Научная статья на тему 'Методика оценки освоения компетенций по образовательным программам высшего образования'

Методика оценки освоения компетенций по образовательным программам высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / СФОРМИРОВАННОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЗНАЧИМОСТЬ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ РАБОТНИКА / QUALITY OF EDUCATION / COMPETENCES FORMATION / PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM / COMPETENCE-BASED APPROACH / SIGNIFICANCE OF COMPETENCE / PROFESSIONAL KNOWLEDGE OF WORKER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева М. Н., Мочалова Л. А.

В статье рассматривается предлагаемая авторами методика оценки освоения компетенций обучающимися по образовательным программам высшего образования, которая предусматривает прохождение четырёх последовательных этапов. На первом этапе из рабочей программы дисциплины выписываются оцениваемые компетенции и согласно трудоемкости устанавливается весомость дисциплины в формировании каждой из них. На втором этапе обосновывается весомость каждого из оценочных средств, способствующих проверке освоения компетенций. На третьем этапе первоначально анализируется журнал учета обучающихся и рассчитывается среднее значение оценок для каждого дня учебных занятий, далее определяются значения оценок с учетом их весомости по компетенциям и, так как оценочные средства могут повторяться, осуществляется определение средних значений для одинаковых оценочных средств в рамках формирующихся компетенций. На основе полученных данных становится возможной оценка освоения каждой из компетенций. Наличие данных об их весомости позволяет оценивать освоение компетенций обучающимися в процессе изучения ими той или иной дисциплины. И, наконец, на четвертом этапе возможна подобная оценка освоения компетенций отдельными обучающимися. Предлагаемая методика достаточно проста, понятна и удобна в использовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева М. Н., Мочалова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment method of competences’ mastering within educational programs of higher education

The paper considers the offered by the authors’ method of assessment of students’ mastering of competences within educational programs of higher education; it supposes four successive stages. On the first stage of a subject’s working program it is necessary to write out the assessing competences and according to a labor intensity to set a subject’s capacity in forming every of them. The second stage assumes substantiation capacities of each of assessing tools promoting a check of competences ’ mastering. The third stage analyzes a students ’ daybook and calculates a medium value marks for each day of studying; then it defines values of marks taking into account their capacity for competences and, because of the fact that assessing tools can be repeated, it carries out an identification of medium values for the same assessing tools in the frames of forming competences. On the base of outcomes the assessment of each competence is possible. The presence of data about their capacity allows assessing competences ’ mastering by students within studying of this or that subject. Finally, the fourth stage makes possible to carry out the same assessment of competences ’ mastering by each student. The offered method is rather simple, clear and easy-to-use.

Текст научной работы на тему «Методика оценки освоения компетенций по образовательным программам высшего образования»

М.Н. Игнатьева, доктор экон. наук, профессор, Л.А. Мочалова, доктор экон. наук, зав. кафедрой, Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается предлагаемая авторами методика оценки освоения компетенций обучающимися по образовательным программам высшего образования, которая предусматривает прохождение четырёх последовательных этапов. На первом этапе из рабочей программы дисциплины выписываются оцениваемые компетенции и согласно трудоемкости устанавливается весомость дисциплины в формировании каждой из них. На втором этапе обосновывается весомость каждого из оценочных средств, способствующих проверке освоения компетенций. На третьем этапе - первоначально анализируется журнал учета обучающихся и рассчитывается среднее значение оценок для каждого дня учебных занятий, далее определяются значения оценок с учетом их весомости по компетенциям и, так как оценочные средства могут повторяться, осуществляется определение средних значений для одинаковых оценочных средств в рамках формирующихся компетенций. На основе полученных данных становится возможной оценка освоения каждой из компетенций. Наличие данных об их весомости позволяет оценивать освоение компетенций обучающимися в процессе изучения ими той или иной дисциплины. И, наконец, на четвертом этапе возможна подобная оценка освоения компетенций отдельными обучающимися. Предлагаемая методика достаточно проста, понятна и удобна в использовании.

Ключевые слова: качество обучения, сформированность компетенций, профессиональная образовательная программа, компетентностный подход, значимость компетенции, профессиональные знания работника.

В современных условиях набор критериев, характеризующих молодого специалиста, существенно расширился. Если раньше основное внимание уделялось профессиональным знаниям работника, то сегодня в центр внимания выдвигается поведение работника, стиль исполнения им работы, позволяющий завоевать и сохранить новые рынки сбыта, что предполагает обращение к компетенциям.1 Компетентностно-ориен-тированное образование - требование времени, реакция на изменение социально-экономических условий, на появление нового пласта требований, предъявляемых к молодому специалисту, которые недостаточно

учитывались или вообще не учитывались ранее.

«Компетентность - это способность применять знания, умения и навыки, а также личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных си-туациях»2. Компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой - отражает междисциплинарные требования к результатам образования. Особенностью новых требований является их (результатов) универсальность. В.И. Байденко говорит о «базовых навы-

дискуссия

журнал научных публикаций

ках»3, А.Г. Бермус - о «ключевых компетенциях»4.

Компетентностный подход, имеющий новую ценностную ориентацию, предполагает и новые требования ко всем составляющим образовательного процесса - к качеству профессорско-преподавательского состава, к образовательным технологиям.5 В этой ситуации предоставление образовательной услуги не должно ограничиваться образовательной учебной программой. Она должна дополняться как минимум программой внеучебной работы, а также планом научно-исследовательской работы. В свою очередь, образовательный процесс должен предусматривать использование новых образовательных технологий и новых систем контроля и оценки. Оценка качества подготовки выпускников в новой компетент-ностно-методологической парадигме профессионального образования требует разработки принципиально новых технологий оценивания приобретаемых обучающимися характеристик, формирующих их компетенции, создания новых систем оценки сфор-мированности компетенций.6 В настоящее время особую значимость при преподавании дисциплин, в том числе по экономическим образовательным программам высше-

го образования, приобретает оценка степени освоения обучающимися компетенций, формируемых в рамках преподавания той или иной дисциплины.

Авторами предлагается методика оценки освоения компетенций, основополагающими принципами которой являются:

— комплексность оценки, что предполагает установление степени освоения обучающимися всего перечня компетенций;

— объективность измерения и контролируемость, что требует осуществления оценивания на протяжении всего периода обучения, а также привлечения к обоснованию весомости оценочных средств группы экспертов;

— учёт специфики используемых оценочных средств в освоении компетенций;

— выполнение оценочных процедур в нескольких вариантах: освоение компетенций всеми обучающимися учебной группы, индивидуальное освоение компетенций, освоение отдельных компетенций и всего перечня компетенций по конкретной дисциплине;

— ориентация промежуточных оценок, выполняемых на протяжении всего учебного процесса (на каждом учебном занятии), на конкретный результат - освоение компе-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

тенций в процессе преподавания дисциплины;

— процедура оценивания освоения ком -петенций базируется на результатах оценивания по пятибалльной щкале, при этом оценки выставляются обучающимся на каждом учебном занятии.

Согласно рекомендациям авторов, оценке может подлежать весь перечень компетенций, формируемых в процессе преподавания дисциплины с учётом используемых оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации. Роль оценочных средств в освоении компетенций не равноценна, что находит отражение в установлении весомости, определяемой экспертами. Достоверность конечной оценки предопределяет обращение к анализу текущих оценок обучающихся на всех учебных занятиях.

Алгоритм реализации предлагаемого методического подхода сводится к следующим последовательным действиям.

1. На первом этапе осуществляется выделение компетенций, которые должны быть освоены обучающимися при изучении рас-

Компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой - отражает междисциплинарные требования к результатам образования.

сматриваемой дисциплины. Для примера, компетенции обучающегося, которые формируются в результате освоения, например, экономической дисциплины «Х» - УК-1, ПК-3 - и ПК-5, исходя из того, что он должен знать, уметь и владеть (табл. 1).

Далее устанавливается значимость дисциплины в формировании компетенций: чем больше часов уделено материалу, при освоении которого формируется оцениваемая компетенция, тем важнее рассматриваемая дисциплина в плане формирования компетенции, и наоборот. При этом суммарная величина весомости дисциплины для всех формирующихся при её чтении компетенций должна быть равна 1,0. Значимость дисциплины в формировании компетенций определяется исходя из общего количества часов аудиторных занятий, представленных в тематическом плане дисциплины, пример которого приведён в табл. 2.

Из тематического плана следует, что трудоемкость освоения компетенций в часах такова: УК-1 - 24, ПК-3 - 3, ПК-5 - 45, что позволяет получить значимость дисциплины

Таблица 1

Формирование компетенций по дисциплине «Х»

Освоение дисциплины Содержание

Знать Закономерности функционирования современных экономических наук (ПК-3); ключевые источники политической экономии, микроэкономической теории и т.д. (УК-1); актуальные проблемы экономики природопользования (ПК-5)

Уметь Анализировать варианты принимаемых решений на макроэкономическом уровне хозяйствования (УК-1); ставить задачи в области методологии экономики природопользования (ПК-5); свободно ориентироваться в современных дискуссиях по проблемам экономики природопользования (ПК-5); разрабатывать, применять и совершенствовать методы управления природопользованием и охраной окружающей среды (ПК-5)

Владеть Навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в историческом аспекте и направлениях экономической мысли (УК-1); навыками критического анализа и оценки современных научных достижений, генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); навыками разработки теоретических и методологических принципов, методов и способов управления социальными и экономическими системами (ПК-3)

Таблица 2

Тематический план дисциплины «Х» с учетом оценочных средств

Номер п/п Раздел/тема дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы (оценочные средства) текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Формируемые компетенции

Лекции Практические занятия Самостоятельная работа УК-1 ПК-3 ПК-5

Всего, в том числе 36 36 502

1 Экономическая теория 12 12 102

1.1 Политическая экономия 2 2 20 Устный опрос + - -

1.2 Микроэкономическая теория 4 4 30 Устный опрос + - -

Письменное домашнее задание + - -

1.3 Макроэкономическая теория 4 4 30 Доклад + - -

Дискуссия + - -

1.4 Институционная и эволюционная экономическая теория 2 2 22 Кейс + - -

2 Теоретические и практические основы специализации 24 24 400

2.1 Базовые понятия специальности 2 - 50 - - - -

2.2 Экономическое развитие и природный фактор 4 6 70 Кейс - - +

Реферат - - +

Доклад - + -

2.3 Экономика и управление природными ресурсами 4 4 70 Кейс - - +

Дискуссия - - +

2.4 Экономика и управление охраной окружающей среды 4 4 70 Дискуссия - - +

Письменное домашнее задание - - +

2.5 Основы эколого-экономиче-ского механизма устойчивого развития 6 6 70 Устный опрос - - +

Реферат - - +

Письменное домашнее задание - - +

2.6 Специализированные проблемы экономики природопользования 4 4 70 Дискуссия - - +

Реферат - - +

Промежуточная аттестация Экзамен (Э) + + +

Таблица 3

Значимость дисциплины «Х» в формировании компетенций

Код компетенции Содержание компетенции Значимость дисциплины

УК-1 Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях 0,33

ПК-3 Владение навыками разработки теоретических и методологических принципов, методов и способов управления социальными и экономическими системами 0,05

ПК-5 Умение разрабатывать, применять и совершенствовать методы управления природопользованием и охраной окружающей среды 0,62

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций *

Таблица 4

Весомость оценочных средств текущего контроля успеваемости

Компетенция Оценочные средства Промежуточная аттестация - экзамен в форме теста Итого

Устный опрос Реферат Кейс Доклад Дискуссия Письменное домашнее задание

УК-1 0,10 - 0,15 0,20 0,15 0,20 0,20 1,00

ПК-3 - - - 0,80 - - 0,20 1,00

ПК-5 0,10 0,20 0,15 - 0,15 0,20 0,20 1,00

Примечание. Результаты экзамена распределяются по всем компетенциям с одинаковой весомостью 0,20.

в формировании компетенций, представленную в табл. 3.

На втором этапе реализации предлагаемой методики из тематического плана дисциплины выписываются все используемые формы (оценочные средства) текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В их числе могут быть письменные домашние задания, кейс, устный опрос, дискуссия, доклад и др. В рассматриваемом примере на основе тематического плана установлено, что в процессе преподавания дисциплины «Х» используются шесть оценочных средств текущего контроля и экзамен в рамках промежуточной аттестации. По каждой компетенции устанавливается

весомость оценочных средств, способствующих её освоению обучающимся. Величина весомости может быть определена самим преподавателем либо по результатам экспертного опроса, проведенного среди нескольких преподавателей данной дисциплины. Пример величины весомости для оценочных средств отражен в табл. 4.

На третьем этапе анализируется журнал учета обучающихся, в котором при отсутствии обучающегося на занятии независимо от причины отсутствия выставляется неудовлетворительная оценка. Виды учебной работы определяются тематическим планом дисциплины, в котором по каждой теме указаны часы аудиторных занятий и виды оце-

Таблица 5

Распределение оценочных средств

Компетенция Наименование темы занятия Оценочные средства

Тема 1.1 Устный опрос (УО)

Тема 1.2 Устный опрос (УО)

Письменное домашнее задание (ПЗ)

УК-1 Тема 1.3 Доклад (Д)

Дискуссия (Дис)

Тема 1.4 Кейс (К)

Тест (Т)

ПК-3 Тема 2.2 Доклад (Д)

Тест (Т)

Тема 2.2 Кейс (К)

Реферат (Р)

Тема 2.3 Кейс (К)

Дискуссия (Дис)

Тема 2.4 Дискуссия (Дис)

ПК-5 Письменное домашнее задание (ПЗ)

Устный опрос (УО)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема 2.5 Реферат (Р)

Письменное домашнее задание (ПЗ)

Дискуссия (Дис)

Тема 2.6 Реферат (Р)

Тест (Т)

Таблица б

Оценка освоения компетенций обучающимися

Компетенции (аббревиатура)

Фамилия И.О. обучающегося УК-1 ПК-3 ПК-5

Оценочные средства

УО из Д Дис К Т Д Т К Р К Дис ПЗ УО р ПЗ Дис Р Т

Номер учебного занятия

1 2 3 4 5 6 Э 9 Э 7 8 10 11 12 13 14 15 16 17 18 э

Иванов A.A. 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 4 5 4 4 5 4 4

Смирнов Б.П. 4 4 3 4 4 3 4 5 5 5 4 5 5 5 5 4

Петров И.П. 3 3 4 4 5 5 4 5 5 5 5 5 5 5 4 5

Волков А.Р. 2 5 4 4 4 4 4 2 3 4 4 4 4 4 4 4 5 4

Попова И.М. 5 4 3 4 4 4 4 4 2 4 4 4 4 4 4 4 4

Орлов Т.Р. 2 4 2 3 3 3 3 4 3 4 3 4 3 4 4 3

Серова Е.Е. 3 3 3 4 4 4 4 3 4 4 3 3 3 2 3 3 3 4 4

Леонов А.П. 5 5 4 5 5 2 5 4 5 5 5 4 4 4 4 3 3 5

Никонова В. JI. 4 5 4 4 5 4 4 5 5 5 5 4 4 5 5 4 4 4

Буров В.А. 5 4 4 4 5 5 5 5 4 4 4 5 5 5 5 5

Среднее значение оценки 4,4 3,6 3,9 3,5 3,9 4,0 4,2 3,8 4,2 3,2 4,1 3,8 4,4 4,2 4,2 3,3 4,3 4,2 4,2 4,2 4,2

Весомость ОД 0,1 0,2 0,2 0,15 0,15 0,2 0,8 0,2 0,15 0,2 0,15 0,15 0,15 0,2 0,1 0,2 0,2 0,15 0,2 0,2

Средневзвешенные значения 0,44 0,36 0,58 0,7 0,58 0,60 0,84 3,04 0,84 0,48 0,82 0,57 0,66 0,63 0,84 0,33 0,86 0,84 0,63 0,84 0,84

Среднее значение по одинаковым компетенциям 0,4 0,58 0,7 0,58 0,6 0,84 3,04 0,84 - 0,84 0,52 0,84 - 0,33 - 0,84 - - 0,84

Освоение компетенций УК-1 = 3,70 ПК-3 = 3,88 ПК-5 = 4,21

Освоение всех компетенций по дисциплине одновременно 3,70 4

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

ночных средств. Для рассматриваемого примера распределение оценочных средств отражено в табл. 5.

Пример учета формирования компетенций в ходе преподавания дисциплины «Х» приведен в табл. 6. В условном примере согласно тематическому плану учебная работа по дисциплине «Х» включает 36 часов лекций и 36 часов практических занятий; промежуточная аттестация - экзамен. В табл. 6 оцениваются уровень освоения обучающимися каждой из компетенций (в данном случае УК-1, ПК-3 и ПК-5) и общий уровень освоения компетенций в процессе преподавания дисциплины «Х».

Для оценки уровня освоения отдельной компетенции определяются среднеарифметические значения оценки по отдельным оценочным средствам и тестированию для каждого дня учебных занятий. Далее от среднеарифметического значения необходим переход к оценке средневзвешенного значения с учетом весомости оценочных средств. Затем в рамках каждой из компетенций при наличии использования одинаковых оценочных средств по ним рассчитывается среднеарифметическое значение, а суммарное значение определяет уровень освоения каждой из компетенций. Так, для УК-1 оно составит 3,70, для ПК-3 - 3,88, для ПК-5 -4,21. Для определения уровня освоения ком -петенций в целом в процессе преподавания дисциплины «Х» выполняется расчет этой величины с учетом значимости дисциплины в формировании компетенций. В рассматриваемом примере расчеты выглядят следующим образом: 3,70 • 0,33 + 3,88 • 0,05 + 4,21 • 0,62 = 4,02.

Из расчетов следует, что обучающиеся освоили УК-1, ПК-5 и ПК-3 на «хорошо» и в целом освоение компетенций по дисциплине оценивается на «хорошо».

На четвертом этапе возможно выполнение оценки освоения компетенций каждым из обучающихся. Например, для А.А. Иванова (см. табл. 6) оценка освоения УК-1 составит

4 • 0,1+4 • 0,2 + 4 • 0,15 + 4 • 0,15 + 4 • 0,2

-= 4,0.

4 • 0,8 + 4 • 0,2 = 4,0.

ПК-5:

0,

, 4+4+4 \ / 5+4+5 \

(оо+Т") • 0,2 + 4 • 0,15 + (+-0-00) • 0,15

+

+

050+040

( 2 ) • 0,2 + 4 • 0,2 :

4 • 0-4+4 • 0,14+4,7 • 0,15+4,5 • 0-2+4 • +2 0,9

= 4,3.

ПК-3:

Оценка освоения компетенций обучающимся А. А. Ивановым в целом составляет 4 • 0,33 + 4 • 0,05 + 4,3 • 0,62 = 4,19. Таким образом, предлагаемый методический инструментарий позволяет оценивать освоение обучающимися как отдельных компетенций по конкретной дисциплине, так и всех компетенций по дисциплине в целом.

Качественная оценка освоения компетенций позволит оперативно производить мониторинг, контролировать и устранять недочеты в образовательном процессе по программам высшего образования, что несомненно скажется на качестве образовательной услуги и уровне подготовленности выпускников вуза, 'jjj

Литература

1. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство к компетенциям: пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. 224 с.

2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного похода в образовании [Электронный ресурс] // Эйдос. 2005. 10 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 21.10.2017).

3. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. С. 22-46.

4. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного похода в образовании [Электронный ресурс] // Эйдос. 2005. 10 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 21.10.2017).

5. Масленникова И.С., Горбунов В.В. Компетент-ностный подход при проектировании учебных материалов по ФГОС ВПО 3-го поколения. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 63 с.

6. Елтунова И.Б. Модель системы оценки профессиональных компетенций [Электронный ре-

сурс] // Современные проблемы науки и образо- ru/ru/artide/view?id= 17261 (дата обращения: вания. 2015. № 1-1. URL: https://science-education. 28.09.2017).

ASSESSMENT METHOD OF COMPETENCES' MASTERING WITHIN EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION

M.N. Ignatyeva, Doctor of Economics, Professor.

L.A. Mochalova, Doctor of Economics, the head of the department.

Ural State Mining University.

Yekaterinburg, Russia.

[email protected]

The paper considers the offered by the authors' method of assessment of students' mastering of competences within educational programs of higher education; it supposes four successive stages. On the first stage of a subject's working program it is necessary to write out the assessing competences and according to a labor intensity to set a subject's capacity in forming every of them. The second stage assumes substantiation capacities of each of assessing tools promoting a check of competences' mastering. The third stage analyzes a students' daybook and calculates a medium value marks for each day of studying; then it defines values of marks taking into account their capacity for competences and, because of the fact that assessing tools can be repeated, it carries out an identification of medium values for the same assessing tools in the frames of forming competences. On the base of outcomes the assessment of each competence is possible. The presence of data about their capacity allows assessing competences' mastering by students within studying of this or that subject. Finally, the fourth stage makes possible to carry out the same assessment of competences' mastering by each student. The offered method is rather simple, clear and easy-to-use.

Key words: quality of education, competences formation, professional educational program, competence-based approach, significance of competence, professional knowledge of worker.

References

1. Uiddet S., Holliford S. Rukovodstvo k kompeten-ciyam [A guide to competencies]; per. s angl. M.: HIPPO, 2003. 224 s.

2. Bermus A.G. Problemy i perspektivy realizacii kompetentnostnogo pohoda v obrazovanii [Problems and prospects of realization of the competence of the hike in education] // Internet-zhurnal «EHjdos». 2005. 10 sentyabrya. Rezhim dostupa: http://www.eidos.ru/ journal/2005/0910-12.htm (accessed: 21.10.2017).

3. Bajdenko V.I., Oskarsson B. Bazovye navyki (kly-uchevye kompetencii) kak integriruyushchij faktor obrazovatel'nogo processa [Basic skills (key competences) as the integrating factor of educational process] // Professional'noe obrazovanie i formirovanie lichnosti specialista. M., 2002. S. 22-46.

4. Bermus A.G. Problemy i perspektivy realizacii kompetentnostnogo pohoda v obrazovanii [Prob-

lems and prospects of realization of the competence of the hike in education] // Internet-zhurnal «EHjdos». 2005. 10 sentyabrya. Rezhim dostupa: http:// www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (accessed: 21.10.2017).

5. Maslennikova I.S., Gorbunov VV Kompetentnost-nyj podhod pri proektirovanii uchebnyh materialov po FGOS VPO 3-go pokoleniya [Competence approach in the design of educational materials according to fgos VPO of the 3rd generation]. SPb.: SPb-GIEHU, 2010. 63 s.

6. Eltunova I.B. Model' sistemy ocenki pro-fessional'nyh kompetencij [The model of the system of evaluation of professional competencies] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=17261 (accessed: 28.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.