Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД'

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / БАСКЕТБОЛИСТЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Евгения Анатолиевна, Поздеева Дарья Евгеньевна

Баскетбол в реалиях современного мира предъявляет всё большие требования к игрокам и уровню их функциональной подготовки. В настоящее время продолжительность одной баскетбольной встречи со всеми перерывами и остановками варьируется, как правило, от 1 часа 40 минут до двух часов. В связи с этим большое значение приобретает умение спортсменов выполнять игровые приемы и действия на протяжении всего матча без снижения темпа игры и эффективности, а значит проявлять высокий уровень специальной выносливости. В статье обосновывается эффективность методики повышения уровня специальной выносливости баскетболистов студенческих команд, основанной на использовании комплексов упражнений избирательной направленности. В процессе исследования установлено, что экспериментальная методика способствует повышению уровня развития скоростной, координационной и прыжковой выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Евгения Анатолиевна, Поздеева Дарья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF INCREASING THE LEVEL OF SPECIAL ENDURANCE OF PLAYERS OF STUDENT BASKETBALL TEAMS

Basketball nowadays takes more and more demands on the players, as well as on the level of their functional training. At present the duration of one basketball game with all breaks and stops varies, as a rule, from 1 hour 40 minutes to two hours. In this regard, the ability of athletes to perform game techniques and actions throughout the match without reducing the pace of the game and efficiency, and therefore to show a high level of special endurance, is of great importance. The article proves the effectiveness of method of increasing the level of special endurance of student teams basketball players, based on the use of the set of selective exercises. In the course of the study it was stated that the experimental technique contributes to the increase in the level of development of speed, coordination and jump endurance.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД»

ВЫВОДЫ

В результате анкетирования мы выяснили, что преподаватели образовательных учреждений высшего образования обладают достаточным уровнем знаний, чтобы использовать LMS Moodle в образовательной среде дисциплины «Физическая культура и спорт». Она, может быть использована для оценивания знаний обучающихся, приобретенных в результате самостоятельной работы над лекционным курсом, выложенным на электронной платформе. Помимо знаний могут быть оценены и умения занимающихся, связанные с проведением не сложных тестов по самоконтролю (определение ЧСС, индекс Руфье, Генчи и др.), а также определением различных индексов (росто- весовой, индекс массы тела др.). Также, используя Moodle, у препоавателей есть возможность оценивать курсовые работы и творческие проекты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велединская С.Б. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса / С.Б. Велединская, М.Ю. Дорофеева // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - № 2. - С. 12-19.

2. Коржик И.А. Тестовая система Moodle и качество тестовых заданий / И.А. Коржик, А.П. Протасова, А.П. Толстобров // Современные информационные технологии и ИТ-образование, - 2012 - № 8, - С. 187-196.

3. Маторина, И.Н. Смешанное обучение как средство оптимизации образовательного процесса в вузе / И.Н. Маторина, Н.С. Нуриева // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2020. - № 3 (28). - С. 36-39.

4. Сидоренко А. С. Оптимизация компьютерного тестирования студентов: минерализация влияния на ответы помощи интернета / А. С. Сидоренко // Информатика и образование. - 2020. -№5 (314). - С. 50-55.

REFERENCES

1. Veledinskaya, S.B. and Dorofeeva,M.Y. (2015), "Mixed education: technology of designing the educational process, Open and distance education", No 2, pp 12-19.

2. Korzhik, I.A. (2012), "Test system Moodle and the quality of test tasks , Modern information technologies and IT education", No 8, pp 187-196.

3. Matorina, I.N. (2020), "Mixed education as a means of optimizing the educational process in the university", No 3 (28), pp. 36-39.

4. Sidorenko, A.S. (2020), "Optimization of computer testing of students: mineralization of influence on the answers of help of the Internet", No 5 (314), pp. 50-55.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.02.2022

УДК 796.323.2

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД

Евгения Анатолиевна Колесникова, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Евгеньевна Поздеева, аспирант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Аннотация

Баскетбол в реалиях современного мира предъявляет всё большие требования к игрокам и уровню их функциональной подготовки. В настоящее время продолжительность одной баскетбольной встречи со всеми перерывами и остановками варьируется, как правило, от 1 часа 40 минут до двух часов. В связи с этим большое значение приобретает умение спортсменов выполнять игровые приемы и действия на протяжении всего матча без снижения темпа игры и эффективности, а значит

проявлять высокий уровень специальной выносливости. В статье обосновывается эффективность методики повышения уровня специальной выносливости баскетболистов студенческих команд, основанной на использовании комплексов упражнений избирательной направленности. В процессе исследования установлено, что экспериментальная методика способствует повышению уровня развития скоростной, координационной и прыжковой выносливости.

Ключевые слова: физическая подготовленность, специальная выносливость, баскетболисты, студенческая команда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p224-229

METHOD OF INCREASING THE LEVEL OF SPECIAL ENDURANCE OF PLAYERS OF STUDENT BASKETBALL TEAMS

Evgeniya Anatolyevna Kolesnikova, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Darya Evgenievna Pozdeeva, the post-graduate student, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Abstract

Basketball nowadays takes more and more demands on the players, as well as on the level of their functional training. At present the duration of one basketball game with all breaks and stops varies, as a rule, from 1 hour 40 minutes to two hours. In this regard, the ability of athletes to perform game techniques and actions throughout the match without reducing the pace of the game and efficiency, and therefore to show a high level of special endurance, is of great importance. The article proves the effectiveness of method of increasing the level of special endurance of student teams basketball players, based on the use of the set of selective exercises. In the course of the study it was stated that the experimental technique contributes to the increase in the level of development of speed, coordination and jump endurance.

Keywords: physical fitness, special endurance, basketball players, student team.

ВВЕДЕНИЕ

В игровых видах спорта уровень специальной выносливости спортсменов в условиях соревновательной деятельности проявляется в способностях игроков сохранять темп игры и эффективность технико-тактических действий на протяжении всего матча [5, 9].

Одним из вариантов поддержания высокого темпа игры является целенаправленная организация одним или несколькими игроками стремительного нападения, которая во многом зависит не только от уровня технико-тактической подготовленности баскетболистов, но и от их умения быстро переключаться от защиты к атакующим действиям [3]. Также интенсивность игровых действий значительно возрастает при использовании командой агрессивных систем защиты (личного и зонного прессинга, активной защиты на своей половине площадки) и за счет грамотных перемещений игроков в непосредственной близости от кольца, включающих переключения и подстраховки партнеров.

В настоящее время для эффективного выполнения технико-тактических действий в соревновательной деятельности на всех этапах подготовки баскетболистов необходим определённый уровень развития специальной выносливости (скоростной, координационной, прыжковой и бросковой) [1].

Так, наличие в составе команды игроков с высоким уровнем скоростной выносливости позволяет тренеру применять в игре агрессивные способы ведения спортивной борьбы, когда команда может организовать быстрый прорыв в нападении или на протяжении длительного времени использовать прессинг по всей площадке в защите [6].

От уровня координационной выносливости зависит успешность действий баскетболистов при выполнении различных вариантов передвижений, требующих быстрого переключения от одного элемента к другому, моментальной смены направления движения в зависимости от действий опекаемого или опекающего игрока, партнеров по команде, других игроков соперника [1, 6].

Прыжковая выносливость в основном проявляется при борьбе за отскочивший мяч, когда спортсмену необходимо выполнить несколько подряд прыжков вверх в условиях активного противоборства с соперником [2, 4, 8].

Существенное внимание уделяется в тренировочном процессе и бросковой выносливости баскетболистов, поскольку спортсмен на протяжении всего матча должен стремиться сохранять высокую результативность бросков со средней и дальней дистанции, а также штрафных бросков [7].

Цель исследования - разработать и апробировать методики повышения специальной выносливости баскетболистов студенческих команд.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось с сентября 2020 года по март 2021 года на базе ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» г. Краснодар. В исследовании приняли участие 21 баскетболист сборной команды КГУФКСТ.

Для определения уровня развития специальной выносливости баскетболистов мужской сборной КГУФКСТ в начале педагогического эксперимента было проведено педагогическое тестирование, которое включало в себя 7 тестов:

- для оценки скоростной выносливости - «Бег 400 метров», «Челночный бег 40 с на 28 м»;

- для оценки координационной выносливости - «Передвижение в защитной стойке с изменением направления движения», «Челночный бег 100 м»;

- для оценки бросковой выносливости - «Броски со средней дистанции с точек», «Штрафные броски (из 30 бросков)»;

- тест для оценки прыжковой выносливости.

Полученные результаты были подвергнуты сравнительному анализу с модельными значениями, соответствующими возрасту и квалификации исследуемых спортсменов.

Для проведения педагогического эксперимента были сформированы контрольная (10 человек) и экспериментальная (11 человек) группы.

В тренировочный процесс экспериментальной группы включались комплексы упражнений, направленные на развитие двух-трех видов специальной выносливости в течение одного тренировочного занятия.

Весь период, в ходе которого проводился педагогический эксперимент, был условно разделен на 5 четырехнедельных мезоциклов.

В программу 1 и 2 мезоциклов включались группы упражнений, направленные на развитие скоростной и бросковой выносливости спортсменов.

Недельные циклы тренировочных занятий следующего этапа (3 и 4 мезоциклы) были дополнены комплексами упражнений, направленными на развитие координационной выносливости. При этом суммарный объем тренировочного времени, отводимого на повышение уровня специальной выносливости, остался прежним.

Программа пятого мезоцикла также включала в себя применение двух групп упражнений для развития координационной и прыжковой выносливости.

Недельный объем тренировочного времени баскетболистов КГУФКСТ составлял 14 часов.

Контрольная группа продолжала заниматься по общепринятой программе.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ показателей исходного тестирования специальной выносливости баскетболистов контрольной и экспериментальной групп с нормативными значениями показал, что по всем 7 тестам исследуемые спортсмены уступают требованиям Федерального стандарта и Программы спортивной подготовки (рисунок 1).

Достоверных отличий между среднегрупповыми значениями баскетболистов контрольной и экспериментальной групп не выявлено ни по одному из семи тестов (Р<0,05), что свидетельствует об их однородности в начале педагогического эксперимента.

100 80 60 40 20

0

%

-- 86,1 84,9 — 78,8 79,6 _ 95,8 97,3 — 83,3 82,8 63,6 66,4 65,9 67,8 81,67 76,7

ю ^ « 00

я =Я я Р

я «

и о

ч я

^ н & я

и ^

1-н ^

§ §

& я я

я

И

я =я

>Я И Я Р

ч 2

я я я я

0

И" т & §

а ~

Экспериментальная группа

Контрольная группа Примечание: пунктирная линия - нормативные значения.

Рисунок 1 - Исходный уровень показателей специальной выносливости баскетболистов контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента

Далее в тренировочный процесс экспериментальной группы была включена методика, которая основывалась на использовании комплексов упражнений различной направленности для развития специальной выносливости.

После проведения программы педагогического эксперимента в контрольной группе было зафиксировано достоверное улучшение только в показателях теста «Челночный бег 40 с на 28 м» (1=3,59, Р<0,01). Остальные исследуемые параметры, характеризующие уровень специальной выносливости, достоверно не изменились (Р>0,05).

Наиболее существенные изменения были выявлены в результатах баскетболистов экспериментальной группы.

В тестах «Бег 400 м» и «Челночный бег 40 с на 28 м», характеризующих уровень скоростной выносливости, результаты к концу педагогического эксперимента выросли на 9,7% (1=3,23, Р<0,01) и 10,8% (1=4,87, Р<0,001) соответственно (рисунок 2).

Штрафные броски (из 30 бросков)

Броски со средней дистанции с точек

Тест для оцен прыжковой выносливости

елночный бег 100м

Передвижение в защитной стойке с изменением направления движения

■До

эксперимента После

эксперимента

елночный бег 40с на 28 м

Рисунок 2 - Динамика показателей специальной выносливости баскетболистов экспериментальной группы в

ходе педагогического эксперимента (%)

В тесте «Челночный бег 100 м» результат улучшился на 4,2% (1=2,46, Р<0,05). Среднегрупповой показатель теста «Передвижение в защитной стойке с изменением направления движения» вырос на 0,62 с, что на 8,2% лучше исходного значения (1=2,75, Р<0,05).

Следует также отметить, что несмотря на достаточно высокий и достоверно значимый прирост показателей в тестах, характеризующих проявление скоростной и коор-

динационной выносливости, только показатель теста «Челночный бег 100 м» у баскетболистов экспериментальной группы после проведения программы педагогического эксперимента стал соответствовать модельным значениям. Отставание в трех других тестах варьируется от 6,0% в «Беге 400 м» до 10,7% в «Челночном беге 40 с на 28 м».

Абсолютное значение теста для оценки прыжковой выносливости после педагогического эксперимента улучшилось на 12,6% (1=3,34, Р<0,01).

Наиболее весомые изменения были обнаружены в тестах, отражающих уровень бросковой выносливости исследуемых спортсменов. Так до педагогического эксперимента среднее значение показателя «Штрафные броски (из 30 бросков)» у испытуемых экспериментальной группы составляло 18,4±0,92 попадания, что было ниже нормы на 20,8%. После включения в тренировочный процесс разработанной методики показатель улучшился до 23,8±0,94 попадания (1=3,99, Р<0,001) и максимально приблизился к нормативным требованиям (24 попадания из 30 бросков).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, выявлена положительная динамика в результатах теста «Броски со средней дистанции с точек». К концу педагогического эксперимента исследуемые спортсмены, входящие в состав экспериментальной группы, показали результат на 11,4% лучше по сравнению с исходным уровнем, однако данный прирост не является статистически значимым (1=2,00, Р>0,05).

ВЫВОДЫ

Одним из вопросов повышения результативности технико-тактических действий может быть целенаправленное развитие и поддержание на высоком уровне показателей специальной (скоростной, координационной, прыжковой и бросковой) выносливости.

Результаты поведенного исследования доказали высокую эффективность разработанной методики, основанной на использовании комплексов упражнений различной направленности, которая подтверждается улучшением результатов в 85,7% исследуемых показателях баскетболистов экспериментальной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Формирование скоростных способностей в тренировочном процессе баскетболистов / А.Е. Брыскин, А.М. Карагодина, А.Н. Болгов, В.Е. Калинин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 39-44.

2. Глазин А.М. Методика применения средств скиппинга в процессе подготовки баскетболисток 15-16 лет / А.М. Глазин, А. Л. Альмухамедова // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2017. - № 1. - С. 20.

3. Глазин А.М. Повышение эффективности выполнения быстрого прорыва в баскетболе / А.М. Глазин, В.В. Костюков, Е.А. Колесникова // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2019. - № 4. - С. 130-134.

4. Даценко С. С. Скоростно-силовая подготовка блокирующих игроков в волейболе в командах девушек 1 разряда / С.С. Даценко, Л.А. Дмитренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 57-62.

5. Дмитренко Л.А. Особенности проявления и развития выносливости у игроков в настольном теннисе / Л.А. Дмитренко, С.С. Даценко // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2019. - № 1. - С. 32-34.

6. Колесникова Е.А. Оценка скоростной выносливости баскетболистов КГУФКСТ на основе анализа объема выполняемых ускорений в динамике матча / Е.А. Колесникова, Д.Е. Поздеева // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2021. - № 1. - С. 28-30.

7. Лаптев А.В. Интенсификация бросковой подготовки и ее влияние на общую и специальную выносливость баскетболистов студенческой команды / А.В. Лаптев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 4. - С. 53.

8. Оценка прыгучести баскетболистов по временной структуре непрерывных прыжков / Б.Е. Лосин, Г.П. Иванова, А.Г. Биленко, Д.В. Григорьева, А.В. Бородин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 196-201.

9. К вопросу о специальной игровой выносливости студентов-баскетболистов технического вуза / Е.А. Черний, О.В. Мараховская, М.Ю. Славнова, С.Ю. Бахарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 450-453.

REFERENCES

1. Bryskin, A.E., Karagodina, A.M., Bolgov, A.N. and Kalinin, V.E. (2021), "Formation of speed ability in the training process of basketball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 39-44.

2. Glazin, A.M. and Almukhamedova, A.L. (2017), "The method of using skipping tools in the process of training female basketball players aged 15-16", Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the faculty of the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, No. 1, pp. 20.

3. Glazin A.M., Kostyukov V.V., Kolesnikova E.A. (2019), "Improving the efficiency of fast breakthrough in basketball", Physical education, sport - science and practice, No. 4, pp. 130-134.

4. Datsenko, S.S. and Dmitrenko, L.A. (2013), "High-speed and power training of blocking players in volleyball teams of girls of the first grade", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (97), pp. 57-62.

5. Dmitrenko, L.A, and Datsenko, S.S. (2019), "Peculiarities of manifestation and development of endurance in players in table tennis", Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the faculty of the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, No. 1, pp. 32-34.

6. Kolesnikova, E.A. and Pozdeeva, D.E. (2021), "Estimation of speed endurance of KSUFEST basketball players based on the analysis of the volume of accelerations performed in the dynamics of the match", Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the faculty of the Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar, No. 1, pp. 28-30.

7. Laptev, A.V. (2014), "Intensification of throw training and its influence on the general and special endurance of student team basketball players", Physical education: upbringing, education, training, No. 4, pp. 53.

8. Losin, B.E., Ivanova, G.P., Bilenko, A.G., Grigoryeva, D.V. and Borodin, A.V. (2021), "Basketball players' jumping ability evaluation by temporal structure of series of continuous jumps", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (191), pp. 196-201.

9. Cherniy, E.A., Marahovskaya, O.V., Slavnova, M.Y. and Bakhareva, S.Y. (2020), "About special game endurance of students-basketball players of technical university", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 450-453.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.02.2022

УДК 796.355.093.582

ИССЛЕДОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА ТРАВЕ В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Дмитрий Леонидович Корзун, доцент, Павел Игоревич Голубев, магистрант, Поволжский университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы содержания соревновательной деятельности юных хоккеистов на траве в период их многолетней подготовки. Были выявлены технико-тактические показатели соревновательной деятельности в следующих возрастных категориях: девять, тринадцать, шестнадцать и восемнадцать лет, играющих на полях (частях стандартного поля) различных размеров. В процессе исследований у юных хоккеистов на траве в возрасте девяти лет выявлено доминирующее использование ведения мяча клюшкой в процессе игры. В тринадцатилетнем возрасте у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.