ражнение приседание на груди крестом.
2. Для увеличения результатов в жиме лёжа - жим лёжа на наклонной скамье 45о, жим лёжа с гантелями на горизонтальной либо на вертикальной скамье.
3. Для увеличения результатов в тяге - тяга в наклоне для широчайших мышц спины, прогибы вперед с плинтов, тяга верхнего блока на тренажере.
Число повторений каждого дополнительного упражнения такое же, как и в основных упражнениях в каждом мезоцикле.
Обязательным условием для подростков - участников эксперимента было соблюдение следующих правил - ежедневное выполнение утренней гимнастики, сбалансированное питание, нормальный сон (8-9 ч).
Результаты исследования и их обсуждение
По окончании проведенного эксперимента нами были получены следующие данные.
В контрольной группе по итогам эксперимента по четырем из пяти показателей произошли достоверные изменения (табл. 1). Так, максимальный прирост относительно начального результата был отмечен в тестах приседание со штангой и жим лёжа - 35,4 и 33,6% соответственно. Несколько ниже - 29,7% - прирост отмечен в тесте становая динамометрия. Средний показатель суммы троеборья вырос на 22%.
В целом представленные результаты свидетельствуют о хорошей динамике показателей специальной физической и технической подготовки пауэрлифтеров -спецолимпийцев контрольной группы, что неоднократно подтверждалось многолетним применением данной методики в ДЮСАШ.
При сравнении внутригрупповых результатов в экспериментальной группе (табл. 2) получены достоверные различия по всем исследуемым показателям. Наибольший прирост - 144% - был отмечен в тесте приседание со штангой, 68,1% - в тесте жим лёжа. Результаты становой динамометрии выросли на 17,8%. В целом внутригруппо-вой прирост по сумме троеборья вырос на 91,9%. Силовой индекс, отражающий качество мышц всего организма, увеличился на 45,7%.
Таблица 1
Сравнительные результаты соревновательных упражнений в контрольной (п = 7) группе
до и после эксперимента
Тесты Контрольная группа р
до после
X о X о
Становая динамометрия, кг 69,8 11,2 85,3 11,2 < 0,05
Жим лёжа (ПМ), кг 23,5 4,97 31,4 5,37 < 0,05
Приседание со штангой (ПМ), кг 39,3 5,54 53,2 5,72 < 0,05
Результаты троеборья, кг 131,2 8,13 170 6,9 < 0,05
Силовой индекс, % 39,5 2,5 44,5 3,6 > 0,05
Таблица 2
Сравнительные результаты соревновательных упражнений в экспериментальной (п = 7)
группе до и после эксперимента
Тесты Экспериментальная группа р
до после
X о X о
Становая динамометрия, кг 64,6 12,1 115 14,5 < 0,05
Жим лёжа (ПМ), кг 22,5 5,00 37,8 6,84 < 0,05
Приседание со штангой (ПМ), кг 36,4 7,70 88,9 12,0 <0 ,05
Результаты троеборья, кг 118,9 9,20 228,2 16,9 < 0,05
Силовой индекс, % 40,9 3,8 59,6 2,2 < 0,05
Полученные результаты свидетельствуют о грамотно спланированной и проведенной программе подготовки подростков-пауэрлифтеров с умственной отсталостью.
Таблица 3
Сравнительные результаты соревновательных упражнений в контрольной (п = 7) и экспериментальной (п = 7) группах после эксперимента
Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа р
X о X о
Становая динамометрия, кг 85,3 11,2 115 14,5 < 0,05
Жим лёжа (ПМ), кг 31,4 5,37 37,8 6,84 > 0,05
Приседание со штангой (ПМ), кг 53,2 5,72 88,9 12,0 < 0,05
Результаты троеборья, кг 170 6,97 228,2 16,9 < 0,05
Силовой индекс, % 44,5 3,6 59,6 2,2 < 0,05
При сравнении показателей между группами (табл. 3) видно, что в ЭГ результаты в становой динамометрии и приседании со штангой значительно выше, чем в КГ. Так, разница между показателями достоверна и составляет 56 и 108% соответственно. Достоверно выше оказались сумма троеборья и силовой индекс (результат в экспериментальной группе на 34,1 и 33,9% соответственно выше, чем в контрольной).
В тесте жим лёжа показатели недостоверны, однако в ЭГ значения выше, чем в КГ, на 20,3%. Поскольку упражнение жим лёжа в соревнованиях по программе Специальной олимпиады является самым
простым и доступным для выполнения, то в подготовке спортсменов ему уделяется достаточно много времени.
Выводы
Подготовка подростков-олигофренов в пауэрлифтинге должна быть поэтапной. Первый этап должен быть направлен на разностороннюю подготовку, расширение диапазона двигательных действий и формирование двигательного навыка у занимающихся. Второй этап заключается в непосредственном увеличении у них силовых способностей.
Определение оптимального соотношения средств и методов развития силовых способностей с последующим распределением их на каждом этапе подготовки, а также дифференциально-групповой метод обучения
с применением специальных педагогических принципов работы с подростками-олигофренами позволили достичь высоких показателей в соревновательных упражнениях по силовому троеборью.
Литература
1. Антонов В.Я. Специальная олимпиада России: задачи, проблемы, направления в новом пятилетии /
B.Я. Антонов // Специальная олимпиада России-2005: адаптивная физическая культура - научная основа нашей работы: сб. докл. по материалам 6-й Всерос. науч.-практ. конф., 28-30 сент. 2005 г., г. Челябинск / [под ред. Г.Ф. Морозова; Т.И. Борзунова]. - М., 2005. -
C. 5-10.
2. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: [метод. пособие] / С.И. Венев-цев. - [2-е изд., доп. и испр.]. - М.: Советский спорт, 2004. - 91 с.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - [3-е изд.]. -М.: Советский спорт, 2013. - 216 с.
4. Дворкин Л.С. Методика силовой подготовки школьников 13-15 лет с учетом их соматической зрелости / Л.С. Дворкин, А.А. Хабаров, С.Ф. Евтушенко // Теория и практика физ. культуры: Тренер: журнал в журнале. -1999. - № 3. - С. 34-35.
5. Черногоров Д.Н. Особенности методики развития силовых способностей юношей 15-17 лет на занятиях по силовой подготовке / Д.Н. Черногоров, Ю.Л. Тушер // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 2. - С. 61-63.
References
1. Antonov V.Ya. The Special olympic games of Russia: tasks, problems, ways in the new 5-years / V.Ya. Antonov // The Special olympic games of Russia-2005: the adaptive physical culture is the main part of our work. - M., 2005. - P. 5-10.
2. Venevtsev S.I. The Adaptive sport for people with the intellectual abnormality. - M., 2004. - 91 p.
3. Verhoshanski Yu.V. The Basics of the special power training in sport. - M., 2013. - 216 p.
4. Dvorkin L. Method of Strength Training in 13-15 Aged Children of Various Somatic Maturity // Teoriya i practika fizicheskoj kultury. - 1999. - № 3. - P. 34-35.
5. Chernogorov D.N, TusherJuL. Peculiarities of methods for strength abilities development in youths 15-17 years by the strength training // Vestnik sportivnoj nauki. -2013. - № 2. - P. 61-63.