Научная статья на тему 'Методика применения специально подготовительных упражнений при обучении техники таэквон-до'

Методика применения специально подготовительных упражнений при обучении техники таэквон-до Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
935
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАЭКВОН-ДО / ЭТАП НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Адаменко И. Ю.

В статье раскрывается подход к организации обучения юных спортсменов, занимающихся таэквондо. Рассматриваемая методика позволяет с помощью применения комплексов подготовительных упражнений, направленных на обучение техники таэквон-до, улучшить техническое содержание приема, повысить качество выполняемых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Адаменко И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика применения специально подготовительных упражнений при обучении техники таэквон-до»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ТАЭКВОН-ДО

И.Ю. АДАМЕНКО, ВНИИФК

Аннотация

В статье раскрывается подход к организации обучения юных спортсменов, занимающихся таэквондо. Рассматриваемая методика позволяет с помощью применения комплексов подготовительных упражнений, направленных на обучение техники таэквон-до, улучшить техническое содержание приема, повысить качество выполняемых действий.

Abstract

The article covers the approach to the organization of young taekwon-do sportsmen training.

The considered method, which includes a complex of preparatory exercises, aimed at teaching taekwon-do technique, helps to improve the technical grip, the quality of performed actions.

Ключевые слова: таэквон-до, этап начального обучения, подготовительные упражнения, координационные способности, эффективность тренировочного процесса.

В последние годы широкое распространение в России получили различные виды единоборств, в том числе и боевое искусство Северной Кореи - таэквон-до. К занятиям таэквон-до привлекаются дети раннего возраста (порой с 5-6 лет), но разработанных и научно обоснованных методик подготовки детей такого юного возраста в настоящее время нет. Даже в тех видах единоборств, где есть разработанные или утвержденные программы для ДЮСШ, рекомендуют начинать обучение с 8-9 лет.

Проведя анализ научно-методической литературы по развитию физических качеств, учитывая опыт тренеров, мы пришли к заключению, что оптимальный возраст для начала занятий - 9-12 лет (Лях В.И., 2000; Любомир-ский Л.Е.,1983), так как в это время происходит прирост в развитии координационных способностей, заметно улучшается статокинетическая устойчивость и т.д. В изученной нами методической литературе видно, что разработок и исследований в области тренировочного процесса, занимающихся таэквон-до, явно недостаточно. В методической литературе представлены упражнения, рассмотрена система, но нет указаний по объему и последовательности выполнения упражнений на начальном обучении. Поэтому в настоящее время есть необходимость исследова-

ний, направленных на развитие этого популярного вида спорта в России.

Целевая направленность подготовки как на начальном этапе обучения, так и на остальных вместе с фундаментом общефизической подготовки - это обучение современной технике таэквон-до, актуальной в системе современных единоборств. Проведя статистическое исследование ударов, выполняемых спортсменами за время боя, на примере всех весовых категорий на чемпионатах России Европы и мира в 2003 г., мы получили данные о структуре поединка, из которых видно, что большую часть ударов и мужчины и женщины наносят ногами (в среднем за время боя, спортсмены наносят порядка 47 ± 11 ударов, 20 ± 6 из которых наносится руками и 26 ± 8,7 ударов ногами). Это значит, что к тренировке атакующих действий ногами необходимо подходить с особой тщательностью, поскольку техника атакующих действий ногами в современном таэквон-до по-прежнему остается доминирующей. Следовательно, уже на начальном этапе обучения необходимо развивать предпосылки для обучения ударам ногами.

Одной из важных частей работы явился анализ атакующих действий ногами. Проведенные исследования по-

зволили выявить причины ошибок при выполнении ударов ногами в группах начальной подготовки.

Физические: недостаточное развитие опорно-двигательного аппарата (стопы и голени, сгибатели, разгибатели бедра, ягодичные мышцы, брюшного пресса и разгибатели спины); тугоподвижность тазобедренного сустава, позвоночника, задней поверхности бедра и голени; недостаточно развитая общая и специальная координация (равновесие, точность выполнения движений, темп движений, динамический стереотип и т.д.).

Психологические: невнимание, отсутствие мотивации, несобранность.

Проанализировав основные ошибки и их причины, мы пришли к выводу, что для освоения техники уровень развития физических качеств занимающихся недостаточен. Появилась необходимость использования техники специальных упражнений, развивающих основные группы мышц, необходимых для выполнения технического действия.

Подбор специально-подготовительных упражнений определялся соответствием главным показателям координационной структуры движений и особенностям функционирования основных систем организма, характеризовавшимся в соревновательной деятельности, имитировавших соревновательную нагрузку или ее фрагменты и выполняющимся в облегченных условиях или с дополнительными сопротивлениями. По динамическим, временным параметрам, характеру работы мышц, особенностям энергетического обеспечения упражнения могут существенно отличаться от соревновательных. Поэтому при определении степени специфичности упражнений необходимо ориентироваться не только на внешнюю форму движений (амплитудно-траекторную), но и на характер их координационной структуры, особенности функционирования мышц, вегетативные реакции, иначе это может привести к нерациональному распределению средств по величине и направленности тренирующего эффекта (М.А. Годик, 1980).

Нами были отобраны наиболее эффективные вспомогательные упражнения, развивающие гибкость, координацию, силу и быстроту, необходимые для проведения ударов и препятствующие образованию технических ошибок, а также направленные на отработку каждой фазы в отдельности и удара в целом.

Проведенный анализ подготовительных упражнений и их соответствие определенным фазам технических действий позволили нам сформировать специальные комплексы вспомогательных упражнений, направленных на обучение техники атакующих действий ногами. Каждый из составленных нами комплексов является базовым для всех ударов, поскольку упражнения сходны, направлены на развитие мышц-агонистов (задействованных в ударе), либо мышц-синергистов. При подборе упражнений соблюдалась последовательность движений при выполнении ударов. Упражнения, тренирующие мышцы - сгибатели и разгибатели бедра, сгибатели и разгибатели голени, даны в той последовательности, в которой они включаются

ж

в работу. Также добавлены упражнения на развитие мышц-стабилизаторов туловища, упражнения на равновесие и упражнения на развитие гибкости. Для каждого удара нами были разработаны по два комплекса различной направленности: 1 - координационно-силовой; 2 - скоростно-силовой.

Координационно-силовой комплекс № 1 (АП ЧАГИ)

1. И.п. - стоя; перекат с пяток на носки.

2. Приседания в сочетании со сгибанием бедра на вставании.

3. Бег с захлестом голени (касанием пятками ягодиц).

4. И.п. - стоя на одной ноге в фазе заряда; движение бедра вперед с поворотом стопы (возможно касание чего-либо: ладони партнера, лапы...).

5. Удержание баланса в нестабильном положении: стоя на одной ноге, вторая на уровне пояса прямая.

6. И.п. - стоя на коленях; разгибание голени.

7. И.п. - стоя, сидя; разгибание-сгибание стопы с формированием ударного сегмента стопы (ап кумчи).

8. Перенесение ноги через препятствие с касанием пола до и после него.

Скоростно-силовой комплекс № 2 (АП ЧАГИ)

1. И.п. - стоя лицом к спине партнера, руки на плечах; один давит руками на плечи второго, который выполняет прыжки на носках.

2. Сгибание бедра с набивным мячом, удерживаемым рукой на колене (бросок мяча партнеру за счет сгибания бедра).

3. И.п. - стоя спиной к стене в фазе заряда, упор коленом в руки партнеру; отталкивание партнера от себя за счет импульса бедра (движения бедра вперед), с поворотом стопы.

4. И.п. - стоя перед опорой; выполнение удара над опорой («фитбол», партнер в положении упор лежа, стул и т.п.).

5. И.п. - фаза заряда; разгибание голени с сопротивлением партнера (со жгутом).

6. И.п. - сидя лицом к партнеру, стопа к стопе; разгибание стопы с сопротивлением партнера.

7. Выполнение сгибания голени с сопротивлением партнера (со жгутом).

8. И.п. - лежа на животе; одновременное переразгиба-ние бедра и туловища (одновременный подъем прямых рук и ног).

На данной основе подбора специально-подготовительных упражнений было разработано десять комплексов подготовительных упражнений. Составленные комплексы направлены на обучение и совершенствование пяти основных ударов таэквон-до (ап чаги, доле чаги, юп чаги, горо чаги и нерио чаги). На каждый удар разработано по два комплекса различной направленности. В начале обучения спортсменам предлагают выполнить координационно-силовой комплекс, а в процессе совершенствования добавляется скоростно-силовой.

Последовательное обучение с применением комплексов подготовительных упражнений (КПУ), показало, что

дети достаточно быстро подхватывают координационную структуру движений. Это позволяет констатировать, что данные КПУ можно использовать не только с позиций воспитания физических и функциональных способностей детей, но и с позиции формирования техники. Подтверждением этого факта явилось лабораторное исследование, в котором все КПУ выполнялись в различных режимах мощности. Нами были отработаны два режима. Первый - «спокойный» или обучающий, где от детей не требовалось быстрое выполнение упражнений, а все внимание было сосредоточено на правильности выполнения движений. Второй режим работы - «максимально-напряженный», когда обучающимся предъявляют одинаковые требования к качеству выполнения упражнения и максимальному количеству выполнения в заданный период времени.

Обоснованием для составления режимов восстановления послужили проведенные нами лабораторные исследования с детьми 9-12 лет. В исследовании измерялось время восстановления пульса от максимального до 120 уд./мин. При определении времени отдыха между упражнениями мы исходили из граничной частоты восстановления, с позиции уровня аэробной зоны, чтобы уменьшить процесс врабатывания перед выполнением следующего упражнения.

Предварительные лабораторные исследования позволили организовать педагогический эксперимент таким образом, что все комплексы выполнялись по программе рационального обучения, в зависимости от цели обучения.

Учитывая особенности построения тренировочного процесса в видах спортивных единоборств, выделение тренировочных нагрузок общего и специального характера и принимая во внимание данные предварительных экспериментальных исследований, мы разработали и апробировали алгоритм применения этих упражнений в недельном МКЦ и составили годовое планирование. За основу был взят общепринятый в практике спортивных единоборств недельный МКЦ, состоящий из трех тренировочных занятий в неделю продолжительностью два академических часа.

Результаты

Для проверки эффективности предлагаемой методики обучения юных спортсменов, проводилась апробация данного метода на спортсменах из учебно-тренировочных групп.

Обучение по новой методике проходило в несколько этапов. Каждый этап определял последовательность применения комплексов в зависимости от последовательности изучаемой техники таэквон-до. Такая организация тренировочного процесса позволила на практике определить различия между результатами в соревновательной деятельности в обеих группах и доказать эффективность предложенной программы обучения технико-тактическим действиям таэквон-до. Эффективность предложенной методики определялась результатами тестирования, исследуемыми показателями адаптации организма (ЧСС, ВР, ИН, АМо), сдачей итоговой аттестации, проводимой в конце учебного года в мае, которая являлась также переводным экзаменом на следующий год обучения.

Проанализировав данные, полученные в конце педагогического эксперимента, и сравнив их с данными в начале эксперимента, были выявлены следующие изменения при выполнении координационно-силовых комплексов: за счет точной координационной работы стало выше качество выполняемых действий, а выполняемая работа стала не столь нагрузочной для организма; в организме спортсменов произошли адаптационные сдвиги.

При проведении исследования скоростно-силовых комплексов сравнение проводилось по результатам, полученным в начале и в конце педагогического эксперимента. Пульсовая стоимость КПУ скоростно-силового характера была выше на 20-30 ударов по сравнению с координационно-силовыми комплексами. Сравнивая данные, полученные в начале и в конце эксперимента, видно, что произошло снижение ЧСС на 5-11%, ВР увеличилось, в среднем на 0,02 с, показатель ИН снизился в среднем на 900 усл.ед. по Р.М. Баевскому, также произошло снижение показателя АМо до 9%. Это говорит о том, что спортсмены стали менее уставать и адекватно реагировать на нагрузку.

Таблица 1

Режимы выполнения комплексов подготовительных упражнений

Характеристики методики применения Режимы выполнения комплекса

Спокойный Максимально-напряженный

Направленность комплекса Обучающая Развивающая

Скорость выполнения Невысокая Максимальная

Количество повторений 10-15 Максимальное кол-во раз

Количество подходов 3-4 1-3

Время выполнения упр., (с) 15 15

Время отдыха между подходами, (с) 30 30

Время отдыха между упр.,(с) 60 60

По окончании эксперимента обе группы (контрольная и экспериментальная) прошли ежегодную итоговую аттестацию, по которой были сделаны выводы об эксперименте. Приглашенная на аттестацию экспертная комиссия проводила оценивание технических действий. Критериями для оценки эффективности предложенных нами комплексов явилась рациональность техники ударов ногами. Заключительная статистическая обработка экспериментальных данных выявила, что у спортсменов, занимавших-

ся в экспериментальной группе, за счет точной координационной работы стало выше качество выполняемых действий, улучшено техническое содержание приема, повышена динамическая устойчивость. Помимо экспертной оценки, мы посмотрели адаптацию к выполнению специальной техники. За неделю до аттестации было проведено сравнительное тестирование физиологических затрат выполненных действий с целью косвенной оценки специальной выносливости.

Выводы

1. На основе анализа научно-методических материалов предложена система подготовительных упражнений, направленная на обучение технике таэквон-до. Разработаны 10 комплексов подготовительных упражнений. Каждый комплекс состоит из 8 биомеханически обоснованных подготовительных упражнений для обучения 5 основным ударам ногами.

2. Разработаны комплексы различной направленности формирования двигательных качеств и разной интенсивности выполнения. Рекомендована оптимальная ЧСС при выполнении координационно-силовых и скоростно-силовых комплексов в обучающем режиме выполнения.

3. Разработан оптимальный режим построения годичного тренировочного цикла. Основу программы годичного обучения составляют микроциклы подготовки, меняющиеся и повторяющиеся в зависимости от задач годичного цикла.

4. Под воздействием примененных средств и методов получены сдвиги адаптационных процессов. Полученные статистически значимые различия в показаниях контрольной и экспериментальной группы могут свидетельствовать о том, что предложенная методика способствует более эффективному осваиванию комбинаций.

Литература

1. Кадочников А.А. Динамика ударов ногами / Серия «Мастера боевых искусств». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. -352 с.

2. Калашникова Е.В. Применение игровых заданий различной направленности на этапе начальной подготовки юных тхэквондистов: Методические рекомендации для тренеров-преподавателей. - М.: Издательство ВНИИФК, 2003 - 28 с.

3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.

4. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и сис темы подготовки спортсменов. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 320 с.

5. Суслов Ф.П., Тышлер Д.А. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. - М.: Спорт-АкадемПресс, 2001. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.