Научная статья на тему 'Методика преподавания: старые вопросы - новые решения'

Методика преподавания: старые вопросы - новые решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурзо Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания: старые вопросы - новые решения»

Г. В. Мурзо

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ: СТАРЫЕ ВОПРОСЫ - НОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Нужно сразу заметить, что речь пойдёт о курсе частной методики, преподаваемой в специалитете факультета русской филологии и мировой художественной культуры Ярославского педагогического университета. «Старыми» же мы называем вопросы (что сделать? как? за счёт чего?), связанные с постоянным поиском путей повышения эффективности обучения.

Эффект, как известно, определяется степенью приближения к цели. Целью курса методики русского языка является подготовка учителя, компетентного в области современной методической науки, готового к плодотворной профессиональной деятельности, способного к совершенствованию своих знаний и умений, творчески мыслящего, социально активного, словом, максимально приближающегося к общественному идеалу. Имея обусловленной целью теоретико-практический характер, курс призван решать следующие задачи:

1) дать определённый объём знаний из области традиционной методики преподавания русского языка в средней школе, а также полную и надёжную информацию о её актуальных направлениях и новейших научных разработках;

2) сформировать профессионально значимые умения, подготовить к педагогической практике и самостоятельной деятельности в качестве учителя русского языка средней школы;

3) развить навыки исследовательской работы, необходимые для дальнейшего профессионального роста;

4) обеспечить творческую активность студентов в процессе обучения, реализацию их индивидуальных возможностей.

При весьма ограниченном времени, отведённом на освоение курса действующим учебным планом, при условии осуществления специализации лишь на последнем этапе обучения, в IX и X семестрах (что ограничивает возможность пропедевтики методики), решение этих задач требует и рациональной организации обучения в предложенной ситуации, и принципиальных нововведений, меняющих эту ситуацию к лучшему. Таковыми мы считаем:

1. Разграничение сферы теоретической и практической методики. При безусловной взаимосвязи, каждой из них предписываются свои задачи, соответствуют разные типы учебных занятий и разные способы контроля. Задача теоретической методики - дать знания по наиболее общим темам курса, систематизировать эти знания с учётом межпредметных и внутрипредметных связей; научить подготавливать теоретическое обоснование практических разработок в области преподавания русского языка, совершенствовать общедидактические умения. Решению этих задач наиболее способствуют лекционные и семинарские занятия, коллоквиумы. Учебная лекция не материал, подлежащий простому запоминанию и воспроизведению, гарантирующему успешную сдачу экзамена. В лекции обозначаются границы изучаемой темы и её место в системе целого; вычленяется проблема, определяются известные науке пути её решения и перспективы развития нового знания. Семинарское занятие -дальнейшее обсуждение аспектов темы с целью уточнения и углубления её понимания. Коллоквиум - расширение знаний по теме в результате работы с дополнительной литературой, круг которой определён специальным заданием. Экзамен - основная, но не единственная форма итогового контроля. Опыт убеждает, что экзамен лучше отсрочить до конца педагогической практики, являющейся важным этапом осмысления теоретического курса методики.

Задача практической методики - дать знания о способах деятельности, требующей целенаправленного использования полученной научной информации, и на основе этих знаний формировать базовые профессиональные умения. Здесь наиболее уместны лекционно-практические и лабораторные занятия. Первые, таким образом, представляют собой контаминированный тип занятия, на котором не только организуется практическая деятельность студентов, но и сообщается необходимая для этого научная информация. Способы её минимизации, точность отбора и целесообразные приёмы введения сами по себе становятся фактом, имеющим дополнительный обучающий эффект. Соотнесение же получаемых знаний с теми, что были даны на лекции, должно способствовать более глубокому пониманию системных отношений, иерархии дидактических единиц (подлежащих усвоению единиц специальной информации) в рамках изучаемой научной дисциплины.

Такой подход позволит за счёт перераспределения материала обновить набор тем, рассматриваемых на лекциях. Разнообразие же практических занятий и, как следствие, возможность сочетать разные виды деятельности студентов активизирует процесс обучения.

В качестве итогового контроля на этапе, предшествующем педагогической практике, проводится зачёт, ещё не предполагающий дифференцированной оценки, однако позволяющий ответственно определить степень готовности студентов к работе в школе.

2. Научный семинар занимает особую позицию в структуре методической подготовки, являясь её неотъемлемой частью. Он, с одной стороны, создаёт условия для серьёзного изучения отдельных тем курса, обзорно изложенных в лекциях; обогащает представление студентов о методах педагогического исследования, его организации, обработке и репрезентации полученных данных. С другой стороны, происходит индивидуализация практической деятельности студентов, первые навыки которой они получили на групповых лабораторных занятиях, при непосредственном участии преподавателя. Всё это чрезвычайно важно, опять-таки, на этапе, предшествующем практике, так как стимулирует деятельность, самостоятельно планируемую и направленную на достижение позитивного результата.

3. Органическое сочетание всех упомянутых видов занятий с самостоятельной работой студентов и естественно, и обязательно.

Основой самостоятельной работы должно стать продуманное соединение материала, в готовом виде данного преподавателем в лекциях, содержащих также обзор источников специальной информации, указания к её использованию и приёмов интерпретации этого материала, усвоенных в процессе общения с преподавателем. Условием самостоятельной работы является свободная ориентация студентов в учебной и научной литературе, содержащей исчерпывающий материал по частным проблемам курса. Виды самостоятельной работы многообразны, хотя и вполне традиционны; оценки гибки. Новизну мы связываем с использованием разных по сложности заданий на выбор, а также с само(вза-имо)оценкой студентов на основе предложенных критериев. Результаты самостоятельной работы предъявляются, например, в виде коротких выступлений на лекции, иллюстрирующих или дополняющих сказанное преподавателем. При этом намеренно акцентируется коммуникативный план профессиональной подготовки, который и в дальнейшем остаётся в центре заинтересованного внимания преподавателя.

Семинарские занятия, как уже было сказано, требуют предварительного изучения конкретизирующих тему вопросов, самостоятельного толкования прочитанного. На лабораторных занятиях самостоятельность студентов, казалось бы, наименьшая, так как они выполняют групповые задания, связанные с анализом дидактического видеоматериала, методическим комментарием письменных вариантов дидактического материала под руководством преподавателя. Однако поощрение индивидуально-

творческого начала в работе, выступление студентов в роли консультантов делают самостоятельность нормальным признаком работы. Коллоквиумы, а также практикуемые нами тематические конференции подразумевают максимальную степень самостоятельной подготовки студентов, которым предлагаются только рекомендации прогнозирующего характера или индивидуальные консультации в случае затруднения. Реферативные сообщения и доклады, основанные на результатах собственных исследований, обсуждаются коллективно. Элементы научной дискуссии присутствуют и в обсуждении результатов письменных контрольных работ, к оценке которых привлекаются эксперты из числа студентов.

Прогрессивной формой организации самостоятельной работы и контроля за ней является личный план студента. Наличие его не освобождает от посещения всех видов занятий, а вот написание творческого отчёта о выполнении плана с приложением конкретных разработок практического характера (при условии высокой оценки текущей успеваемости) может быть одной из форм итоговой аттестации студента.

Включение в систему научно-практической подготовки студентов такого компонента, как личный план, позволит им осмыслить и осуществить единство аудиторной и внеаудиторной работы, ввести элемент саморегулирования в спланированный процесс обучения, ощутить себя и действительно стать полноценным его субъектом.

4. Все составляющие курса методики, включая личный план, предусматривают подготовку к педагогической практике, выявляют способы связи со школой и классом, где она будет проходить, с учителем-методистом, а также намечают виды участия последнего в подготовке студента к профессиональной деятельности. Знакомство с опытом учителя-методиста, кроме привычных уже видеоуроков и открытых занятий в школе, может проходить в форме мастер-класса, когда активной стороной общения становится сам учитель. Принятая среди людей творческих профессий форма взаимодействия мастера с обучающейся аудиторией позволит сделать «зримый» шаг от науки преподавания к искусству преподавания, от профессиональных умений к профессиональному мастерству. Это эффектный и эффективный способ актуализации такого важного обучающего и воспитывающего фактора, как личность учителя. Трудно переоценить интеллектуальное и эмоциональное воздействие неординарной личности на студента, отрабатывающего свой индивидуальный вариант освоения и усвоения истины; определяющего, что составляет ядро профессии, охраняет и поддерживает её престиж.

5. Обогатить новым содержанием, сделать более пластичной связь «вуз-школа». Педпрактику мы рассматриваем и как способ проверки качества специальной подготовки студентов, и как важный этап профессионального становления, и как экспериментальную базу для реализации исследовательских программ студентов с целью написания дипломных работ, плановых для пятикурсников специалитета. Необходимо, чтобы выбор тем дипломных исследований определялся и сегодняшними интересами школы, был в определённом смысле её заказом; и, с другой стороны, влиял бы на интерес школы к определённым темам, позволял факт науки сделать фактом жизни.

В свою очередь, представители учительского коллектива, курирующие разные виды деятельности студента (в том числе и инновационную), обязаны обеспечить квалифицированную помощь, полноценность требований и адекватность оценки. Этому будет способствовать проведение рабочих семинаров, предваряющих педагогическую практику и рассматривающих реальные возможности её оптимизации, а также участие учителей-методистов в итоговой конференции по педпрактике.

6. Сложно организованный курс, состоящий из многих взаимосвязанных частей, для осуществления замысла нуждается в надёжном учебно-методическом обеспечении и чёткой координации усилий всех участников процесса обучения, в равной степени несущих ответственность за его результаты. Обязанность координатора должно взять

на себя методическое объединение, в расширенном варианте включающее преподавателей кафедры и учителей-методистов.

Профессиональное внимание этого коллектива должно быть направлено не только на проведение упомянутых уже мероприятий (семинаров, конференций, мастер-класса), но и на подготовку публикаций: пособий по отдельным разделам курса; видеосборников открытых уроков, в том числе и уроков студентов; методических указаний к их использованию в учебном процессе; тематических подборок дидактического материала, оформленного в виде рабочих тетрадей для студентов; рекомендаций для методистов к проведению педагогической практики и других индивидуальных и коллективных работ, фонд которых должен своевременно и сообразно ситуации обновляться. А в качестве исходных для организации работы объединения могут быть приняты высказанные нами соображения. Они положены и в основу действующей рабочей программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.