Научная статья на тему 'Методика предпроектного анализа и моделирования при разработке автоматизированной информационной системы вуза'

Методика предпроектного анализа и моделирования при разработке автоматизированной информационной системы вуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1430
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — В В. Копытов, А О. Шульгин

В статье проводится рассмотрение важной проблемы, связанной с применением научных методов при разработке информационных систем. Авторы анализируют основные подходы к предпроектному анализу и моделированию и предлагают методику, удовлетворяющую необходимым потребностям при проектировании автоматизированной информационной системы вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNIQUE OF PREDESIGN ANALYSIS AND MODELLING WHILE DEVELOPING THE AUTOMATED INFORMATION SYSTEM OF HIGH SCHOOL

The article reveals the important problem connected with the application of scientific methods by the development of information systems. The authors analyze the basic approaches to the predesign analysis and modelling and offer a technique satisfying the needs at designing the automated information system of high school.

Текст научной работы на тему «Методика предпроектного анализа и моделирования при разработке автоматизированной информационной системы вуза»

ШКопытов В.В., Шульгин А.О.

«Методика предпроектного анализа и моделирования при разработке...»_

ТЕВИПЧЕОКВЕ ИНУКН

МЕТОДИКА ПРЕДПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА И МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ

СИСТЕМЫ ВУЗА

В.В. Копытов, А.О. Шульгин

THE TECHNIQUE OF PREDESIGN ANALYSIS AND MODELLING WHILE DEVELOPING THE AUTOMATED INFORMATION SYSTEM OF HIGH SCHOOL

V.V. Kopytov, A.O. Shulgin

The article reveals the important problem connected with the application of scientific methods by the development of information systems. The authors analyze the basic approaches to the predesign analysis and modelling and offer a technique satisfying the needs at designing the automated information system of high school.

В статье проводится рассмотрение важной проблемы, связанной с применением научных методов при разработке информационных систем. Авторыi анализируют основные подходыI к предпроектному анализу и моделированию и предлагают методику, удовлетворяющую необходимы1м потребностям при проектировании автоматизированной информационной системыi вуза.

УДК 004.001

Эффективное управление в динамично изменяющейся среде высшего профессионального образования невозможно без мощной информационной поддержки. Автоматизированные информационные системы (АИС) в настоящее время являются неотъемлемой частью современного инструментария информационного обеспечения различных видов деятельности вуза и одной из наиболее бурно развивающихся сфер индустрии информационных технологий. Использование АИС для управления вузом позволяет принимать обоснованные и своевременные управленческие решения, координировать действия подразделений, направляя их усилия на достижение общих стратегических задач, повысить эффективность делопроизводства, увеличить точность расчетно-аналитической работы, перейти на новые технологии обработки данных [1].

Одной из современных тенденций в области разработки и реализации информационных систем является возрастание значимости стадии предпроектного анализа и моделирования, что отражено во многих описанных моделях жизненного цикла программных средств [10]. Важной особенностью развития АИС вуза, для которой характерны наличие широкой номенклатуры обрабатываемых данных и сложные процессы их обработки, является концентрация сложности разработки на начальных этапах жизненного цикла. Нечеткость и неполнота предпроектного обследования, нерешенные вопросы и ошибки, допущенные на этом

Анклна и модалиЦнйКнИй реитЕл^ностм Дна!мл и мцд-алуронан.ле информационны); ПОФОКЮЕ Исхледизычиа V. молылИриваний. информационных прзиесопЕ

Рис. 1. Основные задачи, решаемые на стадии предпроектного анализа.

этапе, порождают в дальнейшем трудные, часто неразрешимые проблемы, и могут в целом привести к несоответствию созданной АИС предъявляемым требованиям.

Актуальной задачей для повышения эффективности создания и внедрения автоматизированной информационной системы учреждения высшего профессионального образования является разработка специализированной методики предпроектного анализа и моделирования предметной области при построении АИС. Объектом исследования в настоящей статье является автоматизированная информационная система вуза, предметом - методика предпроектного анализа и моделирования.

Процесс предпроектного анализа и моделирования предполагает построение первичного и детализированных представлений о деятельности вуза, а также построение структурно-логических моделей полученных представлений (рис. 1) [6]. На стадии предпроектного анализа формируются основные ориентиры будущего проекта: принимаются рамочные решения по структуре и принципам функционирования будущей системы, формулируются требования к управлению, обеспеченности ресурсами, взаимодействию с внешней средой и т.д.

Моделирование является весьма эффективным, а зачастую и единственно возможным, способом анализа крупных организационных систем, какой является вуз [9]. На настоящий момент существует достаточно большое количество методов и методик моделирования, используемых при создании автоматизированных информационных систем. Некоторые из них являются универсальными и используются для моделирования систем и объектов произвольной природы, часть методов и методик используются специально при проектировании информационных систем, существуют также методы, используемые на стыке проблем менеджмента и проектирования АИС [9].

Наибольшее распространение при построении автоматизированных информационных систем получили следующие методы моделирования [3,5]:

- формально-аналитические;

- структурные;

- объектно-ориентированные.

Формально-аналитические методы

моделирования предметной области позволяют получить строгое формализованное описание всех процессов и объектов, входных и выходных параметров системы, сформулировать требования к программному обеспечению. Развитие методов системного анализа, средств имитационного моделирования позволило расширить возможности формально-аналитических моделей. Существенным недостатком формально-аналитических методов является сложность описания больших систем. С увеличением количества элементов системы нелинейно возрастает количество связей между ними, что приводит к необоснованно большим трудозатратам при их описании. Для данных методов также характерно требование высокого уровня формализации предметной области создаваемой системы, что не всегда возможно для крупных динамических систем, а также для социально-ориентированных областей.

Структурные модели получили широкое развитие в менеджменте [9], но в последние десятилетия активно используются и при проектировании АИС. Сущность структурного подхода к моделированию заключается в иерархической декомпозиции системы: система разбивается на функциональные подсистемы, которые, в свою очередь, делятся на подфункции, подразделяемые на задачи и так далее. Процесс разбиения может продолжаться вплоть до конкретных процедур. При этом автоматизируемая система сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны. В рамках структурного ана-

лиза систем выделяют следующие методы

[3]:

- функциональное моделирование SADT (Structured Analysis and Design Technique);

- моделирование потоков данных DFD (Data Flow Diagrams);

- моделирование процессов IDEF3 (Icam DEFinition 3);

- моделирование «сущность-связь» ERD (Entity-Relationship Diagrams) - данный тип моделей, как правило, используется на этапе проектирования.

Указанные методы могут быть применены как для моделирования деятельности организации, так и для моделирования проектируемой или существующей АИС. Состав моделей в каждом конкретном случае зависит от необходимой полноты описания системы. Определенным ограничением структурных методов моделирования является слабая формализация и сложность перехода от моделей к алгоритмам.

Объектно-ориентированный подход использует объектную декомпозицию, при этом статическая структура системы описывается в терминах объектов и связей между

ними, а поведение системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами [2]. Каждый объект системы обладает своим собственным поведением, моделирующим поведение объекта реального мира. Концептуальной основой объектно-ориентированного подхода является объектная модель. По объектным моделям может быть прослежено отображение реальных сущностей моделируемой предметной области (организации) в объекты и классы информационной системы, однако разработка таких моделей для сложных организационных систем требует весьма больших трудозатрат и не всегда оправдана.

Приведенные основные классы методов моделирования при разработке конкретных автоматизированных информационных систем объединяются в комплексные методики (рис. 2). Задача выбора требуемого набора методов при предпроектном обследовании вуза решается на основе анализа специфичных особенностей как проектируемой АИС, так и факторов, оказывающих влияние на ее разработку (наличие необходимых ресурсов, временная протяженность, уровень квалификации персонала и т.п.) [5].

Форм ал ьно-анатпи ческое моделирование

- с лиоаний системы г использованием матег/э-.'чесшк выражении .1 алгоритмов:

- системный :iH:inn;j;

1и;м^! ■ -.It! Л:..',! |hfl ILH И Jl Ibir^Citl -.1

нечёткой лога™.

л

Информационной моделирование

-г: I и г:: э I ii-v : l'i i|i:^>Li;n iHiii м н |й I f-.y*. I vfhi;

- и,г,ентигг;икя1 шя -этнш 1йний эЬъ^гт-ами.

Ме-С-ГЫ: FEF' X. ERD

Структурное моделирование

- функциональное иэ.пепнрсвание:

- мсАалирэвэннз потсюсв ¿анн=1л; rjr;; ^.innpijr.Lji itvj ш irt>:j[/iLi;.n ihui и и. к

Мэтвдь: IDEFO. DFD, IDEF3

Объект й-оривнтированноа моделирование

- L:[;hHMHH4 I H'J.:;HI |им м «¡JMUHM*

o?iM4(ro? и свгжй ме*,г,у нлч1и;

- мсделирэвэнне повеления о(уъакгоЕ с/:гаг/ ы;

- МЕХГНИЭМЫ U&VO-i. СООЙШВНИЯМИ

^ '.Irjix;.". .1- IJ '.H . RHP_

Рис. 2. Методы моделирования, используемые при предпроектном обследовании.

Методика предпроектного анализа и моделирования вуза - совокупность взаимосвязанных методов и регламентов их применения для сбора, анализа и представления информации о деятельности, организационно-штатной структуре, информационных потоков и процессах в вузе. Указанная методика строится на основе известных и распространенных методов, специфичными являются набор этих методов и регламенты их применения.

Методика предпроектного анализа и моделирования предметной области должна учитывать особенности вуза в современных социально-экономических условиях, рассмотренные в работе [10] и определяющие специфику модели жизненного цикла АИС вуза. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы вуза неоднороден и состоит из нескольких структурно-логических этапов. На каждом этапе жизненного цикла АИС происходит создание определенного функционального блока АИС, состоящего из программных модулей, технических средств, административных регламентов и сопроводительных документов. Каждый функциональный блок АИС обеспечивает автоматизацию ряда процессов, связанных с управлением вузом, и является структурно и функционально завершенным элементом, интегрированным в общую информационную систему [10].

Сложная организационная структура, разнородный штатный состав, сложившиеся методики управления вузом не позволяют проводить существенную реорганизацию информационных процессов системы управления вузом. В ходе одного этапа развития производится создание программных модулей и технологических подсистем, обеспечивающих реализацию одного функционального блока АИС (набора функций, соответствующих одному структурному элементу декомпозиции деятельности вуза).

Предлагаемая методика предпроект-ного анализа и моделирования при разработке АИС вуза учитывает специфику жизненного цикла и предполагает наличие трех этапов.

Этап 1 - функциональное моделирование деятельности высшего учебного заведения с детализацией всех диаграмм до уровня функций подразделений. На этом этапе проводится обследование деятельности вуза с целью выявления иерархии функций, особенностей формирования организационно-штатной структуры, видов управляющих воздействий. Анализ проводится с использованием метода функционального моделирования 8ЛБТ (стандарт ГОБРО), описанного в руководящем документе РФ «Методология функционального моделирования ГОБРО. Руководящий документ «РД ГОБРО» [8]. Функциональная модель 8ЛБТ отображает функциональную структуру объекта, т.е. производимые им действия и связи между этими действиями, и одинаково эффективно подходит как для описания социально-экономических систем (организация, предприятий), так и для информационных и технических систем. При моделировании выбирается стратегия декомпозиции с известными стабильными подсистемами, которая позволяет одновременно анализировать как функционально-деятельностный аспект, так и организационно-штатную структуру конкретного вуза. Регламент применения метода 8ЛБТ базируется на необходимости предварительного, но не детального анализа функций вуза и предполагает, что при глубине декомпозиции 3-4 уровня будет достигнут уровень функций подразделений, которые в вузе по сути являются однородными и относительно обособленными. Результатом применения метода 8ЛБТ является функциональная модель вуза, которая состоит из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга (пример верхних уровней декомпозиции модели показан на рис. 3-5).

"ИТН,—? II ч I ■ =

V I 'А ' I "

■■игезг 1 : ^ + : х тлР» т

ш.^мми;

Р_Е .1 л'.ТЕ ^

Оал^Ж

ТОР

О^га: ч: К.-1-

■уадо^идт ш .и) Г П тук

■:: "Лии. ь ■.' И.'лЛ-"ГЛ' -.Ч

»

А-0

Деятельность вуза

Рис. 3. Контекстная диаграмма функциональной модели (8АБТ) вуза, построенная с использованием среды моделирования ВР\Уш 4.1.

1 ■ 1 |>н н-ч* ннры I.1 " ■> - 1.:

■;т=5 ^ : е т Е з 1с ■ П.Ц тем

'-'телега- | | jJi.tifгИ

АО

Деятели ютъ вуза

ь.ичлк

I

Рис. 4. Диаграмма первого уровня декомпозиции функциональной модели (8АБТ) вуза, построенная с использованием среды моделирования ВР'^п 4.1.

"ИТН,—? II.........

: ■ > 1гн- н:|-ч

п' V I -а ■ I "

чзгезг

KL07t.1-LM.LI.'

А2

Управление

Рис. 5. Диаграмма «Управление» второго уровня декомпозиции функциональной модели (8ЛБТ) вуза, построенная с использованием среды моделирования ВР'^п 4.1.

Как видно из приведенных диаграмм, последовательная декомпозиция диаграмм 8ЛБТ приводит к структурному описанию функционирования вуза в целом, выбранная глубина декомпозиции (до функций отдельных подразделений) позволяет, избежав повышенных трудозатрат на моделирование, провести анализ деятельности учреждения.

После завершения моделирования на первом этапе предпроектного анализа на основе исследования полученных при декомпозиции функций и их обобщения по ряду предметно-ориентированных семантических признаков формируется структура потенциально возможных функциональных блоков автоматизированной информационной системы вуза.

Этап 2 - моделирование информационных потоков функциональных блоков разрабатываемой информационной системы. На этом этапе проводится анализ сущности и структуры информации, обрабатываемой для реализации функций каждого функционального блока. Для эффективного перерас-

пределения ресурсов с учетом специфики модели жизненного цикла АИС вуза детальное исследование информационных потоков можно проводить поэтапно по мере развития и развертывания АИС. Для упрощения моделей другие функциональные блоки могут выступать в роли внешних сущностей.

Моделирование информационных потоков проводится с использованием метода БРБ - диаграмм потоков данных, которые представляют собой иерархию функциональных процессов, связанных потоками данных. Цель такого представления - продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между этими процессами. В соответствии с регламентом предлагаемой методики моделирование производится по нотации Йордона-ДеМар-ко, что обеспечивает некоторое упрощение при восприятии графического отображения исследуемой системы [3] (пример верхних уровней декомпозиции показан на рис. 6, 7).

НИГГ .-■■ш-ю-: .г,лев Е'.ТЕ ¡с.1 л^-кмэ НЕ^ЕН

-Р^.ЕСТ: вЗзд'ЬотфздоДфеф^пэтскь РЕч* 1С.1

ТОР

НЕС З-'Ь'Е-СЕЕ -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.п.н к.- с%|||-|.:ьы

1'н:л:н1.н н-нч ■ ■--1=г н-гй и*- Е-1|н1.:иы

Г» 7Г* .1Г5С""ГЧСЛСИ'Я

Со миг я V и$.:£1*ги.+= -литот:

А-0

Упрапп-ЯНИЕ НЯГруДКОЙ И ШТ2ТЭМ1/1

Рис. 6. Контекстная диаграмма потоков данных (DFD) функционального блока «Управление нагрузкой и штатами», построенная с использованием среды ВР\Уш 4.1.

..о

: т^хги.* иэсгк"*}:

I "->""^17-1=11= Р" у

■ г.и :

. I. -I" '

V—г. ч |л

1к"гт

а

иг

[МХУГЛЛ Ш-СТТ

■ии:

ЮТ> С

1

I Ъг -н -л РЧ|Н1.Ч17

'— -Г-.

/■К" НЛ-И/

■ ,31 1 Ь -

С

Н фО'.'М-Н" "С

\ и? Ё Г

^^гн- п.н_к Д-1 и. л истч^'с н- 1 ПС^Ш.* К

Угравление нагрузкой и штатами

Рис. 7. Диаграмма потоков данных (DFD) первого уровня декомпозиции функционального блока

«Управление нагрузкой и штатами».

Проведение последовательной декомпозиции диаграмм потоков данных вплоть до обособленных структур данных, которые можно представить в виде таблицы, массива, набора атрибутов и т.п., позволяет при проектировании построить адекватную инфоло-гическую модель разрабатываемой АИС с использованием метода «сущность-связь» ERD. Результатом применения моделирования потоков данных DFD является набор диаграмм, описывающих информационные потоки в рамках функционального блока проектируемой АИС.

Этап 3 - моделирование отдельных информационных процессов функциональных блоков системы. На данном этапе уточняется регламент тех информационных процессов, детализация которых в модели DFD не позволила получить четкого структурно-логического описания. Некоторые информационные процессы, рассмотренные в наборе диаграмм потоков данных, могут быть описаны с недостаточным уровнем декомпозиции из-за того, что соответствующие потоки данных детализированы на этом уровне до элементарных. Как правило, таких процессов достаточно мало, но для обеспечения полноты описания в предлагаемой методике используется метод моделирования информационных процессов IDEF3. Основой модели IDEF3 служит так называемый сценарий процесса, который выделяет последовательность действий и подпроцессов анализируемой системы [5]. Существенные взаимоотношения между действиями изображаются с помощью связей. Действия в IDEF3 могут быть декомпозированы или разложены на составляющие для более детального анализа. Метод IDEF3 позволяет декомпозировать действие несколько раз, что обеспечивает документирование альтернативных потоков процесса в одной модели [9]. В отличие от большинства технологий моделирования бизнес-процессов, IDEF3 не имеет жестких синтаксических или семантических ограничений, делающих неудобным описание неполных или нецелостных систем. Регламент использования метода IDEF3 в рамках предлагаемой методики основан на вы-

полнении детализации отдельных процессов до получения элементарных, выражаемых алгоритмическими конструкциями, объектов.

Результатом третьего этапа моделирования является набор моделей отдельных информационных процессов с требуемым уровнем детализации (пример верхнего уровня декомпозиции процесса показан на рис. 8).

Сбор необходимых сведений для построения моделей и проведения анализа проводится посредством изучения нормативной и распорядительной документации, исследования организационно-штатной структуры вуза, обзора аналитических документов и отчетов, интервьюирования экспертов из числа сотрудников вуза, изучением текущих процессов [3, 9].

В таблице приведено сокращенное описание предлагаемой методики предпро-ектного анализа и моделирования.

Описанные этапы методики предпро-ектного анализа и моделирования позволяют получить разностороннее структурно-логическое описание как самого вуза, так и разрабатываемой автоматизированной информационной системы. Набор моделей, соответствующий методике, позволяет перейти к проектированию АИС с максимально полной информацией о разрабатываемой системе, что снижает количество ошибок на дальнейших этапах жизненного цикла и повышает качество и функциональное соответствие АИС реальной организационной системе.

В отличие от большинства описанных методик предпроектного анализа и моделирования, предлагаемая методика позволяет снизить трудозатраты на выполнение исследования за счет отказа от детализации структурно незначимых уровней иерархии. Многие описанные в литературе методики потребуют для предпроектного обследования вуза весьма больших трудозатрат, применение же упрощенных методов не позволят провести разносторонний и качественный анализ.

"ИТН,—? II.....1-ДЛ,.

иЛ :л кшки.«: н

—■■afzhi.li

чзгезг

V ■ :| ■ I "

KLOVt.1-LM.LI.'

Шг

■вн

м

-ТДгГГТМ V ПС.*Ь-Ц

1.1

Расчет часов по практике учййнсго плана

Рис. 8. Диаграмма ГОЕРЗ декомпозиции процесса «Расчет часов по практике учебного плана», построенная с использованием среды моделирования ВР'^п 4.1.

Таблица

Краткое описание основных этапов методики предпроектного анализа и моделирования

Этап Название Метод моделирования Регламент

Этап 1 Функциональное моделирование деятельности высшего учебного заведения с детализацией диаграмм до уровня функций подразделений Функциональное моделирование 8ЛБТ (ГОЕРО) Моделирование проводится от контекстной диаграммы деятельности вуза до уровня, соответствующего функциям подразделений. В составе 8ЛЭТ модели выделяются функциональные блоки

Этап 2 Моделирование информационных потоков функциональных блоков разрабатываемой АИС Моделирование потоков данных БРБ Моделирование проводится от уровня основного процесса функционального блока до получения в качестве информационных потоков элементарных структур данных. Внешними сущностями могут выступать другие функциональные блоки. Для оптимизации распределения ресурсов по времени допускается поэтапное моделирование функциональных блоков по мере их реализации

Этап 3 Моделирование отдельных информационных процессов функциональных блоков системы Моделирование ин-формацион-ных процессов ГОЕР3 Моделирование проводится только для процессов, требующих уточнения. Детализация модели проводится до процессов, описываемых алгоритмическими конструкциями

При проведении предпроектного анализа и моделирования с использованием известных методик (RUP, UML, DataRun, ARIS) [5,9] требуется декомпозиция контекстной диаграммы на среднее значение n уровней, причем каждый уровень декомпозиции требует создания среднего количества m новых диаграмм. Тогда для получения полной модели потребуется время приближенно равное

.n-1

(1),

t1 = t0 x m

где t0 - среднее время, затрачиваемое аналитиком на создание одной диаграммы.

При использовании предложенной методики для создания полной модели (наборов диаграмм по всем трем этапам) для к функциональных блоков потребуется время, не большее чем

12 = t0 X m

2 max 0

22 —n-1 —n-1

3 + к x t0 x m3

+

-n-1

+ к x t0 x m3 = (2к +1 ) x t0 x m :

-n-1

поскольку проведение анализа по каждому этапу методики затрагивает не более 2/3« уровней декомпозиции, и для этапа функционального моделирования эта работа проводится 1 раз, для этапов моделирования потоков данных и моделирования процессов анализ проводится для каждого функционального блока.

При моделировании реальных организационных систем значения п и т колеблются в определенных методами пределах. Для моделирования сложных систем, какой является вуз, значения т и п удовлетворяют неравенствам [3]

т > 4 ,п > 6.

При определении t0 как условного интервала времени, график зависимости времени на предпроектный анализ и моделирование от количества уровней декомпозиции при средней сложности системы (т = 5) и количестве функциональных блоков к = 5, будет схематически выглядеть следующим образом (рис. 9):

(2),

Рис. 9. Примерные графики зависимости времени предпроектного анализа и моделирования вуза при использовании стандартных методик (сплошная линия) и предлагаемой методики (пунктирная линия) от количества уровней декомпозиции (сложности системы).

Из графика видно, что, начиная с некоторого уровня декомпозиции, предлагаемая методика позволяет снизить время на предпроектный анализ и моделирование при разработке АИС вуза. При моделировании реальных систем показатель степени для выражения будет меньше чем (2п/3 - 1), что говорит о целесообразности применения методики для систем с большим количеством уровней декомпозиции.

Таким образом, предложенная в работе методика предпроектного анализа и моделирования, основана на использовании стандартных методов структурного анализа и использует широко известные и распространенные средства анализа организационных систем. Она позволяет провести весьма качественный предпроектный анализ системы за счет использования трех различных методов. Полученный комплекс моделей на этапе проектирования АИС дает возможность снизить трудозатраты на дополнительное исследование системы, позволяет избежать неточностей и ошибок при проектировании структур данных и алгоритмов. Приближенная оценка трудозатрат на предпроектный анализ и моделирование позволяет утверждать, что для АИС вузов, характеризующихся высокой сложностью, распределенностью разработки во времени, наличием однородных и относительно обособленных функциональных блоков, предложенная методика позволяет повысить эффективность работ по предпроектному анализу и моделированию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белозеров В.С., Демурчев Н.Г., Копытов В.В., Шульгин А.О. Автоматизированная информационная система как средство повышения эффективности управления вузом // Компьютерные учебные программы и инновации. - 2004 - №5. - С. 53-58.

2. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения / Пер. с англ. - Киев: Диалектика, 1992.

3. Вендоров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистиа, 2003.

4. Воронин А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. - М.: Научно-исследовательский институт высшего образования, 1999.

5. Калянов Г.Н. САБЕ-технологии. Консалтинг при автоматизации бизнес-процессов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Горячая линия -Телеком, 2000.

6. Косенко Е.Ю., Макаров С.С., Финаев В.И. Методы моделирования и проектирования распределенных информационно-управляющих систем. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004.

7. Липаев В.В. Надежность программных средств. - М.: СИНТЕГ, 1998.

8. Методология функционального моделирования ЮЕЕ0. Руководящий документ РД ЮЕЕ0 - 2000. - М.: Госстандарт России, 2000.

9. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.

10. Шульгин А. О. Особенности жизненного цикла автоматизированной информационной системы вуза // Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Рособразование, 2005.

11. Шульгин А. О., Демурчев Н.Г. Моделирование процессов управления в слабоформализован-ных системах // Первая ежегодная научная конференция студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2005.

Об авторах

Копытов Владимир Вячеславович, доктор технических наук, старший научный сотрудник, директор СтавРЦИ Ставропольского государственного университета, зам. проректора по информатизации. Автор более 150 научных трудов, в том числе 2-х монографий и 6 патентов РФ. Область научных интересов - стохастическая динамика нелинейных систем, методы прогнозирования, проектирование информационных систем, информационное противоборство. Шульгин Андрей Олегович, аспирант Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - проектирование информационных систем, системы информационной безопасности. Автор 24 публикаций, из них по тематике статьи - 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.