Научная статья на тему 'Методика преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в контексте нового федерального государственного образовательного стандарта'

Методика преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в контексте нового федерального государственного образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилёнок Вячеслав Андреевич

В статье рассмотрена методика занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для более эффективного овладения материалом студентами разных специальностей в рамках современного Федерального государственного образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панфилёнок Вячеслав Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в контексте нового федерального государственного образовательного стандарта»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА Панфилёнок В.А.

Панфилёнок Вячеслав Андреевич - студент, кафедра методики обучения безопасности жизнедеятельности,

факультет безопасности жизнедеятельности, Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрена методика занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для более эффективного овладения материалом студентами разных специальностей в рамках современного Федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, методика преподавания, образовательный стандарт.

УДК 371.3

Актуальность темы очевидна и определяется тем, что в XXI веке человечество стало более чувствительным к проблемам, возникающим в индустриальном обществе. Вмешательство человека в природу резко усилилось и расширилось, что ведет к глобальной опасности для человечества [2]. Отмечен рост стихийных бедствий, техногенных аварий, катастроф, военных конфликтов, актов терроризма. Количество чрезвычайных ситуаций (ЧС) растет лавинообразно и из-за перенаселения земли, а значит, растет и число жертв, социально экологических последствий, вызывая политическую напряженность в мире [2]. Предотвращению жертв может способствовать комплекс мер: лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Эти мероприятия должны проводиться в максимально короткие сроки профессионалами, подготовленными формированиями, а также в качестве отработки само- и взаимопомощи [3].

Поэтому изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ) рекомендуется проводить на 2-3 курсах, когда студенты будут не только понимать важность мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, но и смогут понять сущность негативных факторов, возникающих при различных стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, а так же при осложнении международной обстановки и масштабных террористических актах с возможным применением оружия массового поражения. Реализацию курса БЖ целесообразно проводить на основе обобщенных знаний по географии, физиологии, физики и других дисциплин [4].

Цель дисциплины: формирование у студента представлений об эффективной взаимосвязи профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека, что позволит сохранить работоспособность и гарантирует сохранение здоровье человека в различных жизненных ситуациях, поможет осуществить рациональные действия в экстремальных условиях.

Основная задача дисциплины - вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми:

- для реализации мер защиты человека в условиях ЧС;

- для принятия решений по защите населения от последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, террористических актов и современных средств поражения;

- для принятия мер по ликвидации последствий ЧС.

ФГОС ВПО предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения модульных (предметных, дисциплинарных) умений, овладение способами

102

деятельности, формирующими познавательную, информационную и коммуникативные компетенции для эффективного решения этих задач.

Компетенции обучающегося, формирующиеся в процессе освоения модуля на основе знаний, умений, навыков:

Знать:

- основные ЧС природного, техногенного и социального характера;

- организационные и правовые основы БЖ;

- биологические последствия воздействия на человека - травмирующих и поражающих факторов ЧС;

- способы оказания доврачебной помощи при различных ЧС;

- способы и методы профилактики ЧС и защиты населения в ЧС.

Уметь:

- прогнозировать аварии, с учетом рисков, оценивать их последствия в ЧС;

- выбирать необходимые методы и средства защиты;

- принимать правильные решения и действия в ЧС.

Владеть:

- способами и средствами защиты в ЧС;

- навыками оказания первой помощи;

- понятийным аппаратом в области БЖ[5].

Изучение модуля предполагает широкое использование в учебном процессе современных активных и интерактивных форм обучения. Кафедра или методический кабинет должен располагать фондом оценочных средств, включающим тесты, ситуационные задачи, контрольные задания, контрольные вопросы для самоподготовки. Требования к оснащению для создания предметно-развивающей среды:

- информационно-коммуникативные средства, (обучающие программы, электронные учебники, тренирующие и проверочные материалы, специальная и учебно-методическая литература);

- экранно-звуковые пособия (видеофильмы, учебные ролики);

- технические средства обучения (мультимедийная аппаратура);

- модели (тренажер для оказания реанимационного пособия);

- печатные пособия (таблицы, плакаты, планшеты, раздаточный материал);

- оборудование (противогазы, респираторы, бинты, индивидуальные аптечки, детская защитная камера, фантомы рук при поражении боевых отравляющих веществ).

Содержание учебно-образовательного модуля:

1. Основные понятия и определения, классификация и фазы развития ЧС, поражающие факторы ЧС природного, техногенного и социального характера. Причины, критерии и описание критериев ЧС.

2. Классификация стихийных бедствий. Техногенные аварии, их поражающие факторы. Радиационно-опасные объекты (РОО). Химически опасные объекты (ХОО). Биологически опасные объекты (БОО). Пожарои взрывоопасные объекты. Опасные объекты на территории Мурманской области. Природно-биологические ЧС.

3. ЧС мирного и военного времени, поражающие факторы. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия применения. Терроризм.

4. Методы прогнозирования ЧС. Устойчивое и безопасное функционирование объектов экономики.

5. Основные принципы защиты людей, способы защиты: защитные сооружения ГО, их классификация и назначение.

6. Навыки по использованию средств индивидуальной и медицинской защиты.

7. Мероприятия по оказанию доврачебной помощи пострадавшим.

8. Санитарная обработка, эвакуация и рассредоточение населения из зоны ЧС.

9. Защита продовольствия, продуктов питания, воды и их обеззараживание в условиях заражения местности в ЧС [4].

Основная задача форм и методов активного обучения состоит в том, чтобы сформировать сознательную активность человека в любой жизненной ситуации:

- нетрадиционное занятие - посещение убежища на объекте. Задача данного занятия - отвлечь студентов от механического конспектирования и заучивания излагаемого материала, привлечь к активной познавательной деятельности, формировать интерес к обсуждаемой теме;

- занятие-визуализация (ЧС природного, техногенного характера) - создание конкретной проблемной ситуации ЧС с использованием фрагментов видеофильмов, схем, рисунков, учебных роликов, сообщений СМИ;

- лекция-беседа или диалог с аудиторией позволяет дать психологическую разрядку для студентов и познакомить с интересными случаями из жизненной практики и педагогического опыта преподавателя;

- решения ситуационных задач - предполагается, что студенты формируют алгоритм действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Конечная цель ситуационного обучения - научить оценивать и прогнозировать развитие нестандартных ситуаций, принимать целесообразные решения и действия с целью предупреждения или минимизации тяжести последствий. Ситуация должна быть правдоподобной и доступной для понимания, не должна оставить студентов равнодушными ни с этической, ни с общечеловеческой точки зрения. Источниками сюжетов могут быть публикации в газетах, рассказы очевидцев, произведения искусств (фильмы, повести, рассказы, документальные очерки);

- занятие-экскурсия - например, знакомство с геологическим музеем, что позволяет студентам представить состояние и рельеф северных широт миллионы лет назад, узнать об обилии полезных ископаемых на территории области [1].

В практической деятельности, в случае ЧС, учителя столкнутся с необходимостью оказания пострадавшим доврачебной помощи. Успешная реализация этого во многом зависит от быстроты реакции и действий, умения ориентироваться в непредвиденных ситуациях, правильной тактике в первые минуты ЧС. Ситуация может осложниться тем, что в разделе «Безопасность жизнедеятельности» в рамках новых ФГОС ВПО исключен модуль «Основы медицинских знаний».

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов вузов, обучающихся по

всем направления бакалавриата / под ред. Б.С. Мастрюкова. М.: Академия, 2012.

2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под ред. Л.А. Михайлова.

Питер, 2012.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. П.Э. Шлендера. М.:

Академия, 2009. 186.

4. Примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности».

Москва: Министерство Образования и науки, 2009.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в

Российской Федерации» (с изм. и доп. Вступление в силу 23.07.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.