9. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [Электронный ресурс] // URL : http: // base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =LAW;n=61801/. - Дата обращения 25.03.2016.
10. О лицензировании образовательной деятельности : постановление правительства РФ от 28.10. 2013 г. № 966 // http://base.garant.ru/70488492/. - Дата обращения 25.03.2016.
REFERENCES
1. Ed. Prokhorov, A.M. (1979), Soviet encyclopedic dictionary, Soviet encyclopedia, Moscow.
2. Ed. Osipov G.V. (1999), The Russian sociological encyclopedia, publishing house NORM-INFRA-M, Moscow.
3. Letter of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 20 August 2014 N AK-2612/05 "About the Federal state educational standards", available at: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70631470/
4. FSES of higher education in field of study Physical education 49.03.01, available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/a192ca7f04462321b7d8b446134226efff515 84c/
5. Federal law of July 27, 2006№ 149-FZ "On information, information technologies and about information protection", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
6. Federal law of 29 December 2012 № 273-FZ "On education in Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
7. Order of the Ministry of education and science from 09.01.2014 N 2 "About approval of the Procedure for application by organizations engaged in educational activities, e-learning, distance educational technologies in realization of educational programs", available at: http://rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html
8. Rules for posting on the official website of the educational organization in the information-telecommunication network "Internet" and update of information about the educational organization: the RF government Decree dated 10 July 2013 № 582, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70313268/
9. Federal law of 27 July 2006 No. 152-FZ "On personal data", available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=61801.
10. About licensing of educational activity: Resolution of the Russian government dated 28.10. 2013 No. 966, available at: // http://base.garant.ru/70488492/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.04.2016
УДК 796.412.2
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ВЫВОРОТНОСТИ СТОП У ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Татьяна Владимировна Заячук, кандидат педагогических наук, доцент,
Леонид Александрович Лопатин, кандидат педагогических наук, доцент, Лилия Рафаильевна Фатхутдинова, тренер, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(ПГАФКСиТ), Казань
Аннотация
В статье представлена методика повышения выворотности стоп у девочек, занимающихся художественной гимнастикой средствами классической хореографии. Повышение выворотности стоп доказано за счет внедрения в тренировочный процесс комбинаций классической хореографии в хореографической подготовке у девочек 10 лет занимающихся художественной гимнастикой.
Ключевые слова: художественная гимнастика, выворотность стоп, классическая хореография, гибкость.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p89-93
METHODOLOGY FOR INCREASE OF TURNOUT OF FEET AT THE GIRLS DOING RHYTHMIC GYMNASTICS BY MEANS OF THE CLASSICAL CHOREOGRAPHY
Tatyana Vladimirovna Zayachuk, the candidate of pedagogical sciences, associate professor, Leonid Aleksandrovich Lopatin, the candidate of pedagogical sciences, associate professor, Lilia Rafailyevna Fatkhutdinova, the coach, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan
Annotation
The article presents the methods for improving the turnout of the girls feet involved in the rhythmic gymnastics by means of the classical choreography. The increase of the feet turnout is proved by introducing of the classical choreographic combinations in the training process of the girls have been doing artistic gymnastic for 10 years.
Keywords: artistic gymnastics, turnout of the feet, classical choreography, flexibility.
ВВЕДЕНИЕ
В художественной гимнастике успешность спортсменок обусловливается уровнем развития гибкости, координации, скоростно-силовых способностей, а также ряда эстетических компонентов (красоты линий, «чувства позы», культуры движений) [4].
К числу компонентов, из которых в художественной гимнастике складывается понятие «культура движений» относят аккуратность стоп [4].
Качество работы ступней ног (в кругу специалистов по художественной гимнастике про ступни ног принято говорить более коротко - стопы), во многом определяет мастерство художественных гимнасток. Существует известное профессиональное выражение - «чистые» стопы, которым пользуются как специалисты в области хореографии, так и специалисты в области художественной и спортивной гимнастики, спортивной акробатики. Под «чистыми» стопами подразумевают степень оттянутости носков, выворотность стоп, высоту подъема на носки (принято говорить - на полупальцы), способность длительное время выполнять движения, стоя на одной ноге сохраняя высоту полупальцев. Качество работы стоп входит в число значимых показателей спортивного мастерства и успешности гимнасток. Наиболее эффективным средством повышения этого качества являются регулярные занятия хореографией [1, 2].
Основная задача хореографии заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых, варьируемых и усложняющихся упражнений помочь гимнасткам развить не только тело и научиться свободно, управлять своими движениями, но и повысить уровень выворотности стоп, т.к. это имеет большое значение при выполнении техники поворотов, равновесий и прыжков.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить методику повышения выворотности стоп у девочек 10 лет, занимающихся художественной гимнастикой средствами классической хореографии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В начале педагогического эксперимента показатели уровня выворотности стоп у девочек 10 лет, занимающихся художественной гимнастикой, в контрольной и экспериментальной группе были на одинаковом уровне. В таблице 1 представлены исходные показатели уровня выворотности стоп контрольной и экспериментальной групп.
Исходные показатели уровня выворотности стоп у девочек занимающихся художественной гимнастикой показали:
- результаты сгибания правой стопы ЭГ - 75,2±1,6; КГ - 76,9±2,5; t=1,775, а Ц=2,101, то 1,775 < 2,101, т.е. t <гр, поэтому различие статистически не достоверно;
- результаты сгибания левой стопы ЭГ - 74,4±1,7; КГ - 76,3±2,3; t=2,060, а
1гр=2,101, то 2,060 < 2,101, т.е. 1 <1гр, поэтому различие статистически не достоверно;
- результаты разгибания правой стопы ЭГ - 171,5±1,4; КГ - 172,3±1,0; 1=1,419, а 1гр=2,101, то 1,419 < 2,101, т.е. 1 <1гр, поэтому различие статистически не достоверно;
- результаты разгибания левой стопы ЭГ - 172,6±1,350; КГ - 171,1±2,1; 1=1,847, а 1гр = 2,101, то 1,847 < 2,101, т.е. 1<1гр, поэтому различие статистически не достоверно;
- результаты отведения стоп (выворотность) ЭГ - 172,7±1,2; КГ - 171,6±2,0; 1=1,440, а 1гр=2,101, то 1,440 < 2,101, т.е. 1<1гр, поэтому различие статистически не достоверно.
Угол сгибания правой стопы у гимнасток экспериментальной группы составляет 75,2±1,6, у контрольной группы этот показатель составил 76,3±2,5°.
Угол сгибания левой стопы у экспериментальной группы составляет 74,4±1,7°, у контрольной группы этот показатель составил 76,3±2,3°.
Угол разгибания правой стопы у контрольной группы составляет 172,3±1,0°, у контрольной группы этот показатель составил 171,5±1,4°.
Угол разгибания левой стопы у контрольной группы составляет 171,1±2,1°, у экспериментальной группы этот показатель составил 172,6±1,3°.
Угол отведения стоп у экспериментальной группы составляет 172,6±1,2°, у контрольной группы этот показатель составил 171,1±2,0°.
Как видно из результатов исследования, уровень выворотности стоп в контрольной и экспериментальной группах находится на одинаково среднем уровне. Поэтому возникла необходимость повысить уровень выворотности стоп у экспериментальной группы при помощи разработанной методики повышения выворотности стоп у гимнасток средствами классической хореографии.
Таблица 1
Уровень выворотности стоп у девочек контрольной и экспериментальной групп
в начале эксперимента
Тесты X о V Эх 1
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Сгибание правой стопы 76,9 75,2 2,558 1,620 3,326 2,153 0,808 0,512 1,775
Сгибание левой стопы 76,3 74,4 2,360 1,713 3,092 2,302 0,746 0,541 2,060
Разгибание правой стопы 172,3 171,5 1,160 1,434 0,614 0,835 0,334 0,453 1,419
Разгибание левой стопы 171,1 172,6 2,183 1,349 1,276 0,782 0,690 0,426 1,847
Отведение стоп 171,6 172,7 2,065 1,251 1,203 0,724 0,653 0,395 1,440
1гр= 2,101
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ВЫВОРОТНОСТИ СТОП У ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Состав комбинаций:
1. Плие (деми плие - релеве (2 раза), гранд плие - релеве - релеве (2 раза), пор де бра вперед - пор де бра - назад, тоже по II IV V позициям и с левой ноги;
2. Батман Тандю: 3 вперед, на 4 перевести ногу через ку де пье назад; 3 назад, на 4 перевести ногу через ку де пье вперед; 6 в сторону Тандю, седьмой с нажимом по 2 позиции, поставить ногу назад и повторить всю комбинацию обратно.
3. Батман Тандю Жете: 6 вперед, пассе 7 и 8 поставить в 5 позицию;6 в сторону 7 пассе 8 поставить назад в 5 позицию и обратная комбинация. Обязательно скажите (напишите), что темп умеренный, но делаем на «и» отводим ногу на «раз» подставляем, т.е. за тактом начинаем, за одну руку держимся за станок и др. на 2 позиции.
4. Рон де жамп партер: 4 ронда вперед ан деор по четверти, 3 ронда по 1/8, 1 ронд на плие в том же направлении; 4 ронда вперед туда же 3 гранд ронда наверх пауза, далее комбинация повторяется ан дедан.
5. Далее растяжка левой ногой назад, подняться перейти на левую ногу прогиб назад, вернуться в V позицию. Перегиб к станку, правая рука в III позиции вернуться, от станка прогиб в сторону левая рука в III позиции вернуться.
6. Фондю: 2 фондю вперед, плие и дми ронд до стороны, три ронд жамб анлер по восьмым в сторону (соответственно) и обратно. Делать на полупальцах.
7. Фраппе: через дубль фраппе открыть вперед и 2 фраппе вперед; через дубль фраппе в сторону и 2 фраппе в сторону; через дубль 2 назад и также в сторону (т.е комбинация крестом); далее делаем пти батман с акцентом ног вперед по восьмым и так же с акцентом назад. Вся комбинация на 16 тактов. Исполняем на п/п (полупальцы для сокращения).
8. Адажио: Открыть ногу девелепе вперед ронд до стороны и обратно так же, повторить комбинацию еще раз.
9. Гранд батман: два вперед (и раз и два), «и» вперед бросок «раз» назад, «и» бросок сразу вперед, «два» закрыть в V позицию (т.е. балян суар) еще три вперед, 4 пауза; в сторону два батмана, третий батман с верху сразу на пассе, открыть в сторону и закрыть в V позицию и 4 в сторону. Далее комбинация продолжается обратно: два назад, балян суар, 3 назад, пауза; два в сторону, бросок, пассе открыть в сторону, 4 в сторону. Можно на п/п делать, но на пассе партер опускаться на целую.
После внедрения методики выворотности стоп в учебно-тренировочный процесс гимнасток мы еще раз проверили уровень выворотности стоп по тем же тестам.
В таблице 2 представлены показатели уровня выворотности стоп у девочек контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента.
Таблица 2
Уровень выворотности стоп у девочек контрольной и экспериментальной групп
в конце эксперимента
Тесты X G V Sx t
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Сгибание правой стопы 73,7 72,1 1,888 1,911 2,562 2,651 0,597 0,604 1,882
Сгибание левой стопы 75,2 70,8 1,873 1,686 2,491 2,382 0,592 0,533 5,519
Разгибание правой стопы 174,2 176,1 1,398 1,101 0,802 0,624 0,442 0,348 3,376
Разгибание левой стопы 172,4 175,7 2,065 1,251 1,198 0,712 0,653 0,395 4,320
Отведение стоп 173,2 176,6 1,549 1,173 0,894 0,664 0,489 0,371 5,531
tn>= 2,101
Угол сгибания правой стопы у экспериментальной группы больше, чем у контрольной группы и составляет 72,1±1,9° (в контрольной группе данный показатель составил в конце исследования 73,7±1,8°).
Угол сгибания левой стопы у экспериментальной группы больше, чем у контрольной группы и составляет 70,8±1,6° (в контрольной группе данный показатель составил в конце исследования 75,2±1,8°).
Угол разгибания правой стопы у экспериментальной группы больше, чем у контрольной группы и составляет 176,1±1,1° (в контрольной группе данный показатель составил в конце исследования 174,2±1,8°).
Угол разгибания левой стопы у экспериментальной группы больше, чем у контрольной группы и составляет 175,7±1,2° (в контрольной группе данный показатель составил в конце исследования 172,4±2,0°).
Угол отведения стоп у экспериментальной группы больше, чем у контрольной группы и составляет 176,6±1,1° (в контрольной группе этот показатель составил 173,2±1,5°).
В ходе исследования показателей уровня выворотности стоп у девочек занимающихся художественной гимнастикой средствами классической хореографии в конце эксперимента было установлено, что контрольная и экспериментальная группы статистически различаются между собой по всем показателям (1р>1кр). У экспериментальной группы
все показатели по выворотности стоп лучше, чем у контрольной группы. Отсюда следует, что методика эффективна.
ЛИТЕРАТУРА
1. Базарова, Н. Азбука классического танца : учеб.-метод. пособие / Н. Базарова, В. Мей. -2-е изд. - М. : Искусство, 2003. - 207 с.
2. Барышникова, Т. Азбука хореографии : методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий / Т. Барышникова. -СПб. : ЛЮКСИ : РЕСПЕКС, 2005. - 256 с.
3. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - М. : Искусство, 2006. -
192 с.
4. Морель, Ф.Р. Хореография в спорте / Ф.Р. Морель. - М. : Физкультура и спорт, 2004. -
110 с.
REFERENCES
1. Bazarova, N. and Mei, V. (2003), Alphabet of classical dance, Art, Moscow.
2. Baryshnikova, T. (2005), Choreography ABC: guidelines to help students and teachers of children's dance groups, ballet schools and studios, publishing house "LUXE", "RESPECT", St. Petersburg.
3. Vaganova, A.Ya. (2006), Fundamentals of classical dance, Art, Moscow.
4. Morel, F.R. (2004), Choreography in sport, Physical culture and sport, Moscow. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.04.2016
УДК 796.925
БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ И АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА
Владимир Викторович Зебзеев, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры (ЧГИФК), г. Чайковский
Аннотация
Цель исследования заключалась в изучении биомеханических и аэродинамических особенностей техники прыжка. Установлено, что большинство иностранных авторов для выполнения максимально дальнего прыжка на лыжах с трамплина рекомендуют учитывать ряд факторов, влияющих на кинематические показатели техники прыжка.
Ключевые слова: техника прыжка с трамплина, биомеханические и аэродинамические особенности, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p93-98
BIOMECHANICAL AND AERODYNAMIC PECULIARITIES OF JUMP TECHNIQUE IN THE SKI JUMPING
Vladimir Viktorovich Zebzeev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tchaikovsky State Physical Education Institute, Tchaikovsky city
Annotation
The research objective consisted in studying of the biomechanical and aerodynamic peculiarities of the jump technique in the ski jumping. It is established that most of the foreign authors recommend to consider a number of the factors influencing the kinematic indicators of jump technique for performance of the most distant ski jumping.
Keywords: technique of ski jumping, biomechanical and aerodynamic specialty, ski jumping, Nordic combined.