе Оxy, используя формулы преобразования координат поворотом на угол ф, координаты центра ролика А, следовательно, проекции вектора R теоретического профиля Пт:
x = 4cosф + ^іпф, у = -^іпф + пcosф.
Кулачок с роликом образуют высшую пару, следовательно, точка их касания лежит на общей нормали теоретического Пт и рабочего Пр профилей. Вектор нормали построим следующим образом. Проведем элементарный вектор ds перемещения центра А, проекции которого dx и dy. Вектор нормали N получается поворотом вектора ds на 90° в сторону центра кривизны теоретического профиля, проекции которого, как видно из рис. 2, равны
^ = dy, Ny = -dx, модуль вектора нормали
|^| — ^ dx2 + dy2.
Проекции единичного вектора нормали ^у_ dф
n = N*= nx IN
f > Л2 / , Л2
+ l dy
dx
dq
dq
N y ny = --------г
y N
dx
dty
dx
dty
dy
dty
Вектор рабочего профиля Rр = R + гп, проекции которого являются координатами рабочего профиля:
^ ур = у + ту.
8г = arccos
4
= arccos пі cos(y + P) - sin(y + P)|. (3)
Аналог и угловая скорость коромысла „ ^(ф)
ШЧ = —, «к = «КО,,
dф
где ю =-----------угловая скорость кулачка (: — время).
dt
Аналог и угловая скорость коромысла
dЮq 2
ЄЧ =, Єк = « Є, +
dty
dm
где є =------угловое ускорение кулачка.
dt
Кулачковый механизм с роликовым толкателем имеет выходным параметром перемещение центра А кулачка (см. рис. 2) h = h^), h(0) = 0, максимальное перемещение H = hmax. Размещая толкатель параллельно оси О4, т. е. на расстоянии ПЛ = const, имеем в системе О^п координаты центра ролика А:
4 = h($) + ^ П = Па.
Полученные выше зависимости (1) и (2) верны для рассматриваемого механизма. Проекции аналогов векторов скорости v и ускорения а центра А в неподвижной системе О^п:
d^ _ dh dq> dy’ qn
dv
q£
-, q = 0, dq qn
скорость и ускорение центра А
2
vA = aA = « aqh + ^
qS
2
2
Рис. 3. Кулачковый механизм с тарельчатым толкателем
угол давления, используя выражение (3), запишется как
8 рт = arccos
Vq^ nk + vnr,n.
Кулачковый механизм с тарельчатым толкателем имеет аналогичные, выше рассмотренные выходные параметры кулачкового механизма с роликовым толкателем: перемещение центра А кулачка (рис. 3): h = ^ф), h(0) = 0, максимальное перемещение H = ^шах.
R(ф) = h(ф) + R0 — радиус-вектор теоретического профиля Пт, где минимальный радиус R0 = R(0) = ОА0. Для получения рабочего профиля Пр зафиксируем кулачок и рассмотрим поворот толкателя относительно центра вращения кулачка
О, при произвольном угле ф и ф + dф, где dф — элементарное приращение угла. Точкой рабочего профиля С является пересечение контактных прямых тарелок, соответствующих точкам А и А' теоретического профиля. Уравнения контактных прямых запишем в виде
_Дх, у, ф) = xcosф + уБтф - R(ф) = 0,
_Дх, у, ф + dф) = xcos(ф + dф) + ysin(ф + dф) -- R(ф + dф) = xcosф cosdф - xsinф sindф +
+ у8тф cosdф + ycosф sindф - R(ф + dф) = 0,
/(х, у, ф + dф) ^ xcos - xsinф dф + ysinф +
+ уш8ф dф - R(ф + dф) = 0,
/ (х, у, ф + d ф) - / (х, у, ф)
fv (x У, ф) = ■
dф
= - x sin ф + y cos ф- R' (ф) = 0.
Система
[f (x У, Ф) = 0 |fo(x У, Ф) = 0
служит для описания образующей семейства линий, в нашем случае системы прямых [2, З]. Выразим из
y cos ф- R'
Уф(x, У, Ф) = 0 ^ x =--------------:-> f (x, У, Ф) =
sin ф
= ycos2ф + ysin2ф-Rcosф-R' sinф = 0; x sin ф + R
Д(x, У, Ф) = 0 ^ У =-------> f (x У, Ф) =
cos ф
= xcos2 ф + xsin2 ф- Rcosф + R' sinф = 0.
Учитывая, что полученные уравнения являются параметрическими уравнениями рабочего профиля, имеем
xp = Rcosф - R^s^, yp = Rsinф + Rфcosф.
Так как нормаль в точке С контакта перпендикулярна тарелке, следовательно, параллельна толкателю, поэтому угол давления 5тт = 0.
В качестве примеров рассмотрим профилирование кулачков по предложенной методике для трех кулачковых механизмов (см. рис. 1), обеспечивающих скорость выходного звена пропорциональной sin'V
Введем характеристическую систему функций
тт, , ф-0,5sin2ф
U(ф) = —---------—, 0<ф<я;
я
тт( , 0 ф-0,5sin2ф
U(ф) = 2- —---------—, я<ф<2я,
я
производные от которой
тт . . dU 1 -cos2ф 2 . 2
U1(9) = — =--------------- = - sin2 ф;
at п п
dU1 2
U2(ф) = —1 = — sin2ф, 0<ф<я; dt я
гт . л dU 1 -cos2ф
и1(Ф) = -г =----------
dt я
2 . 2 — sin ф; я
dU1 2
U2(ф) = —1 = — sin2ф, я<ф<2я. dt я
Графики этих функций показаны на рис. 4.
1. Кулачковый механизм с роликовым коромыслом (рис. 1а).
Зададим угол поворота коромысла у(ф) = ХЩф), где X = п/3 — размах коромысла длиной L = 100 мм, радиус ролика г = 20 мм, в = -п/6, ^В = 150 мм, ПВ = -90 мм. Теоретический Птк и рабочий Прк профили кулачка, рассчитанные по предложенной методике, даны на рис. 5. Максимальный угол давления 5шах = 38° при ф = 317°. Аналоги угловых скорости и ускорения коромысла
dy dXUl
юп = — = Хи1, еп =--------1 = Хи,.
4 dф 1 п dф 2
0 0,5л л 1,5л ф
Рис. 4. Характеристические функции
При угловой скорости кулачка ю(0 имеем угловую скорость и ускорение коромысла
юк = ююп = юХи1;
2 dю dю.J-7
е„ = ю еп + юп — = , + —Хи,,
к п п dt 2 dt 1
следовательно, поставленная задача решена: угловая скорость коромысла пропорциональна 8т2ф.
2. Кулачковые механизмы с роликовым и тарельчатым толкателем (рис. 1б, в).
Зададим закон перемещения толкателя ^ф) = Ни(ф), где Н = 100 мм — максимальное перемещение толкателя, радиус ролика г = 20 мм, пА = 0. Теоретический Пт и рабочие Прр, Прт профили, соответственно кулачков с роликовым и тарельчатым толкателями, рассчитанные по предложенной методике, даны на рис. 5. Максимальный угол давления роликового толкателя 5 = 24° при ф = 80° и 279°,
Рис. 5. Теоретический и рабочий профили кулачков для трех типов механизмов
а у тарельчатого толкателя 5тт = 0. Аналоги скорости и ускорения толкателя
dh dHUl
V, = — = Ни,, а, =----------
, dф 1 Я dф
= ни,
При угловой скорости кулачка ю(0 имеем скорость и ускорение толкателя
VA = юvq = «ни,;
2 dю 2тттт dю тттт
аА = ю а, + V, — = ю Ни, н-------Ни,,
А , , dt 2 dt 1
таким образом, скорость V. перемещения толкате-
• 2 А
лей пропорциональна sin ф.
Предложенная методика профилирования кулачков достаточно эффективна и может быть рекомендована для реализации в инженерной практике.
Список литературы
1. Теория механизмов и машин / Под ред. К.В. Фролова. — М.: Высшая школа, 1987.
2. Попов, Н.Н. Расчет и проектирование кулачковых механизмов / Н.Н. Попов. — М.: Машиностроение, 1980.
3. Болтянский, В.Г. Огибающая / В.Г. Болтянский. — М.: ГИФМЛ, 1961.
УДК 621.83:699.718
А.В. Коломейченко, канд. техн. наук, доцент Н.С. Чернышов, канд. техн. наук
ФГОУ ВПО «Орловский государственный агроинженерный университет»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОРРОЗИОННОЙ СТОЙКОСТИ МДО-ПОКРЫТИЯ
А
її.
люминиевые сплавы обладают такими ценными ность. Поэтому они нашли широкое применение
свойствами, как легкость, высокая прочность в машиностроении, в том числе для изготовления
в сочетании с малой плотностью, удовлетворитель- деталей, работающих в системе охлаждения двиганая коррозионная стойкость, хорошая теплопровод- телей. В то же время в результате воздействия аб-
----------------------------- 81