УДК 378.14:004.7
Насейкина Л.Ф.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье представлен методический подход к оценке уровня подготовки будущих IT-специали-стов к профессиональной деятельности в области вычислительных сетей и телекоммуникаций. В качестве характеристики их профессиональной готовности предлагается использование интегрального показателя «компетентность в области сетевых информационных технологий», основой формирования которого являются профессионально-значимые и личностные качества выпускников.
Ключевые слова: оценка подготовки будущих IT-специалистов, профессионально-значимые и личностные качества выпускников.
Особенностью текущего этапа развития российского общества является создание и проникновение во все сферы жизнедеятельности различных средств информационных и телекоммуникационных технологий. Как результат, возросла потребность в высококвалифицированных специалистах, занимающихся компьютерным оборудованием и программным обеспечением для вычислительной техники - программистах, системных администраторах, сетевых и программных инженерах.
Современный рынок труда предлагает большое количество специалистов в сфере 1Т-услуг,однако в условиях высокой конкуренции, стали предъявляться достаточно высокие тре-бованияк уровню их профессиональной подготовки. На сегодняшний день,конкурентоспособ-ный 1Т-специалист должен обладать не только базовыми знаниями и умениями в сфере вычислительных сетей и телекоммуникаций, но и профессиональной компетентностью или компетентностью в области сетевых информационных технологий.
В работе [1] нами отмечено, что под компетентностью в области сетевых информационных технологий понимается «интегративное качество, определяющее способность решать профессиональные проблемы и типичные задачи в области сетевых информационных технологий, возникающие в реальных ситуациях при осуществлении профессиональной деятельности по работе с вычислительными сетямии отражающее уровень его готовности успешно реализовать свою деятельность в области вычислительных сетей и телекоммуникаций».Вы-сокий уровень сформированности данного качества специалиста позволит ему быть более востребованным в сфере вычислительных сетей и телекоммуникаций.
В этом контексте стали повышаться требования к уровню подготовки выпускников технических направлений вузов, в том числе и студентов, будущих 1Т-специалистов, обучающихся по направлению 230100 - «Информатика и вычислительная техника», областью профессиональной деятельности которых является ЭВМ, системы и сети, системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки изделий, программное обеспечение автоматизированных систем [2].
После окончания вуза студенты технических направленийвузов сталкиваются с тем, что при приеме на работу уровень их профессиональной подготовки, полученной в результате обучение в вузе, во многом не соответствует тре-бованиямсовременных работодателей в области сетевых информационных технологий.Дру-гими словами, выпускники оказываются не готовыми к профессиональной деятельности в современной ¡Т-сфере.
Следовательно, перед системой высшего образования стоит задача подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных в сфере 1Т-услуг и способных выдержать конкуренцию на современном рынке труда.
Для этого в вузе, еще на этапе обучения будущих 1Т-специалистов, следует ориентироваться на удовлетворение потребностей потенциальных работодателей - главных заказчиков и потребителей образовательных услуг.
С целью совершенствования подготовки выпускников направления 230100 - «Информатика и вычислительная техника» нами было принято решение о разработке эталонной модели, включающей перечень требований работодателей к уровню подготовки современного 1Т-специалиста, к которому следует стремиться, при подготовке студентов в вузе.
Использование модели, как эталонного образа профессионала будет способствовать повышению качества подготовки выпускников, позволит педагогам, при проведении аудиторных занятий, использовать соответствующие формы и методы организации учебного процесса, направленные на формирование необходимых качеств студентов.
В ходе проводимого исследования, нами была разработана эталонная компетентностная модель 1Т-специалиста, включающая перечень требований к уровню сформированности профессионально-значимых и личностных качеств, которые необходимы сотруднику, чтобы стать конкурентоспособным в сфере1Т-услуг.
Для определения профессионально-значимых качеств, необходимых специалисту для успешной реализации профессиональной деятельности в области сетевых информационных технологий, нами был изучен профессиональный 1Т-стандарт (квалификационные требования к специалисту по системному администрированию) [3].
В результате проведенного анализа, нами были выявлено, что таковыми профессионально-значимыми качествами являются:
1. Знания в области сетевых информационных технологий, которые включают в себя информацию о сетевых топологиях, методах проектирования и создания структурированной кабельной системы, средствах диагностики и устранения неисправностей в вычислительных сетях. Помимо этого они также включают в себя знания о сетевых протоколах и методах разработки распределенных приложений с использованием баз данных на основе архитектуры клиент-сервер.
2. Умения проектирования и конфигурирования вычислительных сетей, предполагающие обладаниеумениями построения схем 1Р-сетей с использованием масок переменной длины. Помимо этого, они также включают в себя умения установки и настройки коммуникационного оборудования,системного и прикладного программного обеспечения, диагностики неисправностей в локальных сетях. Также сюда относятся умения администрирования сервера, решение проблем аппаратного и программного обеспечения.
3. Навыки реализация сетевых протоколов с помощью программных средств (сетевое программирование), которые включают в себя разработку алгоритмов программ, настройку системного и прикладного обеспечения для поддержки
сетевого режима работы с помощью протокола TCP/IP, использование современных интегрированных сред программирования для написания, отладки и тестирования сетевых приложений, функционирующих на основе архитектуры клиент-сервер. Помимо этого, они также включают в себя разработку систем распределенной обработки данных, в том числе на основе веб-интерфейса.
4. Опыт профессиональной деятельности, предполагающий глубокое погружение в профессиональную среду, решение практических задач отдела системного администрирования по обеспечению бесперебойной работы программного и аппаратного обеспечения организации, а также реализация информационной безопасности вычислительной сети.
5. Мотивацияк самореализации в профессиональной деятельности, характеризующаяся увлеченностью выбранной профессией, осознанием значимости своего труда, реализацией себя в выбранной сфере деятельности. Помимо этого, данное качество предполагает обладаниевы-сокой степенью удовлетворенности своим ремеслом, готовностью и заинтересованностью выполнять соответствующую данной должности работу, стремлением к повышению профессионального уровня и мастерства.
С целью определения личностных качеств IT-специалиста, нами были изучены требования ФГОС ВПО по направлению 230100 -«Информатика и вычислительная техника» [2]. В результате проведенного анализа, было выявлено, что таковыми личностными качествами являются:
1. Лидерство, которое проявляется в способности формировать коллектив и вести его к намеченным целям, на основе личного авторитета. Обладание данным личностным качеством характеризуется наличием организаторских способностей, умениемуправлять группой сотрудников, направлять их, при решении профессиональных задач.
2. Коммуникабельность, характеризующаяся умением устанавливать контакт, как с коллегами, так и с руководством, слушать и слышать, задавать вопросы. Коммуникабельность проявляется во владении навыками грамотно и аргументировано выражать свои мысли, презентации себя, своих услуг, а также навыках письменного изложения информации.
3. Умение работать в команде, которое характеризуется умением общаться и взаимодействовать со своими коллегами, вежливостью и
уважительным отношением к ним. Проявляется в умении понимать других людей, их позицию. Сотрудники, обладающие данным личностным качеством, активно обсуждают проблемы в команде и принимают все решения совместно.
4. Стрессоустойчивость, характеризующаяся легкой адаптацией сотрудников к возникающим нестандартным ситуациям в профессиональной среде, работоспособностью и выносливостью в течение длительного времени.
5. Стремление к самообучению и развитию, которое характеризуется обладанием внутренней мотивацией на приобретение новых знаний, стремлением к самообразованию и профессиональному совершенству на протяжении всей жизни. Предполагает изучение новинок отечественной и зарубежной профессиональной литературы, стремление к карьерному росту.
6. Креативность, характеризующаяся новаторством и творческим подходом при решении ежедневных задач в профессиональной деятельности. Данное личное качество предполагает поиск сотрудником нестандартных решений проблемных задач в профессиональной сфере.
7. Ответственность, подразумевающая способность сотрудником принимать решения в сложных ситуациях и отвечать за их последствия. Предполагает оценку предполагаемых последствий и выполнение принятых на себя обязательств. При невозможности выполнить обещанное, сотрудник предпринимает все возможное для минимизации ущерба и оповещает об изменениях заинтересованные стороны.
8. Самостоятельность, которая проявляется в независимости сотрудника, его способности действовать без постоянного вмешательства и практической помощи из вне, при решении профессиональных задач.
9. Аккуратность, предполагающая выполнение работы сотрудником без помарок, ошибок и погрешностей.
10. Усидчивость, проявляющаяся в терпении, самоорганизации и выдержке, при решении профессиональных задач, обычно требующих длительной сидячей работы.
Следует отметить, что выявленные и про-фессионально-значимыеиличностные качества являются основой формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов, определенных на основе анализа требований ФГОС ВПО по направлению 230100 -«Информатика и вычислительная техника».
На наш взгляд, в результате формирования перечисленных профессиональных и общекультурных компетенций, у выпускников будет сформирован определенный уровень компетентности в области сетевых информационных технологий, который, в свою очередь, будет характеризовать готовность будущего 1Т-специали-ста к профессиональной деятельности в области вычислительных сетей и телекоммуникаций.
Другими словами, компетентность в области сетевых информационных технологий, характеризующая готовность будущих1Т-специ-алистов к профессиональной деятельности в области вычислительных сетей и телекоммуникации, определяется уровнем сформированно-сти профессионально-значимыхкачеств, с одной стороны и уровнем сформированности лич-ностныхкачеств, с другой.
В ходе разработки эталонной компетент-ностной модели 1Т-специалиста нами было выдвинуто предположение о том, что определенные качества сотрудников являются доминирующими для успешной реализации своей профессиональной деятельности, а другие нет.
С целью определения наиболее важных качеств сотрудников в сфере сетевых информационных технологий, нами было опрошено более пятидесяти руководителей и ведущих сотрудников отделов системного администрирования различных организаций (центр информационных технологий Оренбургского государственного университета, налоговая инспекция ИФНС по Дзержинскому району г. Оренбурга, служба эксплуатации 1Р - сетей ЗАО «Телесот», ООО «РН-Информ», ОАО «Само-тлорнефтегаз», компания «ENTech», ООО «Стройландия» и многие другие).
Результаты мониторинга мнения руководителей по выбору наиболее важных профессионально-значимых и личностных качеств 1Т-специалистов представлены на рисунках 1 и 2.
Как видно из рисунка 1, по мнению большинства руководителей, в первую очередь, 1Т-специалистам необходимо наличие таких профессионально-значимых качеств, как навыки сетевого программирования и умения проектирования вычислительных сетей. Остальные профессионально-значимые качества были выбраны в меньшей степени, следовательно, для 1Т-специалистов, по мнению руководителей, они являются менее важными.
Как видно из рисунка 2, по мнению большинства руководителей, наиболее важными для
1Т-сотрудниковявляются такие личностные качества, как стремление к самообучению и развитию, а также умение работать в команде. Остальные личностные качества были выбраны в меньшей степени, следовательно, для 1Т-специ-алистов, по мнению руководителей, они являются менее важными.
Полученные результаты позволили нам выявить доминирующие качества, необходимые для построенияэталонной компетентностной модели 1Т-специалиста.Полученная модель включает требования к уровню сформирован-ности профессионально-значимых и личностных качеств сотрудника сферы сетевых информационных технологий (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий), в соответствии с пожеланиями современных работодателей в сфере 1Т-услуг (рисунок 3).
Исходя из требований эталонной компетентностной модели 1Т-специалиста, нами была разработана методика определение готовности выпускников технических направлений вузов к профессиональной деятельности в области вычислительных сетей и телекоммуникаций. Использование данной методики позволит определить соответствие уровня подготовки выпускников технических направлений вузов требованиям вакантной должности в отделе системного администрирования.
В основу предложенной методики положено мнение о том, что каждому качеству необходимо присвоить весовой коэффициент, отражающий егозначимость для сотрудника, для того, чтобы успешно реализоваться в профессиональной деятельности в сфере 1Т-услуг.
В качестве критерия соответствия уровня подготовки выпускников требованиям должностей1Т-отдела использовался показатель «компетентность в области сетевых информационных технологий», которыйформируется в результате оценки профессионально-значимых и личностных качеств, как сумма баллов всех показателей, с учетом весовых коэффициентов:
Ё а * к
кР=(-
Ё К
-)/100,
где Кр - показатель «компетентность в области сетевых информационных технологий»; Ь. - оценка 1-го критерия в процентах; К .- весовой коэффициент 1-го критерия.
Используемые в формуле (1) весовые коэффициенты определяют степень важности данного качества для сотрудника, для того чтобы выполнять обязанности, в соответствии с должностями 1Т-отдела. Весовые коэффициенты значимости качеств 1Т-специалиста представлены в таблице 1.
Таким образом, согласно разработанной методики, после прохождения всех испытаний претендентами на должность в 1Т-отдел, сотруднику по подбору персонала будут доступны результаты сформированности каждого из профессионально-значимых и личностных качеств кандидатов. На основе этих данных он будет иметь возможность определить итоговый уровень сформированности показателя «компетентность в области сетевых технологий» каждого кандидата, как характеристики его готовности к профессиональной деятельности в области вычислительных сетей и телекоммуникации.
В ходе проводимого исследования нами была разработана шкала для оценки уровня
Рисунок 1. Результаты мониторинга мнения руководителей по выбору наиболее важных профессионально-значимых качеств 1Т-специалистов
Рисунок 2. Результаты мониторинга мнения руководителей по выбору наиболее важных личностных качеств 1Т-специалистов
1=1
1=1
сформированности компетентности в области сетевых информационных технологий ^-специалиста (желаемый, необходимый, достаточный, недостаточный, недопустимый) (таблица 2).
Полученное значение показателя «компетентность в области сетевых информационных технологий» (К) позволит оценить соответствие подготовки кандидатов (в том числе и выпускни-ков,будущих ^-специалистов) требованиям руководителей в сфере вычислительных сетей и телекоммуникаций и оказать помощь при подборе наиболее подходящего сотрудника 1Т-отдела.
Помимо этого, при использовании данной методики в вузе, преподаватель сможет скорректировать формы и методы организации информационно-учебной деятельности [4], способствующие формированию необходимых профессионально-значимых и личностных качеств будущих ^-специалистов.
Хотелось бы отметить, что предложенная методика успешно применяется при подготовке студентов на факультете информационных технологий Оренбургского государственного университета. Внедрение данной методики по-
Рисунок 3. Эталонная компетентностная модель 1Т-специалиста
Таблица 1. Весовые коэффициенты значимости качеств 1Т-специалиста
Сотрудник 1Т-отдела Личностные качества Профессионально-значимые качества
Стремление к самообучению и развитию Умение работать в команде Ответственность Стрессоустойчивость Самостоятельность Усидчивость Коммуникабельность Креативность Аккуратность Лидерство Знания в области СИТ Умения проектирования сетей Навыки сетевого программирования Опыт профессиональной деятельности Мотивация к самореализации
Весовой коэффициент 0,9 0,9 0,7 0,7 0,7 0,5 0,5 0,3 0,3 0,3 0,5 0,9 0,9 0,7 0,7
Таблица 2. Шкала оценки показателя «Компетентность в области сетевых информационных технологий» (К )
Уровень показателя Количество баллов Оценка и основные рекомендации
Высокий (желаемый) 0,81-1,0 Кандидат полностью удовлетворяет всем требованиям должности. Проблемные показатели отсутствуют.
Выше среднего (необходимый) 0,61-0,8 Кандидат удовлетворяет требованиям должности. Имеется несколько проблемных показателей, которые могут быть легко откорректированы в процессе адаптации.
Средний (достаточный) 0,41-0,6 Кандидат частично удовлетворяет требованиям должности. Небольшое количество проблемных показателей, требующих корректировки в процессе адаптации.
Ниже среднего (недостаточный) 0,21-0,4 Кандидат не удовлетворяет требованиям должности. Большое количество проблемных показателей, требующих корректировки средствами дополнительной профессиональной переподготовки.
Низкий (недопустимый) 0-0,2 Кандидат не удовлетворяет минимальным требованиям должности.
зволило провести исследование уровня сфор-мированности показателя «компетентность в области сетевых информационных технологий». Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что уровень подготовки большинства выпускников соответствует требованиям современных работодателей в сфере сетевых информационных технологий.
Резюмируя вышесказанное можно заключить следующее:
- на основемнения руководителей 1Т-от-расли выявлены доминирующие профессионально-значимые и личностные качества, необходимые специалистам для успешной реализации профессиональной деятельности в области вычислительных сетей и телекоммуникаций;
- разработана эталонная компетентностная модель 1Т-специалиста, включающая требования к уровню сформированности профессионально-значимых и личностных качеств сотрудников в сфере сетевых информационных технологий;
- на основе требований эталонной компете-ностной модели 1Т-специалиста создана методика, позволяющая оценить соответствие уровня подготовки кандидатов на должность требованиям руководителей 1Т-отдела, а также оказать помощь в поддержке принятия решения при выборе наиболее подходящего сотрудника;
- использование предложенной методики в вузе позволит преподавателю скорректировать соответствующие формы и методы организации учебной деятельности будущих 1Т-специалистов.
30.03.2014
Список литературы:
1. Насейкина, Л.Ф. Методика формирования компетентности в области сетевых информационных технологий студентов-программистов в условиях уровневого образования // Вестник ОГУ, 2013. - №2. - С. 183-190.
2. Федеральный Государственный Образовательный стандарт Высшего Профессионального образования по направлению подготовки 230100 - «Информатика и вычислительная техника» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.osu.ra/docs//bachelor/fgos/230100b.pdf. - Дата обращения: 20.03.2014.
3. Квалификационные требования (профессиональный стандарт) в области информационных технологий «Специалист по системному администрированию» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apkit.ru/committees/education/ meetings/standarts.php. - Дата обращения: 20.03.2014.
4. Семенова, Н.Г. Теоретические основы создания и применения мультимедийных обучающих систем лекционных курсов электротехнических дисциплин: монография. - Оренбург, ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - 317 с.
Сведения об авторе:
Насейкина Лилия Фаритовна, доцент кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем Оренбургского государственного университета,
кандидат педагогических наук
460019, г. Оренбург, Шарлыкское шоссе, 5, ауд. 14405, е-шаП: [email protected].