Научная статья на тему 'Методика педагогического контроля технической подготовленности боксеров различной квалификации'

Методика педагогического контроля технической подготовленности боксеров различной квалификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ПРОТОКОЛ ПЕДАГОГ. НАБЛЮДЕНИЙ КОЭФ-НТ ЭФФЕКТ-ТИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / AN INNOVATIONAL TECHNIQUE THE REPORT OF PEDAGOGICAL SUPERVISIONS EFFECTIVENESS RATIO OF OPERATIONS TECHNICAL READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Близнюк А. А., Котешев В. Е.

Цель исследования развитие инновационной технологии педагогического контроля за технической подготовленностью боксеров различной квалификации в условиях соревновательной и тренировочной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Близнюк А. А., Котешев В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PEDAGOGICAL CONTROL OVER TECHNICAL READINESS OF BOXERS OF VARIOUS QUALIFICATION

The purpose of the research is the development of an innovational technique of the pedagogical control over technical readiness of boxers of various qualification in conditions of competitive and training activity.

Текст научной работы на тему «Методика педагогического контроля технической подготовленности боксеров различной квалификации»

6. Лучинин А.С. Психофизиология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 259 с.

7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - С-Пб.: Сентябрь, 2001. - 259 с.

8. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. - М.: МИА, 2007. - 743 с.

9. Тукаев Р.Д. Гипноз. - М.: МИА, 2006. - 575 с.

10. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические состояния

спортсменов, их диагностика и регуляция. - М.: Советский спорт, 2003. - 125 с.

11. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - С-Пб.: Питер, 2007. - 496 с.

12. Шанина Г.Е. Кинезиологические методы коррекции нарушений межполушарного взаимодействия и функция обучения // Спортивный психолог. - 2004. - № 3. - С. 54-62.

USE OF SPORTS HYPNOSIS TO OPTIMIZE ADAPTIVE WRESTLER'S ORGANISM'S REACTIONS AT EXTREMAL INFLUENCES OF THE TRAINING - COMPETITIVE PROCESS

A. Mishenin, Physician Secondary children-youth school of Olympic reserve, regional medical - health centre of physical education, Krasnodar

Results of many-years author's experience in sports hypnosis use aimed at the correction of psychofunctional state of Greco-Roman style of qualified wrestlers in extremal reactioning conditions are represented in the article. Concrete recommendations on its application are set forth in the paper. This application depends upon the functional sportsman's state and the lap of the training-competitive process. Mechanisms of the influence of hypnotic suggestion and the role of inter-

hemispherical asymmetry in the correction effectiveness of states of overtiredness and states which aren't rehabilitated in full measure are also observed in the article.

Key words: wrestling, sporting form, stress-stability, psychofunctional state, sports hypnosis, individual profile of asymmetry.

МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОКСЕРОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аспирант А.А. Близнюк, доктор педагогических наук, профессор В.Е. Котешев

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Цель исследования - развитие инновационной технологии педагогического контроля за технической подготовленностью боксеров различной квалификации в условиях соревновательной и тренировочной активности.

Ключевые слова: инновационная методика, протокол педагогических наблюдений, коэффициент эффективности боевых действий, техническая подготовленность.

Введение. В результате анализа научно-методической литературы [4, 5, 6] и исследований, проведенных нами ранее [1, 2, 3], мы столкнулись с

проблемой рационализации и оптимизации педагогической оценки технической подготовленности боксеров.

Рассмотренные нами методы педагогических оценок и соответствующих им методик либо не могли быть адаптированы к условиям учебно-тренировочной и соревновательной деятельности боксеров, либо их результаты не давали достоверных данных об уровне технической составляющей спортивного мастерства спортсменов.

Исходя из вышеизложенного, была определена цель данного исследования - инновационная методика педагогического контроля технической подготовленности боксеров различной квалификации в условиях соревновательной и тренировочной де-

» 200 г.

ятельности.

В данном исследовании решались следующие задачи:

1. Составить протокол педагогических наблюдений.

2. Разработать методику контроля технической подготовленности боксеров.

3. Определить коэффициент эффективности боевых действий (Кэбд) по данным педагогических наблюдений.

4. Апробировать разработанную методику.

На основе анализа спортивной документации и научно-методической литературы нами был составлен протокол педагогических наблюдений, состоящий из двух частей.

Первая часть включает в себя общие сведения о боксерах (Ф.И.О., левша/правша, возраст, весовая категория, звание/разряд); вторая часть состоит из рабочего экрана, в котором отражаются основные боевые действия, используемые боксерами:

1) защитные действия (ЗД) - отсутствие статичных положений, страховка в момент собственных атак, активность во

время атак противника, выход из сферы боя после атаки, активность во время атак противника;

2) атакующие действия (АД) - сила удара, точность, жесткость, неожиданность.

Процесс оценки состоит в педагогическом наблюдении и письменной регистрации в таблице группой экспертов наличия « + » у обоих спортсменов вышеуказанных показателей.

По окончании боя подсчитывается общее количество положительных отметок « + » по каждому из восьми элементов технической подготовленности в отдельности. Далее при помощи математико-статистической обработки по нижеуказанной формуле производится подсчет коэффициента эффективности боевых действий ( в %), по которому можно с высокой степенью достоверности оценивать как отдельные элементы, так и всю техническую подготовленность спортсмена в целом.

Протокол педагогических наблюдений за технической подготовленностью боксеров

ПРОТОКОЛ педагогических наблюдений

.наименование соревновании_ Фамилия

_(левша/правша)_ _(возраст)_

_(весовая категория)_

Красный угол Р А Синий угол

ЗД АД У ЗД АД

1 2 3 4 5 6 7 8 Н Д 1 2 3 4 5 6 7 8

1

2

3

4

Победитель_

_характер победы_

Примечание: 1 - отсутствие статичных положений; 2 - страховка в момент собственных атак; 3 - выходы из сферы боя после собственных атак; 4 - активность в момент атак противника; 5 - сила; 6 - точность; 7 - жесткость; 8 - неожиданность.

К

эбд

Кол-во « + » Кол-во раундов

Как видно из таблицы, наибольший процент коэффициента эффективности боевых действий имеют боксеры первого разряда, а также кандидаты в мастера спорта и мастера спорта - 86,6% и 89,6% соответственно. Наименьший результат имеют боксеры II и III разряда - 60,6%. Однако некоторые спортсмены этих разрядов имеют довольно высокие показатели технической подготовленности (до 90%). В связи с этим можно предположить, что эти боксеры являются наиболее перспективными и технически подготовленными и могут повысить свой разряд, показав высокий результат на соревнованиях.

С изменением весовой категории эффективность боевых действий остается одинаковой во всех весовых категориях в пределах того или иного спортивного звания или разряда.

Данная методика может быть использована как для боксеров-любителей, так и для профессионалов.

Таблица

Показатели технической подготовленности спортсменов X 100% различной квалификации и весовых категорий по данным

педагогического контроля и Кэбд

В исследовании приняли участие боксеры различной квалификации и весовой категории, занимающиеся в ДЮСШ кафедры теории и методики борьбы, тяжелой атлетики и бокса КГУФКСТ. Всего было обследовано 60 боксеров. Все боксеры были разделены на 3 весовые категории: легкую (от 48 кг до 57 кг), среднюю (от 60 кг до 75 кг) и тяжелую (от 75 кг до +91 кг).

Данные педагогического контроля представлены в таблице.

Вес.кат. ^^

^^Звание MC, кмс I II и III

разряд

Тяжелая 90% 87% 58%

Средняя 88% 83% 60%

Легкая 91% 90% 64%

Xcp 89,6% 86,6% 60,6%

32

№1 • 2008

Физиология и спортивная медицина

ЛИТЕРАТУРА

1. Близнюк А.А. Методика перерасчета скорости произвольных мануальных движений в нормализованные единицы / Тезисы докладов XXXIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. - Часть I / Близнюк А.А. - Краснодар: КГУФКСТ, 2007. - С. 15-16.

2. Близнюк А.А. Методика объективной оценки скоростно-силовой подготовленности боксеров различной квалификации / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии управления тренировкой боксеров на этапах многолетней подготовки». - Избербаш: МУ «Дом печати», 2007. - С. 19-21.

3. Близнюк А.А., Котешев В.Е. Методика контроля за скоро-

стью произвольных мануальных движений в боксе / Тезисы докладов XXXIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. - Часть I / Близнюк А.А., Котешев В.Е. - Краснодар: КГУФКСТ, 2007. - С. 16-17.

4. Ильинич В.И. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания // Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 1999. - Гл. 5. - С. 205-261.

5. Тихонов А.М. Исследовательский метод в преподавании спортивных дисциплин // Теория и практика физической культуры. - М. - 2005. № 5. - С. 60-62.

6. Филимонов В.И. Бокс. Спортивно техническая и физическая подготовка: монография М.: ИНСАН, 2000. 432 с.

METHODS OF PEDAGOGICAL CONTROL OVER TECHNICAL READINESS OF BOXERS OF VARIOUS QUALIFICATION

A. Bliznjuk, Post-graduate Student, V. Koteshev, Doctor of Pedagogics, Professor Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

The purpose of the research is the development of an innovational technique of the pedagogical control over technical readiness of boxers of various qualification in conditions of competitive and training activity.

Key words: an innovational technique, the report of pedagogical supervisions, effectiveness ratio of operations, technical readiness.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСИММЕТРИИ ЮНОШЕЙ-БОКСЕРОВ

Доктор медицинских наук, профессор Е.М. Бердичевская, кандидат биологических наук, доцент А.С. Гронская, преподаватель В.И. Черенкевич

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

В статье представлены результаты исследования типологических свойств нервной системы юношей-боксеров с различными моторными и сенсорными предпочтениями. Силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, характеристики когнитивной деятельности, моторные и сенсорные асимметрии определяли у 107 человек, из них 50 квалифицированных боксеров и 57 юношей, не проявивших способностей к занятиям ни в одном из видов спорта. Результаты исследования показали, что боксеры по сравнению с нетренированными юношами имеют более высокую силу и подвижность нервных процессов, кратковременную зрительную и образную память.

Важную роль в успешности спортивной деятельности боксеров играет одностороннее моторное доминирование независимо от знака асимметрии.

Ключевые слова: свойства нервной системы, моторная и сенсорная асимметрия, индивидуальный профиль асимметрии, бокс.

Введение. Особенностью адаптации в спорте является многоступенчатость. Каждый этап ставит перед спортсменом необходимость очередного адаптационного скачка, диалектического отрицания ранее достигнутого уровня адаптационных реакций. Постоянно увеличивающийся соревновательный компонент повы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.