Научная статья на тему 'Методика оценки инновационного и социально- экономического развития региона как инструмент совершенствования инновационно-ориентированной политики стимулирования экономического роста'

Методика оценки инновационного и социально- экономического развития региона как инструмент совершенствования инновационно-ориентированной политики стимулирования экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафин Р. А.

Освещаются вопросы необходимости проведения инновационно-ориентированной политики в России, содержится анализ необходимости применения методики оценки инновационного и социально-экономического развития региона как инструмента совершенствования политики стимулирования экономического роста. В статье обосновывается необходимость проведения систематизированных и продуманных мер по проведению инновационно-ориентированной политики в целях формирования эффективной инновационной экономики, основанной на максимально полном раскрытии инновационного потенциала каждого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сафин Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки инновационного и социально- экономического развития региона как инструмент совершенствования инновационно-ориентированной политики стимулирования экономического роста»

Литература

1. Основы экономической теории человеческого капитала: Методологические и институциональные аспекты: Монография / Под ред. чл.- корр. Академии наук Татарстана Ф.Г.Хамидуллина. Казань: Изд-во «ФЭН» АНРТ, 2007. 258 с.

2. С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова. Теория рынка труда. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1999.

3. Экономика труда: (социально-трудовые отношения)/ Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. 736 с.

4. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Издательство МГУ, 1996.

5. Труд и занятость в Республике Татарстан. Статистический сборник. Казань: Издательский центр Татарстанстата, 2006. 112 с.

6. Дрямов В.П. Роль образования и профессиональной подготовки в повышении качества рабочей силы// Уровень жизни населения регионов России. 2006. Вып.9. С.50-55.

© Д. Е. Краснов - асп. каф. экономики КГТУ.

УДК 330.3 Р. А. Сафин

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО И СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЛИТИКИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Освещаются вопросы необходимости проведения инновационноориентированной политики в России, содержится анализ необходимости применения методики оценки инновационного и социально-экономического развития региона как инструмента совершенствования политики стимулирования экономического роста. В статье обосновывается необходимость проведения систематизированных и продуманных мер по проведению инновационноориентированной политики в целях формирования эффективной инновационной экономики, основанной на максимально полном раскрытии инновационного потенциала каждого региона.

Экономический рост стран и отдельных регионов, уровень жизни населения во многом определяются эффективностью научной и инновационно-технологической деятельности. В течение последних двух-трех десятилетий в ведущих странах проводится политика,

направленная на создание конкурентных преимуществ национальных и региональных экономических систем [3].

В настоящее время экономический рост остается центральной проблемой макроэкономической политики всех государств. Разницу составляет лишь ступень, на которой находится то или иное государство в своем экономическом развитии и которая определяет круг проблем, замкнутый на вопросе экономического роста.

Безусловно, одним из приоритетных стратегических направлений повышения конкурентоспособности государства является переход к инновационной экономике развития, основанной на использовании человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов и высоких технологий, а не поддержание рентной экономики, базирующейся на эксплуатации природных богатств. Выбор таких приоритетных направлений подразумевает целенаправленную государственную инновационно-ориентированную политику, так как без целенаправленной деятельности по модернизации экономики, формированию инновационной среды, дальнейший экономический рост России в среднесрочной и долгосрочной перспективе невозможен.

Следует принять тот факт, что России на пути перехода к инновационной экономике предстоит решать проблемы догоняющего развития.

В экономической литературе процесс догоняющего развития представляется как последовательность сменяющих друг друга стадий [2]:

1) начальную стадию модернизации (индустриализации);

2) стадию инициации экспортно-ориентированного роста;

3) стадию стимулирования ускоренного инновационного развития;

4) стадию развитого рынка (инновационной экономики)

На первой стадии страна ставит перед собой задачу переоснащения внутреннего производства. Для выполнения этой задачи за рубежом приобретаются станки и оборудование, что способствует накоплению знаний и навыков, необходимых для совершенствования национальной промышленности. Происходит активное заимствование технологий, зарубежные инвесторы создают отечественные и совместные предприятия, масштабы которых со временем увеличиваются. На этой стадии политика государства должна поощрять ввоз инвестиционных товаров и, следовательно, предусматривать низкие тарифы на их импорт, субсидии импортерам оборудования, высокий уровень заимствований и, возможно, искусственно завышенный валютный курс, помогающий импортерам. Вместе с тем целесообразно ограничивать импорт конечной промышленной продукции.

В результате развития собственной промышленности импортная составляющая перестает играть существенную роль, а молодое отечественное производство, даже и защищенное таможенными пошлинами, сталкивается с ограниченностью внутреннего рынка, которая тормозит повышение его эффективности и приближение стандартов качества к международным. С этого момента начинается второй этап - стадия инициации экспортно-ориентированного роста. Первоочередной задачей данного этапа становится выход на внешний рынок. Фирмы-экспортеры вынуждены конкурировать с производителями из передовых стран, поэтому им приходится внедрять новые технологии и методы управления, следовать высоким стандартам качества, учиться маркетингу. Следует отметить, что накопленные экспортерами знания влияют на положение и в других секторах производства.

Данной стадии, как правило, присущи слабость рыночных институтов, относительно низкий уровень развития человеческого капитала и технологий. На данном эта-

пе целесообразно использовать как селективные, так и неселективные инструменты государственной политики для поощрения экспорта и ограничения импорта. Важными целями при этом являются создание рыночной инфраструктуры и постепенная децентрализация экономики.

Для стадии стимулирования ускоренного инновационного развития характерны уменьшение прямого вмешательства государства в экономику, замещение селективных инструментов неселективными, постепенное снижение барьеров на пути импорта и экспорта, поддержка малых предприятий, дерегулирование рынка капитала и упор на привлечение инвестиций.

На стадии развитого рынка большинство инструментов селективной промышленной политики теряют свое значение либо используются лишь в экстраординарных ситуациях, например, усиливая свое вмешательство в экономику на стадии спада и ослабляя его в периоды благоприятной конъюнктуры [2].

Из вышесказанного следует, что для проведения инновационноориентированной политики стимулирования экономического роста государство должно следовать весьма сложной стратегии, каждый раз выбирая политику, адекватную той или иной стадии модернизации, и своевременно изменяя ее при переходе от одной стадии к другой.

Для России с ее огромной территорией, высоким уровнем образования, сырьевой ориентацией экономики и низким качеством институтов проблема стимулирования экономического роста особенно актуальна. Переход с траектории медленного роста на более эффективную обусловливает необходимость сбора информации обо всей системе и координации усилий многих экономических агентов, но ни того, ни другого конкурентный рынок не обеспечивает и, по нашему мнению, основная роль в этом процессе должна принадлежать государству. России необходима продуманная и эффективная инновационно-ориентированная политика стимулирования экономического роста как на федеральном, так и на региональном уровнях, так как стратегия экономического развития страны невозможна без понимания ее регионального измерения.

Под инновационно-ориентированной политикой следует понимать составную часть социально-экономической политики направленной на развитие приоритетных направлений и стимулирование инновационной деятельности для формирования инновационных «точек роста».

В условиях ограниченных ресурсов и методов государственного регулирования необходимо четко представлять основные направления такой политики и использовать их наилучшим образом. Рациональная экономическая политика не может быть универсальной, поскольку должна соответствовать уровню экономического и социального развития страны, следовательно, необходимо постоянно отслеживать динамику инновационного и социально-экономического развития страны, регионов.

Необходимым элементом общенационального роста является региональный экономический рост, достижение заданных темпов которого на практике представляется труднореализуемой задачей, сопряженной с выполнением большого числа экономических, социальных, институциональных и других условий.

Создание в регионе совокупности таких условий связано с решением проблемы управления региональным экономическим ростом, совершенствованием системы его прогнозирования, планирования и программирования. В ряде регионов законодательно не закреплены концепции и стратегические планы социально-экономического развития, не разработаны комплексы долгосрочных мероприятий, направленных на экономический рост.

Эффективность управления экономическим ростом региона сопряжена со знанием количественных оценок его факторов, которые фрагментарно и не в полной мере находят отражения в стратегии социально-экономического развития региона.

Вполне очевидно, что необходима методика оценки инновационного и социальноэкономического развития регионов Российской Федерации, которая позволяла бы определять траекторию развития региона и фиксировать результаты принимаемых на федеральном уровне решений. Ведь хорошо известно, что в силу серьезных различий в социальноэкономическом развитии регионов эти решения приводят к различным последствиям, в том числе и отрицательным. Данные, полученные с помощью такой методики, позволят повысить эффективность государственной экономической политики за счет своевременной нейтрализации отрицательных моментов и активизации внутренних факторов роста в регионах России. Метод позволит объективно отражать состояние факторов развития территории с разных сторон, а также проводить сравнение регионов как по интегральному показателю, так и по конкретным, отдельно используемым показателям в масштабе федерации и федеральных округов.

Главная трудность комплексного оценивания заключается в выборе наиболее представительных и относительно независимых статистических показателей (индикаторов) и разработке принципов их сопоставления для построения комплексных критериев, с помощью которых можно наглядно и объективно представлять складывающуюся картину. Комплексные показатели могут иметь разную природу и алгоритмы построения. Например, широко применяемым из них является валовой внутренний продукт, интегрирующий результаты всех видов деятельности, приводящих к созданию добавленной стоимости [1].

По нашему мнению, методика оценки инновационного и социально-экономического развития страны, региона должна отвечать следующим требованиям:

- быть легко формализуемой, следовательно, опираться на существующую систему статистических показателей;

- объективно отражать состояние факторов развития территории с разных сторон;

- быть относительно компактной, т.е. количество используемых показателей должно быть небольшим;

- графическая интерпретация должна быть удобной для восприятия;

- возможность выведения интегрального рейтинга на основе используемых показателей;

- возможность видоизменения системы показателей в зависимости от целей исследования.

Выбор статистических показателей, используемых при анализе, по нашему мнению необходимо провести с помощью факторного и/или кластерного анализа. Это позволит перейти от исходной совокупности переменных к существенно меньшему их числу, а также провести их группировку. Провести данные анализы можно с помощью широко распространенных средств компьютерного анализа данных SPSS (Statistical Package for the Social Science) или STATISTICA.

Оценка уровня развития предполагает определение характеризующих этот уровень показателей и сравнение их с базой, эталоном, т.е. необходима база сравнения. С математической точки зрения это сравнение числителя со знаменателем. Таким образом, для определения уровня необходимо сформировать систему показателей, характеризующих результат (числитель) и обусловивший его потенциал (знаменатель). Стандартизованное значение показателя Х* может вычисляться по одной их формул вида (Х - Х0)/ а , где в качестве Х0 как точки отсчета могут выступать Хтах, Хт|П или Хср, а СТ - подходящая мера рассеяния (сред-

неквадратическое отклонение, Хтах-Хт|П и т.п.). Если в качестве нормирующего делителя используется некоторое фиксированное (нормативное) значение, то рейтинг может показывать не только взаимное положение анализируемых объектов, но и изменение их состояния во времени [1].

Например, для комплексной оценки развития региона возможно применение метода, аналогичного методу «многомерной средней» с той лишь разницей, что берется отношение показателя не к средней величине, а к разнице (интервалу) между максимальным и минимальным значение ряда. При суммировании регион с минимальным потенциалом будет иметь рейтинг, близкий к нулю, а регион с максимальным - соответственно максимально удаленный от нуля.

Выбор именно такого метода может быть обусловлен тем, что при использовании способа простой суммы мест не отражается дифференциация показателей - насколько один регион отличается от другого. При использовании метода многомерной средней с отнесением к среднему уровню происходит искажение сводного индекса за счет разного размаха вариации различных показателей. Применение формулы расчета относительно интервала между лучшими и худшими величинами элиминирует влияние этого фактора, наглядно показывая не только место региона, но и дифференциацию между ними. Кроме того, в отличие от простого соотнесения с максимальным (или минимальным значением ряда), использование диапазона между максимальным и минимальным значениями позволяет получить ряд с большой вариацией признака (т.е. более информативный) и оперировать как с положительными, так и с отрицательными значениями [1].

Частные индексы (1_к) по каждому конкретному показателю к (к=1,2,3...т) будут рассчитываться по формуле:

где Ai - значение показателя у i-го региона (i =1,2,3... n); Amax - максимальное значение показателя; Amin - минимальное значение показателя. Как правило, лучшим является максимальное значение, но в некоторых случаях таковым является минимальное, в частности, для уровня преступности, безработицы и т.п. Тогда формула приобретет вид:

В обоих случаях значение индекса находится в диапазоне от 0 до 1, и чем больше значение индекса, тем величина показателя ближе к лучшему.

Содержательная интерпретация полученных данных может быть следующей. Полученная величина индекса показывает положение региона относительно лучших и худших значений. Например, если значение частного индекса (допустим по количеству малых предприятий) равно 0,5, то это значит, что регион по этому показателю занимает среднее положение на шкале, а не то, что количество малых предприятий в нем в 2 раза меньше или больше экстремальных значений.

При необходимости нахождения компонентного индекса Ц по каждой конкретной группе рассчитывается по формуле:

где N - количество показателей, входящих в данный индекс.

Интегральный рейтинг уровня социально-экономического развития региона (У1) получается в результате простого сложения компонентных индексов. Чем он больше, тем сильнее развита территория, тем выше потенциал региона:

Lj = £ Lk/N,

Yi = £ Lj.

Как уже говорилось выше, оценка уровня развития предполагает определение характеризующих этот уровень показателей и сравнение их с базой, эталоном, т. е. необходима база сравнения и определение минимальных и максимальных значений по каждому из показателей.

В результате мы получим ряд данных с наихудшими показателями - это так называемый абстрактный «худший регион» - и ряд данных с наилучшими показателями -«лучший регион». Таким образом, сравнение регионов будет возможно производить с этими абстрактными «регионами».

На основе полученных результатов возможно проведение подробного анализа ситуации в одном или нескольких регионах, что позволит разработать конкретные мероприятия по улучшению экономической ситуации.

Таким образом, использование методики оценки уровня и сравнения инновационного и социально-экономического развития регионов Российской Федерации позволит не только проводить адекватные современной ситуации в регионе направления по совершенствованию государственной инновационной политики, но и дает возможность региональным органам управления в условиях ограниченных ресурсов и методов государственного регулирования использовать их наилучшим образом. Кроме того, проведение продуманной, а главное осознанной инновационно-ориентированной политики должно помочь в формировании мощной инновационной экономики, основанной на максимально полном раскрытии инновационного потенциала каждого региона в частности и страны в целом.

Литература

1. Беляков Д.Е. Развитие социально-экономического потенциала регионов в условиях рыночной экономики: Дис. ... канд. экон. наук. 2001. 157 с.

2. Полтерович В., Попов В. Эволюционная теория экономической политики // Вопросы экономики. 2006. №7. С.4-22.

3. Шевцов А. В. Формирование стратегии и механизмов инновационного развития региональной экономики: Автореф. дис. . канд. экон. наук / Тюмень, 2004. 20 с.

© Р. А. Сафин - асп. каф. экономики КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.