МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА Панфилёнок В.А.
Панфилёнок Вячеслав Андреевич - студент, кафедра методики обучения безопасности жизнедеятельности,
факультет безопасности жизнедеятельности, Московский государственный областной университет, г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрена методика занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для более эффективного овладения материалом студентами разных специальностей в рамках современного Федерального государственного образовательного стандарта.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, методика преподавания, образовательный стандарт.
УДК 371.3
Актуальность темы очевидна и определяется тем, что в XXI веке человечество стало более чувствительным к проблемам, возникающим в индустриальном обществе. Вмешательство человека в природу резко усилилось и расширилось, что ведет к глобальной опасности для человечества [2]. Отмечен рост стихийных бедствий, техногенных аварий, катастроф, военных конфликтов, актов терроризма. Количество чрезвычайных ситуаций (ЧС) растет лавинообразно и из-за перенаселения земли, а значит, растет и число жертв, социально экологических последствий, вызывая политическую напряженность в мире [2]. Предотвращению жертв может способствовать комплекс мер: лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Эти мероприятия должны проводиться в максимально короткие сроки профессионалами, подготовленными формированиями, а также в качестве отработки само- и взаимопомощи [3].
Поэтому изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ) рекомендуется проводить на 2-3 курсах, когда студенты будут не только понимать важность мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, но и смогут понять сущность негативных факторов, возникающих при различных стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, а так же при осложнении международной обстановки и масштабных террористических актах с возможным применением оружия массового поражения. Реализацию курса БЖ целесообразно проводить на основе обобщенных знаний по географии, физиологии, физики и других дисциплин [4].
Цель дисциплины: формирование у студента представлений об эффективной взаимосвязи профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека, что позволит сохранить работоспособность и гарантирует сохранение здоровье человека в различных жизненных ситуациях, поможет осуществить рациональные действия в экстремальных условиях.
Основная задача дисциплины - вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми:
- для реализации мер защиты человека в условиях ЧС;
- для принятия решений по защите населения от последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, террористических актов и современных средств поражения;
- для принятия мер по ликвидации последствий ЧС.
ФГОС ВПО предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения модульных (предметных, дисциплинарных) умений, овладение способами
102
деятельности, формирующими познавательную, информационную и коммуникативные компетенции для эффективного решения этих задач.
Компетенции обучающегося, формирующиеся в процессе освоения модуля на основе знаний, умений, навыков:
Знать:
- основные ЧС природного, техногенного и социального характера;
- организационные и правовые основы БЖ;
- биологические последствия воздействия на человека - травмирующих и поражающих факторов ЧС;
- способы оказания доврачебной помощи при различных ЧС;
- способы и методы профилактики ЧС и защиты населения в ЧС.
Уметь:
- прогнозировать аварии, с учетом рисков, оценивать их последствия в ЧС;
- выбирать необходимые методы и средства защиты;
- принимать правильные решения и действия в ЧС.
Владеть:
- способами и средствами защиты в ЧС;
- навыками оказания первой помощи;
- понятийным аппаратом в области БЖ[5].
Изучение модуля предполагает широкое использование в учебном процессе современных активных и интерактивных форм обучения. Кафедра или методический кабинет должен располагать фондом оценочных средств, включающим тесты, ситуационные задачи, контрольные задания, контрольные вопросы для самоподготовки. Требования к оснащению для создания предметно-развивающей среды:
- информационно-коммуникативные средства, (обучающие программы, электронные учебники, тренирующие и проверочные материалы, специальная и учебно-методическая литература);
- экранно-звуковые пособия (видеофильмы, учебные ролики);
- технические средства обучения (мультимедийная аппаратура);
- модели (тренажер для оказания реанимационного пособия);
- печатные пособия (таблицы, плакаты, планшеты, раздаточный материал);
- оборудование (противогазы, респираторы, бинты, индивидуальные аптечки, детская защитная камера, фантомы рук при поражении боевых отравляющих веществ).
Содержание учебно-образовательного модуля:
1. Основные понятия и определения, классификация и фазы развития ЧС, поражающие факторы ЧС природного, техногенного и социального характера. Причины, критерии и описание критериев ЧС.
2. Классификация стихийных бедствий. Техногенные аварии, их поражающие факторы. Радиационно-опасные объекты (РОО). Химически опасные объекты (ХОО). Биологически опасные объекты (БОО). Пожарои взрывоопасные объекты. Опасные объекты на территории Мурманской области. Природно-биологические ЧС.
3. ЧС мирного и военного времени, поражающие факторы. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия применения. Терроризм.
4. Методы прогнозирования ЧС. Устойчивое и безопасное функционирование объектов экономики.
5. Основные принципы защиты людей, способы защиты: защитные сооружения ГО, их классификация и назначение.
6. Навыки по использованию средств индивидуальной и медицинской защиты.
7. Мероприятия по оказанию доврачебной помощи пострадавшим.
8. Санитарная обработка, эвакуация и рассредоточение населения из зоны ЧС.
9. Защита продовольствия, продуктов питания, воды и их обеззараживание в условиях заражения местности в ЧС [4].
Основная задача форм и методов активного обучения состоит в том, чтобы сформировать сознательную активность человека в любой жизненной ситуации:
- нетрадиционное занятие - посещение убежища на объекте. Задача данного занятия - отвлечь студентов от механического конспектирования и заучивания излагаемого материала, привлечь к активной познавательной деятельности, формировать интерес к обсуждаемой теме;
- занятие-визуализация (ЧС природного, техногенного характера) - создание конкретной проблемной ситуации ЧС с использованием фрагментов видеофильмов, схем, рисунков, учебных роликов, сообщений СМИ;
- лекция-беседа или диалог с аудиторией позволяет дать психологическую разрядку для студентов и познакомить с интересными случаями из жизненной практики и педагогического опыта преподавателя;
- решения ситуационных задач - предполагается, что студенты формируют алгоритм действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Конечная цель ситуационного обучения - научить оценивать и прогнозировать развитие нестандартных ситуаций, принимать целесообразные решения и действия с целью предупреждения или минимизации тяжести последствий. Ситуация должна быть правдоподобной и доступной для понимания, не должна оставить студентов равнодушными ни с этической, ни с общечеловеческой точки зрения. Источниками сюжетов могут быть публикации в газетах, рассказы очевидцев, произведения искусств (фильмы, повести, рассказы, документальные очерки);
- занятие-экскурсия - например, знакомство с геологическим музеем, что позволяет студентам представить состояние и рельеф северных широт миллионы лет назад, узнать об обилии полезных ископаемых на территории области [1].
В практической деятельности, в случае ЧС, учителя столкнутся с необходимостью оказания пострадавшим доврачебной помощи. Успешная реализация этого во многом зависит от быстроты реакции и действий, умения ориентироваться в непредвиденных ситуациях, правильной тактике в первые минуты ЧС. Ситуация может осложниться тем, что в разделе «Безопасность жизнедеятельности» в рамках новых ФГОС ВПО исключен модуль «Основы медицинских знаний».
Список литературы
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов вузов, обучающихся по
всем направления бакалавриата / под ред. Б.С. Мастрюкова. М.: Академия, 2012.
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под ред. Л.А. Михайлова.
Питер, 2012.
3. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. П.Э. Шлендера. М.:
Академия, 2009. 186.
4. Примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности».
Москва: Министерство Образования и науки, 2009.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп. Вступление в силу 23.07.2013).