Налоги и налогообложение
методика оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности и субъектам рф
В.Н. ЕДРОНОВА, доктор экономических наук, профессор Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского
И.В. ГАРАХИНА,
старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Волжская государственная академия водного транспорта
Информацией, исходной для оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за определенный период, является:
— налоговая нагрузка по видам экономической деятельности — Приложение 3 к приказу ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467 «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333» «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»;
— номинальный объем произведенного ВВП в текущих ценах по видам экономической деятельности — официальные статистические сведения Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) [1].
Методику оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности можно задать последовательностью следующих шагов:
1. Построение ранжированного ряда уровней налоговой нагрузки по видам экономической деятельности.
2. Оценка типичности средней налоговой нагрузки, представленной в официальном документе ФНС, на основе расчета показателей вариации.
3. Выделение в отдельную группу видов деятельности с уровнями налоговой нагрузки, существенно выше (ниже) средней налоговой нагрузки.
4. Группировка данных с целью выделения однородных по налоговой нагрузке видов деятельности, расчет групповых средних, выявление их типичности.
5. Перегруппировка данных с целью образования однородных по налоговой нагрузке видов деятельности.
6. Формирование матрицы распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности и ее анализ.
1. Построение ранжированного ряда уровней налоговой нагрузки по видам экономической деятельности. На основании Приложения 3 к приказу ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467 «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности» строим ранжированный ряд в порядке возрастания уровней налоговой нагрузки (табл. 1), который послужит базой для реализации последующих «шагов» методики. С этой же целью дополним ранжированный ряд показателем «Объем произведенного ВВП», выступающим основанием для расчета налоговой нагрузки.
2. Оценка типичности средней налоговой нагрузки, представленной в официальном документе ФнС [2, 3], на основе расчета показателей вариации. Для характеристики надежности средней в теории статистики используются различные показатели вариации, отражающие отклонения исходных вариант Хот их среднего значения х размах вариации;
10
финансы и кредит
Таблица 1
Ранжированный ряд уровней налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в 2007 г.
Виды экономической деятельности Налоговая нагрузка, % (X) ВВП, млрд руб. (X - х) (X - х)2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,9 5 840,9 -10,5 110,25
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 8,7 1 275,9 -5,7 32,49
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,0 886,2 -5,4 29,16
Обрабатывающие производства 10,5 5 387,4 -3,9 15,21
Транспорт и связь 15,0 2 669,6 0,6 0,36
Рыболовство, рыбоводство 15,3 72,8 0,9 0,81
Строительство 15,9 1 671,0 1,5 2,25
Гостиницы и рестораны 16,3 256,9 1,9 9,61
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 18,2 548,3 3,8 14,44
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 29,5 2 936,9 15,1 228,01
Добыча полезных ископаемых 54,8 2 952,8 40,4 1 632,16
Итого: 14,4 24 498,7 - 2 068,75
квартальный размах (квартильное отклонение); среднее линейное отклонение; среднее квадра-тическое отклонение; коэффициент осцилляции; относительное линейное отклонение; коэффициент вариации.
Для оценки типичности среднего уровня налоговой нагрузки выберем два наиболее часто используемых в экономических и финансовых расчетах показателя вариации — среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации.
Расчеты, выполненные по данным табл. 1, дают значение среднего квадратического отклонения 80 = + (-) 13,7 %, т. е. фактические значения налоговой нагрузки различных видов деятельности отклоняются от средней налоговой нагрузки в ту и другую сторону в среднем на 13,7 %.
Коэффициент вариации для исследуемой совокупности видов экономической деятельности равен 95 %, что позволяет сделать вывод о том, что средняя налоговая нагрузка в 14,4 % не может служить типичной обобщающей характеристикой налоговой нагрузки, по видам деятельности, перечисленным в табл. 1.
3. Выделение в отдельные группы видов деятельности с уровнями налоговой нагрузки существенно выше (ниже) среднего уровня. Для выделения таких видов деятельности в качестве критерия примем многократное (в разы) превышение фактической нагрузки над средним ее значением (табл. 2).
Анализ данных табл. 2 позволяет выделить две группы видов экономической деятельности, налоговая нагрузка по которым существенно
Таблица 2
Соотношение фактической налоговой нагрузки по видам деятельности и ее среднего значения в 2007 г.
Виды экономической деятельности Налоговая нагрузка, % Отклонение (количество раз)
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,9 0,3
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 8,7 0,6
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,0 0,6
Обрабатывающие производства 10,5 0,7
Транспорт и связь 15,0 1,0
Рыболовство, рыбоводство 15,3 1,1
Строительство 15,9 1,1
Гостиницы и рестораны 16,3 1,1
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 18,2 1,3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 29,5 2,1
Добыча полезных ископаемых 54,8 3,8
Итого: 14,4 -
превышает средний уровень налоговой нагрузки, равный 14,4 %:
— добыча полезных ископаемых — превышение в 3,8 раза;
— операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — превышение в 2 раза.
4. Группировка данных с целью выделения однородных по налоговой нагрузке видов деятельности, расчет групповых средних, выявление их типичности. Для асимметричных распределений исследуемых совокупностей небольшого объема может быть предложен вариант группировки с использованием средних величин, т. е. формирования групп с уровнем налоговой нагрузки ниже и выше средней.
Вычислим среднюю для оставшихся видов деятельности на основании логической формулы расчета налоговой нагрузки:
Н
НН =
ВВП
•100%,
(1)
где НН — налоговая нагрузка; Н — сумма налогов; ВВП — валовой внутренний продукт.
Объем произведенного ВВП в текущих ценах по видам экономической деятельности отражается в официальной статистической информации на сайте ФСГС. Сумму налогов в разрезе видов деятельности (табл. 3) вычислим по формуле:
Н, • ВВП,
Н = -
100
(2)
записать логическую формулу расчета осред-няемого признака исходя из его экономического содержания;
выбрать для расчета среднюю арифметическую взвешенную, если известен знаменатель логической формулы;
использовать среднюю гармоническую взвешенную, если в исходных данных имеется числитель логической формулы исчисления осредняе-мого признака.
В исходных данных (см. табл. 3) известен знаменатель логической формулы (1), следовательно, для расчета налоговой нагрузки по заданному ряду распределения необходимо определить среднюю арифметическую взвешенную по формуле:
Х £Х/
= 17'
(3)
где J — вид экономической деятельности.
Осредняемым признаком Хвыступает налоговая нагрузка, но проблематично определить, чем является «Номинальный объем произведенного ВВП» — численностью единиц исследуемой совокупности /или объемом осредняемого признака w. В таких случаях теорией статистики предусмотрена следующая последовательность действий:
Расчет суммы налогов
где/— ВВП (в текущих ценах); Х/— сумма налогов.
В результате расчетов средняя налоговая нагрузка Х0 = 9,7 %.
Проверим типичность вычисленной средней налоговой нагрузки (табл. 4) по методике, описанной ранее.
Поскольку средняя Х0 = 9,7 % не типична для указанных видов экономической деятельности, укажем группы со значениями налоговой нагрузки, меньшими и большими Х0 (табл. 5).
Данные расчетов по результатам значений, приведенных в строках 3 и 9 табл. 5, показывают, что групповые средние: Х1 = 5,2 %; Х2 = 13,1 %.
Установим типичность вычисленных групповых средних (табл. 6).
Вычисленные показатели вариации по данным табл. 6 имеют вид:
ст1 = ±3,1%; ст2 = ±3,1%; ^ = 59,6%; У2 = 23,7%.
Таблица 3
по видам деятельности
Визы экономической деятельности налоговая нагрузка, (коэффициент X) ВВП, млрд руб. 0) Сумма налогов, млрд руб. (xf)
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 0,039 5 840,9 227,8
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,087 1 275,9 111,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,090 886,2 79,8
Обрабатывающие производства 0,105 5 387,4 565,7
Транспорт и связь 0,150 2 669,6 400,5
Рыболовство, рыбоводство 0,153 72,8 11,2
Строительство 0,159 1 671,0 265,7
Гостиницы и рестораны 0,163 256,9 41,9
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,182 548,3 99,8
Итого: - 18 609,0 1 803,4
12
финансы и кредит
Таблица 4
Исходные данные для оценки типичности средней налоговой нагрузки х0 = 9,7 %
Виды экономической деятельности Налоговая нагрузка, % (X) (X - X) (X - X)2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,9 -5,8 33,64
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 8,7 -1,0 1,00
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,0 -0,7 0,49
Обрабатывающие производства 10,5 0,8 0,64
Транспорт и связь 15,0 5,3 28,09
Рыболовство, рыбоводство 15,3 5,6 31,36
Строительство 15,9 6,2 38,44
Гостиницы и рестораны 16,3 6,6 43,56
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 18,2 8,5 72,25
Итого: - - 249,47
Таблица 5
Группировка видов экономической деятельности по уровню налоговой нагрузки
Виды экономической деятельности Налоговая нагрузка, (коэффициент X) ВВП, млрд руб. Сумма налогов, млрд руб.
Группа 1: X < 9,7 %
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных 0,039 5 840,9 227,8
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного
пользования
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,087 1 275,9 111,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,090 886,2 79,8
Итого по группе 1: - 8 003,0 418,6
Группа 2: X > 9,7 %
Обрабатывающие производства 0,105 5 387,4 565,7
Транспорт и связь 0,15 2 669,6 400,5
Рыболовство, рыбоводство 0,153 72,8 11,2
Строительство 0,159 1 671,0 265,7
Гостиницы и рестораны 0,163 256,9 41,9
Предоставление прочих коммунальных, социальных 0,182 548,3 99,8
и персональных услуг
Итого по группе 2: - 10 606,0 1 384,8
Таблица 6
исходные данные для расчета показателей вариации по групповым средним
Виды экономической деятельности Налоговая нагрузка, % (X) (X - X) (X - X)2
Группа 1: д =5,2 %
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных 3,9 - 1,3 1,69
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного
пользования
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 8,7 3,5 12,25
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,0 3,8 14,44
Итого по группе 1: - - 28,38
Группа 2: Х2 =13,1 %
Обрабатывающие производства 10,5 -2,6 6,76
Транспорт и связь 15,0 1,9 3,61
Рыболовство, рыбоводство 15,3 2,2 4,84
Строительство 15,9 2,8 7,84
Гостиницы и рестораны 16,3 3,2 10,24
Предоставление прочих коммунальных, социальных 18,2 5,1 26,01
и персональных услуг
Итого по группе 2: - - 59,3
Из этого можно сделать вывод об однородности второй группы и неоднородности первой.
5. Перегруппировка данных с целью образования однородных групп. Первую группу разобъем на множества со значениями налоговой нагрузки меньше и больше групповой средней сс1 = 5,2 %. В третью группу попадает только один вид деятельности — оптовая и розничная торговля и ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Виды деятельности четвертой группы представлены в табл. 7.
Таблица 7
Перегруппировка видов экономической деятельности по уровню налоговой нагрузки
Виды экономической деятельности Налоговая нагрузка, (коэффициент X) ВВП, млрд руб. (/) Сумма налогов, млрд руб. (X)
Группа 4: X > 5,2 % Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,087 1 275,9 111,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,090 886,2 79,8
Итого по группе 4: - 2 162,1 190,8
Установим типичность групповой средней сс4 = 8,8 % (табл. 8).
Таблица 8
Исходные данные для расчета показателей вариации по групповой средней
Виды экономической деятельности Налоговая нагрузка, % (X) (X - х) (X - *)2
Группа 4: ж4 = 8,8 % Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 8,7 - 0,1 0,01
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,0 0,2 0,04
Итого по группе 4: - - 0,05
По результатам вычисленных значений из табл 8 показатели вариации имеют вид: ст4 = ±0,16%; У4 = 1,8% .
Исходя из этого, можно сделать вывод об однородности четвертой группы видов экономической деятельности.
В результате группировки и перегруппировки исходных данных о налоговой нагрузке по видам деятельности можно сделать вывод о наличии пяти групп, однородных по уровню налоговой нагрузки:
— группа 1 (средний уровень налоговой нагрузки — 3,9 %): — оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;
— группа 2 (средний уровень налоговой нагрузки — 8,8%): сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
— группа 3 (средний уровень налоговой нагрузки — 13,1 %): обрабатывающие производства; транспорт и связь; рыболовство, рыбоводство; строительство; гостиницы и рестораны; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг;
— группа 4 (средний уровень налоговой нагрузки — 29,5 %): операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
— группа 5 (средний уровень налоговой нагрузки — 54,8 %): добыча полезных ископаемых.
6. Формирование матрицы распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности. Удобной формой наглядного представления результатов оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности может служить матрица, по горизонтали которой фиксируется уровень средней налоговой нагрузки; а по вертикали — виды экономической деятельности (рис. 1).
Матрица, представленная на рис. 1, отображает следующие результаты оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности:
налоговая нагрузка по видам экономической деятельности существенно варьируется, и средний показатель 14,4 %, приведенный в официальном документе ФНС, не может служить типичной обобщающей характеристикой уровня нагрузки по видам деятельности;
предложенная методика группировки данных позволила выделить пять однородных по уровню налоговой нагрузки групп со средними уровнями нагрузки - 3,9 %; 8,8 %; 13,1 %; 29,5 % и 54,8 %;
количество видов деятельности в группах с определенным уровнем налоговой нагрузки различно:
— первая, четвертая и пятая группы - по одному виду деятельности;
— вторая группа - два вида деятельности;
— третья группа - шесть видов деятельности.
Общая схема методики оценки распределения
налоговой нагрузки по видам экономической деятельности представлена на рис. 2.
Методика оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности может быть использована не только на национальном уровне, но и на уровне субъектов Федерации.
Рис. 1. Матрица распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности
Федеральная налоговая служба
Налоговая нагрузка по видам деятельности
Оценка распре^ налоговой нагр статике деления узки по ВЭД в
Федеральная служба государственной статистики
Объем произведенного ВВП
Оценка распределения налоговой нагрузки по ВЭД в динамике
Расчет средних Группировки и
величин и перегруппировка
показателей данных на базе
вариации средних величин до образования
однородных групп
Расчет
аналитических и средних показателей динамики
Поставщики информации
Информация
Задачи
Методы
Рис. 2. Схема оценки распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности
Отметим также возможность применения методики для более детального исследования распределения налоговой нагрузки — не только по видам, но и разновидностям экономической деятельности в соответствии с классификатором ОКВЭД.
Кроме того, данная методика применима для оценки распределения налоговой нагрузки по субъектам Федерации, покажем это на примере субъектов, входящих в состав Приволжского федерального округа (ПФО).
Исходной информацией для оценки распределения налоговой нагрузки в разрезе округов выступает:
данные Федеральной службы по налогам и сборам о поступлении налогов в консолидированный бюджет в разрезе субъектов Российской Федерации [3];
данные Федеральной службы государственной статистики о региональном валовом продукте субъектов РФ [1].
Указанные данные, исчисленные уровни налоговой нагрузки по субъектам ПФО [4] за 2006 г., и данные, необходимые для расчета среднего квадратического отклонения, приведены в табл. 9.
Среднее квадрати-ческое отклонение ст = + (-) 6,2 % и коэффициент вариации V= 25,5 % свидетельствуют о том,
Таблица 9
Налоговая нагрузка субъектов Приволжского федерального округа в 2006 г.
Субъекты округа Поступило налогов, млн руб. (xf) ВРП, млн. руб. (f Налоговая нагрузка, % (X) (X - X) (X - X)2
Башкортостан 108 067,8 505 717,3 21,4 0,0 0,0
Марий Эл 7 187,3 42 521,1 16,9 - 7,2 51,84
Мордовия 12 795,3 56 735,9 22,6 - 1,5 2,25
Татарстан 159 779,1 605 575,2 26,4 2,3 5,29
Удмуртия 63 441,2 163 001,5 38,9 14,8 219,04
Чувашия 17 398,2 91 847,3 18,9 -5,2 27,04
Кировская область 15 757,4 96 404,8 16,4 - 7,7 59,29
Нижегородская область 78 464,9 380 921,3 20,6 - 3,5 12,25
Оренбургская область 90 262,0 299 683,5 30,1 6,0 36,00
Пензенская область 14 040,7 91 074,5 15,4 - 6,7 75,68
Пермский край 100 301,2 393 319,4 25,5 1,4 1,96
Самарская область 117 678,3 490 197,5 24,0 - 0,1 0,01
Саратовская область 43 071,2 200 724,0 21,5 - 5,6 31,36
Ульяновская область 186 999,1 101 314,1 18,5 - 5,6 31,36
Итого: 846 943,6 3 519 037,4 24,1 - 528,78
что налоговая нагрузка в 24,1 % может служить типичной средней нагрузкой субъектов ПФО, и нет необходимости в группировке субъектов с целью выделения однородных по налоговой нагрузке совокупностей субъектов округа.
Как и при оценке распределения налоговой нагрузки по видам налогов, оценка распределения нагрузки по видам деятельности и субъектам Федерации может быть произведена не только в статике, но и в динамике на основании аналитических и средних показателей рядов динамики.
Список литературы
1. Сайт Федеральной службы государственной статистики России. URL:http://www. fsgs. га.
2. Сайт Министерства регионального развития Российской Фудурации. URL:http://www. minregion. га.
3. Сайт Федеральной налоговой службы. URL: http://www.nalog.ru.
4. Сайт Приволжского федерального округа. URL:http://www.pfo.ru.