УДК 332.133.6:005.591.6 С.С. Елецкая, асп., 89192039612
(Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»)
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА
Обосновано, что в регионах первоочередные задачи по управлению инновационной деятельностью необходимо решать с учетом потенциала динамично развивающихся университетов. Предложена методика оценки потенциала динамично развивающегося университета для целей формирования региональных внедренческих технологических платформ на основе таксонометрического метода ранжирования критериев, характеризующих образовательную, научную деятельность вуза и деятельность вуза в области инновационного предпринимательства.
Ключевые слова: региональная внедренческая технологическая платформа, динамично развивающийся вуз.
Для обеспечения кардинальной технологической модернизации экономики России конкретные действия по созданию условий для реализации инновационного процесса необходимо закрепить за регионом. В региональное развитие могут быть вовлечены различные учреждения, негосударственные организации на условиях взаимовыгодного сотрудничества. Применение существующих инструментов инновационного развития (например, технопарков) с требованиями по значительному финансированию из регионального бюджета возможно только для инновационно-развитых регионов. Для депрессивных регионов, особенно в посткризисных условиях, такой механизм развития не приемлем. В отстающих регионах возможен путь формирования технологических платформ по внедрению прорывных инновационных технологий.
Основная идея организации регионального инновационного процесса на основе формирования внедренческой технологической платформы заключается в том, что независимые организации совместно двигают инновационный продукт к коммерциализации, используя при этом весь свой потенциал на взаимовыгодных условиях. В этой связи возникает вопрос -кто должен стать инициатором формирования региональных внедренческих технологических платформ так, чтобы этот новый инструмент работал эффективно?
В 2011 году Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям утвердила перечень из приоритетных технологических платформ, инициаторами, которых выступили ГК «Ростехнологии», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ГК «Росатом», ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России,
ОАО «РусГидро», ГОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина», ГОУ ВПО «Московский физико-технический институт» (МФТИ) и др. [1].
По нашему мнению, сегодня основным локомотивом развития инновационной экономики в регионе должны стать ведущие университеты. Только те вузы, которые могут быстро реагировать на внешние вызовы, поступающие от работодателей, рынка технологий, должны стать основой формирования региональных внедренческих технологических платформ. Ведущий вуз должен сочетать в своей деятельности все функции - образование, науку, инновации.
В большинстве зарубежных стран научная миссия - неотъемлемая составляющая деятельности университетов, эквивалентная образовательной. В среднем в странах ОЭСР 16,8 % затрат на ИР выполняются в секторе образования, в 27 странах - членах ЕС - 23,1 % [2].
Главная составляющая устойчивого и динамичного развития России и модернизации отечественной экономики - создание условий для реализации интеллектуального потенциала нации. Развитию инновационной инфраструктуры вузов принадлежит в этом процессе лидирующая роль. Модернизация экономики, очевидно, требует модернизации системы подготовки профессиональных кадров. Инновационная деятельность высшего учебного заведения становится стратегическим ресурсом системного развития национального материально-технического потенциала. Инноватика сегодня получила статус основного вида деятельности вуза наравне с образованием и наукой. Инновационная деятельность высшего учебного заведения становится стратегическим ресурсом системного развития национального материально-технического потенциала.
В этой связи в регионах возникает объективная необходимость решения первоочередных задач по управлению инновационной деятельностью с учетом потенциала ведущих региональных вузов, однозначно ориентированных на принципиальную обособленность и модернизацию деятельности таких компонент, как сектор исследований и разработок, сектор использования и распространения знаний.
Поэтому дальнейшее развитие исследовательской и инновационной компоненты требует системных изменений в деятельности большинства российских вузов. Технологическая модернизация требует и нового качества подготовки специалистов, востребованных предприятиями - лидерами модернизации. Новые кадры должны быть ориентированы на работу с технологиями завтрашнего дня. В этой связи правомерно утверждать, что современные исследования и инновационная деятельность в вузах - это не только возможность привлечения дополнительных внебюджетных средств, но и важнейшая самостоятельная задача высшей школы, а также необходимая составляющая качественного образовательного процесса.
Решение вышеуказанных задач невозможно без кардинального наращивания прикладных исследовательских компетенций ведущих вузов. Вузы должны как можно в более короткие сроки нарастить компетенции и исследовательские мощности, обеспечивающие им позицию:
- ведущих площадок для аутсорсинга исследовательских работ компаний реального сектора экономики;
- генератора прикладных идей и разработок;
- ключевых площадок для развития инновационного предпринимательства;
- источников наиболее качественной и авторитетной экспертизы прикладных научных и технологических решений для компаний и органов государственного управления.
Пояса малого инновационного предпринимательства должны появляться именно вокруг университетов. При них же надо создавать посевные фонды. Основой для наращивания прикладных компетенций является устойчивое и расширяющееся взаимодействие вузов с фундаментальной наукой, повышение качества фундаментальных и поисковых работ, развитие взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям с Российской Академией наук и другими государственными академиями в рамках формируемой региональной внедренческой технологической платформы.
Вышесказанные мероприятия реализуются в рамках движения динамично развивающихся вузов России к модели глобального исследовательского университета. Во всем мире роль университетов в генерации, использовании и распространении знаний за последние годы значительно выросла. Широкое тиражирование получила так называемая модель глобального исследовательского университета (global research university), в рамках которой университеты становятся активными участниками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность.
К принципиальным особенностям модели глобального исследовательского университета следует отнести:
- превращение университетов в центры коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем;
- реальное включение большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность, которая рассматривается как приоритетная по отношению к преподавательской работе;
- отказ от линейной модели «от фундаментального исследования до прикладной разработки» в пользу тесного сотрудничества с реальным сектором экономики в поисках как заказов на прикладные разработки, так и фундаментальной тематики;
- полидисциплинарность исследований и разработок;
- формирование инновационных производств и организация инно-
вационных предприятий;
- интернационализация научной деятельности, выражающаяся в подключении к передовой глобальной научной генерации знаний, публикации в международных журналах, организации интернациональных исследовательских команд;
- переход на двухуровневую систему бакалавр-магистр, предполагающую активное использование студентов, прежде всего магистратуры, в качестве важнейшей рабочей силы для исследований и разработок;
- освоение студентами базовых компетенций исследовательской и инновационной деятельности через их включение в соответствующие практики.
Движение к модели глобального исследовательского университета происходит не только в странах, где университеты традиционно служили основой национальной исследовательской и инновационной системы (США, Великобритания, Канада), но и там, где исследовательская работа была сосредоточена в академических и отраслевых институтах (Германия, Франция, Финляндия).
Начиная с 2009 года, на этот путь системно вступила и российская высшая школа. В рамках этого движения не только формируется сеть национальных исследовательских университетов, но и создаются стимулы для развития инновационной и исследовательской деятельности во всех российских вузах, прежде всего технических.
В области взаимодействия университета с реальным сектором экономики и академической наукой российские вузы должны найти пути построения взаимовыгодных связей с наукой и индустрией, адекватные рыночной экономике. В программах развитая ведущих университетов должен быть усилен акцент на инновационную компоненту в системе «вуз - предприятие» по сравнению с кадровым обеспечением этих предприятий.
Совместно с академическими институтами и промышленными компаниями вузам следует развивать исследовательскую инфраструктуру, в том числе центры коллективного пользования, базы знаний и образовательных ресурсов, малые инновационные предприятия.
Вместе с тем вузам необходимо более активно использовать возможности, которые открывает государственно-частное партнерство, имея в виду технологические платформы.
Таким образом, правомерно утверждать, что на современном этапе развития инновационной экономики, динамично развивающиеся университеты должны стать теми ключевыми площадками, которые способны обеспечить формирование инновационной среды в регионах на условиях взаимовыгодного сотрудничества и партнерства всех участников инновационного процесса при условии реализации следующих задач:
- развитие сектора исследований и разработок;
- углубление кооперации университетов с передовыми компаниями
реального сектора экономики и научными организациями;
- кардинальное расширение международной интеграции российских университетов, как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок;
- усиление академической мобильности и развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ.
Элементы рекомендуемой модели движения к глобальному исследовательскому университету выполняют следующие функции:
- отдел организации и сопровождения НИОКР;
- отдел научно-технической информации;
- молодежный центр;
- отдел координации деятельности центров коллективного пользования;
- центр трансфера технологий;
- отдел интеллектуальной собственности;
- центр маркетинговых исследований и коммуникаций;
- инновационно-технологический бизнес-инкубатор.
Одним из важнейших вопросов является выбор и обоснование конкретного регионального вуза в качестве основы формирования предлагаемой внедренческой технологической платформы. Эффективность вуза с точки зрения влияния на ситуацию в региональной экономике может выражаться в кадровом обеспечении, в развитии инновационного потенциала, в создании новых рынков, во влиянии на устойчивое состояние общества, что особенно важно сегодня. Следует отметить, что оценка потенциала вузов для целей формирования конкретной технологической платформы должна проводиться в рамках оценки способности региона к формированию внедренческой технологической платформы.
В этой связи возникает объективная необходимость в разработке методики выбора вуза в качестве площадки для формирования региональной внедренческой технологической платформы. Для решения этой проблемы предлагается использование методики рангового рейтингования. Оценка вуза для целей формирования региональной технологической платформы должна включать множество относительных и удельных показателей, поэтому для ранжирования предлагается использование специального математического метода - таксонометрического метода.
Предлагаемая методика ранжирования вузов по совокупности показателей их деятельности состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Выбор показателей, по которым будет осуществляться ранжирование региональных вузов.
Этап 2. Подбор единиц для ранжирования.
Этап 3. Определение важности каждого из выбранных показателей для ранжирования.
Этап 4. Непосредственное проведение процедуры рейтингования
региональных вузов таксонометрическим методом.
В основу предлагаемого метода положены операции с матрицами. Пусть ранжирование п вузов проводится по ш показателям. Тогда совокупность всех значений показателей по этой группе вузов можно представить в виде матрицы:
А =
ап-аг-а'п
(1)
где 1=1,..., ш-номер показателя,] = 1,..., п-номер вуза.
Все показатели имеют разную природу и несравнимые друг с другом значения, поэтому следующим шагом должно быть нормирование показателей. Для этого произведем замену матрицы А на матрицу В:
(ьи..ьХ1..ьХп 4
В = Ъа..Ъг.Ь1п , (2)
- а, — 1 л
где Ъ,, = ——-,а, = - > а,, - среднее значение 1-го показателя для всех ву-
зов, <5,2 =-¿(0^ - в,.) - дисперсия значений ¡-го показателя.
и 1=1
Проведение процедуры нормирования снимает влияние абсолютных величин и вариации значений самих показателей.
На следующем этапе производится формирование «эталонного вуза». Для этого в каждой строке выбирается наилучшее - наибольшее (или наименьшее) значение соответствующего показателя в зависимости от того, какова его оптимальная величина. Характеристика эталонного вуза -это матрица-столбец:
Ь!
(3)
Расчет квазирасстояний ду от любого вуза до эталона дает следующие значения для всех п вузов:
Я^ЁМ1)2- (4)
I-1 621
Выбор лучшего вуза осуществляется методом наименьших квадратов. Вуз, имеющий минимальное значение Л,, следует признать лучшим.
При применении таксонометрического метода можно ввести весовые коэффициенты сравнимой значимости показателей с, , и тогда получим:
т / \
(5)
/=1
т
2>,=i- (6)
Предлагается проводить оценку вузов - потенциальных инициаторов региональной технологической платформы по трем группам критериев:
- критерии, характеризующие образовательную деятельность вуза;
- критерии, характеризующие научную деятельность вуза;
- критерии, характеризующие деятельность вуза в области инновационного предпринимательства.
Среди критериев, характеризующих научную деятельность вуза, следует выделить:
- удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме выполненных научной организацией работ, услуг (%);
- внутренние затраты на исследования и разработки отнесенные к численности исследователей (тыс. руб./чел.);
- число защищенных за период оценки работниками научной организации докторских и кандидатских диссертаций, отнесенное к численности исследователей;
- число опубликованных докладов, тезисов докладов, представленных работниками научной организации на крупных конференциях, симпозиумах и чтениях (более 150 участников), а также конференциях, организованных в соответствии с планами федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук или на средства российских и международных фондов (включая РФФИ и РГНФ), отнесенное к численности исследователей;
- основные области и наиболее значимые результаты фундаментальных и прикладных исследований и разработок инновационного характера;
- информация о стратегических партнёрах университета в России и за рубежом, развитие интеграции с другими научно-исследовательскими, образовательными и научно-производственными организациями.
К критериям, характеризующим образовательную деятельность вуза, относятся:
- приоритетные для университета направления и специальности целевой подготовки кадров, реализация по ним программ непрерывного образования; использование в учебном процессе результатов научных исследований; основные заинтересованные отрасли экономики России и работо-
датели для выпускников университета;
- кадровый потенциал, включая наличие ведущих научных школ;
- масштаб и эффективность работы по подготовке и аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации;
- характеристика публикационной активности, участия в организации и работе всероссийских и международных конгрессов, конференций, симпозиумов (организаторы, приглашенные докладчики);
Приведем информацию, характеризующую деятельность вуза в области инновационного предпринимательства:
- обеспеченность научно-образовательного процесса и выполнения разработок инновационного характера материально-технической базой, включая наличие уникального оборудования, средств высокопроизводительных вычислений, центров коллективного пользования;
- наличие в университете программ и организационных структур, обеспечивающих функционирование систем управления качеством, развития персонала, управления интеллектуальной собственностью, международного сотрудничества;
- сумма в расчете на одного работника университета, которую сторонние компании вкладывают в исследовательскую деятельность университета;
- наличие в вузе малых инновационных предприятий и эффективность их деятельности;
- общий бюджет инновационных проектов, реализуемых вузом, в том числе: совместно с вузами, совместно с научными организациями;
Предлагаемая методика оценки потенциала динамично развивающегося вуза позволит выбрать эффективного координатора формируемой внедренческой технологической платформы. Учет трех составляющих: эффективности научной, образовательной и инновационной деятельности региональных вузов, обеспечивает качественную оценку реального потенциала университетов для целей инновационного развития конкретного региона.
Таким образом, в настоящее время в России достаточно ясно поставлена задача глубокой модернизации региональной экономики на основе инновационной деятельности. Наука и образование являются базой этой модернизации. В этой связи переход к модели регионального инновационного процесса на основе формирования внедренческих технологических платформ с учетом потенциала динамично развивающегося вуза, при которой трансформация знаний в реальную инновационную продукцию будет происходить наиболее эффективно, является первоочередным стратегическим условием для самостоятельного развития регионов.
Библиографический список
1. Письмо Минобрнауки России «Об участии в формировании программ инновационного развития госкомпаний и перечня технологических платформ» с приложениями. - http://mon.gov.ru/dok/akt/7963/
2. Российский инновационный индекс / под ред. Л.М. Гохберга. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. 84 с.
S.S.Yelets
Technique of the mark ofpotential of dynamically developing university for formation of regional extradrenchesky technological platforms
It is proved that in regions it is necessary to solve priorities on management of innovative activity taking into account potential of dynamically developing universities. The technique of a mark of potential of dynamically developing university for formation regional technological platforms is offered.