Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4
Экономика
УДК 338.465.4
Методика оценки конкурентоспособности предприятий, занятых в сфере жилищно-коммунальных услуг
Нуруллина О.В.
Аспирант кафедры экономики и управления в городском хозяйстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Для повышения конкурентоспособности жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) необходимо повысить энергоэффективность жилого фонда. Решение данной проблемы зависит от проводимой государством экономической политики и выработки концептуальных и методических подходов, адекватных требованиям современных рыночных отношений. Для определения эффективности внедряемых мероприятий в статье раскрывается авторская методика оценки конкурентоспособности предприятий, занятых в данной сфере.
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, ЖКХ, жилищный фонд, конкурентоспособность, уровень конкурентоспособности.
Конкурентоспособность предприятий ЖКХ во многом обусловлена не только их способностью оказывать традиционные услуги, но и потенциалом улучшения их качества, снижения издержек и затрат ограниченных природных ресурсов. В общем можно предположить, что основной целью реформы ЖКХ является превращение отрасли в полноценный и устойчивый рынок.
С развитием конкуренции развивается и ее методическая основа. Основные направления совершенствования в этой области связаны как с внешними, так и с внутренними условиями развития ЖКХ. Поэтому для оценки конкурентоспособности сферы жилищно-коммунальных услуг автором предлагается экономико-математическая модель, имеющая целью совершенствование процесса управления качеством ЖКУ. Методической основой проведения оценки конкурентоспособности сферы жилищнокоммунальных услуг выступает принцип разделения на системы показателей:
- уровня качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ;
- уровня технического состояния жилищного фонда.
Показатели общей оценки деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг делятся на стимуляторы (показатели, увеличение значений которых 90
говорит об улучшении общей оценки работы) и дестимуляторы (показатели, уменьшение величины которых говорит о повышении общей оценки работы).
В таблице 1 представлена авторская методика расчета показателей конкурентоспособности сферы жилищно-коммунальных услуг.
Далее в процессе проведения анализа конкурентоспособности предприятия, занятого в сфере жилищно-коммунальных услуг, необходимо полученные значения из каждой группы показателей привести к сопоставимому виду (пригодному для сравнения). С помощью метода балльных оценок рассчитываются обобщающие интегральные значения показателей каждой группы. Для расчета балльных оценок по показателям - стимуляторам будем использовать формулу (1) [1, с. 31]:
__ у __у
х__-х_
ши у
тшпу
(1)
где Ху - значения дифференцированных показателей (балльная оценка) по каждому году;
Xy - значения показателей эффективности предприятия по каждому году;
X , X - максимальное и минимальное значе-
max y mmy
ние по каждому показателю.
Для расчета балльных оценок по показателям -дестимуляторам используем формулу (2) [1, с. 31]:
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4
Экономика
Таблица 1 Весовые значения по-
Перечень рекомендуемых показателей конкурентоспособности сферы жилищно-коммунальных услуг (авторская разработка)
Показатель Формула расчета Условные обозначения Критерий
Система показателей уровня качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ
Качество ЖКУ (Кжку) 5m + 4m + 3k Кжку 5(n + m + k) n, m, k - количество потребителей услуг, давших соответственно, оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» 0,6....1
Показатель ресурсо- сбережения (Рсб) О Рб — "У Ообщ От - объем услуг, рассчитанных по приборам учета; О , - общее количество общ “ услуг 0....1
Рентабельность ЖКУ (R ) ' жку' R —БПр жку З БП - прибыль от реализации ЖКУ; З - затраты на производство и реализацию услуг > 10 %
Система показателей уровня технического состояния жилищного фонда
Доля рынка ЖКУ (Джку) _ Vo6c Джку V к общ Vo6c - объем обслуживаемого жилого фонда; V, - общий объем общ “ жилого фонда (в городе, муниципальном образовании, регионе) 0,2.1
Коэффициент модернизации (Кмод) Ф ^обн к — гхмод Ф К общ Ф , - стоимость мод обновленных (модернизированных) основных средств, технических и технологических решений; Фобщ - общая стоимость основных средств и оборудования > 10 %
Коэффициент аварийности (К ) ' авар' S авар к — 1Хавар S я общ Saeap - площадь жилья, оказавшегося под воздействием аварийной ситуации в инженерных коммуникациях; Soбщ - общая площадь жилого фонда 1....0
Дополнительный показатель «Уровень оплаты труда» как индикатор менеджмента в организации:
Уровень оплаты труда (Отр) ЗПЛ О — пр тр ЗПЛ ср ЗПЛ - средняя заработная плата по предприятию; ЗПЛ - средняя заработная плата по отрасли 0,3 1
казателей, установленные экспертным путем, по группам показателей представлены в таблице 2.
Графическая иллюстрация двухмерной модели оценки конкурентоспособности сферы жилищнокоммунальных услуг предполагает расположение по осям следующих значений:
X - интегральные значения уровня качества предоставляемых услуг;
У - интегральные значения уровня технического состояния жилищного фонда (рис. 1).
На рис. 1 прозрачным остается поле оптимального сочетания технических и качественных показателей, светло-серым указано поле среднего состояния, в темно-серую ячейку попадают наиболее слабые, неконкурентные предприятия сферы ЖКУ. При проведении оценки конкурентоспособности сферы жилищнокоммунальных услуг важно рассматривать все значения полученных показателей в каждой группе в совокупности. Поэтому далее проведем расчет комплексного показателя конкурентоспособности сферы жилищно-коммунальных услуг с применением формулы средней взвешенной ариф-
метической:
____ X — X
X =1 — - ^ тш->’
X — X
Л шаху Л imnji
(2)
На следующем этапе проведем расчеты обобщающих интегральных показателей с помощью коэффициентов весомости по формуле:
m __
3™, =2Х-2УС^1 , (3)
т-i
где Э . - значение обобщающего интегрального показателя по каждому году;
Ху - значения дифференцированных показателей (балльная оценка) по каждому году;
ВКу - коэффициент весомости каждого показателя.
К = 0,5У + 0,5У ,
жку 7 кп 7 тп
где К - конкурентоспособность сферы жилищно-коммунальных услуг;
У - уровень качества предоставляемых услуг;
У - уровень технического состояния жилищно-
тп J А
го фонда.
Предлагаемая экономико-математическая модель дает однозначное представление о влиянии качества предоставляемых услуг как основной деятельности предприятия ЖКХ на изменение его конкурентоспособности, сочетает в себе применение различных методов финансового анализа и представляет собой комплексную оценку уровня конкурентоспособности сферы жилищно-коммунальных услуг.
91
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4
Экономика
Таблица 2
Весовые значения показателей по группам
Показатели уровня качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ
ВК к АЖКУ Рсб R жку
0,4 0,34 0,26
Показатели уровня технического состояния жилищного фонда
ВК Джку К Амод К хавао
0,23 0,42 0,35
конкурентоспособности предприятия, занятого в сфере жилищно-коммунальных услуг
Важность экономического содержания рассмотренного оценочного процесса заключается в системном расчете показателей, которые наиболее полно раскрываются в жилищно-коммунальной сфере, поэтому считаем необходимым осуществить моделирование деятельности отдельных, значимых для региона предприятий сферы ЖКХ, с целью оценки результатов их качественной и технической деятельности.
Литература:
1. Фролова Н.В. Рыночная оценка конкурентоспособности промышленных предприятий на основе многофакторной модели // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 20(125). - С. 27-33.
2. Романова А.И., Миронова М.Д., Казаков В.А. Использование метода экспертных оценок при количественном анализе рисков в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Вестник ИНЖЭ-КОНа.- 2010. - № 2. - С. 76-80.
3. Нуруллина О.В., Галкина Э.Ю., Трофимова Т.П. Конкурентоспособность предприятий Нижнекамского промышленного округа. - Нижнекамск, 2010. - 96 с.
Methods of Assessment of Competitiveness of the Enterprises in the Sphere of Housing Maintenance and Utilities Services
O. Nurullina
Kazan State University of Architecture and Engineering
Increase of competitiveness of housing maintenance and utilities services demands energy efficiency of housing stock. Solving of the stated problem depends on state economic policy and working out of conceptual and methodological approaches meeting the demands of present market relations. The author proposes methods of assessment of competitiveness of the enterprises in the stated sphere in order to analyze the efficiency of taken steps.
Key words: housing-and-municipal services, housing and communal services, available housing, competitiveness, competitiveness level.
92