УДК 72.01
ДОЛГОВ А. В. СЫЧЕВА Е. Б.
Методика проектирования и расчета сети дошкольных организаций в условиях демографической нестабильности
Долгов
Александр
Владимирович
кандидат архитектуры, профессор, член-корреспондент РААСН, директор института «УралНИИпроект РААСН»
e-mail: [email protected]
Сычева
Елена
Борисовна
старший научный сотрудник института «УралНИИпроект РААСН»
e-mail: [email protected]
В статье предложена авторская методика проектирования и расчета сети дошкольных организаций, в основу которой положена классификация уровней рождаемости, позволяющая определить по каждому из этих уровней требуемую мощность сети и наметить конкретные мероприятия для ее обеспечения. Использование методики поможет архитекторам сформировать сеть объектов дошкольного образования, обладающую свойствами динамической адаптации к демографическим колебаниям.
Ключевые слова: методика проектирования, сеть дошкольных организаций, демографический фактор, коэффициент рождаемости населения, архитектурная типология.
DOLGOV A. V.
SYCHEVA E. B.
METHOD OF CALCULATION AND DESIGN OF NETWORK PRESCHOOLS IN THE POPULATION OF INSTABILITY
The author offered his methodology of design and calculation of pre-school institutions. The methodology is based on the classification of fertility. Classification allows you to define for each of the required power levels and to identify specific activities to ensure. Use techniques to help architects to form a network of preschool education.
Keywords: design technique, the network of preschool organizations, demographic factor, fertility rate the population, architectural typology.
Понятие «дошкольные организации» (ДО), использованное в названии работы, является более широким, чем «дошкольные образовательные учреждения». Оно охватывает дошкольные организации на базе как общеобразовательных учреждений, так и учреждений дополнительного образования и культуры, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Актуальность темы обусловлена тем, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в системе дошкольного образования произошли существенные изменения, которые характеризовались дефицитом мест в дошкольные учреждения в связи с демографическим всплеском в этот период и расширением номенклатуры типов дошкольных организаций, что было продиктовано социальным запросом.
Все это потребовало разработки новой архитектурной типологии зданий и комплексов для обслуживания дошкольников, способной удовлетворять изменяющиеся запросы общества, а также поиска современных приемов размещения дошкольных организаций в жилой застройке.
В № 1 (2013) журнала «Академический вестник» опубликована статья «Основы новой архитектурной типологии дошкольных учреждений», в которой сформулированы научные принципы новой типологии объектов для обслуживания дошкольного населения [1]. Типология разработана институтом «УралНИИпроект РААСН» в 2012 г. [2]. В ее основе лежит вычленение из первичного объекта исследования (здания детского сада) его функциональных частей: жилой, общественной и хозяйственной в качестве самостоятельных
50.0
45.0
40.0
35.0
30.0
25.0
20.0
15.0
10.0 5,0
0
ОКР
I
Шкала для оценки ОКР
(общий коэффициент рождаемости)
ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ уровень рождаемости (40,0 и выше) ВЫСОКИЙ
уровень рождаемости (от 30,0 до 39,9)
ВЫШЕ СРЕДНЕГО уровень рождаемости (от 25,0 до 29,9)
\ СРЕ1 1НИЙ
\ урові їнь рожда змости(от 10,0 до 2- 1,9)
\ V
низн урове ;ии !нь рождаемости (ме ІНЄЄ 16,0), *
недос ПОКОЛ( гаточный для замещениі іниями детей і поколений родителей
Иллюстрация 1. График общего коэффициента рождаемости (ОКР) в России за 100 лет с наложением шкалы для оценки величины ОКР, предложенной В. А. Борисовым
и Б. Ц. Урланисом
Таблица 1
Наименование поселений Мест на 1 000 жителей
Москва:
— для Центрального административного округа 52 [3]
— для остальных административных округов 54 [3]
Санкт-Петербург 45 (до 2015 г.) [4]
Свердловская область:
— крупнейшие, крупные, большие населенные пункты 55 [5]
— средние, малые, сельские населенные пункты 50 [5]
Калуга 58 [6]
Ярославль 58 [7]
объектов с последующим их соединением во множественных комбинациях. Типология предполагает раскрытие всего спектра потенциальных возможностей при формировании и расчете сети дошкольных организаций, способной адаптироваться к различным изменяемым параметрам среды.
В рамках данной статьи мы ограничимся рассмотрением одного из этих изменяемых параметров, а именно, демографическим фактором, оказывающим наиболее существенное дестабилизирующее воздействие на инфраструктуру дошкольных организаций.
Глядя на кривую рождаемости населения Российской Федерации (Иллюстрация 1), можно понять, почему долгое время проблема острого дефицита или чрезмерного избытка мест в дошкольные учреждения не стояла. Кривая рождаемости вплоть до 1969 г. медленно падала вниз, только с начала 1970-х гг. началось ее колебательное движение с достаточно большой амплитудой.
В настоящее время при расчете потребности жителей микрорайона в местах в детские дошкольные учреждения используются минимальные расчетные показатели, которые определены в местных нормативах градостроительного проектирования [3-7].
Минимальные расчетные показатели определяются в соответствии с демографическим прогнозом развития структуры населения, объемом существующего дефицита мест в объектах соцкультбыта и социально-экономическими программами субъекта Российской Федерации по ликвидации этого дефицита на основе статистических данных, предоставляемых соответствующими органами государственного управления региона [8]. Этот показатель должен быть выше в крупных и крупнейших индустриально развитых населенных пунктах, для которых характерна большая доля женщин с высоким уровнем занятости. Он должен быть ниже в населенных пунктах с традиционной многопоколенной семьей [8].
В Таблице 1 представлены минимальные расчетные показатели обеспечения объектами дошкольного образования для некоторых регионов.
Такой расчетный показатель однозначен и не дает представления
о диапазоне возможных демографических колебаний в проектируемом микрорайоне.
Это означает, что необходима методика проектирования и расче-
та, при которой сеть дошкольных организаций оставалась бы жизнеспособной как при высоком уровне рождаемости, так и при низком, и при этом не испытывала бы дефицита мест в объектах дошкольного образования либо их избытка. То есть была бы способна реагировать с достаточной гибкостью
и быстротой на демографическую динамику.
Для этого нам необходимо, во-первых, выявить пограничные значения общего коэффициента рождаемости — ОКР (число рождений на 1 000 жителей), чтобы в дальнейшем определить потенциально возможные пределы социального запро-
Иллюстрация 2. Рождаемость (число родившихся на 1 000 человек населения) в России с 1988 по 2012 г.
Статистические данные рождаемости с 1988 по 2012 г. [8]
1988-16,0 1995-9,3 2002-9,8 2009-12,4
1989-14,6 1996-8,9 2003-10,2 2010-12,5
1990-13,4 1997-8,6 2004-10,4 2011-12,6
1991-12,1 1998-8,8 2005-10,2 2012-13,3
1992-10,7 1999-8,3 2006-10,4
1993-9,4 2000-8,7 2007-11,3
1994-9,6 2001-9,1 2008-12,1
Иллюстрация 3. Наращивание мощности сети объектов ДО в зависимости от показателя численности дошкольников (на 1 000 жителей)
са на места в детские дошкольные учреждения. А во-вторых, внутри этих границ необходима градация на уровни, которые позволили бы определить по каждому из этих уровней требуемую мощность сети
и наметить конкретные мероприятия для ее обеспечения.
Такая градация, а точнее шкала, существует, она разработана выдающимися демографами ХХ в. В. А. Борисовым и Б. Ц. Урланисом.
На Иллюстрации 1 мы видим график изменения ОКР с 1913 по 2012 г. (построенный на основе статистических данных [9]) с наложением шкалы для оценки величины ОКР, предложенной этими учеными [10].
К сожалению, нам практически не удастся воспользоваться данной шкалой оценки величины ОКР, так как с конца 1980-х гг. и до наших дней кривая ОКР колеблется в пределах только «низкого уровня» рождаемости. Кроме того, по прогнозам демографов, в ближайшее десятилетие динамика рождаемости будет все также оставаться на нижнем уровне этой шкалы. Значит, необходима дополнительная аналогичная классификация внутри границ этого уровня. Для этого выделяем из представленного графика фрагмент, охватывающий период последних 25-ти лет, с 1988 по 2012 г. (Иллюстрация 2).
На основе представленных статистических данных можно определить, что число родившихся на 1 000 человек населения в данный период колеблется в пределах от 16,0 до 8,3 единиц. Средний уровень рождаемости за эти 25 лет составляет 10,4. Чтобы не путать обозначения уровней со шкалой В. А. Борисова и Б. Ц. Урланиса, назовем его «условно средний уровень рождаемости», т. е. установленный в условных границах (от 0 до 16,0 за период с 1988 по 2012 г.), необходимых для решения наших конкретных задач. Два уровня, пограничных с «условно средним», соответственно определены как «условно выше среднего» и «условно ниже среднего», а значения ОКР, выходящие за пределы верхней границы рассматриваемого нами диапазона, обозначены «условно высоким» уровнем рождаемости.
После того, как мы получили некую классификацию условных уровней рождаемости, можно перейти к решению конкретных задач, поставленных перед архитекторами-проектировщиками. Главнейшей из них является разработка методики по созданию жизнеспособной сети объектов ДО, которая обладала бы интерактивными свойствами и градостроительной маневренностью. Для рационального построения такой сети, адекватно реагирующей на колебания демографического состава населения, необходимо в ее структуре выделить стабильные и динамичные объекты, которые будут представлять постоянный фонд, рассчитанный на средний уровень численности дошкольников, и изменяемый фонд, предполагающий по-
тенциальную возможность быстрого наращивания мощности сети и ее сокращения (Иллюстрация 3).
Рассмотрим принцип действия представленной методики на примере проектируемого микрорайона с расчетной численностью населения 2 270 жителей (Иллюстрация 4) в следующей последовательности.
1 Производим расчет потребности жителей микрорайона в обеспечении ДО и получаем следующие данные:
- суммарный ОКР за 6 лет (с 2007 по 2012 г.) составляет 11,3 + 12,1 + + 12,4 + 12,5 + 12,6 + 13,3 = 74,2;
- усредненный показатель численности дошкольников (ОКРср) к началу 2013 г. составляет 74,2/6 =12,36 (12) детей дошкольного возраста на 1 000 жителей, что по шкале оценки ОКР соответствует уровню «условно выше среднего» (от 10,4 до 15,9);
- расчетная численность дошкольников в микрорайоне с численностью населения 2 270 человек составляет 2 270 / 1 000 х 74,2 = = 168,4 (168) человек;
- потребность в обеспечении ДО (в пределах 95 % от всей численности дошкольников [5]) к началу 2013 г. составляет 160 мест;
- при падении ОКРср до уровня «условно ниже среднего» (ниже 10,4) потребность в ДО будет составлять менее чем 10,4 х160/12,36 = 135 мест;
- при повышении рождаемости до уровня «условно высокий» (выше 16,0) потребность в ДО будет составлять более чем 16,0 х160/12,36 = 207 мест.
2 Далее, используя разработанную архитектурную типологию ДО [2], определяем номенклатуру необходимых для данного микрорайона объектов (Таблица 2).
3 Осталось определить необходимую вместимость по каждому из объектов и приступить к проектным разработкам.
Следует отметить, что для демонстрации методики нами использовались среднестатистические данные по Российской Федерации. Но эту процедуру можно провести для любого населенного пункта на основе данных рождаемости по конкретному региону.
Кроме изменения показателя рождаемости (который напрямую связан с численностью образовательного контингента дошкольни-
Иллюстрация 4. Организация сети объектов ДО в проектируемом микрорайоне Таблица 2
Шифр объекта Обобщенная характеристика объекта
I- (2.2.2) — Ок Комплекс многогруппового детского сада (вместимостью до 350 мест) с полным циклом обслуживания, расположенного в отдельно стоящем капитальном здании
I*- (2.2.2.2) — Ок Крупный учебно-воспитательный комплекс «детский сад — начальная школа» (общее расчетное число мест до 350 мест), расположенный в отдельно стоящем капитальном здании
II- (2.2.0.) — Ом Комплекс малогруппового детского сада (вместимостью до 350 мест) без хозяйственной части, расположенный в отдельно стоящем здании модульного типа. Имеет централизованное обслуживание (приготовление пищи, стирка белья)
III- (1.0.0) — П Комплекс малогруппового детского сада (вместимостью до 80 мест), включающий только групповые ячейки, пристроенный или встроенно-пристроенный к жилому дому. Имеет централизованное обслуживание (образовательные услуги, приготовление пищи, стирка белья)
III- (1.0.0) — В Комплекс малогруппового детского сада (вместимостью до 80 мест), включающий только групповые ячейки, встроенный в первые этажи жилого дома. Имеет централизованное обслуживание (образовательные услуги, приготовление пищи, стирка белья)
III*- (1.0.0) — В Комплекс малогруппового детского сада (вместимостью до 80 мест), включающий только групповые ячейки, встроенный в первые этажи жилого дома (без централизованного обслуживания)
III*- (1.0.0) — Ос Самодвижущийся групповой модуль, полностью готовый к эксплуатации
V- (0.2.2) — Ок Центр дошкольного образования (развитый состав помещений) с кафе-столовой, расположенный в отдельно стоящем капитальном здании
ков), на уровень востребованности в местах в детские сады и ясли влияют колебания численности населения, возникающие в результате непрогнозируемого изменения плотности застройки, что очень характерно для градостроительной политики наших дней. Поэтому данные расчетов в дальнейшем необходимо будет корректировать.
Заключение
В предложенной нами методике создания сети дошкольных организаций заложены свойства динамической адаптации к демографическим колебаниям. Но изменяемые факторы предъявляют требование внедрения принципов динамизма и в архитектурно-планировочную структуру самих объектов. Для компенсации возникающих дисбалансов потребности в дошкольных местах архитекторам-проектировщикам предстоит разрабатывать как проекты универсальных зданий образовательных учреждений для вариативного использования, так и проекты объектов, позволяющих в зависимости от потребности и ситуации изменять свои параметры.
Список использованной литературы
1 Долгов А. В., Сычева Е. Б. Основы новой архитектурной типологии дошкольных учреждений// Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. № 1. С. 44-49.
2 Отчет НИР. Современные тенденции формообразования в архитектуре детских дошкольных учреждений с учетом психологии современного ребенка и современных образовательных программ. УралНИИпроект РААСН. Екатеринбург, 2012.
3 МГСН 4.07-05. Дошкольные образовательные учреждения.
4 О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга. Приложение к Закону Санкт-Петербурга от 16.02.2011.
5 НГПСО 1-2009.66. Нормативы градостроительного проектирования Свердловской области.
6 Местные нормативы градостроительного проектирования городского округа «Город Калуга». Приложение к постановлению Городской Управы города Калуги от 12.03.2013 № 63-п.
7 Местные нормативы градостроительного проектирования города Ярославля по обеспечению объектами социального назначения — дошкольными образовательными учреждениями. Приложение к постановлению мэрии от 06.12.2010 № 4641.
8 Мазаев Г. В., Мазаев А. Г. Методические рекомендации по разработке региональных нормативов градостроительного проектирования субъектов Российской Федерации. УралНИИпроект РААСН. Екатеринбург, 2013.
9 Материал из Википедии: Население России. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki / %CD%E0 0/№1 %Е5 %ЕВ %Е5 %^%Е8 %Е5_%Л0 %ЕЕ%Б1 %Б1 %Е8 %Е8 (дата обращения: 15.08.2012).
10 Народонаселение стран мира : справочник/под ред. Б. Ц. Урланиса и В. А. Борисова. М., 1984.