УДК 330.8:338.516.22
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТРАНСФЕРТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ РЫНОЧНЫХ ЦЕН
А. Л. ТАРАНОВА, аспирантка
УО " Белорусский государственный экономический университет"
ESTIMATION PROCEDURE OF TRANSFER EFFICIENCY OF MARKET PRICE SUPPORT
A. TARANAVA, the post-graduate student The Establishment of Education "The Belorussian State Economic University"
Предложена методика оценки Estimation procedure of transfer
трансфертной эффективности под- efficiency ofmarket price support in case держки рыночных цен в случае экс- of the exported goods in the Republic of портируемых товаров в рамках тео- Belarus within the limits of the rent-рии поиска ренты. Рассчитаны но- seeking theory is offered. The author минальные коэффициенты защиты calculates producer nominal protection сельскохозяйственных товаропроиз- coefficients, transfers to agricultural водителей, трансферты сельскохо- commodity producers from consumers зяйственным товаропроизводите- and taxpayers, allocational effects, лям от потребителей и налогопла- producer surpluses, unit transfer costs тельщиков, аллокационные эффекты, and transfer efficiency coefficients of излишки производителя, издержки на market price support by example ofeggs. единицу трансферта и коэффициен- To increase efficiency of agricultural ты трансфертной эффективности policy instruments it is offered to begin поддержки рыночных цен на приме- realization of the payments based on ре яиц. Для повышения эффективно- output. сти инструментов аграрной политики предложено начать осуществление выплат, основанных на объемах производства.
Введение. Анализ трансфертной эффективности инструментов аграрной политики особенно актуален в условиях мирового экономического кризиса, поскольку позволяет определить эффективность использованных ресурсов и выявить резервы повышения эффективности инструментов аграрной политики на фоне сокращения финансирования аграрного сектора. Проблемы трансфертной эффективности инструментов аграрной политики с позиции теории поиска ренты исследованы Б. Гарднером [1], К. Салхофером [2] и другими зарубежными экономистами. Среди отечественных экономистов проблемами трансфертной эффективности как эффективности поддержки доходов сельскохозяй-
ственных товаропроизводителей с точки зрения экономической теории благосостояния занимается А.В. Чеплянский [3].
Целью данной статьи является рассмотрение методики оценки трансфертной эффективности поддержки рыночных цен в случае экспортируемых товаров с позиции теории поиска ренты. Использование теории поиска ренты позволяет включить в анализ трансфертной эффективности аллокационные эффекты в спросе и предложении сельскохозяйственной продукции, то есть чистые потери для общества от использования определенных инструментов аграрной политики.
Материалы и методы. В качестве методов исследования использовались общелогические приемы познания (анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, аналогия), методы теоретического исследования (системный подход, восхождение от абстрактного к конкретному), методы эмпирического и конкретно-экономического анализа (наблюдение, описание, сравнение, экспертные оценки). Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по экономической теории и аграрной науке, проблемам государственного регулирования агропромышленного производства.
Результаты и предложения. В соответствии с классификацией Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) поддержка рыночной цены (ПРЦ) представляет собой ежегодный индикатор в денежном выражении валовых трансфертов от потребителей и налогоплательщиков сельскохозяйственным товаропроизводителям и является результатом политических мер, создающих разрыв между ценами на внутреннем рынке и мировыми ценами на определенный сельскохозяйственный товар [4, с. 7].
В целях методологического обеспечения расчета коэффициентов трансфертной эффективности необходимо определить следующие показатели: номинальные коэффициенты защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей; трансферт сельскохозяйственным товаропроизводителям от потребителей; трансферт сельскохозяйственным товаропроизводителям от налогоплательщиков; аллокационные эффекты в спросе и предложении сельскохозяйственной продукции в виде потерь для общества от осуществления поддержки рыночных цен; излишек производителя в виде прироста валового дохода; коэффициенты издержек на единицу трансферта.
Одним из показателей оценки вмешательства государства в агарный сектор (показатель, основанный на сравнении сложившихся внутренних
цен на сельскохозяйственную продукцию с мировыми ценами на аналогичных рынках) является номинальный коэффициент защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей, который, используя методологию ОЭСР с поправкой для Республики Беларусь в виде нулевого размера выплат, основанных на объемах производства, определяем следующим образом:
NPCp = Pp /Pb= (Pp - Pb)/Pb + 1 , (1)
где NPCp - номинальный коэффициент защиты производителя;
Рр- средняя цена товара, реализованного сельскохозяйственным товаропроизводителем;
Рь- мировая цена (цена экспорта либо импорта) товара.
Трансферт сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде поддержки рыночных цен в случае экспортируемых товаров, используя методологию ОЭСР с поправками для Республики Беларусь, рассчитываем по следующей формуле [4, с. 12]:
MPSc = (Pp - Pr) X Q2, (2)
где MPSc- поддержка рыночной цены на товар с;
Рр - средняя цена на сельскохозяйственный товар, реализованный сельскохозяйственным товаропроизводителем;
Р— цена экспорта товара без учета погрузочно-разгрузочных расходов и конверсионных издержек, поскольку в официальной статистике не содержится информация по данным видам операций;
Q2- объем реализации произведенного товара.
Трансферт сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде поддержки рыночной цены определенного товара представляет собой сумму трансфертов сельскохозяйственным товаропроизводителям от потребителей и налогоплательщиков, то есть
MPSc = TPCc + TPTc, (3)
где TPCc- трансферт сельскохозяйственным товаропроизводителям от потребителей;
TPTc- трансферт сельскохозяйственным товаропроизводителям от налогоплательщиков.
Важным методологическим аспектом расчета трансфертной эффективности поддержки рыночных цен является определение аллокацион-ных эффектов в спросе и предложении сельскохозяйственных товаров в
виде чистых потерь для общества от осуществления поддержки рыночных цен. Аллокационные эффекты, как результат перераспределения трансфертов от потребителей и налогоплательщиков сельскохозяйственным товаропроизводителям, возникают в связи с изменениями экономического поведения потребителей и производителей вследствие эластичности спроса и предложения сельскохозяйственных товаров. Величину аллокационных эффектов в предложении сельскохозяйственных товаров следует определять по формуле
с 1 <2 х (Р + Рр - ЕЬ / Р Х (Рр - Рг )) шссв = - х((Рр -рг)X< -(--р-))) 4)
2 Р + Рр + Вв/Р х (рр - р) ' '
где ^С°в - величина аллокационных эффектов в предложении сельскохозяйственных товаров;
Е</Р - эластичность предложения товара с по цене.
Величину аллокационных эффектов в спросе на сельскохозяйственные товары вычисляем по следующей формуле:
с 1 02 х (Рг + Рр - ВЬ /р х (Рр - Рг ))
№Сп = - * ((рр - Р) х ((-^-р-) - Ь)) (5)
2 Рг + Рр + ВЬ/р х (Рр - Рг) ' ^
где wсcD - величина аллокационных эффектов в спросе на сельскохозяйственные товары;
ВЬ/р - эластичность спроса товара с по цене;
Ь — объем реализованного на внутреннем рынке товара.
Исходя из рассчитанной величины поддержки рыночной цены определенного товара и аллокационных эффектов, определяем прирост излишка производителя в виде прироста валового дохода от осуществления поддержки рыночных цен определенного товара:
АРБС = МРБС - + WCcD) , (6)
где ЛРБС - прирост излишка производителя от осуществления поддержки рыночных цен на товар с.
Исходя из размера аллокационных эффектов и излишка сельскохозяйственных товаропроизводителей, определяем коэффициент издержек
на единицу трансферта. Коэффициент экономических издержек перераспределения единицы трансферта рассчитывается в целях выбора инструмента поддержки с точки зрения минимизации экономических издержек перераспределения трансферта [5, с. 3; 6, с. 5], то есть
ШСС С 1 (1 - ТЕС)
иТС =-= (1 - ТЕ ) х-= ----(7)
, ^ „ С С ^^ С > V '
АР8С ТЕС
где иТСС - коэффициент издержек на единицу трансферта; ТЕС - коэффициент трансфертной эффективности. Коэффициент трансфертной эффективности поддержки рыночных цен предлагаем определять по следующей формуле:
АРБС
ТЕ =-7, (8)
Трансфертная эффективность определенной меры поддержки изменяется в промежутке от нуля до единицы. Если ТСС= 1, это означает, что аллокационные эффекты равны нулю, то есть ^С°=0, и прирост доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей равен величине трансферта; если ТЕ=0, то аллокационные эффекты уравновесили всю величину трансферта. Значения коэффициентов трансфертной эффективности не могут быть больше единицы, поскольку доход производителя не может прирасти на величину большую, чем величина трансферта.
Определение уровня издержек на единицу трансферта и коэффициентов трансфертной эффективности поддержки рыночных цен и сравнение их значений с аналогичными коэффициентами других видов поддержки целесообразно с точки зрения выбора альтернативных мер поддержки и выявления резерва повышения эффективности исследуемых мер поддержки.
На основе рассчитанных средних цен на продукцию, реализованную сельскохозяйственными товаропроизводителями в Республике Беларусь и средних цен экспорта и импорта, находим номинальные коэффициенты защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей (табл. 1).
Поскольку рассчитанные значения коэффициентов номинальной защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей для всех видов продукции, кроме яиц, меньше единицы, то сельскохозяйственные товаропроизводители получают за реализацию своей продукции цену ниже мировой, в качестве которой используется средняя цена экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь, что, исходя из определения поддержки рыночной цены ОЭСР, означает отсутствие данного вида под-
Таблица 1 - Номинальные коэффициенты защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей
Продукция Год
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Пшеница 0,88 0,72 0,51 0,74 0,70 0,77
Мясо КРС 0,37 0,37 0,33 0,37 0,34 0,39
Мясо свиней 0,59 0,85 0,74 0,73 0,79 0,65
Мясо птицы 0,65 0,63 0,63 0,70 0,91 0,74
Молоко - - - 0,67 0,64 0,51
Яйца 1,14 1,02 1,04 1,40 1,42 1,17
Примечание. Рассчитано автором. Республика Беларусь является нетто-импортером по мясу свиней за период с 2003 по 2006 г., поэтому для расчета использовались средние цены импорта; для остальных видов продукции использовались средние цены экспорта.
держки на указанные виды продуктов, кроме яиц, в Республике Беларусь, то есть наблюдается отрицательный уровень защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей. Рассчитанные значения коэффициентов номинальной защиты производителей яиц позволяют сделать вывод о наличии поддержки рыночной цены в Республике Беларусь на данный вид продукции.
Основываясь на вышеприведенной методике, проанализируем систему поддержки рыночной цены на яйца в Республике Беларусь за период с 2005 по 2007 г. Исходя из валового объема реализации яиц, экспорта данного вида продукции и объема реализации яиц на внутреннем рынке, определяем трансферты от поддержки рыночной цены на яйца в Республике Беларусь (табл. 2).
Для определения значений аллокационных эффектов от осуществления поддержки рыночной цены на яйца в Республике Беларусь (табл. 3) предлагаем воспользоваться методикой интервального анализа (промежутка, в пределах которого варьируются значения аллокационных эффектов) и точного экономического расчета при условии, что величины аллокационных эффектов не будут принимать максимальные значения, которые возмож-
Таблица 2 - Трансферты от поддержки рыночной цены на яйца
Год Трансферт в виде поддержки рыночной цены, тыс. долл. Трансферт товаропроизводителям от потребителей Трансферт товаропроизводителям от налогоплательщиков
тыс. долл. % от РЦП тыс. долл. % от РЦП
2005 33033,0 25957,2 78,6 7075,8 21,4
2006 40754,1 31555,0 77,4 9199,1 22,6
2007 24238,0 19395,6 80,0 4842,4 20,0
Примечание. Рассчитано автором.
Таблица 3 - Аллокационные эффекты от осуществления поддержки рыночной цены на яйца
Год Максимальные аллока-ционные эффекты Потери в виде аллока-ционных эффектов в предложении яиц Интервал аллокационных эффектов
тыс. долл. % от ПРЦ тыс. долл. % от РЦП % от ПРЦ
2005 3537,9 10,7 1523,0 4,6 (4,6;10,7)
2006 4599,5 11,3 2088,2 5,1 (5,1;11,3)
2007 2421,2 10,0 688,9 2,8 (2,8;10,0)
Примечание. Рассчитано автором.
ны лишь при абсолютно неэластичном спросе на товар С и предложении на данный товар с любой эластичностью, кроме абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного случаев:
^Ссд £ WCС < 1 / 2 х ((Рр - Рг ) х (02 - 02 ))) (9)
Исходя из рассчитанного интервала значений аллокационных эффектов от осуществления поддержки рыночной цены на яйца, определяем интервал прироста излишков производителей сельскохозяйственной продукции (табл. 4). Максимальный размер прироста излишка возможен при минимальных значениях аллокационных эффектов.
В целях определения эффективности альтернативных мер поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей рассчитываем интервал экономических издержек перераспределения трансферта, то есть коэффициенты издержек на единицу трансферта (табл. 5). Максимальный размер издержек на единицу трансферта возможен при максимальном уровне аллокационных эффектов и минимальном размере излишка производителей.
Интервал, в пределах которого изменяются излишки производителей, и рассчитанные значения трансфертов производителям от потреби-
Таблица 4 - Интервал прироста излишков производителей в виде прироста валового дохода в результате поддержки рыночной цены на яйца
Год Минимальный прирост излишка производителей, тыс. долл. Максимальный прирост излишка производителей, тыс. долл.
2005 29495,1 31510,0
2006 36154,5 38665,9
2007 21816,8 23549,1
Примечание. Рассчитано автором.
240
Таблица 5 - Интервал коэффициентов издержек на единицу трансферта в результате поддержки рыночной цены на яйца
Год Коэффициент минимальных издержек на единицу трансферта Коэффициент максимальных издержек на единицу трансферта
2005 0,048 0,120
2006 0,054 0,127
2007 0,029 0,111
Примечание. Рассчитано автором. Таблица 6 - Интервал коэффициентов трансфертной эффективности поддержки рыночной цены на яйца
Год Коэффициент минимальной трансфертной эффективности Коэффициент максимальной трансфертной эффективности
2005 0,893 0,954
2006 0,887 0,949
2007 0,900 0,972
Примечание. Рассчитано автором.
телей и налогоплательщиков в виде поддержки рыночной цены позволяют определить интервал коэффициентов трансфертной эффективности поддержки рыночной цены на яйца в Республике Беларусь (табл. 6).
Полученные интервальные значения коэффициентов трансфертной эффективности поддержки рыночной цены на яйца в Республике Беларусь позволяют судить о высоком уровне эффективности данного вида поддержки наряду с низкими значениями коэффициентов издержек на единицу трансферта.
Заключение. В целях повышения трансфертной эффективности инструментов аграрной политики целесообразно, с нашей точки зрения, начать осуществление выплат, основанных на объемах производства. Данная мера поддержки осуществляется в виде трансфертов от налогоплательщиков сельскохозяйственным производителям и не требует трансфертов со стороны потребителей. Таким образом, можно сделать вывод об экономической целесообразности применения выплат, основанных на объемах производства, как с точки зрения повышения эффективности мер проводимой политики, так и с точки зрения снижения аллока-ционных эффектов, возникающих при перераспределении трансфертов.
Литература
1. Gardner, B.L. Efficient redistribution in agricultural commodity markets / B.L. Gardner. - Chicago: University of Chicago, 1981. - 59 p.
2. Salhofer, K. Efficient income redistribution for a small country using optimal combined instruments / K. Salhofer. - Wien: Universitat fUr bodenkultur, 1995. - 25 p.
3. Чеплянский, А.В. Государственная политика поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Беларусь: автореф. дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05 / А.В. Чеплянский; УО "Белорус. гос. с.-х. академия". - Горки, 2007. - 25 с.
4. Producer and Consumer Support Estimates, OECD Database 1986-2006. User's Guide / OECD. - Paris, 2007. - 21 p.
5. Measuring costs and transfer efficiency of agricultural price policy [Electronic resource] / A. Matthews. - Trinity College Dublin, 2007. - Mode of access: http:// www.tcd.ie/Economics/staff/amtthews/FoodCourse/LectureTopics/PricePolicy/ Frameset15.htm. - Date of access: 07.11.2008.
6. Price policy analysis: open economy interventions [Electronic resource] / A. Matthews. - Trinity College Dublin, 2007. - Mode of access: http://www.tcd.ie/ Economics/stalf7amtthews/FoodCourse/Lec1ureTopics/PricePolicy/Frameset14.htm. - Date of access: 12.11.2008.
7. Внешняя торговля Республики Беларусь, 2008: стат. сб. / М-во статистики и анализа Респ. Беларусь; редкол. : Г.И. Гасюк [ и др.]. - Минск: М-во статистики и анализа Респ. Беларусь, 2008. - 373 с.
8. Сельское хозяйство Республики Беларусь, 2008: стат. сб. / М-во статистики и анализа Респ. Беларусь; редкол. : В.С. Метеж [и др.]. - Минск, 2008. - 147 с.
Информация об авторе
Таранова Анна Леонидовна - аспирантка кафедры экономической теории УО "Белорусский государственный экономический университет". Информация для контактов: тел.(раб.) 8 (017) 209-88-18. E-mail: [email protected].
Дата поступления статьи - 30 марта 2009 г.
УДК001.895:006.354
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРОСЕРВИСА
А.А. ТИМАЕВ, ассистент УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"
ESTIMATION OF INNOVATIVE PROJECTS IN ENTERPRISES OF AGROSERVICE
А. TSIMAYEU, the assistant The Establishment of Education "The Belorussian State Agricultural Academy"
В статье рассматриваются вопросы формирования портфеля нововведений на предприятиях по материально-техническому обслуживанию и ре-
In the article questions of formation of the portfolio of innovations at the enterprises on material and technical supplies service and resource