Научная статья на тему 'Методика проектно-исследовательской деятельности школьников как содержательный компонент вузовской педагогической подготовки бакалавров'

Методика проектно-исследовательской деятельности школьников как содержательный компонент вузовской педагогической подготовки бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / PROJECT AND RESEARCH ACTIVITY / PROFESSIONAL TASK / METHODOLOGICAL WORKSHOP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Наталья Анатольевна, Кирдянова Людмила Викторовна

В статье описываются теоретические положения, типовые задания и профессиональные задачи, решаемые бакалаврами в специально моделируемых на методических мастерских ситуациях профессиональной деятельности учителя, связанных с организацией проектно-исследовательской работы школьников в контексте требований ФГОС среднего (полного) общего образования. Авторы делятся методическим опытом использования их в практике преподавания на филологическом факультете Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева в рамках базового и дополнительного обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Наталья Анатольевна, Кирдянова Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Project and Research Activities of Schoolchildren as a Meaningful Component of Bachelors’ Pedagogical Training

The article analyzes theoretical principles, common and professional tasks solved by bachelors in specially modeled situations of teachers’ professional activity in methodological workshops. Such situations are related to the organization of research activity of pupils in the context of the requirements of Federal Educational Standards. The authors share methodological experience of using theoretical principles, common and professional tasks in teaching practice at Mordovian State pedagogical Institute, Faculty of Philology within the basic and additional teaching course.

Текст научной работы на тему «Методика проектно-исследовательской деятельности школьников как содержательный компонент вузовской педагогической подготовки бакалавров»

1УДК 378 ББК 74.58

МЕТОДИКА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

Н. А. Белова, Л. В. Кирдянова

Аннотация. В статье описываются теоретические положения, типовые задания и профессиональные задачи, решаемые бакалаврами в специально моделируемых на методических мастерских ситуациях профессиональной деятельности учителя, связанных с организацией проектно-исследовательской работы школьников в контексте требований ФГОС среднего (полного) общего образования. Авторы делятся методическим опытом использования их в практике преподавания на филологическом факультете Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева в рамках базового и дополнительного обучения студентов.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, профессиональная задача, методическая мастерская.

METHODS OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN AS A MEANINGFUL COMPONENT OF BACHELORS' PEDAGOGICAL TRAINING

N. A. Belova, L. V. Kirdyanova

Abstract. The article analyzes theoretical principles, common and professional tasks solved by bachelors in specially modeled situations of teachers' professional activity in methodological workshops. Such situations are related to the organization of research activity of pupils in the context of the requirements of Federal Educational Standards. The authors share methodological experience of using theoretical principles, common and professional tasks in teaching practice at Mordovian State pedagogical Institute, Faculty of Philology within the basic and additional teaching course.

Keywords: project and research activity, professional task, methodological workshop.

В проектировании и реализации содержания современного педагогического образования, в частности в методике преподавания русского языка, в процессе своего разрешения находится противоречие между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности студентов (тексты, знаковые системы, программы действий) и реальным предметом усваиваемой профессиональной деятельности, где знания не даны в чистом виде, а представлены через образовательные процессы и ситуации. Проектирование субъек-тно-деятельностного содержания профессионально-личностного развития педагога должно по возможности моделировать задачную

структуру его педагогической деятельности. Говоря словами Т. В. Савиновой, «будущему педагогу важно овладеть возможностью мыслить и действовать как субъект собственного профессионального общения» [1].

Каким же образом организовывать в педагогическом вузе подготовку учителя, способного эффективно осуществлять в школе свою профессиональную деятельность?

Очевидно, что в педвузе студенты должны быть «погружены» в ситуации и условия, моделирующие их будущую профессиональную деятельность, с одной стороны, а с другой - необходимо расширять границы их самостоятельной работы, позволяющей проявиться необхо-

димым чертам личности в контексте осознанного профессионального творчества, последовательного и постепенного самостоятельного выбора решений в тех или иных моделируемых в процессе обучения ситуациях.

В МГПИ имени М. Е. Евсевьева занятия учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку» строятся с опорой на данное исходное положение, в частности, на лекциях бакалаврам предлагаются профессиональные задачи и возможные модели их решения, а практическая часть курса проводится в основном в форме методических мастерских [2], создающих условия для постепенной отработки полученных методических знаний, их «перевода» в практическую сферу деятельности учителя на уроке.

Обратимся к рассмотрению такой темы данной дисциплины, которая до сих пор не включалась в ее традиционное содержание, а именно: «Проектно-исследовательская работа учащихся по русскому языку». Это обусловлено тем, что в новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования введено требование обязательного выполнения учащимися индивидуального проекта, представляющего собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что должно обеспечивать приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной) [3, п. 11]. В требованиях к результатам выполнения индивидуального проекта ФГОС указывает следующие:

• умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;

• способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей

деятельности на основе предварительного планирования;

• способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

• способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;

• сформированность умений использовать все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта [3].

Вузовская подготовка будущих учителей-словесников с опорой на данные требования определяет комплекс теоретических вопросов, включенных в план двух лекций на 4-м курсе (8-й семестр):

1. Проектно-исследовательская работа учащихся (требования ФГОС к результатам, цели, субъекты деятельности). Формы участия учащихся в проектно-исследовательской деятельности.

2. Структурно-содержательные особенности учебного проекта и учебного исследования как разновидностей индивидуального проекта учащегося.

3. Методика организации проектной деятельности школьников.

Третий вопрос рассматривается на отдельном лекционном занятии.

Представим краткое содержание лекций. Проектная и исследовательская деятельность в современном образовании. Универсальные учебные действия и прогнозирование их формирования при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Критерии оценивания результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся как ориентиры в ходе организации индивидуальных проектов. Учет специфики этапов учебных проектов и учебных исследований при организации данного вида работ школьников. Учет специфики методов осуществления учебных проектов и учебных исследований при организации данного вида образовательной деятельности школьников.Учет специфики направлен-

ности проектной и исследовательской деятельности обучающихся в основной школе (5-8-й классы) при координировании данных видов учебной деятельности. Специфика организации индивидуальных проектов учащихся 911-х классов. Координирование (организация, курирование) жанрово-стилистического оформления результатов индивидуального проекта учащихся. Организация текстовой деятельности школьников при подготовке устной презентации результатов индивидуального проекта. Организация индивидуальных проектов по русскому языку: учет специфики объекта и предмета исследования, своеобразия методов и приемов исследования.

На практических занятиях данные вопросы переносятся в профессиональную сферу деятельности, последовательно разбираются в моделируемых ситуациях уроков русского языка и различных форм внеурочной деятельности. К примеру, бакалавры выполняют типовые задания:

1. Охарактеризуйте систему общенаучных и специфических методов организации проектной деятельности учащихся по русскому языку.

2. Раскройте методику организации исследовательской деятельности школьников по русскому языку в рамках факультативов, элективных курсов, кружков. Приведите примеры тем исследовательских проектов школьников.

3. Охарактеризуйте исследовательскую и проектную деятельности обучающихся как отдельную систему в образовании и одно из направлений модернизации современного образования на примере предметной области «Филология».

4. Разработайте модель поэтапной организации индивидуального проекта учащегося по русскому языку (вид индивидуального проекта, тема, методологическая база, этапы и т. п. выбираются самостоятельно).

Обозначенное содержание углубляется и расширяется в дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Методика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в предметной области «Филология»», предназначенной для бакалавров старших курсов и учителей и реализуемой в МГПИ в течение последних лет [4; 5].

Приведем примеры профессиональных задач, решаемых бакалаврами в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку» и на занятиях по дополнительной профессиональной программе при изучении методики организации проектно-исследовательской деятельности школьников:

1. Разработайте фрагмент урока РЕШЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ / СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ / ВКЛЮЧЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ЗАДАЧНОЙ СИТУАЦИИ для указанного класса основной / старшей общеобразовательной школы / школы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин.

Фрагмент урока должен содержать следующие компоненты: обоснование необходимости данного элемента урока в соответствии с темой и целями урока; учебную цель данного элемента; описание содержания элемента; методы и приемы, позволяющие реализовать данный элемент урока; форму работы с классом; средства обучения; дидактический материал, необходимый для осуществления данного элемента.

2. Представьте себя в роли куратора индивидуального проекта (индивидуального исследования) учащегося определенной возрастной группы. Разработайте и представьте план работы по руководству проектной (исследовательской) деятельностью учащегося в рамках тематики, изучаемой в данном классе средней / старшей общеобразовательной школы / школы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин.

В плане должны быть представлены следующие компоненты: тема учебного проекта (исследования); учебная проблема, решению которой посвящен проект (исследование); структура учебного проекта (исследования); предполагаемые результаты проекта (исследования); методы осуществления индивидуального проекта (индивидуального исследования) учащегося; требования к оформлению и презентации конечных результатов обучающимися; критерии оценивания результатов; способы рефлексии.

3. Прокомментируйте представленные ниже критерии для оценивания индивидуальных проектов учащихся по русскому языку: подготовительный этап (актуальность); этап пла-

нирования работы (осведомленность); исследовательская деятельность (научность, самостоятельность); этап представления результатов или выводов (значимость, системность, структурированность, интегративность, креативность); этап представления готового продукта (презентабельность, коммуникативность, апробация); этап оценки процесса и результатов работы (рефлексивность).

4. Охарактеризуйте следующие специфические (предметные) методы осуществления индивидуального проекта (индивидуального исследования) учащегося по русскому языку: описательный, интерпретационный, сравнительно-сопоставительный методы; семантический, контекстуальный, лингвистический анализ, филологический анализ, риторический анализ; статистическая обработка материала; лингвистический эксперимент. Проиллюстрируйте специфику применения одного из данных методов.

Подобная система работы, на наш взгляд, способствует более эффективной подготовке будущих учителей в педвузе к решению их профессиональных задач. Учитель, вовлеченный в инновационные образовательные процессы, должен владеть как высокоразвитой индивидуальной культурой переработки информации (в том числе с помощью современных компьютерных технологий), так и уметь адаптировать ее в соответствии с возможностями детей, обладать дидактическими способностями и глубоким практико-ориентированным знанием своей методической области. Он творчески реализует себя, продуктивно работает, если ему предоставлена возможность компетентного выбора различных траекторий педагогической деятельности через формирование индивидуального стиля поиска и нахождения адекватных путей и способов реализации своей индивидуальности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Савинова Т. В. Содержательное оснащение процесса развития компетентности студента как субъекта педагогического общения // Гуманитарные науки и образование. - 2011. -№ 1. - С. 76-78.

2. Белова Н. А. Опыт внедрения технологии методической мастерской при обучении бакалавров профессиональной текстовой деятельности в изменяющейся образовательной среде // Российский научный журнал. - 2011. - № 4. - С. 61-68.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - URL: https://rg. ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (дата обращения: 15.05.2017)

4. Белова Н. А. Методика организации индивидуальных проектов учащихся: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. Ч. 1. Теоретический минимум. - Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т, 2013. - 178 с.

5. Белова Н. А. Методика организации индивидуальных проектов учащихся: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. Ч. 2. Практикум. - Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т, 2013. - 300 с.

REFERENCES

1. Savinova T. V. Soderzhatelnoe osnashchenie protsessa razvitiya kompetentnosti studenta kak subyekta pedagogicheskogo obshcheniya. Gu-

manitarnye nauki i obrazovanie. 2011, No. 1, pp.76-78.

2. Belova N. A. Opyt vnedreniya tekhnologii metodicheskoy masterskoy pri obuchenii baka-lavrov professionalnoy tekstovoy deyatelnosti v izmenyayushcheysya obrazovatelnoy srede.

Rossiyskiy nauchnyy zhurnal. 2011, No. 4, pp.61-68.

3. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego (polnogo) obshchego obra-zovaniya. Available at: https://rg.ru/2012/06/21/ obrstandart-dok.html (accessed: 15.05.2017)

4. Belova N. A. Metodika organizatsii individual-nykh proektov uchashchikhsya: ucheb.-metod. posobie: in 2 part. Part 1. Teoreticheskiy minimum. Saransk: Mordovskiy gos. ped. in-t, 2013. 178 p.

5. Belova N. A. Metodika organizatsii individual-nykh proektov uchashchikhsya: ucheb.-metod. posobie: in 2 part. Part 2. Praktikum. Saransk: Mordovskiy gos. ped. in-t, 2013. 300 p.

Белова Наталья Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики преподавания русского языка Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск e-mail: belkasun@mail.ru

Belova Natalya A., ScD in Education, Professor, Russian Language and Methods of Teaching Russian Language Department, M. E. Evsevyev Mordovian State pedagogical Institute, Saransk e-mail: belkasun@mail.ru

Кирдянова Людмила Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания русского языка Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск e-mail: kirdaynova-luda@mail.ru

Kirdyanova Ludmila V., PhD in Education, Associate Professor, Russian Language and Methods of Teaching Russian Language Department, M. E. Evsevyev Mordovian State pedagogical Institute, Saransk e-mail: kirdaynova-luda@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.