правовое обеспечениеi социокультурного i
развития!
1УДК 378 ББК 74.4
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
Е. Н. Юдина, В. С. Дурнев
Аннотация. Заочное обучение должно быть методически обеспечено с учетом особенностей имеющегося контингента слушателей. Необходимо учитывать возрастную специфику, предшествующее образование, а также профессиональный и жизненный опыт учащихся. Это повышает их мотивацию, способствует более прочному усвоению знаний. Поэтому методика преподавания должна быть построена на тесной взаимосвязи теоретического содержания преподаваемой дисциплины с будущей или нынешней практической деятельностью обучаемых. Такую возможность дает метод «кейс-стади». Специфика применения этого метода для преподавания юридических дисциплин подробно рассматривается в статье. В ней также освещены другие особенности методики преподавания для слушателей заочного отделения: контрольные задания, требования к рефератам, творческим работам и т. п.
Ключевые слова: методика преподавания, заочная форма обучения, кейс-стади, конституционное право, муниципальное право.
METHODS OF TEACHING LEGAL DISCIPLINES AT EXTRAMURAL STUDIES
E. N. Yudina, V. S. Durnev
Abstract. The extramural course has to be methodically provided taking into account features of the available contingent of students. It is necessary to consider age specifics, previous education, and professional and life experience as well. This increases their motivation, promotes stronger assimilation of knowledge. Therefore the technique of teaching has to be constructed on close interrelation of theoretical content of the delivered discipline with future or current practical activities of trainees. Such an opportunity is given by the "case-study" method. Specifics of application of this method for teaching legal disciplines are considered in the article. The article also highlights other features of the method of teaching for students of extramural department such as written tests, requirements for essays, creative work and others.
Keywords: methods of teaching, extramural course, case studies, constitutional law, municipal law.
В рамках юридического направления заочной формы обучения Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя готовит таких специалистов, как участковый уполномоченный полиции, оперативный уполномоченный уголовного розыска, а также специалистов предвари-
тельного расследования (дознавателей, следователей) и других юридических специальностей.
Можно дать следующую характеристику аудитории слушателей заочной формы обучения: • все обучающиеся - аттестованные сотрудники полиции;
• по тендерному составу это прежде всего мужчины, как правило прошедшие службу в вооруженных силах (поскольку есть запрет на службу в полиции мужчинам, не прошедшим службу в армии);
• возраст слушателей - от 20 до 40 лет;
• по основному месту службы они представляют совершенно разные подразделения МВД (патрульно-постовая служба, ГИБДД (ГАИ), эксперты-криминалисты, специалисты кадровых, тыловых подразделений; есть даже такие экзотические, как специалисты-кинологи).
Слушатели имеют достаточно сильную мотивацию к учебе. Всем им для дальнейшей карьеры требуется высшее юридическое образование, причем у некоторых есть высшее образование по другому профилю, но для продвижения по службе им не хватает диплома именно по юридической специальности.
В зависимости от профессиональных и личностных особенностей в университете формируются однородные группы обучающихся. Во внимание принимаются многие факторы (в частности, имеющийся уровень образования).
По мнению авторов, обучение слушателей заочной формы должно быть персонифицировано. Необходимо учитывать возрастную специфику, предшествующее образование, а также профессиональный и жизненный опыт учащихся, Поэтому следует увязывать содержание преподаваемой дисциплины с будущей или нынешней практической деятельностью обучаемых. Это повышает их мотивацию, способствует более прочному усвоению знаний.
Самая большая трудность, с которой сталкиваются слушатели заочной формы обучения, - большой объем самостоятельной работы. Но именно эта категория учащихся имеет мало свободного времени для выполнения этого вида работы. Однако слушатели заочной формы обучения, как правило, люди с достаточным жизненным и профессиональным опытом, который позволяет преподавателю во время практических занятий ставить и решать более сложные задачи, чем в аудитории слушателей дневной формы обучения, не обладающих подобным набором компетенций.
Таким образом, слушатели вовлечены в три взаимосвязанных направления обучения, кото-
рые связаны с их профессиональной деятельностью:
1) формальное обучение в университете, осуществляемое по нормативным программам, учебным планам и процедурам, по завершении которого слушатели получают диплом государственного образца;
2) неформальное обучение, происходящее по месту службы в общении с руководителями подразделения, коллегами по службе в соответствии с целями и задачами работы этого подразделения;
3) информальное обучение, представляющее собой процесс накопления опыта в процессе повседневной службы. По сути, инфор-мальное обучение представляет собой самообразование, которое достигается путем освоения профессиональных знаний и навыков в ходе практической деятельности.
При обучении слушателей заочной формы преподаватель должен развивать прежде всего формальные компетенции. Но, работая с людьми, получившими достаточный уровень профессиональных знаний и опыта в процессе службы, он должен опираться на фундамент, сформированный в ходе неформального и ин-формального обучения.
Поскольку аудитория слушателей заочной формы обучения имеет свои отличительные особенности, существует настоятельная необходимость применения особой методики преподавания для повышения эффективности учебного процесса.
Для того чтобы понять, как лучше перестроить учебный процесс в соответствии с объективными особенностями данной социальной группы слушателей, был проведен опрос учащихся, в нем прияло участие более 100 слушателей. Из опроса стало ясно, что слушателям необходимо учебное пособие, в котором бы основной теоретический материал был изложен сжато (до 50 страниц) в виде конспектов лекций или тезисов по каждому предмету. Такое учебное пособие было бы полезно при подготовке к итоговой аттестации, а также как памятка после завершения процесса обучения в практической работе.
Если преподаваемая дисциплина пересекается с практической деятельностью, то на аудиторных занятиях обучающиеся охотно задают
вопросы из практики, рассказывают о проблемных ситуациях. Из опроса слушателей следует, что именно такая форма занятий им больше всего им нравится. Эта же особенность аудитории дает возможность строить занятия на принципах «кейс-стади», то есть связывать рассмотрение теоретических положений с примерами из профессиональной деятельности.
Метод кейс-стади относится к интерактивным методам обучения и все чаще применяется в преподавании юридических дисциплин. Это метод анализа конкретных ситуаций, который впервые был применен во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе. Ценность этого метода заключается в том, что он формирует готовность принимать решения в состоянии стресса, риска, неопределенности, формирует умение в ситуации недостаточной информации быстро решать проблему на основе адекватного построения системы приоритетов. Возможно, ограниченное применение этого метода в России связано с тем, что разработка кейса представляет достаточную трудность и требует переработки многих информационных источников. Главное его назначение заключается в создании творческой, целенаправленной атмосферы в процессе обучения. При использовании этого метода перед слушателями ставится задача - освоить теоретические положения темы, овладеть практическими навыками использования теоретических знаний. В диалоговом режиме или в дискуссии устанавливаются причинно-следственные связи, выдвигаются ключевые проблемы и предлагаются разные варианты их решения. Метод кейс-стади в учебном процессе формирует позитивную мотивацию к обучению, что способствует интеллектуальному развитию слушателей, получению коммуникативных навыков, а также повышает профессиональную компетентность преподавателя. Самостоятельная подготовка слушателей, активное участие в обсуждении проблемы, моделирование и прогнозирование развития ситуации - все это способствует повышению эффективности обучения. При использовании метода кейс-стади в образовании возникают определенные трудности относительно его методологической основы. Чтобы метод кейс-стади стал эффективным способом соединения учебного, образовательного и прак-
тического содержания в обучении, необходимо научиться применять его в разных видах профессиональной подготовки. Некоторые методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы в кейс-метод. Кейсы разделяются по степени воздействия их основных источников: практические, которые отражают реальные жизненные ситуации, обучающие кейсы, в которых главной задачей является обучение, и научно-исследовательские, направленные на реализацию исследовательской деятельности. В структуру кейс-стади входят элементы: проблема, история из реальной жизни, указание места, особенности действия или участников ситуации, комментарии ситуации, вопросы или задания. В основе использования кейс-стади должны лежать концептуальные положения изучаемой темы, соответствующие определенному проблемному полю.
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• иллюстрировать типичные жизненные ситуации, быть актуальным на сегодняшний день;
• развивать аналитическое и креативное мышление;
• иметь достаточный уровень трудности;
• провоцировать дискуссию;
• иметь несколько решений.
Кейс может быть представлен в различной форме: от нескольких предложений до нескольких страниц. Однако большие кейсы вызывают у слушателей некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно в начале обучения этим методом.
Отличительной особенностью этого метода является моделирование проблемной ситуации на основе действительных событий. То есть кейс-стади иллюстрирует реальную профессиональную проблему. Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять, обнаружить внутреннюю логику предложенной ситуации, дополнить теоретические положения любой науки. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы. Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Обучающимся в этом
случае необходимо лишь внимательно изучить представленные материалы и сформулировать ответ на основе, например, знания законов. Такие кейсы имеют, как правило, одно верное решение. Приведем пример «мертвых кейсов» по дисциплине «Конституционное право».
1. Постановлением Конституционного суда РФ от 13 июня 1996 г. была признана не соответствующей Конституции РФ ч. 5 ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которой время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при начислении срока содержания под стражей в качестве меры пресечения не учитывается. Среди прочих оснований для принятия такого решения Конституционный суд сослался на п. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый имеет право на рассмотрение любого предъявленного ему обвинения без неоправданной задержки, что, в первую очередь, касается лиц, лишенных свободы на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Какими нормами Конституции РФ руководствовался Конституционный суд России, ссылаясь на названный международный правовой акт?
Для такого кейса возможен следующий правильный ответ. Конституционный суд РФ мог сослаться на ч. 4 ст. 15 (где речь идет о нормах международного права, о том, что они являются составной частью национальной правовой системы и имеют приоритет применения на уровне федеральных законов), ч. 2 ст. 24 (где речь идет о праве граждан на ознакомление с материалами и документами, затрагивающими их права и свободы), ч. 1 ст. 55 (где говорится о гарантиях прав граждан не только тех, что перечислены в гл. 2 разд. 1 КРФ, но и любых других признаваемых в РФ) [1].
Приведем пример другого «мертвого» кейса, для которого необходимо знание конституционного права.
2. Конституция Республики Тыва (ч. 2 ст. 112) содержит следующую норму о соотношении Основного Закона республики с Конституцией России: «В случае противоречия Конституции Республики Тыва Конституции РФ действуют нормы Конституции Республики Тыва по полномочиям, отнесенным к ведению Республики Тыва и к совместному ведению по федеративному до-
говору, а по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов власти и управления по Федеративному договору, действуют нормы Конституции РФ. Спорные моменты подлежат согласованию сторонами путем перераспределения делегированных полномочий» [2]. Дайте юридическую оценку приведенным положениям конституции Республики Тыва. Соответствуют ли они Конституции РФ? Какие правовые возможности существуют в нашей стране для приведения конституций субъектов РФ в соответствие с Конституцией России?
Для такого кейса может быть предложен такой правильный ответ. Исходя принципа верховенства Конституции РФ, ей ничего не должно противоречить на территории РФ (ст. 15 ч. 1 КРФ) [1]. Для разрешения данной и других подобных ситуаций, в РФ действует Конституционный суд РФ, а также ряд субъектов, которые вправе, обратившись в Конституционный суд РФ, инициировать процедуру конституционного судопроизводства (ст. 125 КРФ ФКЗ «О Конституционном суде РФ» [3]). Конституционный суд РФ должен будет решить данный вопрос, и, скорее всего, вышеуказанные положения Конституции Республики Тыва будут признаны противоречащими Конституции РФ, а их действие отменено. Также возможно решение данного вопроса другим образом - например, в случае спора между властями Республики Тыва и федеральными властями Президент РФ может использовать согласительные процедуры (ст. 85, ч. 1 КРФ)[1].
Чтобы оживить кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать участников на поиск дополнительной информации для анализа из своего жизненного опыта. Такие кейсы вариативны. Верные решения находятся в каком-либо вероятностном интервале.
3. Ряд депутатов Государственной Думы обратились к Президенту РФ с письмом, содержащим просьбу назначить всероссийский референдум по вопросам об отсрочке проведения очередных парламентских выборов, поскольку тем самым, по их мнению, будет достигнута большая стабильность в обществе. Как должен поступить Президент в этом случае? Обоснуйте свой ответ ссылками на нормы права.
На этот кейс может быть предложен следующий ответ. Президент РФ не имеет права
удовлетворить предложение депутатов ГД ФС РФ, так как по смыслу п. 2, ч. 5, ст. 6 ФКЗ «О референдуме РФ» запрещено выносить на референдум вопрос о продлении срока полномочий ГД ФС РФ, а равно вопрос об отсрочке проведения выборов депутатов ГД ФС РФ [4]. Большую стабильность в обществе можно достигать другими законными средствами, которые слушатели могут предложить в ходе дискуссии.
Следующий кейс по дисциплине «Муниципальное право».
4. Собрание депутатов Клинцовского района приняло постановление, в соответствии с которым все муниципальные образования, расположенные на территории района, должны при составлении своих бюджетов 15% средств от расходной части бюджета направлять на нужды здравоохранения. Совет депутатов одного из сельских поселений данного муниципального района в связи с нехваткой средств решил обжаловать данное постановление в суд. Какое решение должен принять суд?
На этот кейс можно предложить следующий правильный ответ. Скорее всего, суд удовлетворит требования заявителей, так как по смыслу принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, а также ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, то есть каждое муниципальное образование самостоятельно решает свои вопросы местного значения, к которым, как известно, относится и вопрос о распоряжении средствами местного бюджета муниципального образования [5]. Муниципальный район - это совокупность муниципальных образований, поселений, входящих в его состав, а также межселенная территория, предназначен для решения вопросов межпоселенческого характера, однако без умаления принципа независимости и самостоятельности, о котором было сказано. Ч. 4 ст. 15 вышеуказанного ФЗ, описывая компетенцию органов местного самоуправления муниципального района, по сути отвечает на вопрос задачи, - таковое может быть, но при заранее заключенных соглашениях между муниципальным районом и каждым поселением, входящим в его состав,
по правилам, определяемым Бюджетным законодательством РФ в рамках межбюджетных трансферов [6].
Итак, подведем некоторые итоги. В теории и практике обучения слушателей можно выделить следующие необходимые условия для разработки проблемной ситуации (кейса) для усвоения теоретических знаний:
• наличие проблемы, иллюстрирующей теоретические положения;
• оптимальная для слушателей трудность разрешения проблемы;
• актуальность для слушателей результата решения кейса.
Остановимся более подробно на других особенностях методики преподавания юридических дисциплин для слушателей заочного отделения. В соответствии с программой обучения письменная работа лежит в основе заданий и проверки знаний, умений, навыков (контрольная работа). В качестве заданий рекомендуется использовать тесты, задачи, теоретические вопросы.
Контрольную работу необходимо выполнять с учетом следующих необходимых требований. Задания в виде теоретических вопросов по своей сути представляют упрошенный реферат, при этом формальные требования примерно такие же.
Цель реферата - освоение навыков сбора и структурирования информации, а также проверка знаний студентов по одной из выбранных тем курса, формирование умения анализировать практический опыт и решать конкретные задачи.
Необходимо требовать разработки следующих структурных элементов реферата: актуальности, степени разработанности проблемы, обоснование методологии, постановки целей и задач, формулирование выводов в соответствии с целями и задачами работы.
Особое внимание необходимо уделить надлежащему оформлению реферата. Источники, литература, ссылки должны отвечать нормативным требованиям.
При написании реферата рекомендуется дополнительно к материалам лекционных и практических занятий изучить соответствующие разделы учебников и учебных пособий, монографий и других литературных источников по теме,
осуществить тщательную подготовку и анализ фактических данных из дополнительной литературы либо на основании собственного профессионального и жизненного опыта.
Содержание реферата должно быть направлено на решение конкретных учебно-методических задач, связанных с теми или иными разделами данного курса. Выводы и результаты должны базироваться на теоретических положениях, подтверждаемых конкретными данными.
Структура и объем реферата включают:
• 25-30 страниц текста, содержащего краткое обоснование актуальности темы и основные цели работы;
• содержание основных теоретических положений и результатов по избранной теме;
• заключение, в котором в сжатой форме излагаются основные выводы, следующие из содержания работы;
• список литературы, в котором указываются только те литературные источники, которые использованы в данной работе.
Можно также учитывать результаты проверки материала по системе «Антиплагиат» для определения качества и количества заимствований текста. Сами вопросы могут совпадать с вопросами занятий или вопросами итоговой аттестации. В целях противодействия плагиату предлагается распределять вопросы по вариантам, в зависимости от первой буквы фамилии обручающегося.
Контрольные задания могут быть предложены в виде тестов. В этом случае необходимо требовать обоснования выбора того или иного ответа, со ссылками на соответствующие источники. Слушатель должен научиться рационально определять правильный ответ, а не указывать его наугад. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (входная диагностика, текущий контроль, рубежный контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация).
Кроме того, преподаватель может предложить иные творческие задания. Например, можно добавить задание в виде эссе - сочинения, исследования в свободной форме по общей тематике в рамках предметной области дисциплины. Тематика эссе по курсам «Конституционное право» и «Муниципальное право» в
самом общем виде может быть предложена следующая [7; 8].
1. Значение изучаемой дисциплины для будущей практической деятельности.
2. Проблемные вопросы изучаемой дисциплины.
3. Развитие конституционного права или муниципального права, прогнозирование.
4. Самая интересная тема изучаемой дисциплины.
5. Связь изучаемой дисциплины с другими изучаемыми дисциплинами.
Итак, специфика аудитории слушателей заочной формы обучения подводит нас к выводу о целесообразности корректировки методики обучения, объема и содержания преподаваемого материала для повышения эффективности обучения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. -04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Конституция Республики Тыва (принята Референдумом Республики Тыва 6 мая 2001 г.) (с изменениями и дополнениями) // Тувинская правда. - 2014. - № 16 (14 мая).
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -25.07.1994. - № 13. - Ст. 1447.
4. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 05.07.2004. -№ 27. - Ст. 2710.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202 (8 окт).
6. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) // Российская газета. -1998. - № 153-154 (12 авг).
7. Конституционное право России: учебник / Б. С. Эбзеев, Е. Н. Хазов, А. С. Прудников [и др.]. - 7-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
8. Муниципальное право России: учебник / под ред. А. С. Прудникова, Е. Н. Хазова, Н. А. Антоновой. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
REFERENCES
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 No. 6-FKZ, ot 30.12.2008 No. 7-FKZ, ot 05.02.2014 No. 2-FKZ, ot 21.07.2014 No. 11-FKZ). In: Sobranie zakonodatelstva RF. 04.08.2014, No. 31, Art. 4398.
2. Konstitutsiya Respubliki Tyva (prinyata Refer-endumom Respubliki Tyva 6 maya 2001 g.) (s izmeneniyami i dopolneniyami). Tuvinskaya pravda. 2014, No. 16 (14 May).
3. Federalnyy konstitutsionnyy zakon ot 21.07.1994 No. 1-FKZ (red. ot 14.12.2015) "O
Konstitutsionnom Sude Rossiyskoy Federatsii". In: Sobranie zakonodatelstva RF. 25.07.1994, No. 13, Art. 1447.
4. Federalnyy konstitutsionnyy zakon ot 28.06.2004 No. 5-FKZ (red. ot 06.04.2015) "O referendume Rossiyskoy Federatsii". In: Sobranie zakonodatelstva RF. 05.07.2004, No. 27, Art. 2710.
5. Federalnyy zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ (red. ot 15.02.2016) "Ob obshchikh printsipakh orga-nizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii". Rossiyskaya gazeta. 2003, No. 202 (8 Oct).
6. "Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii" ot 31.07.1998 No. 145-FZ (red. ot 15.02.2016, s izm. ot 30.03.2016). Rossiyskaya gazeta. 1998, No. 153-154 (12 Aug).
7. Ebzeev B. S., Khazov E. N., Prudnikov A. S. (et al.). Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik. Moscow: YuNITI-DANA, 2015.
8. Prudnikov A. S., Khazov E. N., Antonova N. A. (Ed.) Munitsipalnoe pravo Rossii: uchebnik. Moscow: YuNITI-DANA, 2015.
Юдина Елена Николаевна, доктор социологических наук, профессор, заместитель заведующей кафедры теоретической и специальной социологии по науке Московского педагогического государственного университета
e-mail: [email protected]
Yudina Elena N., ScD in Sociology, Professor, Deputy Chairperson, Theoretical and Special Sociology Department, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]
Дурнев Владимир Сергеевич, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя e-mail: [email protected]
Durnev Vladimir S., PhD in Jurisprudence, Senior Lecturer, Constitutional and Municipal Law Department, V. Ya. Kikot Moscow university of Ministry of Internal Affairs e-mail: [email protected]