Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА УРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. К. Шадманов
Ректор ТМА, доктор медицинских наук , профессор
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается методика преподавания предмета «урология» её специфика, способствующая на формирование компетентного врача-профессионала. Эффективные методы преподавания урологии, обеспечивают высокий уровень преподавания дисциплины, а также развивают критическое, когнитивное и клиповое мышление студентов-медиков, улучшающие качество и результат обучения. Для целях повышения конкурентоспособности будущих медицинских работников в условиях постоянного роста информационного потока и развития новых ИКТ формируются базовые компетенции, позволяющих выпускникам самостоятельно приобретать знания, максимально приближенные к практическому здравоохранению, внедрения в учебный процесс системы активных методов обучения.
Ключевые слова: информация, эффективный, репродуктивный метод, продуктивный, инновационный, классификация, диагностика, лечебная тактика, ИКТ-компетентность, когнитивное мышление, клиповое мышление, курация больных.
ABSTRACT
The article reveals the methodology of teaching the discipline "urology" and its specifics, contributing to the formation of a competent professional doctor. Effective methods of teaching urology, provide a high level of discipline teaching, as well as develop critical, cognitive and clip thinking of medical students, improving the quality and outcome of training. In order to increase the competitiveness of future medical workers in the conditions of constant growth of the information flow and the development of new ICTs, basic competencies are being formed that allow graduates to independently acquire knowledge as close as possible to practical healthcare, the introduction of a system of active teaching methods into the educational process.
Keywords: information, effective, reproductive method, productive, innovative, classification, diagnostics, therapeutic tactics, ICT competence, cognitive thinking, clip thinking, patient curation.
May 6
6
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
ANNOTATSIYA
Maqolada "urologiya" fanini o'qitish metodikasi, uning o'ziga xos xususiyatlari, malakali professional shifokorni shakllantirishga yordam beradi. Urologiyani o'qitishning samarali usullari fanni o'qitishning yuqori darajasini ta'minlaydi, shuningdek, tibbiyot talabalarining tanqidiy, kognitiv va klipli fikrlashlarini rivojlantiradi, o'qitish sifati va natijasini yaxshilaydi. Axborot oqimining doimiy o'sishi va yangi AKTni rivojlantirish sharoitida bo'lajak tibbiyot xodimlarining raqobatbardoshligini oshirish uchun bitiruvchilarga amaliy sog'liqni saqlashga imkon qadar yaqin bilimlarni mustaqil ravishda egallashga, o'quv jarayoniga faol o'qitish usullari tizimini joriy etishga imkon beradigan asosiy vakolatlar shakllantiriladi.
Kalit so'zlar: axborot, samarali, reproduktiv usul, samarali, innovatsion, tasniflash, diagnostika, davolash taktikasi, AKT kompetentsiyasi, kognitiv fikrlash, klip fikrlash, bemorlarni boshqarish.
Современная система высшего медицинского образования направлена на подготовку молодых высококвалифицированных специалистов высокого теоретического уровня по клиническим дисциплинам, способных быстро и эффективно реагировать на современные достижения медицинской науки, обладающих широким спектром клинического мышления и совершенствовать свои навыки, готовых внедрить новые технологии в практическую медицинскую помощь, формировать навыки, модели поведения и этическую культуру будущего врача. Увеличивается финансирование, что даёт возможность медицинским вузам приобретать современное оборудование, что важно в процессе обучения, разрабатываются и внедряются новые учебные программы, а также расширяются количество клинических баз для прохождения образовательных практик.
Преподавание предмета "урология" в системе высшего образования является важной частью медицинского образования. Это определяется высоким уровень медико-социальной значимости заболеваний мочеполовой системы, их место в общей структуре заболеваемости и смертности, тенденция к увеличению заболеваемости из-за ухудшения условий окружающей среды, роста миграции населения, изменений в структуре практической медицинской помощи. Цель преподавания и изучения дисциплины «Урология» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о заболеваниях органов мочевой системы у женщ
заболеваниях органов мочевой системы и половых органо
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
мужчин, методах их лечения и профилактики для подготовки будущих врачей к самостоятельной работе с пациентами урологического профиля. Особенность преподавания дисциплины урологии обусловлена значительным объем теоретической информации и потребности в обучении профессиональные компетенции и овладение практическими навыками, которые приводят к определенным трудностям при обучении с студентов-медиков. [1].
В методике преподавания разработано множество эффективных методов преподавания клинических дисциплин в высших учебных заведениях. Разнообразие современных методов заставляет нас искать свои собственные, которые будут наиболее эффективными, и выбранный метод [2] должен обеспечивать высокий уровень преподавания, научность и доступность изучаемого материала, создают оптимальные условия для повышения мотивации и обеспечения их профессиональной ориентации. При преподавании предмета урологии применяются репродуктивные, продуктивные и интерактивные методы обучения. Репродуктивный метод не новые в образовании. Его использовался для решения простых заданий, направленных на повторение действий студентов по образцу, в рамках ситуаций, предложенных преподавателем, в виде заметок и при воспроизведении знаний и формировании навыков и умений студентов. В психолого-педагогической литературе репродуктивная деятельность называется деятельностью, заключающейся в овладении и повторении студентами теоретических знаний и практических навыков. Этот метод включает в себя многократное повторение ранее изученного материала, что позволяет студентам научиться повторять, организовывать, обобщать и анализировать полученные знания. Удобен при прохождении студентами практики в реальных условиях, так как способствует развитию навыков и способностью овладеть умственными операциями, используемыми в анализе, синтезе, абстракции, а затем может быть применен в процессе продуктивного метода.
Репродуктивный метод представлен лекциями, тестовыми заданиями, контрольными работами, некоторыми вариантами дистанционного обучения и другими, в которых студент -медик остается пассивным слушателем или исполнителем.
Продуктивный метод обучения, при котором студент-медик не получает знания в готовом виде, а делится ими в ходе собствен образовательной и познавательной деятельности. С
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
продуктивного метода заключается в том, что учитель ставит проблему студентами, а обучающиеся вместе пытаются найти объяснение. Эффективным на цикле урология считается проводить интерактивные лекционные занятия: лекция вдвоем (бинарная лекция) на тему: «Пиелонефриты: классификация, диагностика, лечебная тактика», лекция с заранее запланированными ошибками на тему: «Аномалии почек и почечных сосудов», проблемная лекция на тему: «Камнеизгоняющая терапия и уролитолиз. Профилактика и метафилактика камнеобразования», лекция - пресс-конференция на тему: «Острый и хронический циститы», лекция с разбором конкретных ситуаций на тему: «Опухоли почек и мочеточников. Классификация, диагностика, методы лечения» и. другие
Применение современных инновационных методов и наглядных материалов позволяют студентам-медика более эффективно осваивать огромный объем материала, облегчают работу преподавателя во время занятий и контроль знаний. Например, широко используются: макропрепараты, рентгеновские снимки, которые полезны для обучения и повторения пройденного материала; тестирование на бумажных и электронных носителях, позволяющее дополнительно оценить полученные знания; мультимедийное оборудование, сопровождающее лекции и практические занятия, и т.д. [5].
На практических занятиях студенты-медики анализируют историю болезни пациентов урологического профиля, изучают причины и механизмы патологических процессов мочеполовой системы у мужчин и мочевыделительной системы у женщин, изучают основные методы урологических манипуляций. Студенты учатся правильно представлять полученную информацию в виде записей на картах пациента: краткая запись результатов исследования, диагноз, рекомендации. Записи консилиумов специалистов. Практические занятия проводятся студентами путем решения ситуационных проблем, обхода их, участия в клинических и патологических конференциях. Вести дневник врачебных наблюдений и назначений. Течение заболевания: каждый студент должен написать не менее 3 дневников, где указываются дата, время, температура, пульс, давление, кратко описываются существенные объективные данные и их динамика, изменения в St. localis, диурез, стул, динамика общего состояния (улучшение, ухудшение, без изменений). Описание выполненных ежедневн манипуляций, перевязок. Дополнительные назначения. [2].
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
Студентов знакомят с приемами, методами и особенностями работы с пациентами и техникой безопасности, международными требованиями и этическими нормами при проведении обследования и лечения пациентов с урологической патологией. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе практических занятий.
На практических занятиях организуются:
^ проблемные семинары («Гнойные формы пиелонефрита. Диагностика, оперативное лечение» и др.),
^ тематические дискуссии («Решенные и нерешенные проблемы...», «Проблема дифференциального диагноза.», «Трудный диагноз.» и др.),
^ круглые столы («Современные общеклинические, инструментальные и лабораторные методы исследования в урологии»),
^ мозговая атака («Тактика врача при опухолях мочевого пузыря» и др.), ^ педагогическое игровое упражнение (глоссарий, кроссворд, заполнение таблиц, составление алгоритмов дифференциального диагноза и др.), ^ стажировка (курация больных).
Использование интерактивного метода обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Для решения поставленных задач применяют такие технологии критического мышления, как «Мозговой штурм», Кластеры, дебаты, дискуссии, ПОПС, Т-схема, Диаграмма-Венна, «Толстые и тонкие» вопросы, использование аудио- и видеоматериалов, деловых игр, метод проектов, мастер-классов т.д.
Этому способствуют электронные средства массовой информации, которые прочно вошли в жизнь современного студента. В то же время они сформировали его мышление и поставили перед учителями главную задачу -использовать современные инновационные электронные технологии, чтобы помочь студенту сформировать когнитивное мышление. Рациональное использование клипового мышления способно развивать аналитические, концептуальные, целостные и разнообразные нав1 мышления, необходимые для усвоения знаний и
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
применения в будущей профессиональной деятельности. Современные требования к педагогу -это формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно.
Применение компьютеров в образовании («e-learning») привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой [3]. На цикле урологии педагог должен владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы со студентами, применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; использовать современные способы оценивания в условиях информационно -коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников студентов); совместно со студентами создавать и использовать наглядные представления урологических объектов и процессов, проводить дистанционный мониторинг основных функциональных показателей организма (артериальное давление, частота сердечных сокращений, уровень глюкозы крови, биохимических, цитологических, микробиологических исследований и др.), [6].
Популярные инструменты ИКТ в образовании Сервисы для создания презентаций: PowerPoint, Keynote, ActivInspire, Smart Notebook, Prezi, Sway Сервисы для контроля знаний: Pl^kers, LearningApps, ClassFlow Интерактивные лаборатории SPARKvue Комплексные решения: The Google Apps for Education Suite, Microsoft Office-365 [4]
Однако использование компьютерных технологий в медицинском образовании сопряжено с рядом ограничений:
S обучение будущего врача происходит, в основном, у «постели больного»;
S необходимость компьютерной техники и Интернет на клинических базах и у студентов;
S необходимость наличия в медицинском вузе специалистов по IT-технологиям и специализированного отдела по внедрению
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
Курацию больных в стационаре рассматривают как клинический (учебный) тренинг, целью которого является освоение комплекса профессиональных умений и навыков обследования, сбора, анализа и обобщения полученных сведений; навыков группировки полученной информации в синдромы и поставки предварительного и клинического диагноза, его обоснование, назначение лечения. Студент- куратор проводит осмотр и опрос больного по схеме истории болезни, разработанной в соответствии со спецификой патологии, изучаемой на конкретной кафедре, знакомится с данными лабораторных анализов и результатами других видов обследования. Курация больных - самостоятельная работа студента, и в зависимости от учебного плана осуществляется во время практического занятия и завершается либо внеаудиторно написанием и защитой учебной истории болезни (на ряде кафедр рассматривается как СРС), либо устным разбором и обсуждением в конце занятия в группе, как вариант - клинический разбор больного. Такая самообразовательная деятельность студента, управляемая преподавателем, обязательно включает навык профессионального общения с больными.
При проведении цикловых занятий по урологии комбинируют известные методы обучения, можно каждый раз проводить интересное и полезное занятие. Эффективность результата занятий зависит существенно от заинтересованности студентов результатом, способствуя закреплению теоретического материала, выработке профессиональных навыков и качеств, развитию аналитических и творческих подходов в решении проблем.
REFERENCES
1. Кузьменко А.В., Плотникова И.Е., Кузьменко В.В., Кузьмина Н.И., Громакова Н.В., Гяургиев Т.А., Химичева М. Н. «Особенности преподавания дисциплины урология у иностранных студентов-медиков на кафедре урологии». Тенденции развития науки и образования.-2021. № 7. С. 86-90;
2. Методика обследования урологического пациента и схема учебной истории болезни. Пособие / А. А. Жебентяев. - Витебск: ВГМУ, 20Ю. - 31 с
3. Койчубеков Б.К., Омарбекова Н.К., Абдуллина З.Т., Мухаметова Е.Л. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образован
2014. - № 3-2. - С. 56-58;
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
4. Дибиров М. Информационно-коммуникативная компетентность в новом
ramkakh-professionalnogo-standarta-pedagoga-article/
5. Койчубеков Б.К., Омарбекова Н.К., Абдуллина З.Т., Мухаметова Е.Л. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 3-2. -С. 56-58; URL:
6. Комилова, М. О. (2022, August). ПРОЕКТИРОВАНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: Комилова Малохат Олимовна, Ташкентская медицинская академия Кафедра педагогики и психологии, старший преподаватель malokhat. komilova@ mail. ru. In Научно-практическая конференция.
7. Shadmanov, A. K., Khalmatova, B. T., & Shadmanov, M. A. (2023). Simulation Education and its Role in Improving the Quality of Medical Education. JOURNAL OF EDUCATION AND SCIENTIFIC MEDICINE, 1(1), 8-11.
8. Shadmanov, A. (2022). Credit-modular training in the system of medical staff training in Uzbekistan: on the example of the Tashkent medical academy.
9. Шадманов, А. К., Азизова, Ф. Л., Саломова, Ф. И., Шеркузиева, Г. Ф., & Салиев, А. Р. (2021). Имконияти чекланган болаларни укитиш ва тарбиялашнинг гигиеник шароитларини назорат килиш"/"Мониторинг гигиенических условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
профстандарте.Источник: https: //rosuchebnik.ru/material/ikt-kompetentno st-v-